Решение по делу № 2-1156/2014 от 18.06.2014

к делу №2-1156/14

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ст. Северская                                     15 июля 2014 года

Северский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Макаренко В.В.,

с участием председателей заявителя Горбенко Т.М., Овчаренко А.Г.,

представителя Управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края Вознюк В.С.,

при секретаре Проскуряковой И.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Попандопуло Василия Васильевича об оспаривании решений управления по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края, комитета по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края,

УСТАНОВИЛ:

Попандопуло В.В. обратился в суд с заявлением, которым оспаривает приказ управления по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края от 11.08.2008г. №<...> и распоряжение комитета по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края от 21.05.1996г. №<...>, просит признать указанные решения недействительными.

В обоснование своих требований заявитель указал, что на основании постановления главы администрации Северского района Краснодарского края №1379 от 29.12.1994г. и договора купли-продажи от <...>. им было приобретено право собственности на земельный участок площадью <...>.м. с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу: <...>», о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним <...>. сделана запись регистрации №<...>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права №<...>, выданным <...>.

При хозяйственном освоении земельного участка, в целях исключения нахождения на вышеуказанном земельном участке объектов археологического наследия, следуя рекомендациям своего представителя Овчаренко А.Г., действующего на основании доверенности, был заключен договор №<...> от <...>. с ООО «Южно-Российский центр археологических исследований» для подготовки отчета об итогах проведения археологических работ.

Взаимодействия с Управлением по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края (далее – Управление), Институтом археологии АН и различными учреждениями и организациями г. Краснодара по вопросу получения достоверных архивных сведений, подтверждающих или опровергающих предположения о возможности нахождения на земельном участке памятников археологии, осуществлял представитель заявителя.

Спустя несколько лет, а именно 15.03.2014г. от представителя заявителю стало известно, что согласно полученным от ООО «ЮРЦАИ» сведениям в результате проведенных архивных и археологических разведок методом шурфов на принадлежащем ему земельном участке предположительно были установлены границы селища «Вышка», которая по результатам шурфовки имело слабовыраженный слой с керамическим материалом раннежелезного века. Также было уточнено расположение кургана «Северский 28А».

Основанием для выводов ООО «ЮРЦАИ» послужили архивные данные Управления, согласно которым на земельном участке числятся следующие объекты археологического наследия:

- Селище «Вышка», охраняемое государством согласно приказу управления по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края от <...>. №<...>

- Курган «Северский 28», охраняемый государством согласно приказу управления по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края от <...>. №<...>

Вместе с тем, исследования нескольких шурфов только лишь содержат артефакты в переотложенном слое, что позволяет судить только о слабонасыщенном, в большей степени «находкосодержащем» культурном слое, который в стратиграфических срезах визуально не прослеживается. Каких-либо археологических объектов (ям, кладок, погребений и пр.) не выявлено, что не позволяет в полной мере свидетельствовать о наличии на земельном участке объектов археологического наследия, а выводы об их наличии основаны лишь на архивных данных ответчика, которые по запросу представителя истца не смогли быть представлены Управлением по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края для ознакомления.

Также представитель заявителя неоднократно предпринимал попытки получить для ознакомления документы, послужившие основанием для издания управлением по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края приказа от <...>. <...> и установления государством охраны вышеуказанных объектов археологического наследия. Вместе с тем, представителю сообщили иную информацию, согласно которой селище «Вышка» поставлено на государственную охрану по распоряжению комитета по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края от <...>. №<...> Установить причины расхождения данных сведений не представилось возможным по причине отсутствия необходимых документов у заинтересованного лица.

В силу ст.3 ФЗ РФ от 25.06.2002г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к одному из видов объектов культурного наследия (наряду с памятниками и ансамблями) относятся достопримечательные места, которыми являются, в частности, культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, места совершения религиозных обрядов. Объектами археологического наследия являются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Ст.4 названного Закона объекты археологического наследия отнесены к памятникам как одному из видов объектов культурного наследия федерального значения.

Вместе с тем, заинтересованное лицо не располагает документами для установления принадлежности спорных объектов к памятникам истории и культуры. В связи с чем у заинтересованного лица отсутствуют основания относить земельный участок к территории памятников культуры, поскольку объекты не включены в единый государственный реестр объектов культурного наследия, отсутствуют паспорта объектов, охранная зона, система координат, не проведена государственная историко-культурная экспертиза.

Данные выводы, по мнению заявителя, подтверждает также то обстоятельство, что на дату регистрации права собственности (2008г.) существующих ограничений (обременений) права зарегистрировано не было.

Вместе с тем, учитывая, что на принадлежащем заявителю земельном участке в настоящее время производятся работы по строительству храма для жителей Северского района, до выяснения всех обстоятельств дела, заявитель посчитал необходимым заключить договор №<...> от <...>. с ООО «Кубань Археология» на проведение научно-исследовательских археологических работ при производимых земляных работах при расширении расположенного на земельном участке «Клуба загородного отдыха» и осуществляет строительство объектов под археологическим наблюдением.

Заявитель считает, что оспариваемые решения не соответствуют нормам действующего законодательства и нарушают его законные права и интересы, поскольку факт наличия объектов археологического наследия и совпадение их мест расположения с границами его земельного участка заинтересованным лицом не установлены, а требования Управления возлагают на заявителя дополнительные обязанности, не основанные на нормах права, и как следствие ограничивают его права на законное освоение земельного участка и влекут дополнительные денежные затраты.

В судебном заседании представители заявителя просили заявленные требования удовлетворить.

Представители Управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края возражали против удовлетворения заявления, полагая, что оспариваемые решения соответствуют закону, кроме того, сослались на то, что заявитель пропустил срок, установленный ст.256 ГПК РФ, для обращения в суд с указанными требованиями.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства, суд находит заявление Попандопуло В.В. подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что Попандопуло В.В. на основании постановления главы администрации Северского района Краснодарского края <...> от <...> и договора купли-продажи от <...>. оформил право собственности на земельный участок площадью <...> с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу: <...> о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним <...>. сделана запись регистрации №<...> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права №<...>, выданным <...>

При этом на дату регистрации права собственности существующих ограничений (обременений) права зарегистрировано не было.

Однако, исходя из письма Управления по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края <...> от <...>., о котором самому заявителю стало известно только 15.03.2014г. земельный участок, принадлежащий ему на праве собственности, расположен на территории и в границах зон охраны объектов археологического наследия: Курган «Северский 28», Селище «Вышка». Памятники охраняются государством согласно распоряжению комитета по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края от 21.05.1996г. №<...>. Основанием являются данные единого государственного реестра памятников, списка выявленных объектов культурного наследия Северского района, материалы архива заинтересованного лица и акт, подготовленный ООО «ЮРЦАИ» от 12.03.2012г. №<...>

Также согласно письму от 29.04.2013г. №78-2821/13-01-22, о котором самому заявителю стало известно 15.03.2014г. при проведении археологических разведок сотрудниками ООО «ЮРЦАИ» на земельном участке заявителя, наряду с памятником археологии селище «Вышка» и курганом «Северский 28», выявлен и обследован курган «Севрский 28А», в связи с чем указанные объекты археологического наследия являются выявленными и охраняются государством согласно п.п.6, 8 ст.18 ФЗ РФ от 25.06.2002г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» до включения их в единый государственный реестр памятников народов Российской Федерации. В настоящее время на данные памятники археологии подготавливается учетная документация для дальнейшего их включения в реестр.

Однако, согласно отчету ООО «ЮРЦАИ» Селище «Вышка», Курган «Северский 28» охраняются государством согласно приказу управления по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края от 11.08.2008г. №<...>

В силу ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Однако, заинтересованным лицом суду не представлено никаких доказательств, подтверждающих законность действий по отнесению к памятникам истории и культуры объектов археологического наследия: Курган «Северский 28», Селище «Вышка» и изданию приказа управления по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края от 11.08.2008г. <...> и распоряжение комитета по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края от 21.05.1996г. №<...> являющихся основанием для установления охранных мероприятий.

Представители заявителя указали в судебном заседании, что в Управлении по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края отсутствуют документы, свидетельствующие о наличии на земельном участке, принадлежащем заявителю на праве собственности объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), представляющих историческую, научную, художественную и (или) иную культурную ценность.

Правовое регулирование отношений в области государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного значения и выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Краснодарского края, в спорный период осуществлялись в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации о культуре, Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также Законом Краснодарского края №558-КЗ от 06.02.2003г. (в ред. от 21.07.2008) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Краснодарского края» (далее - Закон Краснодарского края №558-КЗ), иными законами Краснодарского края.

В соответствии со ст.ст.15, 16, 17 Закона Краснодарского края №558-КЗ единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия формируется краевым органом охраны объектов культурного наследия совместно с федеральными органами государственной власти в порядке, установленном Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», посредством включения в него объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение о включении их в реестр, а также посредством исключения из реестра объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение об исключении их из реестра, в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством Краснодарского края.

Решение о включении объекта культурного наследия в реестр как объекта культурного наследия регионального значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения в реестр принимается главой администрации (губернатором) Краснодарского края на основании документов, указанных в ст.17 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» по согласованию с законодательным (представительным) органом государственной власти Краснодарского края.

В отношении объекта культурного наследия местного (муниципального) значения данное решение должно быть также согласовано с представительным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

Краевой орган охраны объектов культурного наследия уведомляет собственника объекта культурного наследия и (или) выявленного объекта культурного наследия и (или) пользователя им о включении данного объекта в реестр как объекта культурного наследия регионального значения или объекта, культурного наследия местного (муниципального) значения в течение 30 дней со дня принятия такого решения главой администрации (губернатором) Краснодарского края.

Краевой орган охраны объектов культурного наследия осуществляет работы по выявлению и учету объектов, представляющих собой историко-культурную ценность, собирает сведения, предусмотренные ст.17 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», и представляет их на рассмотрение государственной историко-культурной экспертизы.

Объекты, представляющие собой историко-культурную ценность, считаются выявленными объектами культурного наследия с момента принятия решения о признании их таковыми краевым органом охраны объектов культурного наследия, принятого на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы.

Краевой орган охраны объектов культурного наследия направляет письменное уведомление собственнику выявленного объекта культурного наследия и (или) пользователю им о дате поступления в краевой орган охраны объектов культурного наследия документов, указанных в ст.17 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в течение семи дней со дня их поступления.

Объекты археологического наследия считаются выявленными объектами культурного наследия со дня их обнаружения. Информация о выявленном объекте археологического наследия направляется краевым органом охраны объектов культурного наследия собственнику земельного участка и (или) пользователю земельным участком, на котором (или в котором) обнаружен объект археологического наследия, в течение десяти дней со дня обнаружения данного объекта.

Таким образом, для принятия решения о включении объекта культурного наследия в единый государственный реестр наряду с документами, определенными законодательством, должно быть представлено заключение государственной историко-культурной экспертизы. Требования к заключению государственной историко-культурной экспертизы определяются главой VII Закона Краснодарского края №558-КЗ. Однако данная экспертиза суду не представлена. Также суду не представлено решение органа государственной власти субъекта РФ о включении объектов археологического наследия: Курган «Северский 28», Селище «Вышка» в единый государственный реестр объектов культурного наследия и, подтверждения того, что объектам присвоены статусы объектов культурного наследия.

Также заинтересованным лицом не представлены сведения о том, был ли уведомлен заявитель о внесении объекта в перечень вновь выявленных объектов культурного наследия, предлагаемых на подтверждение экспертной комиссии, был ли заключен соответствующий охранный договор с собственником названного объекта с целью охраны этого объекта до получения заключения историко-культурной экспертизы.

Судом принят во внимание довод представителей заявителя о том, что в спорный период действовал порядок охраны объекта культурного наследия, по которому недвижимый объект приобретал статус объекта культурного наследия с момента заключения с собственником охранного договора, получения охранного обязательства и регистрации обременения, изложенного в договоре, обязательстве, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Однако с Попандопуло В.В. подобный договор не заключался, охранное обязательство на него не возлагалось и не регистрировалось.

Поскольку оспариваемые заявителем решения не соответствуют нормам действующего законодательства и нарушают его законные права и интересы, возлагают на него обязанности, не основанные на нормах права, и как следствие ограничивают его права на законное освоение земельного участка, а также влекут дополнительные денежные затраты, суд считает доводы заявителя обоснованными, а требования подлежащими удовлетворению.

Также суд считает заслуживающими доверия доводы заявителя о том, что о нарушении своих прав он узнал лишь в марте 2014г., поскольку, как следует из представленных доказательств, взаимодействия с Управлением по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края, Институтом археологии АН и различными учреждениями и организациями г. Краснодара по вопросу получения достоверных архивных сведений, подтверждающих или опровергающих предположения о возможности нахождения на земельном участке памятников археологии, осуществлял представитель заявителя, а не лично заявитель; при этом представитель заявителя длительное время предпринимал меры к восстановлению нарушенных прав во внесудебном порядке.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Попандопуло Василия Васильевича об оспаривании решений управления по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края, комитета по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края удовлетворить.

Признать приказ управления по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края от 11.08.2008г. <...> и распоряжение комитета по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края от 21.05.1996г. №<...> незаконными и соответственно недействительными с момента принятия в части, являющейся основанием для установления охранных мероприятий Селища «Вышка», курганного могильника «Северский 28» на земельном участке площадью <...> с кадастровым номером <...> по адресу: <...>

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Северский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, то есть с 22.07.2014г.

    

Председательствующий                         В.В. Макаренко                

2-1156/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Попандопуло В.В.
Ответчики
Управление по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края
Суд
Северский районный суд Краснодарского края
Дело на сайте суда
seversky.krd.sudrf.ru
18.06.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.06.2014Передача материалов судье
23.06.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.06.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.06.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
08.07.2014Предварительное судебное заседание
15.07.2014Судебное заседание
21.07.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.07.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.11.2014Дело оформлено
14.11.2014Дело передано в архив
15.07.2014
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее