Дело №2-1596/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
(мотивированное)
19 октября 2016 года ст. Кагальницкая Ростовской области
Зерноградский районный суд Ростовской области в составе судьи Полякова Н.В., единолично, при секретаре Асланян К.А., с участием помощника прокурора Кагальницкого района Ростовской области Мараховского А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кагальницкого района Ростовской области к Администрации Родниковского сельского поселения Кагальницкого района Ростовской области об обязании установить информационную мнемосхему для инвалидов по зрению,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кагальницкого района Ростовской области обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в обоснование иска указал следующее. Прокуратурой Кагальницкого района Ростовской области проведена проверка соблюдения прав и интересов инвалидов в части исполнения законодательства, направленного на обеспечение общедоступности социальной инфраструктуры в деятельности Администрации Родниковского сельского поселения Кагальницкого района Ростовской области. Здание Администрации Родниковского сельского поселения Кагальницкого района Ростовской области относится к объектам социальной инфраструктуры. В ходе проверки установлено, что при входе в здание Администрации Родниковского сельского поселения, расположенное по адресу: <адрес>, для инвалидов по зрению не установлена информационная мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании.
В окончательной редакции иска от 27 сентября 2016 года прокурор Кагальницкого района Ростовской области просил обязать Администрацию Родниковского сельского поселения Кагальницкого района Ростовской области в срок до 01.07.2017 года установить при входе в здание Администрации Родниковского сельского поселения, расположенное по адресу: <адрес>, для инвалидов по зрению информационную мнемосхему, отображающую информацию о помещениях в здании.
В судебном заседании помощник прокурора Кагальницкого района Ростовской области Мараховский А.П. поддержал исковые требования в полном объеме и просил их удовлетворить.
Представитель Администрации Родниковского сельского поселения Кагальницкого района Ростовской области в судебное заседание не прибыл, извещён о рассмотрении дела, в порядке ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в его отсутствие.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении иска по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено следующее.
Как видно из материалов дела, проведенной прокуратурой Кагальницкого района Ростовской области проверкой установлено, что здание Администрации Родниковского сельского поселения, расположенное по адресу: <адрес>, не оборудовано информационной мнемосхемой (тактильной схемой движения) для инвалидов по зрению. Ранее в судебных заседаниях по данному делу факт отсутствия мнемосхемы представителем ответчика не отрицался, он полагал её установку нецелесообразной. Актом обследования данного здания от 21.09.2016 года подтверждается отсутствие информационной мнемосхемы в данном здании, установка мнемосхемы возможна, но нецелесообразна (л.д.38).
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Согласно положениям вышеназванных норм закона к объектам социальной инфраструктуры отнесены здания, сооружения, их комплексы и входящие в их состав помещения многоквартирных домов (жилые помещения), учреждений социального, медицинского, бытового, культурно-зрелищного, торгового, кредитно-финансового, гостиничного, туристического, санаторно-курортного назначения, пассажирского обслуживания населения, общего и профессионального образования, воспитания, отдыха, туризма, физкультуры и спорта, трудовой деятельности, предназначенные для предоставления услуг связи и информационных услуг, административного назначения, иных учреждений и организаций, связанных с обеспечением жизнедеятельности и обслуживанием населения, а также участки и элементы застройки территорий указанных учреждений и пути движения пешеходов.
Требования, предъявляемые к оборудованию входа помещений, закреплены в «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утверждённые приказом Минрегиона Российской Федерации от 27.12.2011 года (далее по тексту- Свод правил). Данный Свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, подписанной Российской Федерацией в сентябре 2008 года.
В соответствии с п. 7.1.8 Свода правил установлено, что при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 3 до 5 м. На основных путях движения следует предусмотреть тактильную направляющую полосу с высотой рисунка не более 0,025 м.
Суд приходит к выводу, что заявленные истцом требования основаны на законе и подлежат удовлетворению.
Доводы ответчика и заключения комиссии от 21.09.2016 года о нецелесообразности установки мнемосхемы со ссылками на то, что не все слабовидящие владеют техникой чтения по системе Брайля, а также на то, что у входа в здание целесообразнее установить кнопку вызова сотрудников, не являются основанием для освобождения ответчика от обязанности установления мнемосхемы.
Кроме того, в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ,ответчиком не представлено доказательств отсутствия необходимости установления мнемосхемы в указанном помещении.
При определении того, обязана ли Администрация сельского поселения устанавливать на входе в здание мнемосхему, суд исходит и из того, что целью установки указанной мнемосхемы является отображение той информации, которая поможет в ориентации в пространстве, а именно, на ней отображается информация о расположении отдельных помещений, кабинетов и входов в них. Именно такого рода информация и должна быть отражена на мнемосхеме, и содержащиеся на схеме сведения позволят беспрепятственно и безопасно передвигаться внутри помещения. На ней же должно быть отражено и то, что имеется кнопка вызова сотрудников Администрации и то, где расположена данная кнопка вызова.
Суд также учитывает и то, что установка мнемосхемы не требует никаких особых условий, подготовки, проведения освещения и иных ремонтных и строительных работ.
Осуществление надзорных функций по исполнению закона является непосредственной обязанностью органов прокуратуры и в ходе реализации данных правомочий прокурор, выявив нарушение закона, в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд с иском в защиту интересов инвалидов по зрению.
Выявленные прокурором нарушения, послужившие основанием обращения в суд с настоящим иском, препятствуют в полной мере лицам с ограниченными физическими возможностями на обращение в муниципальные органы, что нарушает права и интересы названной категории граждан на равное с другими участие в жизни общества.
Истец и ответчик, в порядке ст.333.36 НК РФ освобождены от уплаты государственной пошлины по делу.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск прокурора Кагальницкого района Ростовской области удовлетворить.
Обязать Администрацию Родниковского сельского поселения Кагальницкого района Ростовской области в срок до 01.07.2017 года установить при входе в здание Администрации Родниковского сельского поселения, расположенное по адресу: <адрес>, для инвалидов по зрению информационную мнемосхему, отображающую информацию о помещениях в здании.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Зерноградский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 24 октября 2016 года.
Судья Н.В.Поляков