Дело № 2а-204/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 июня 2020 года г. Архангельск
Исакогорский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Шарпаловой Л.А.,
при секретаре Тороповой А.С.,
с участием представителя административного истца Корякина М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Артемовой Е. В. к Администрации муниципального образования «Город Архангельск» о признании бездействия незаконным, обязании направить проект соглашения об изъятии недвижимого имущества,
установил:
Артемова Е.В. обратилась в суд с административным иском к Администрации муниципального образования «Город Архангельск» (далее – Администрации города Архангельска) о признании незаконным бездействия, выразившегося в ненаправлении соглашения об изъятии земельного участка и жилого помещения, обязании направить проект соглашения об изъятии недвижимого имущества с определением цены, сроков и других условий выкупа.
В обоснование требований указала, что является собственником 30/561 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> Распоряжением заместителя мэра города Архангельска № 2237р от 27.07.2015 на основании заключения межведомственной комиссии указанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу. Распоряжением Главы муниципального образования «Город Архангельск» от 17.10.2017 № 3173р принято решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилых помещений <адрес> Однако административный ответчик до настоящего времени не принял мер по изъятию и выкупу недвижимого имущества административного истца, что нарушает ее права собственника. Просила признать бездействие ответчика незаконным, обязать направить ей соглашение об изъятии недвижимости не позднее 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, а также взыскать судебные расходы на уплату государственной пошлины в размере 300 руб., на оплату услуг представителя в размере 15 000 руб.
Судом в ходе рассмотрения дела в качестве заинтересованного лица к участию в деле привлечен Департамент городского хозяйства Администрации города Архангельска.
Административный истец Артемова Е.В. в судебное заседание не явилась, ее представитель Корякин М.А. заявленные требования поддержал, просил обязать административного ответчика направить истцу проект соглашения об изъятии недвижимого имущества с определением цены, сроков и других условий выкупа в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Административный ответчик Администрация города Архангельска в суд своего представителя не направил, в отзыве с административным иском не согласился, ссылаясь на отсутствие бездействия со стороны Администрации города Архангельска, поскольку жилом дом <адрес> включен в программу Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы», утвержденную постановлением Правительства Архангельской области от 26.03.2019 № 153-пп.
Заинтересованное лицо Департамент городского хозяйства Администрации города Архангельска в суд своего представителя не направило, представило возражения на иск, в которых пояснило, что после выделения денежных средств в рамках Программы будет проведена работа по определению размера возмещения, затем в адрес собственников направлены проекты соглашений об изъятии. Кроме того, указало на отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о регистрации права собственности объектов недвижимости на имя Артемовой Е.В.
На основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено судом при данной явке.
Заслушав объяснения представителя Корякина М.А., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу с. 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ч. 2 ст. 32 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч.ч. 1 - 3, 5 - 9 ЖК РФ.
Из буквального толкования данной номы права следует, что изъятие у собственников принадлежащих им жилых помещений в доме может быть осуществлено только при соблюдении нескольких условий: признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; предъявление уполномоченным органом к собственникам помещений в данном доме требования о сносе дома или его реконструкции в определенный срок; невыполнение собственниками помещений в доме требования о сносе или реконструкции дома в указанный уполномоченным органом срок; принятие решения об изъятии земельного участка, на котором расположен дом, для муниципальных нужд; принятие решения об изъятии каждого жилого помещения в таком доме, за исключением принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
Из материалов дела усматривается, что Артемова Е.В. на основании свидетельства о праве на наследство от 29.12.2019 является собственником 30/561 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>
В Едином государственном реестре недвижимости сведения о правах Артемовой Е.В. на имеющиеся объекты недвижимости на территории Российской Федерации отсутствуют.
Артемова Е.В. зарегистрирована и проживает в <адрес>
Распоряжением заместителя мэра города Архангельска от 27.07.2015 №2237р на основании заключения межведомственной комиссии указанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением Главы муниципального образования «Город Архангельск» от 17.10.2017 № 3173р принято решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилых помещений в доме 12 по ул. Лесозаводская в г.Архангельске.
С заявлением о направлении проекта соглашения административный истец обратилась в Администрацию города Архангельска 11 марта 2020 года.
Письмом Департамента муниципального имущества Администрации города Архангельска от 07.04.2020 заявителю сообщено о включении жилого дома 12 по ул. Лесозаводская в Адресную программу Архангельской области, согласно которой дом планируется к расселению до 01.08.2025. После выделения денежных средств в рамках программы будет проведена работа по определению размера возмещения, затем в адрес собственников направлены проекты соглашений об изъятии.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в п. 22 Постановления от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», в том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ применяются нормы ч.ч. 1 - 3, 5 - 9 ст. 32 ЖК РФ. При этом положения ч. 4 ст. 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
Частью 6 ст. 32 ЖК РФ определено, что возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.
В соответствии с ч. 7 ст. 32 ЖК РФ при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в ч. 6 ст. 32 ЖК РФ соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Согласно ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством. Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством. Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
В соответствии с п. 3 ст. 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для муниципальных нужд осуществляется на основании решений органов местного самоуправления.
Согласно ст. 56.7 Земельного кодекса Российской Федерации в целях подготовки соглашения об изъятии уполномоченный орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии:
1) выступает заказчиком кадастровых работ в целях образования земельных участков, подлежащих изъятию, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной схемой расположения земельного участка;
2) выступает заказчиком кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельных участков, подлежащих изъятию, в случае, если границы таких земельных участков подлежат уточнению;
3) выступает заказчиком кадастровых работ в целях образования находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков для их предоставления взамен изымаемых земельных участков;
4) обращается от имени правообладателя изымаемой недвижимости без доверенности с заявлением о кадастровом учете земельных участков, подлежащих изъятию, земельных участков, предоставляемых взамен изымаемых земельных участков, или земельных участков, границы которых подлежат уточнению в связи с изъятием, если необходимо проведение государственного кадастрового учета таких земельных участков;
5) выступает заказчиком работ по оценке изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или оценке прекращаемых прав и размера убытков, причиняемых таким изъятием, а также по оценке недвижимого имущества, предоставляемого взамен изымаемого недвижимого имущества;
6) осуществляет переговоры с правообладателем изымаемой недвижимости относительно условий ее изъятия;
7) осуществляет подготовку соглашения об изъятии недвижимости;
8) направляют проект соглашения об изъятии недвижимости сторонам такого соглашения для подписания.
Согласие правообладателей изымаемой недвижимости на осуществление вышеуказанных действий не требуется.
Из содержания приведенных норм права следует, что выкупная цена и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. При этом соглашение включает в себя обязательство муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение.
Таким образом, в случае неосуществления собственниками сноса или реконструкции жилого дома после предъявления к ним такого требования, принятие решения об изъятии земельного участка для муниципальных нужд и не находящихся в муниципальной собственности жилых помещений, направление проекта соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд является обязанностью органа местного самоуправления. Ее неисполнение может расцениваться как злоупотребление правом, поскольку не позволяет завершить процедуру выкупа у собственников жилых помещений, признанных непригодными для проживания.
Вместе с тем жилом дом <адрес> включен в Адресную программу Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы», утвержденную постановлением Правительства Архангельской области от 26.03.2019 № 153-пп.
Согласно пояснениям административного ответчика, заинтересованного лица после выделения денежных средств и проведения работ по оценке изымаемых земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества будет подготовлен проект соглашения об изъятии и направлен в адрес административного истца.
Таким образом, административный ответчик в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке реализует процедуру изъятия для муниципальных нужд земельного участка и жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>
Конкретный срок направления проекта соглашения об изъятии собственникам жилых помещений действующим законодательством не установлен.
При таких обстоятельствах доводы административного истца о том, что орган местного самоуправления, наделенный властными полномочиями, незаконно бездействует, нарушая ее права, свободы и законные интересы, являются необоснованными и преждевременными.
Суд также учитывает, что административный истец в принадлежащем ей жилом помещении не проживает, избрав местом жительства <адрес>
Решение о признании бездействия незаконным преследует своей целью восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ.
Поэтому решение, принимаемое в пользу административного истца, должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действия (бездействия) и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права.
Приведенные выводы соотносятся с положениями ст. 3 КАС РФ, согласно которым одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; а равно с положением ч. 1 ст. 4 КАС РФ, согласно которому каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Совокупность таких условий как несоответствие оспариваемого бездействия требованиям закона и нарушение этим бездействием прав и свобод административного истца в данном случае отсутствует.
Таким образом, принимая во внимание совершение административным ответчиком действий по выполнению процедуры изъятия земельного участка и жилых помещений, необходимость соблюдения установленных жилищным и земельным законодательством сроков для совершения определенных действий, непредставление административным истцом доказательств нарушения ее прав и законных интересов, правовых оснований для признания бездействия Администрации города Архангельска по ненаправлению Артемовой Е.В. проекта соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд с определением цены, сроков и других условий выкупа не имеется.
При таких обстоятельствах административный иск удовлетворению не подлежит.
Поскольку в удовлетворении заявленных требований судом отказано, оснований для взыскания понесенных истцом судебных расходов с ответчика также не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Артемовой Е. В. к Администрации муниципального образования «Город Архангельск» о признании незаконным бездействия, обязании направить проект соглашения об изъятии недвижимого имущества оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Исакогорский районный суд города Архангельска.
Председательствующий Л.А. Шарпалова