Решение по делу № 33-1776/2024 от 12.01.2024

Дело № 33-1776/2024 (2-4011/2023)

УИД 59RS0011-01-2023-005055-60

Судья Зуева О.М.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь 08.02.2024

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Шабалиной И.А.

и судей Гладковой О.В., Петуховой Е.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Анваровой О.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Березники, действующего в защиту прав и законных интересов Сидоровой Оксаны Александровны, к администрации г.Березники о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору специализированного жилищного фонда,

по апелляционной жалобе администрации г. Березники на решение Березниковского городского суда Пермского края от 21.11.2023.

Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Гладковой О.В., пояснения представителя истца Левыкиной Л.Л., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

прокурор г. Березники обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов Сидоровой О.А. к администрации г. Березники о предоставлении благоустроенного жилого помещения.

В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой г.Березники в связи с поступившим обращением Сидоровой О.А. проведена проверка, в ходе которой установлено, что Сидорова О.А. является лицом, оставшимся без попечения родителей. Решением Березниковского городского суда Пермского края от 19.12.2014 одинокая мать Р. лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери Сидоровой О.А. 07.05.2020 установлен факт невозможности проживания Сидоровой О.А. по месту своей регистрации. Постановлением администрации г. Березники от 19.06.2020 Сидорова О.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. По настоящее время Сидорова О.А. не обеспечена жилым помещением.

Просили возложить обязанность на администрацию г. Березники предоставить Сидоровой О.А., ** года рождения, по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда на территории города Березники Пермского края, общей площадью не менее 28 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к объемно-планировочным решениям жилых помещений, за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых для этих целей.

Представитель истца прокурора г. Березники – Проскурякова Е.С. в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Истец Сидорова О.А. в судебном заседании на иске настаивала, просила исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика администрации г. Березники – Якушев А.М. с иском частично не согласился, ссылаясь на то, что для включенных в список детей-сирот после достижения совершеннолетнего возраста, датой наступления основания является дата включения в список. Главным распорядителем средств краевого бюджета, предусмотренных на обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является Министерство строительства Пермского края. Основанием для предоставления субвенции муниципальному образованию и дальнейшего ее использования является предоставление главному распорядителю средств краевого бюджета документов определенных указанным порядком. После проверки последние документы предоставляются в Министерство финансов Пермского края для перечисления средств в пределах, установленных законом о бюджете. Администрацией г. Березники осуществлялись действия по обеспечению Сидоровой О.А. жильем в порядке, установленном законодательством, установленные законодателем сроки не были нарушены. Полагают, что администрация г. Березники своевременно исполнила все действия, в результате которых истец уже включен в необходимые списки и будет обеспечен жильем. Считают, что не имеется оснований считать, что со стороны администрации г. Березники имело место нарушение прав Сидоровой О.А. на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, которое подлежит восстановлению посредством обязания администрации г. Березники предоставить Сидоровой О.А. указанное жилое помещение. Отметил недостаточность финансирования со стороны Правительства Пермского края.

Представитель третьего лица Министерства социального развития Пермского края в судебном заседании участия не принимал, извещен.

Представитель третьего лица Министерства строительства Пермского края в судебном заседании участия не принимал, извещен, представил письменный отзыв.

Представитель третьего лица Управления имущественных и земельных отношений администрации г. Березники Якушев А.М. с иском согласился частично, обосновав доводами, указанными ответчиком.

Решением Березниковского городского суда Пермского края от 21.11.2023 на администрацию г. Березники Пермского края возложена обязанность предоставить Сидоровой Оксане Александровне, ** года рождения, как лицу, включенному в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда на территории города Березники Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда на территории города Березники Пермского края, общей площадью не менее 28 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к объемно-планировочным решениям жилых помещений, за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых для этих целей.

В апелляционной жалобе администрация г. Березники просит об отмене постановленного судом решения. В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сирот на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, должны исполняться, с одной стороны, за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, с другой – лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления, а в случае недостаточного финансирования органов местного самоуправления со стороны органов государственной власти субъекта Российской Федерации на последних должна быть возложена обязанность по финансированию расходов по предоставлению жилых помещений. Администрацией г. Березники осуществлялись действия по обеспечению Сидоровой О.А. жильем в порядке, установленном законодательством, установленные сроки не были нарушены. Ответчик своевременно исполнил все действия, в результате которых Сидорова О.А. уже включена в список и будет обеспечена жильем. Само по себе обстоятельство, что с момента постановки на учет по постановлению администрации г. Березники от 19.06.2020 до настоящего времени Сидоровой О.А. не предоставлено жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, не свидетельствует о нарушении ответчиком прав Сидоровой О.А. По состоянию на 01.11.2023 в муниципальном образовании «город Березники» на учете в целях обеспечения жильем состоят 297 детей-сирот. По закону дети-сироты обеспечиваются жильем в порядке очередности исходя из даты наступления оснований для предоставления жилья. Во исполнение вступивших в законную силу решений суда жилыми помещениями обеспечены 22 лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Средства федерального бюджета и краевого бюджета израсходованы в полном объеме. Администрацией г. Березники проведены все мероприятия по информированию Правительства Пермского края о необходимости устранения указанных нарушений. Поскольку Правительством Пермского края не исполнена обязанность по исчерпывающему финансированию на приобретение муниципальным образованием жилых помещений для детей-сирот администрацией г. Березники без нарушения законных прав и интересов остальных лиц, включенных в список детей-сирот, не может быть принято решение о предоставлении жилого помещения Сидоровой О.А. Просит решение Березниковского городского суда Пермского края от 21.11.2023 отменить, принять по делу новое решение об отказе Сидоровой О.А. в иске о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору специализированного жилищного фонда.

От Министерства социального развития Пермского края поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым Министерство частично согласно с доводами апелляционной жалобы администрации г. Березники. Отмечают, что со стороны ответчика права истца по предоставлению жилого помещения не нарушены, так как Сидорова О.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения. Истец не утратила право на предоставление жилого помещения. При этом, Министерство не согласно, что Правительством Пермского края нарушены права истца. Финансирование расходов на осуществление переданных государственных полномочий органам местного самоуправления осуществляется за счет средств бюджета Пермского края в форме субвенций, на строительство и (или) приобретение жилых помещений для включения в муниципальный специализированный жилищный фонд, перечисляемых в бюджеты муниципальных образований Министерством строительства Пермского края. Законом Пермского края от 30.11.2022 № 131-ПК «О бюджете Пермского края на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» предусмотрены субвенции муниципальным образованиям Пермского края на реализацию переданных государственных полномочий по предоставлению помещений из муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Органы местного самоуправления обеспечены средствами бюджета Пермского края на реализацию передаваемых государственных полномочий.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Левыкина Л.А. с апелляционной жалобы не согласилась в полном объеме. Просила решение Березниковского городского суда Пермского края от 21.11.2023 оставить без изменения.

Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени его проведения. В связи с этим на основании статей 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность состоявшегося решения по правилам статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (пункт 8).

В части 1 статьи 3 Закона Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» закреплена обязанность по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот; списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; принятию решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключению договоров найма специализированного жилого помещения возлагается на органы местного самоуправления.

В силу частей 1, 2, 5 статьи 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа) предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются:

1) лицо проживает в Пермском крае;

2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма;

3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.

Постановлением Правительства Пермского края от 19.07.2017 № 670-п утвержден Порядок предоставления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, согласно пункту 1.4 которого жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона № 1939-419 и должны соответствовать следующим требованиям: жилое помещение предоставляется в виде жилых домов, квартир по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления Пермского края, не менее 28 квадратных метров общей площади жилого помещения (в редакции Постановлений Правительства Пермского края от 19.06.2018 № 322-п, от 01.06.2022 № 464-п); жилое помещение должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, в том числе требованиям, предъявляемым к объемно-планировочным решениям жилых помещений, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта в соответствии с законодательством Российской Федерации (в редакции Постановления Правительства Пермского края от 01.06.2022 № 464-п).

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Сидорова О.А. является лицом, оставшимся без попечения родителей.

Одинокой матерью Сидоровой О.А. является Сидорова Л.Н. (л.д. 13).

Решением Березниковского городского суда от 19.12.2014 Сидорова Л.Н. лишена родительских прав в отношении Сидоровой О.А. (л.д. 14-19).

07.05.2020 МТУ № 6 Министерства социального развития Пермского края вынесено заключение об установлении факта невозможности проживания Сидоровой О.А. в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: ****, в связи с тем, что общая площадь помещения, приходящаяся на одно лицо, являющееся собственником данного жилого помещения, составляет 9,2 кв.м., что менее учетной нормы (л.д. 20).

14.05.2020 Сидорова О.А. в лице законного представителя Лебедевой И.П., подала в УИЗО администрации г. Березники заявление о включении ее в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (л.д. 21-23).

На основании постановления администрации г. Березники Пермского края от 19.06.2020 Сидорова О.А. включена в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (л.д. 24-26).

В судебном заседании суда первой инстанции установлено, что какие-либо жилые помещения, пригодные для проживания, у истца отсутствуют, что подтверждается уведомлением из Единого государственного реестра недвижимости запрашиваемых сведений. Кроме того, указанные обстоятельства не оспариваются ответчиком.

Установив данные обстоятельства, руководствуясь статьей 40 Конституции Российской Федерации, частью 1 статьи 5, частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», пунктом 2 части 1 статьи 8.1 Закона Пермского края от 08.10.2007 № 127-ПК «О специализированном жилищном фонде Пермского края», статьей 6 Закона Пермского края от 29.12.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в течение длительного времени Сидорова О.А. фактически жильем в установленном законом порядке не обеспечена, что является нарушением ее прав, в связи с чем, требование истца о возложении на ответчика обязанности по предоставлению истцу жилого помещения по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Поскольку материалами дела достоверно установлено, что на момент рассмотрения настоящего дела Сидорова О.А. не обеспечена жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, иных пригодных к проживанию жилых помещений на праве собственности либо в пользовании на основании договора социального найма не имеет, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования.

Доводы апелляционной жалобы не являются основанием для отмены решения суда первой инстанции.

Возлагая соответствующие обязанности на ответчика, суд первой инстанции верно руководствовался положениями статьи 3 Закона Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которой, органы местного самоуправления наделены следующими государственными полномочиями:

1) формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот;

2) формирование списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;

3) принятие решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения.

Таким образом, законом обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа возложена на органы местного самоуправления – в данном случае на администрацию г. Березники.

При этом, данное жилое помещение должно быть благоустроенным, общей площадью не менее 28 кв.м., отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, в том числе требованиям, предъявляемым к объемно-планировочным решениям жилых помещений.

Ссылка администрации г. Березники в апелляционной жалобе на то, что денежных средств, выделяемых муниципальному образованию для приобретения жилых помещений для граждан указанной категории (субвенций), недостаточно, не является основанием для отмены решения суда, поскольку не имеет правового значения.

Необходимость выполнения ответчиком обязанности по обеспечению жилыми помещениями граждан указанной льготной категории должна быть исполнена вне зависимости от получения ответчиком денежных средств, выделяемых для приобретения жилых помещений.

Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Решение суда первой инстанции подлежит исполнению за счет субвенций бюджету муниципального образования для осуществления органом местного самоуправления отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

При этом в решении суда имеется специальное указание на то, что жилое помещение для истца должно быть приобретено за счет субвенций, перечисленных в бюджет муниципального образования для осуществления органом местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то есть за счет иных средств, имеющих целевое назначение.

Сидорова О.А. относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должна быть обеспечена жилым помещением при наступлении обстоятельств, с которыми закон связывает реализацию жилищных прав лицами указанной категории посредством предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда. Однако при рассмотрении настоящего дела установлено, что такая обязанность при её наступлении не исполнена ответчиком до настоящего времени.

Предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда для детей-сирот и лиц из их числа должно быть обеспечено немедленно по обращении за жилыми помещениями лиц указанной категории при наступлении предусмотренных в законе обстоятельств (достижение определенного возраста, приобретение полной дееспособности до достижения совершеннолетия и др.). Немедленное предоставление жилых помещений лицам указанной категории из специализированного жилищного фонда должно достигаться посредством формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка детей-сирот и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

При этом формирование и ведение указанного выше списка, в свою очередь, направлено в том числе на эффективное планирование бюджетных денежных средств для приобретения (строительства) жилых помещений специализированного жилищного фонда для детей-сирот и лиц из их числа; заблаговременный учет таких детей; установление нуждаемости лиц указанной категории в жилых помещениях; контроль за своевременным обеспечением лиц указанной категории жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц, но не устанавливает очередность предоставления жилья.

Сам по себе факт включения истца в список детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, не свидетельствует об исполнении уполномоченным органом обязательств по предоставлению жилого помещения.

Гарантированное законом право Сидоровой О.А. как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением, не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц названной категории, имеющих право на получение жилья по договорам найма специализированных жилых помещений, и включенных в список, подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, ранее истца.

Ссылок на иные основания, влекущие необходимость отмены решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

Оснований для переоценки указанных выводов не имеется, поскольку судом первой инстанции не допущено существенных нарушений норм материального права, которые повлияли на исход дела.

Существенных нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда в соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает.

При изложенных обстоятельствах решение суда не подлежит отмене или изменению.

Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Березниковского городского суда Пермского края от 21.11.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Березники – без удовлетворения.

Председательствующий: подпись

Судьи: подписи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 09.02.2024.

Дело № 33-1776/2024 (2-4011/2023)

УИД 59RS0011-01-2023-005055-60

Судья Зуева О.М.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь 08.02.2024

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Шабалиной И.А.

и судей Гладковой О.В., Петуховой Е.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Анваровой О.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Березники, действующего в защиту прав и законных интересов Сидоровой Оксаны Александровны, к администрации г.Березники о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору специализированного жилищного фонда,

по апелляционной жалобе администрации г. Березники на решение Березниковского городского суда Пермского края от 21.11.2023.

Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Гладковой О.В., пояснения представителя истца Левыкиной Л.Л., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

прокурор г. Березники обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов Сидоровой О.А. к администрации г. Березники о предоставлении благоустроенного жилого помещения.

В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой г.Березники в связи с поступившим обращением Сидоровой О.А. проведена проверка, в ходе которой установлено, что Сидорова О.А. является лицом, оставшимся без попечения родителей. Решением Березниковского городского суда Пермского края от 19.12.2014 одинокая мать Р. лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери Сидоровой О.А. 07.05.2020 установлен факт невозможности проживания Сидоровой О.А. по месту своей регистрации. Постановлением администрации г. Березники от 19.06.2020 Сидорова О.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. По настоящее время Сидорова О.А. не обеспечена жилым помещением.

Просили возложить обязанность на администрацию г. Березники предоставить Сидоровой О.А., ** года рождения, по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда на территории города Березники Пермского края, общей площадью не менее 28 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к объемно-планировочным решениям жилых помещений, за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых для этих целей.

Представитель истца прокурора г. Березники – Проскурякова Е.С. в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Истец Сидорова О.А. в судебном заседании на иске настаивала, просила исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика администрации г. Березники – Якушев А.М. с иском частично не согласился, ссылаясь на то, что для включенных в список детей-сирот после достижения совершеннолетнего возраста, датой наступления основания является дата включения в список. Главным распорядителем средств краевого бюджета, предусмотренных на обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является Министерство строительства Пермского края. Основанием для предоставления субвенции муниципальному образованию и дальнейшего ее использования является предоставление главному распорядителю средств краевого бюджета документов определенных указанным порядком. После проверки последние документы предоставляются в Министерство финансов Пермского края для перечисления средств в пределах, установленных законом о бюджете. Администрацией г. Березники осуществлялись действия по обеспечению Сидоровой О.А. жильем в порядке, установленном законодательством, установленные законодателем сроки не были нарушены. Полагают, что администрация г. Березники своевременно исполнила все действия, в результате которых истец уже включен в необходимые списки и будет обеспечен жильем. Считают, что не имеется оснований считать, что со стороны администрации г. Березники имело место нарушение прав Сидоровой О.А. на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, которое подлежит восстановлению посредством обязания администрации г. Березники предоставить Сидоровой О.А. указанное жилое помещение. Отметил недостаточность финансирования со стороны Правительства Пермского края.

Представитель третьего лица Министерства социального развития Пермского края в судебном заседании участия не принимал, извещен.

Представитель третьего лица Министерства строительства Пермского края в судебном заседании участия не принимал, извещен, представил письменный отзыв.

Представитель третьего лица Управления имущественных и земельных отношений администрации г. Березники Якушев А.М. с иском согласился частично, обосновав доводами, указанными ответчиком.

Решением Березниковского городского суда Пермского края от 21.11.2023 на администрацию г. Березники Пермского края возложена обязанность предоставить Сидоровой Оксане Александровне, ** года рождения, как лицу, включенному в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда на территории города Березники Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда на территории города Березники Пермского края, общей площадью не менее 28 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к объемно-планировочным решениям жилых помещений, за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых для этих целей.

В апелляционной жалобе администрация г. Березники просит об отмене постановленного судом решения. В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сирот на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, должны исполняться, с одной стороны, за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, с другой – лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления, а в случае недостаточного финансирования органов местного самоуправления со стороны органов государственной власти субъекта Российской Федерации на последних должна быть возложена обязанность по финансированию расходов по предоставлению жилых помещений. Администрацией г. Березники осуществлялись действия по обеспечению Сидоровой О.А. жильем в порядке, установленном законодательством, установленные сроки не были нарушены. Ответчик своевременно исполнил все действия, в результате которых Сидорова О.А. уже включена в список и будет обеспечена жильем. Само по себе обстоятельство, что с момента постановки на учет по постановлению администрации г. Березники от 19.06.2020 до настоящего времени Сидоровой О.А. не предоставлено жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, не свидетельствует о нарушении ответчиком прав Сидоровой О.А. По состоянию на 01.11.2023 в муниципальном образовании «город Березники» на учете в целях обеспечения жильем состоят 297 детей-сирот. По закону дети-сироты обеспечиваются жильем в порядке очередности исходя из даты наступления оснований для предоставления жилья. Во исполнение вступивших в законную силу решений суда жилыми помещениями обеспечены 22 лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Средства федерального бюджета и краевого бюджета израсходованы в полном объеме. Администрацией г. Березники проведены все мероприятия по информированию Правительства Пермского края о необходимости устранения указанных нарушений. Поскольку Правительством Пермского края не исполнена обязанность по исчерпывающему финансированию на приобретение муниципальным образованием жилых помещений для детей-сирот администрацией г. Березники без нарушения законных прав и интересов остальных лиц, включенных в список детей-сирот, не может быть принято решение о предоставлении жилого помещения Сидоровой О.А. Просит решение Березниковского городского суда Пермского края от 21.11.2023 отменить, принять по делу новое решение об отказе Сидоровой О.А. в иске о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору специализированного жилищного фонда.

От Министерства социального развития Пермского края поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым Министерство частично согласно с доводами апелляционной жалобы администрации г. Березники. Отмечают, что со стороны ответчика права истца по предоставлению жилого помещения не нарушены, так как Сидорова О.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения. Истец не утратила право на предоставление жилого помещения. При этом, Министерство не согласно, что Правительством Пермского края нарушены права истца. Финансирование расходов на осуществление переданных государственных полномочий органам местного самоуправления осуществляется за счет средств бюджета Пермского края в форме субвенций, на строительство и (или) приобретение жилых помещений для включения в муниципальный специализированный жилищный фонд, перечисляемых в бюджеты муниципальных образований Министерством строительства Пермского края. Законом Пермского края от 30.11.2022 № 131-ПК «О бюджете Пермского края на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» предусмотрены субвенции муниципальным образованиям Пермского края на реализацию переданных государственных полномочий по предоставлению помещений из муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Органы местного самоуправления обеспечены средствами бюджета Пермского края на реализацию передаваемых государственных полномочий.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Левыкина Л.А. с апелляционной жалобы не согласилась в полном объеме. Просила решение Березниковского городского суда Пермского края от 21.11.2023 оставить без изменения.

Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени его проведения. В связи с этим на основании статей 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность состоявшегося решения по правилам статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (пункт 8).

В части 1 статьи 3 Закона Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» закреплена обязанность по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот; списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; принятию решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключению договоров найма специализированного жилого помещения возлагается на органы местного самоуправления.

В силу частей 1, 2, 5 статьи 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа) предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются:

1) лицо проживает в Пермском крае;

2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма;

3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.

Постановлением Правительства Пермского края от 19.07.2017 № 670-п утвержден Порядок предоставления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, согласно пункту 1.4 которого жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона № 1939-419 и должны соответствовать следующим требованиям: жилое помещение предоставляется в виде жилых домов, квартир по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления Пермского края, не менее 28 квадратных метров общей площади жилого помещения (в редакции Постановлений Правительства Пермского края от 19.06.2018 № 322-п, от 01.06.2022 № 464-п); жилое помещение должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, в том числе требованиям, предъявляемым к объемно-планировочным решениям жилых помещений, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта в соответствии с законодательством Российской Федерации (в редакции Постановления Правительства Пермского края от 01.06.2022 № 464-п).

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Сидорова О.А. является лицом, оставшимся без попечения родителей.

Одинокой матерью Сидоровой О.А. является Сидорова Л.Н. (л.д. 13).

Решением Березниковского городского суда от 19.12.2014 Сидорова Л.Н. лишена родительских прав в отношении Сидоровой О.А. (л.д. 14-19).

07.05.2020 МТУ № 6 Министерства социального развития Пермского края вынесено заключение об установлении факта невозможности проживания Сидоровой О.А. в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: ****, в связи с тем, что общая площадь помещения, приходящаяся на одно лицо, являющееся собственником данного жилого помещения, составляет 9,2 кв.м., что менее учетной нормы (л.д. 20).

14.05.2020 Сидорова О.А. в лице законного представителя Лебедевой И.П., подала в УИЗО администрации г. Березники заявление о включении ее в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (л.д. 21-23).

На основании постановления администрации г. Березники Пермского края от 19.06.2020 Сидорова О.А. включена в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (л.д. 24-26).

В судебном заседании суда первой инстанции установлено, что какие-либо жилые помещения, пригодные для проживания, у истца отсутствуют, что подтверждается уведомлением из Единого государственного реестра недвижимости запрашиваемых сведений. Кроме того, указанные обстоятельства не оспариваются ответчиком.

Установив данные обстоятельства, руководствуясь статьей 40 Конституции Российской Федерации, частью 1 статьи 5, частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», пунктом 2 части 1 статьи 8.1 Закона Пермского края от 08.10.2007 № 127-ПК «О специализированном жилищном фонде Пермского края», статьей 6 Закона Пермского края от 29.12.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в течение длительного времени Сидорова О.А. фактически жильем в установленном законом порядке не обеспечена, что является нарушением ее прав, в связи с чем, требование истца о возложении на ответчика обязанности по предоставлению истцу жилого помещения по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Поскольку материалами дела достоверно установлено, что на момент рассмотрения настоящего дела Сидорова О.А. не обеспечена жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, иных пригодных к проживанию жилых помещений на праве собственности либо в пользовании на основании договора социального найма не имеет, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования.

Доводы апелляционной жалобы не являются основанием для отмены решения суда первой инстанции.

Возлагая соответствующие обязанности на ответчика, суд первой инстанции верно руководствовался положениями статьи 3 Закона Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которой, органы местного самоуправления наделены следующими государственными полномочиями:

1) формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот;

2) формирование списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;

3) принятие решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения.

Таким образом, законом обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа возложена на органы местного самоуправления – в данном случае на администрацию г. Березники.

При этом, данное жилое помещение должно быть благоустроенным, общей площадью не менее 28 кв.м., отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, в том числе требованиям, предъявляемым к объемно-планировочным решениям жилых помещений.

Ссылка администрации г. Березники в апелляционной жалобе на то, что денежных средств, выделяемых муниципальному образованию для приобретения жилых помещений для граждан указанной категории (субвенций), недостаточно, не является основанием для отмены решения суда, поскольку не имеет правового значения.

Необходимость выполнения ответчиком обязанности по обеспечению жилыми помещениями граждан указанной льготной категории должна быть исполнена вне зависимости от получения ответчиком денежных средств, выделяемых для приобретения жилых помещений.

Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Решение суда первой инстанции подлежит исполнению за счет субвенций бюджету муниципального образования для осуществления органом местного самоуправления отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

При этом в решении суда имеется специальное указание на то, что жилое помещение для истца должно быть приобретено за счет субвенций, перечисленных в бюджет муниципального образования для осуществления органом местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то есть за счет иных средств, имеющих целевое назначение.

Сидорова О.А. относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должна быть обеспечена жилым помещением при наступлении обстоятельств, с которыми закон связывает реализацию жилищных прав лицами указанной категории посредством предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда. Однако при рассмотрении настоящего дела установлено, что такая обязанность при её наступлении не исполнена ответчиком до настоящего времени.

Предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда для детей-сирот и лиц из их числа должно быть обеспечено немедленно по обращении за жилыми помещениями лиц указанной категории при наступлении предусмотренных в законе обстоятельств (достижение определенного возраста, приобретение полной дееспособности до достижения совершеннолетия и др.). Немедленное предоставление жилых помещений лицам указанной категории из специализированного жилищного фонда должно достигаться посредством формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка детей-сирот и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

При этом формирование и ведение указанного выше списка, в свою очередь, направлено в том числе на эффективное планирование бюджетных денежных средств для приобретения (строительства) жилых помещений специализированного жилищного фонда для детей-сирот и лиц из их числа; заблаговременный учет таких детей; установление нуждаемости лиц указанной категории в жилых помещениях; контроль за своевременным обеспечением лиц указанной категории жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц, но не устанавливает очередность предоставления жилья.

Сам по себе факт включения истца в список детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, не свидетельствует об исполнении уполномоченным органом обязательств по предоставлению жилого помещения.

Гарантированное законом право Сидоровой О.А. как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением, не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц названной категории, имеющих право на получение жилья по договорам найма специализированных жилых помещений, и включенных в список, подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, ранее истца.

Ссылок на иные основания, влекущие необходимость отмены решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

Оснований для переоценки указанных выводов не имеется, поскольку судом первой инстанции не допущено существенных нарушений норм материального права, которые повлияли на исход дела.

Существенных нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда в соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает.

При изложенных обстоятельствах решение суда не подлежит отмене или изменению.

Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Березниковского городского суда Пермского края от 21.11.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Березники – без удовлетворения.

Председательствующий: подпись

Судьи: подписи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 09.02.2024.

33-1776/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Сидорова Оксана Александровна
Прокуратура г.Березники
Ответчики
Администрация г.Березники
Другие
Министерство Социального развития Пермского края
УИЗО администрации г.Березники
Министерство строительства Пермского края
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Гладкова Оксана Васильевна
Дело на сайте суда
oblsud.perm.sudrf.ru
12.01.2024Передача дела судье
08.02.2024Судебное заседание
09.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.02.2024Передано в экспедицию
08.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее