судья ФИО1
дело №
УИД-05RS0№-14
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 июня 2023 года, №, г. Махачкала
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
Председательствующего ФИО7,
судей ФИО2 и ФИО3
при секретаре судебного заседания ФИО4
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора г. Махачкалы в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Махачкалы, МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Махачкалы» и МБУ «Махачкала-1» о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения законодательства в сфере безопасности дорожного движения,
по апелляционным жалобам Администрации ГОсВД «город Махачкала» и МБУ «Махачкала-1» на решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от <дата>,
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан ФИО7, доводы представителя ответчика ФИО5, просившего удовлетворить апелляционную жалобу, пояснения прокурора, полагавшего, что апелляционная жалоба подлежит отклонению, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан
установила:
Заместитель прокурора г. Махачкалы в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации г. Махачкалы и МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Махачкалы» о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения законодательства в сфере безопасности дорожного движения, в обосновании которого указано, что в прокуратуру города поступила информация главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по г. Махачкале ФИО6 о выявленных в рамках осуществления федерального государственного надзора нарушениях законодательства в сфере безопасности дорожного движения по <адрес> г. Махачкалы.
Установлено, что <адрес> в г. Махачкале на участке возле <адрес> не соответствует требованиям нормативных документов в указанной сфере, а именно, в нарушение пунктов <дата>, <дата> и <дата> утвержденного приказом Росстандарта от <дата> №-ст ФИО8 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», при наличии обрыва высотой более 2 метров отсутствует ограждение, предотвращающее падение пешеходов, что создает опасность для их жизни и здоровья.
Кроме этого, в нарушение пункта 4.5.1.7 утвержденного приказом Госстандарта от <дата> ФИО8 52766-2007 Национального стандарта Российской Федерации «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», и ФИО8 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» ширина тротуара составляет менее 1 метра.
Изложенное подтверждается протоколами осмотра и протоколом инструментального обследования дороги (улицы) от <дата>, составленным ОГИБДД УМВД РФ по г. Махачкале по результатам обследования вышеуказанного участка улично-дорожной сети, а также письмом главного государственного инспектора по г. Махачкале ФИО6 в прокуратуру города.
В результате бездействия администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала», МКУ «Управление жилищно- коммунального хозяйства города Махачкалы» и МБУ «Махачкала-1» нарушаются указанные требования законодательства, что может повлечь аварийность на дороге и нарушение законных прав граждан на безопасные условия дорожного движения.
РешениемЛенинского районного суда г. Махачкалы от <дата> постановлено:
«Исковое заявление заместителя прокурора г.Махачкалы в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала», МКУ «Управление жилищно- коммунального хозяйства г. Махачкалы» и МБУ «Махачкала-1», выразившееся в невыполнении мероприятий по содержанию <адрес> г. Махачкалы I перед домом № в соответствии с требованиями законодательства о безопасности дорожного движения, а именно необустройстве ограждения для Г пешеходов в соответствии с ГОСТ и тротуарами;
Обязать администрацию городского округа с внутригородским делением «город Махачкала», МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Махачкалы» и МБУ «Махачкала-1» выполнить мероприятия по содержанию <адрес> г. Махачкалы на указанном участке в соответствии с требованиями законодательства о безопасности дорожного движения».
На данное решение ответчиком - Администрация ГОсВД «город Махачкала» подана апелляционная жалоба, в которой выражает несогласие с ним по следующим основаниям.
В целях организации исполнения вопросов местного значения, в том числе по организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечения безопасности дорожного движения на них органом местного самоуправления создано муниципальное казенное учреждение Управление жилищно-коммунального хозяйства города Махачкалы».
Решением Собрания депутатов городского округа «город Махачкала» от <дата>г. № утверждено Положение о МКУ УЖКХ города Махачкалы. На смену указанного положения решением Собрания депутатов городского округа «город Махачкала» от <дата>г. № было утверждено новое Положение о муниципальном казенном учреждении «Управление жилищно-коммунального хозяйства города Махачкалы» (далее по тексту - Положение), в соответствии с которым управление является отраслевым (функциональным) органом Администрации города Махачкалы, созданным в целях реализации муниципальной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства территории города (п.1 Положения).
Управление является отраслевым подразделением Администрации города Махачкалы и обеспечивает осуществление полномочий в сфере жилищно- коммунального хозяйства (п.2 Положения).
Ненадлежащее содержание участка дороги допущено не должностным лицом администрации. Фактически лицом, ответственным за состояние автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и дорожных сооружений, является МКУ УЖКХ г. Махачкалы", которому переданы соответствующие полномочия и предоставляется финансирование.
Данное учреждение создано органом местного самоуправления в целях организации исполнения вопросов местного значения, к числу которых относится организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, соответствующая автомобильная дорога принадлежит указанному учреждению на праве оперативного управления, оно является лицом, ответственным за содержание этой автомобильной дороги в безопасном для дорожного движения состоянии, деятельность учреждения финансируется из средств городского округа.
На данное решение представителем МБУ «Махачкала-1» подана апелляционная жалоба, в которой выражает несогласие с ним по следующим основаниям.
МБУ «Махачкала-1» не относится к органам местного самоуправления, таковым по делу следует признать муниципальное образование городской округ «город Махачкала», на которой законом возложена обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В соответствии с положением ч.4 ст. 6 ФЗ от <дата> N 196-ФЗ (ред. от <дата>) "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Также в отношении МБУ «Махачкала-1» утверждено муниципальное задание, в котором указаны конкретные виды работ, подлежащие выполнению и их финансирование.
При этом указанные в муниципальном задании работы выполняются работниками МБУ «Махачкала-1» после поступления поручения (технического задания) от администрации г. Махачкалы или УЖКХ г. Махачкалы о проведении соответствующих работ. Указанные поручения в адрес МБУ «Махачкала-1» от администрации либо УЖКХ г. Махачкалы не поступали.
Проверив материалы дела, выслушав мнение сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п.3 ст.123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено Федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований. Судебная защита прокурором интересов неопределенного круга лиц является одной из форм осуществления надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, исполнения законов, действующих на территории РФ в целях пресечения любых фактов нарушения законности.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от <дата> N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от <дата> N 257-ФЗ).
Как следует из материалов дела и установлено судом, главным государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД УМВД РФ по г.Махачкале в адрес главы администрации г.Махачкалы направлено представление № от <дата> об устранении выявленных нарушений обязательных требований в области обеспечении безопасности дорожного движения, дефекты в виде выбоин и разрушения покрытия проезжей части дороги, установленными требованиями ГОСТа.
Из указанного представления следует, что в ходе повседневного надзора за состоянием улично-дорожной сети г.Махачкалы установлено, что <адрес>, № не соответствует требованиям безопасности участников дорожного движения, а именно пешеходов, так как тротуар и прилегающая территория находится на разных уровнях, отсутствует пешеходное ограждение в нарушение п.<дата> ФИО8 52289-2019, ФИО8 50597-2017.
Согласно ст. 3 Федерального закона от <дата> N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст. 24 указанного выше Федерального закона права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
В силу ст. 5 Федерального закона N 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством осуществления деятельности по организации дорожного движения, материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от <дата> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон от <дата> N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", регулирующий отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, определяет, что дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, при этом под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (подп. подп. 6 и 12 ст. 3).
Автомобильной дорогой, согласно названному Федеральному закону, признается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог, а владельцами автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации (подп. подп. 1 и 7 ст. 3).
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения согласно п. 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от <дата> N 257-ФЗ отнесено к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
На основании ч. 1 ст. 34 указанного Федерального закона дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Пунктом 4 ст. 6 Федерального закона N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона N 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документом, возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Требования к состоянию дорог нормативно закреплены Приказом Росстандарта от <дата> N 1245-ст, которым утвержден и введен в действие "ФИО8 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля".
Согласно п. 5.2.4 ФИО8 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
В соответствии с данным стандартом покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
В рамках проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения установлено, что <адрес>, № в Махачкале на участке возле <адрес> не соответствует требованиям нормативных документов в указанной сфере, а именно, в нарушение пунктов <дата>, <дата> и <дата> утвержденного приказом Росстандарта от <дата> №-ст ФИО8 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», при наличии обрыва высотой более 2 метров отсутствует ограждение, предотвращающее падение пешеходов, что создает опасность для их жизни и здоровья.
Кроме этого, в нарушение пункта 4.5.1.7 утвержденного приказом Госстандарта от <дата> ФИО8 52766-2007 Национального стандарта Российской Федерации «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», и ФИО8 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» ширина тротуара составляет менее 1 метра.
Изложенное подтверждается протоколами осмотра и протоколом инструментального обследования дороги (улицы) от <дата>, составленные государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по г. Махачкале по результатам обследования вышеуказанного участка улично-дорожной сети, а также письмом главного государственного инспектора по г. Махачкале ФИО6 в прокуратуру города.
Факт несоответствия состояния проезжей части на вышеуказанной улице установленным требованиям подтверждается приложенным к делу фотоматериалов и в суде как первой так и апелляционной инстанции не оспаривался.
В результате бездействия соответствующих органов нарушаются требования законодательства.
Решением Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» от <дата> N 27-5 утверждено положение о МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства города Махачкалы», согласно которому управление является отраслевым подразделением администрации г. Махачкалы и обеспечивает осуществление полномочий в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Принимая во внимание, что дорожная деятельность, под которой понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог отнесена к вопросам местного значения, установив нарушения, угрожающие безопасности дорожного движения, суд первой инстанции пришел к выводу к выводу о том, что со стороны администрация г. Махачкалы и МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства города Махачкалы» имеет место ненадлежащее исполнение полномочий по организации обеспечения безопасности дорожного движения.
Статья 210 ГК РФ предусматривает, что собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно части 1, части 8 статьи 6 Федерального закона 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.16 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст.12 названного выше Федерального закона № 196-ФЗ обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (ч.2 указанной статьи закона).
Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе в виде материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения (ст.5 данного закона).
Пунктом 5 статьи 6 Устава муниципального образования ГО «Город Махачкала» предусмотрено, что к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указанная в иске дорога относится к муниципальному образованию - ГОсВД «Город Махачкала», находится в его собственности, что ответчиками не оспаривается.
В связи с чем, обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, в том числе по их ремонту и содержанию, и обеспечению безопасности дорожного движения, в силу закона возложена на соответствующий орган местного самоуправления.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов могут создавать муниципальные учреждения, осуществлять финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.
Согласно пункту 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
В силу пункта 2 указанной статьи учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).
Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (пункт 1 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенным учреждением является государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Во исполнение возложенной на администрацию г. Махачкалы обязанности по надлежащему содержанию автомобильных дорог создано МКУ «УЖКХ г.Махачкалы» основными целями которого является, в том числе, ремонт и содержание муниципальных автомобильных дорог в соответствии с планами работ, согласованными администрацией Махачкалы, в пределах выделенных бюджетных средств.
Все дороги в границах г. Махачкалы переданы в оперативное управление МКУ, в том числе, автомобильная дорога в указанная в исковом заявлении.
В соответствии с п. 12 Положения о муниципальном казенном учреждении «УЖКХ города Махачкалы» (в ред. Решений собрания депутатов ГОсВД «город Махачкала» от <дата> n 30-5 от <дата> n 43-32. Утвержденного решением собрания депутатов ГОсВД «город Махачкала» от <дата> № управление осуществляет следующие функции: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Администрация г. Махачкалы и Управление жилищно-коммунального хозяйства г.Махачкалы являются органами местного самоуправления разного уровня.
При решении вопроса о том, кто из них является надлежащим ответчиком по заявленным исковым требованиям, суд первой инстанции руководствовался тем, что приведенными выше нормативными актами обязанность по содержанию дорожного покрытия и его соответствие техническим регламентам и требованиям лежит на самом муниципальном образовании и УЖКХ и оба несут ответственность за качество дорог.
При этом выбор способа осуществления данной обязанности (делегирование полномочий, создание специализированного юридического лица) является правом муниципального образования, решаемым по своему усмотрению и в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) законодательно предусмотренной обязанности по содержанию дорог, несет именно данный орган местного самоуправления.
Надлежащими ответчиками по заявленным прокурором требованиям является Администрация г. Махачкалы, на которую данная обязанность возложена в силу закона, которая имеет для этого необходимые средства и может по своему усмотрению определить способ исполнения обязанности и УЖКХ г. Махачкалы, которого администрация гор. Махачкалы наделила соответствующими полномочиями по надлежащему содержанию дорог, переданных им в оперативное управление и осуществляет их финансирование. Однако, данное обстоятельство не снимает с администрации г. Махачкалы ответственности за организацию работы по качественному содержанию дорог и надлежащий контроль за деятельностью УЖКХ.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документом, возложено на органы местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области.
Принимая во внимание, что дорожная деятельность, под которой понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог отнесена к вопросам местного значения, установив нарушения, угрожающие безопасности дорожного движения, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что со стороны администрации г. Махачкалы, МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства» имеет место ненадлежащее исполнение полномочий по организации обеспечения безопасности дорожного движения, в связи с чем обоснованно признал незаконным бездействия администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала», МКУ «Управление жилищно - коммунального хозяйства г. Махачкалы» и обязал выполнить соответствующие мероприятия.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции в части признания незаконными бездействия ответчика МБУ «Махачкала-1» невыполнении мероприятий по содержанию улицы и обязании выполнить соответствующие мероприятия, по следующим основаниям.
В соответствии с положением ч.4 ст. 6 ФЗ от <дата> N 196-ФЗ (ред. от <дата>) "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
В данном случае МБУ «Махачкала-1» не относится к органам местного самоуправления, на который законом возложена обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Из устава МБУ «Махачкала-1» следует, что учредителем и собственником имущества является администрация г. Махачкалы.
Постановление Администрации г. Махачкалы от <дата> «Об организации деятельности МБУ «Махачкала-1» гласит, что целью деятельности МБУ "Махачкала-1" является выполнение работ, оказание услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, озеленения, оказание услуг в сфере дорожной деятельности, а также ремонта и строительства муниципального жилищного фонда и иного недвижимого имущества для обеспечения реализации предусмотренных федеральными законами, законами Республики Дагестан, нормативными правовыми актами муниципального образования городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" полномочий города Махачкалы.
Несмотря на то, что МБУ «Махачкала-1» имеет бюджетный статус юридического лица, оно является подрядчиком по гражданско-правовым договорам и при осуществлении работ оно может нести только гражданско-правовую ответственность при нарушении договорных отношений.
Между тем, как следует из муниципального задания на 2022 год, запрошенного и исследованного судом апелляционной инстанции, в нем указаны конкретные виды работ, подлежащие выполнению и их финансирование.
При этом указанные в муниципальном задании работы выполняются работниками МБУ «Махачкала-1» после поступления поручения (технического задания) от администрации г. Махачкалы или УЖКХ г. Махачкалы о проведении соответствующих работ, а поскольку соответствующее поручения в адрес МБУ «Махачкала-1» от Администрации либо УЖКХ г. Махачкалы не поступали, то требования, предъявленные прокурором к МБУ «Махачкала-1» и удовлетворенные судом первой инстанции являются необоснованными, в связи с чем судебный акт в части удовлетворенных требований прокурора к МБУ «Махачкала-1» подлежит отмене и принятии нового решения об отказе в их удовлетворении.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от <дата> в части признания незаконным бездействия МБУ «Махачкала-1», выразившегося в невыполнении мероприятий по содержанию <адрес> г. Махачкалы I перед домом № в соответствии с требованиями законодательства о безопасности дорожного движения, а именно необустройстве ограждения для Г пешеходов в соответствии с ГОСТ и тротуарами и обязании МБУ «Махачкала-1» выполнить мероприятия по содержанию <адрес> г. Махачкалы на указанном участке в соответствии с требованиями законодательства о безопасности дорожного движения» отменить.
В отмененной части принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В остальной части решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Администрации ГОсВД «город Махачкала» - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Пятый кассационный суд общей юрисдикции в <адрес> через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение составлено <дата>.
Председательствующий
Судьи: