Дело №а-1568/2020
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
05 июня 2020 года <адрес>
<адрес>
Сергиево-Посадский городской суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Уваровой О.А., при секретаре ФИО4 рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2, ФИО3 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> о признании решения незаконным, обязании осуществить государственный кадастровый учет земельного участка,
при участии представителя административных истцов, по доверенности ФИО5,
представителя административного ответчика Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, по доверенности ФИО6,
представителя заинтересованного лица ФИО9, по доверенности ФИО7,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2, ФИО3, уточнив исковые требования, обратились в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по московской области о признании решения незаконным, обязании осуществить государственный кадастровый учет земельного участка. (л.д. 2-5, 133-135).
В судебное заседание административный истец ФИО2, ФИО3 не явились, представитель административных истцов, по доверенности ФИО5 в судебном заседании уточненное административное исковое заявление поддержала, пояснила, что ФИО2, ФИО3 и ФИО9 являются сособственниками земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> на основании решения Сергиево-Посадского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, что также подтверждаются выписками из ЕГРН. После признания права за истцами права долевой собственности они обратились с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> о регистрации права долевой собственности и заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества, на что получили уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что в межевом плане отсутствуют сведения, подтверждающие фактическое местоположение границ и площади земельного участка, а также имеются противоречия в акте согласования границ земельного участка и в заключении кадастрового инженера отсутствуют достаточное обоснование зарегистрированных прав по границе н1-н4. Указала, что кадастровый инженер приложил решение Сергиево-Посадского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ об установлении границ земельного участка принадлежащего истцам, в котором указаны координаты границ поворотных точек земельного участка с указанием площади, и подали заявление в адрес ответчика о предоставлении дополнительных документов от ДД.ММ.ГГГГ, на что получили уведомление об отказе в снятии приостановления в связи с тем, что местоположение границ не согласовано по представленному акту согласования границ, поскольку отсутствуют подписи заинтересованных лиц, в связи, с чем истцам было отказано учете изменений объекта недвижимости. Просит суд признать решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> осуществить государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером №, согласно решению Сергиево-Посадского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, гражданское дело № и межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по <адрес> по доверенности ФИО6 в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска по основаниям, указанным в письменных возражениях на иск (л.д. 110-119). Просила суд в удовлетворении административного иска отказать.
В судебное заседание заинтересованное лицо ФИО9 не явилась, представитель заинтересованного лица в судебном заседании по доверенности ФИО7, административное исковое заявление ФИО2, ФИО3 поддержала, полагала его законным и обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что ФИО2, ФИО3 и ФИО9 являются сособственниками земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> на основании решения Сергиево-Посадского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Административные истцы обратились в Управление Росреестра по <адрес> с заявлением о государственном кадастровом учете изменений сведений Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в части площади, а также описания местоположения его границ. В качестве документа-основания представили межевой план от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленный кадастровым инженером (л.д. 20).
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № кадастровый учет был приостановлен в связи с тем, что не представлены документы, необходимые для осуществления такого учета, на основании п.5,7 ч.1 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее Закон о регистрации) (л.д. 21-23).
В уведомлении о приостановлении от ДД.ММ.ГГГГ указано, что представленный межевой план от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленный кадастровым инженером, не отвечает требованиям действующего законодательства, а именно, в его состав не были включены документы, подтверждающие фактическое местоположение площади и границ земельного участка, кроме того, включенный в состав приложения акт согласования оформлен неверно (по смежным границам правообладатели отражены не в соответствии с данными ЕГРН).
Административные истцы, а также ФИО9 обратились в Управление Росреестра по <адрес> с заявлением о предоставлении дополнительных документов и межевым планом от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленным кадастровым инженером. Решением от ДД.ММ.ГГГГ № на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Закона о регистрации отказано в снятии приостановлении по причине того, что содержание межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного кадастровым инженером, не отвечало требованиям действующего законодательства. В уведомлении об отказе в снятии приостановления от ДД.ММ.ГГГГ сообщалось о том, что представленный межевой план в форме электронного документа (формат XML) не обеспечивал считывание представленных данных (л.д.18 оборот).
Представитель административного ответчика в судебном заседании пояснила, что административные истцы копию решения Сергиево-Посадского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в Управление Росреестра в качестве самостоятельного основания с заявлением о предоставлении дополнительных документов для проведения заявленной учетной процедуры не представляли.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по <адрес> было вынесено решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости, в связи с не устранением причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации, на основании ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (л.д.17)
По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ достаточным условием для отказа в удовлетворении административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о том что права административного истца в результате принятия решения, совершения действий (бездействия), по поводу которых возник спор, не нарушены.
При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону.
Согласно ч.1, 3 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Государственный кадастровый учет проводится в порядке, предусмотренном статьей 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при предоставлении комплекта документов, перечень и требования к которому определены статьями 14, 15, 21 Закона о регистрации.
Основаниями для государственного кадастрового учета могут являться как вступившее в законную силу судебное решение, определение (пункт 5 части 2 статьи 14 Закона о регистрации), так и межевой план, подготовленный кадастровым инженером (пункт 7 части 2 статьи 14 Закона о регистрации).
Решение Сергиево-Посадского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № административными истцами в Управление Росреестра по <адрес> не представлялось, регистратором, давалась оценка содержанию межевого плана, подготовленного кадастровым инженером, в части его соответствия требованиям действующего законодательства. Правовая оценка судебному решению, об исполнении которого заявлены исковые требования, регистратором не проводилась.
В силу частей 12, 13 статьи 22 Закона о регистрации межевой план подготавливается в форме электронного документа и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план. Межевой план, если это предусмотрено договором подряда, также подготавливается в форме документа на бумажном носителе, заверенного подписью и печатью подготовившего такой план кадастрового инженера, для передачи его заказчику по договору подряда. Форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, а также требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
Межевой план, подготавливаемый кадастровым инженером, должен соответствовать Приказу Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке". В соответствии с пунктом 18 Требований межевой план подготавливается в форме электронного документа в виде XML-документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план, и оформляется в виде файлов в формате XML (далее - XML-документ), созданных с использованием XML-схем и обеспечивающих считывание и контроль представленных данных. Состав сведений межевого плана в форме электронного документа должен соответствовать составу сведений, содержащихся в утвержденной форме межевого плана, с учетом Требований. Разделы, относящиеся к графической части межевого плана, Акт согласования, а также документы, подготовленные на бумажном носителе, которые в соответствии с Требованиями подлежат включению в состав Приложения, оформляются в форме электронных образов бумажных документов в виде файлов в формате PDF, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего межевой план.
Электронный образ документа должен обеспечивать визуальную идентичность его бумажному оригиналу в масштабе 1:1. Качество представленных электронных образов документов должно позволять в полном объеме прочитать текст документа и распознать его реквизиты. Если бумажный документ состоит из двух и более листов, электронный образ такого бумажного документа формируется в виде одного файла. Для сканирования документов необходимо использовать полноцветный режим с разрешением 300 dpi.
В нарушение вышеуказанных положений, представленный межевой план от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленный кадастровым инженером, не обеспечивал в полной мере считывание содержащихся в нем данных в формате XML, поэтому в случае понуждения Управления осуществить действия на основании такого документа, содержащиеся в нем данные не смогут быть перенесены в полной мере в ЕГРН (перенос данных осуществляется автоматически на основании данных HML), что приведет к недостоверности сведений ЕГРН.
Кроме того, включенный в состав межевого плана акт согласования местоположения границ земельного участка с кадастровым номером № в виде электронного образа в формате PDF также не отвечал предъявляемым к нему требованиям согласно статье 40 Закона о кадастре, поскольку в нем не содержались значения всех точек границ земельного участка, которые были установлены в соответствии с Решением суда, т.е. в каждом отведенном значении (от точки до точки) необходимо было отразить значение конкретной точки, в совокупности составляющих границу земельного участка, а в отведенном значении (способ и дата извещения) по каждой границе отразить значение «граница установлена в соответствии с Решением суда». Поскольку указанные замечания не были устранены в установленный уведомлением о приостановлении срок, государственным регистратором вынесено законное и обоснованное решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости.
По смыслу п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ), суд принимает решение о признании оспариваемого решения, действий (бездействия) недействительными при одновременном наличии двух условий: противоречии их закону и нарушении прав и законных интересов административного истца.
При этом в силу части 1 статьи 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
Исходя из толкования статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.
В соответствии с ч. 10 ст. 22 Закона о регистрации при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о законности решения об отказе в учете изменений объекта недвижимости в отношении земельного участка административных истцов, оснований для возложения на Управление Росреестра по <адрес> обязанности осуществить кадастровый учет не имеется.
ФИО2, ФИО3 не лишены права повторно обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственном кадастровом учете объекта недвижимости, приложив необходимые документы, либо обратиться в суд с иском в порядке гражданского судопроизводства.
Руководствуясь Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО2, ФИО3 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> о признании решения незаконным, обязании осуществить государственный кадастровый учет земельного участка - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Сергиево-Посадский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Судья О.А. Уварова