УИД: 61RS0007-01-2023-004379-19
Дело №2-51/2024
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 июля 2024 года г. Ростов-на-Дону
Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего – судьи Федотовой Е.Н.,
при секретаре судебного заседания Кова А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к АО «Региональные дороги», третьи лица -- Министерство транспорта Ростовской области, ООО «Т-Транс», о возмещении ущерба, причиненного в результате ДТП,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с иском к Министерству транспорта РО о возмещении ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием, в размере 174 240 руб., ссылаясь в обоснование своих требований на то, что 30.05.2023 г. на 13 км + 200 м автодороги М-4 «Дон» - <адрес> он, управляя автомобилем «Опель Мовано», государственный регистрационный знак № регион, допустил наезд на выбоину на проезжей части, вследствие чего его автомобилю причинены существенные механические повреждения. Согласно экспертному заключению ИП ФИО4 от 14.06.2023 г. стоимость восстановительного ремонта транспортного средства без учета износа составляет 174 240 руб. Полагая, что ущерб причинен вследствие ненадлежащего осуществления контроля ответчиком за состоянием дороги, истец просит взыскать ущерб с виновного лица.
В ходе рассмотрения дела произведена замена ненадлежащего ответчика Минтранспорта РО надлежащим - АО «Региональные дороги».
Истец ФИО5 в суд не явился, извещен надлежащим образом, дело рассмотрено в его отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Представитель АО «Региональные дороги» ФИО8 в суде иск не признала, просила отказать в его удовлетворении по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Представитель Министерства транспорта Ростовской области ФИО6 представила письменные возражения, в которых указала, что министерство является не надлежащим ответчиком по делу.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу гражданина, подлежит возмещению лицом, причинившим вред.
Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющегося причинителем вреда. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя.
Для наступления деликтной ответственности необходимо наличие состава правонарушения включающее: наступление вреда, противоправное поведение причинителя вреда, причинно-следственную связь между двумя первыми элементами, вину причинителя вреда.
Обязательства из причинения вреда опираются на принцип генерального деликта, согласно которому каждому запрещено причинять вред имуществу кого-либо, каждое причинение вреда другому является противоправным. Противоправность поведения имеет две формы – действие и бездействие. Бездействие признается противоправным тогда, когда на причинителе вреда лежала обязанность совершать соответствующие действия.
Согласно ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, причинившим вред.
Если наличие вреда и его размер доказывается потерпевшим, то вина причинителя вреда предполагается, т.е. отсутствие вины доказывается лицом причинившим вред.
Обязанность возместить причиненные убытки возникает у причинителя вреда на основании ч.1 ст. 15 ГК РФ.
В силу ч. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Согласно п.1.1 Положения «О министерстве транспорта Ростовской области», министерство является органом исполнительной власти, осуществляющим функции по проведению государственной политики, оказанием государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства и транспорта.
На основании ст. 28 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», пользователи автомобильных дорог имеют право получать компенсацию вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог вследствие нарушения требований настоящего федерального закона, требований технических регламентов лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
На основании ст. 6 ФЗ «О безопасности дорожного движения», к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности, органы местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством РФ, законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения», обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения устанавливает Государственный стандарт РФ «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (утв. приказом Росстандарта от 26.09.2017 №1245-ст).
Пунктом №5 ГОСТ Р 50597-2017 установлены требования к покрытию проезжей части, обочинам, разделительным полосам, тротуарам, пешеходным и велосипедным дорожкам.
Согласно п. 5.2.1 ГОСТ, продольная ровность покрытия по полосам движения проезжей части при измерении по ГОСТ 33101 должна соответствовать значением, указанным в таблице 5.1, при измерении трехметровой рейкой по 9.2.1 и 9.2.2 в таблице 5.2.
Согласно п. 5.2.4 ГОСТ, покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
Предельные размеры отдельных просадок, выбоин не должны превышать по длине 15см, ширине 60см, глубине 5см.
В соответствии с п. 4.1 ГОСТа Р 50597-2017 выполнение установленных настоящим стандартом требований обеспечивают организации, осуществляющие содержание дорог и улиц, владельцы железнодорожных путей и водопроводно-канализационного хозяйства.
Согласно п. 4.2 ГОСТа Р 50597-2017 в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов. В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, владельцами дорог и улиц, а также организациями, осуществляющими. их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования.
В соответствии с п. 4.4 ГОСТа Р 50597-2017 до устранения дефектов покрытия проезжей части, препятствующих про езду транспортных средств (изменяющих траекторию и скорость движения), таких как отдельные выбоины, просадки или проломы, колея, выступы или углубления в зоне деформационных швов, превышающие установленные настоящим стандартом размеры, отсутствие (разрушение) крышки люка смотрового колодца, решетки дождеприемника, а также массивных предметов на проезжей части (упавшие деревья и конструкции и др.) и необработанных мест выпотевания вяжущего, участок дороги или улицы должен быть обозначен соответствующими дорожными знаками и при необходимости огражден (в т.ч. временными техническими средствами организации дорожного движения по ГОСТ 32758) в течение двух часов с момента обнаружения.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 г. № 402 утверждена классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных работ. Классификация устанавливает состав и виды работ, выполняемых при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог, и предназначена для использования при планировании объемов дорожных работ, в том числе при их проектировании и формировании про грамм дорожных работ на краткосрочный и среднесрочный периоды. В силу подпункта 2 пункта 6 Классификации в состав работ по содержанию автомобильных дорог входят, в том числе устранение деформаций и повреждений (заделка выбоин, просадок, шелушения, выкрашивания и других дефектов) покрытий.
Как усматривается из материалов дела, 30.05.2023 г. на 13 км + 200 м автодороги М-4 «Дон» - ст. Калитвенская Камнского района Ростовской области истец, управляя автомобилем «Опель Мовано», государственный регистрационный знак № регион, допустил наезд на выбоину на проезжей части, вследствие чего его автомобилю причинены существенные механические повреждения.
Факт ДТП зафиксирован органами ГИБДД в определении об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 30.05.2023 г. Из схемы места совершения административного правонарушения следует, что размеры выбоины составляет в длину 1,9 м, в ширину – 1,8 м, глубина – 11 см.
Таким образом, судом установлено, что повреждение автомобиля истца имело место в связи с наездом транспортного средства в указанную яму.
Также судом установлено, что спорный участок дороги находится на балансе Министерства транспорта Ростовской области.
В соответствии с пунктом 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Пунктом 2.1.18 Положения о министерстве транспорта Ростовской области, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 18 ноября 2011 года №133 министерство осуществляет функции органа исполнительной власти Ростовской области, уполномоченного осуществлять дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и, в этих целях, выполняет функции государственного заказчика, осуществляет закупки работ для обеспечения государственных нужд и заключает государственные контракты на выполнение проектных, дорожно-строительных, ремонтных работ, работ по содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и других работ.
Во исполнение вышеуказанных норм действующего законодательства Министерством транспорта РО с ООО «Т-Транс» 30.12.2021 г. заключен государственный контракт № на выполнение работ в том числе по ремонту автомобильной дороги, указанной в иске со сроком действия до 31.07.2023 г.
Согласно пункту 5.1.2 контракта в целях обеспечения безопасности дорожного движения подрядчик обязан выполнять работы по содержанию автомобильных дорог в соответствии с Приказом министерства транспорта Российской Федерации 16.11.2012 № 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог», в сроки, необходимые для поддержания транспортно-эксплуатационного состояния дорог с заданным уровнем содержания автомобильных дорог в соответствии с требованиями, предъявляемыми государственными стандартами, нормами, правилами и другими нормативными документами к состоянию проезжей части, обочин, обстановки пути, земляного полотна, искусственных сооружений, снегозащитных лесопосадок, полосы отвода и другим элементам автомобильных дорог, а также в соответствии с природоохранными, противопожарными мероприятиями и действующими санитарными нормами и эстетики на протяжении всего периода действия государственного контракта.
В соответствии с пунктом 5.1.9 контракта в случае совершения дорожно-транспортных происшествий, связанных с неудовлетворительными дорожными условиями, имущественную и иную ответственность, предусмотренную действующим законодательством, несет подрядчик.
Также установлено, что с целью исполнения обязательств по государственному контракту №_№ от 30.12.2021 г., между ООО «Т-Транс» и АО «Региональные дороги» заключен договор субподряда № от 24.06.2022 г., в соответствии с условиями которого обязанность по содержанию автомобильной дороги возложена на АО «Региональные дороги». Срок выполнения работ согласно п. 4.1 договора субподряда с 01.07.2022 г. по 31.07.2023 г.
В силу п. 5.1.9 договора субподряда АО «Региональные дороги» несет имущественную, административную и иную ответственность перед третьими лицами за последствия дорожно-транспортных происшествий, произошедших вследствие неудовлетворительных дорожных условий.
Таким образом, в рассматриваемом случае именно подрядчик по договору субподряда от 24.06.2022 г. (АО «Региональные дороги»), выполнявший работы по содержанию спорного участка автомобильной дороги, должен нести ответственность ввиду имеющихся недостатков дорожного полотна.
В нарушение ст.56 ГПК РФ АО «Региональные дороги» не представлены суду доказательства, подтверждающие, что им были приняты меры, направленные на скорейшее устранение выбоины на дороге, а до ее устранения участок дороги, на котором находится выбоина, был обозначен соответствующими дорожными знаками и при необходимости огражден.
Учитывая приведенные выше обстоятельства и нормы действующего законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, ответственным за образовавшиеся дефекты автомобильной дороги, в том числе за причинение вреда в результате ее ненадлежащего качества, является АО «Региональные дороги», следовательно ущерб, причиненный истцу, подлежит взысканию с указанного лица.
При этом материалами дела подтверждается наличие причинно-следственной связи между действиями ответчика, выразившимися в отсутствии должных мер по обеспечению надлежащего состоянии автомобильной дороги для безопасного движения транспортного средства, отсутствии должного контроля за состоянием и содержанием дорожного полотна, с наступившими последствиями в виде повреждения автомашины истца и причинения ему ущерба.
Определением суда от 27.02.2024 г. по делу была назначена комплексная судебная автотехническая и трасологическая экспертиза.
В соответствии с заключением ООО «СпецАспект» № от 03.07.2024 г. зафиксированные в административном материале повреждения на ТС истца по форме, локализации и механизму образования не противоречат морфологии заявленного следообразующего объекта и могли быть образованы при наезде на выбоину согласно обстоятельствам заявленного ДТП.
Стоимость восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства истца без учета износа заменяемых частей и механизмов экспертом определена в сумме 173 899,61 руб., рыночная стоимость ТС в сумме 676 786,33 руб.
Доказательств в подтверждение иной стоимости восстановительного ремонта со стороны АО «Региональные дороги» не представлено.
Анализируя имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу о том, что в основу должно быть положено экспертное заключение ООО «СпецАспект», поскольку данное заключение в полной мере отражает повреждения автомобиля истца. Выводы указанного экспертного исследования научно обоснованы, мотивированы, соответствуют другим имеющимся доказательствам. Оснований не доверять данному заключению экспертов у суда не имеется. Эксперты предупреждены судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Данное заключение оценено судом по правилам, установленным в статье 67 ГПК РФ в совокупности с другими доказательствами. Экспертное заключение в полной мере отвечает требованиям закона, является полным, мотивированным, неясностей и разночтений не содержит, составлено квалифицированными экспертами.
При таком положении материалами дела подтверждается факт причинения истцу материального ущерба, в связи с чем исковые требования, заявленные к АО «Региональные дороги», являются обоснованными и подлежат частичному удовлетворению в сумме 173 899,61 руб.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ истцу как стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с АО «Региональные дороги» пропорционально удовлетворенным исковым требованиям уплаченные расходы на госпошлину в сумме 4 675,85 руб., расходы за проведение досудебного исследования в размере 11 976,56 руб., расходы по эвакуации транспортного средства в сумме 8 483,39 руб., почтовые расходы в размере 562,90 руб. Данные расходы подтверждены документально материалами дела.
В соответствии со ст. 100 ГПК РФ, п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 г. N1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», - стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
При определении суммы, подлежащей взысканию в возмещение расходов по оплате услуг представителя, суд исходит из среднего уровня оплаты аналогичных услуг, при этом суд учитывает степень, сложности гражданского дела, объем проведенной представителем работы, который участия в судебных заседаниях не принимал. Таким образом, с учетом конкретных обстоятельств дела, суд полагает обоснованными и подлежащими взысканию расходы на оплату услуг представителя в размере 5 000 рублей.
Руководствуясь ст. 194-198,199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 удовлетворить частично.
Взыскать с АО «Региональные дороги» (ИНН 6148006319) в пользу ФИО2 (паспорт №) в счет возмещения ущерба 173 899 рублей 61 копейка, расходы по оплате государственной пошлины в сумме 4 675 рублей 85 копеек, расходы на проведение досудебного исследования в сумме 11 976 рублей 56 копеек, расходы на оплату услуг представителя в размере 5 000 рублей 00 копеек, расходы по эвакуации транспортного средства в сумме 8 483 рубля 39 копеек, расходы за отправку телеграммы в размере 562 рубля 90 копеек, а всего 204 598 рублей 31 копейка.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 7 августа 2024 года.
Судья Е.Н. Федотова