РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Самара <дата> года
Красноглинский районный суд г. Самары в составе
председательствующего судьи Подусовской В.В.,
при секретаре судебного заседания Мартыновой А.В.,
с участием помощника прокурора г. Самары Скажутиной Н.О., представителя ответчика Скотникова Д.В., представителя администрации г.о. Самара Авдониной Н.В. и представителя Департамента городского хозяйства и экологии администрации г.о. Самара Рябовой Е.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Прокуратуры г.о. Самары, действующей в интересах муниципального образования городского округа Самара и неопределенного круга лиц, к Горюнову С. Н. о признании отсутствующим права собственности на земельный участок, исключении сведений из ЕГРН в отношении местоположения границ земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Прокуратура г. Самары обратилась в Красноглински районный суд г. Самары с исковым заявлением к Горюнову С.Н. о признании отсутствующим право собственности на земельный участок, исключении сведений из ЕГРН в отношении местоположения границ земельного участка, мотивировав заявленные требования тем, что по результатам проведенной прокуратурой города проверки соблюдения лесного, земельного законодательства, законодательства о собственности на территории г.о. Самара, установлено, что в ЕГРН внесены сведения о праве собственности Горюнова С.Н. в отношении земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, и указано, что данный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет на основании заявления Сальниковой Л.А. от <дата>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенный вид использования: под садоводство.
Вместе с тем, установлено, что земельный участок с кадастровым номером № имеет наложение на земли городских лесов (в границах ЗОУИТ), являющихся муниципальной собственностью.
Проанализировав полученные в ходе проведенной проверки сведения, Прокуратура г. Самары пришла к выводу о том, что Горюнов С.Н., являясь собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, нарушает требования земельного законодательства, и право собственности на указанный объект недвижимого имущества в границах, которые относятся к территории Самарского лесничества, является незаконным.
Основываясь на вышеизложенном, Прокуратура г. Самары, действуя в интересах муниципального образования городского округа Самара и неопределенного круга лиц, просит суд:
- признать отсутствующим право собственности Горюнова С.Н. на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, участок №, в следующих координатах:
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
- исключить из ЕГРН сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, участок №, площадью 600 кв.м, в следующих координатах:
номер <адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
- внести в ЕГРН сведения о прекращении права собственности Горюнова С.Н. на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, участок №, площадью 600 кв.м.
В судебном заседании помощник прокурора г. Самары поддержала заявленные исковые требования в полном объеме, просила суд удовлетворить уточненный иск по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что земельный участок с кадастровым номером № фактически не используется Горюновым С.Н., при этом земельный участок полностью расположен в границах Самарского лесничества, учтен как лесной участок и указанный статус не утрачивал, ранее учитывался в составе земель лесного фонда. Также помощник прокурора указал, что регистрация права собственности Горюнова С.Н. на указанный земельный участок нарушает требования земельного законодательства, а само право собственности является незаконным.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, просил суд в иске Прокуратуры г. Самары отказать, ссылаясь на то, что земельный участок с кадастровым номером № в тех границах, сведения о которых в настоящее время содержатся в ЕГРН, находится в пользовании ответчика с момента заключения с предыдущим владельцем договора дарения от <дата>.
Представитель администрации г.о. Самара в судебном заседании поддержала требования Прокуратуры г. Самары, просила суд иск удовлетворить. Дополнительно пояснила, что, согласно сведениям публичной кадастровой карты, земельный участок с кадастровым номером № располагается на территориях, ранее относящихся к государственному лесному фонду, а в настоящее время – к городским лесам г.о. Самара, при этом, согласно ч. 3 ст. 116 Лесного кодекса Российской Федерации, изменение границ земель, на которых располагаются леса, которое межет привести к уменьшению их площади, не допускается.
Представитель Департамента городского хозяйства и экологии администрации г.о. Самара в судебном заседании поддержала требования Прокуратуры г. Самары, просила суд иск удовлетворить. Дополнительно пояснила, что при сопоставлении сведений публичной кадастровой карты и материалов лесоустройства 1995 года установлено, что указанный земельный участок расположен в границах территорий, ранее отнесенных к лесному фонду, а именно к 80 кварталу Пригородного лесничества Самарского лесхоза; согласно сведениям официально опубликованного генерального плана г.о. Самара, утвержденного решением Думы г.о. Самара от 20.03.2008 №539, по состоянию на 2006 год территория в границах указанного участка относилась к лесным массивам в границах территорий памятника природы. Сведения о выбытии данной территории из земель лесного фонда ранее отсутствуют.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, уведомлены судом о времени и месте проведения судебного заседания, в связи с чем, суд, руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика и представителей участвующих в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, исследовав материалы гражданского дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (часть 1); земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (часть 2). Согласно статье 36 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю (часть 1); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (часть 2); условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (часть 3).
Статьей 3 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и данного Кодекса.
В соответствии с частями 2 и 5 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков, количество и границы которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу абзаца второго пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда (подпункт 2 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Действующее законодательство не предоставляет органам местного самоуправления полномочий по распоряжению участками лесного фонда, расположенных в пределах соответствующих муниципальных образований.
Как следует их положений статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации, к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством.
Исходя из смысла данной правовой нормы, земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом.
Согласно пункту 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе, по организации и проведению соответствующих аукционов.
По смыслу приведенной правовой нормы решения об образовании земельных (лесных) участков в случаях, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, принимаются уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 2 части 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.
В соответствии с частью 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 04 декабря 2006 г. №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» на землях лесного фонда запрещаются размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства (часть вторая введена Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 143-ФЗ).
Частью 2 ст. 91 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в Государственном лесном реестре.
В соответствии с приказом Минприроды России от 11.11.2013 № 496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение», основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.
Лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости (ч. 1 ст. 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»).
Согласно ст. 68 Лесного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда - лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение определяются в лесоустроительной документации.
Таким образом, отнесение земельных участков к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении такого участка лесопроектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что что границы лесничеств на территории Самарской области, в том числе Самарского лесничества, установлены приказом Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации (далее - Рослесхоза) от 30.12.2008 № 435 на основании материалов проводившегося в 1995 году лесоустройства.
Постановлением Одиннадцатого Арбитражного суда апелляционной инстанции от <дата> по делу №, вступившим в законную силу, признаны незаконными действия Департамента лесного хозяйства Самарской области, в отношении реализации полномочий по изготовлению планов лесных участков, как не соответствующие положениям Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ); на Департамент лесного хозяйства Самарской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем исключения в месячный срок из государственного лесного реестра записей по определенным лесным участкам.
Судебным постановлением прекращены разделы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, открытые на лесные участки, расположенные по следующим адресам:
- Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Самарское участковое лесничество, кварталы 8, 17, 26, 35, 55, 72, 73 (площадью 775.0 га);
- Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Самарское участковое лесничество, кварталы 74, 80-82, 89-91, 93-95 (площадью 1176.0 га);
- Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Пригородное участковое лесничество, кварталы 1-4,7,8,11,12 (площадью 809 00 га);
- Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Пригородное участковое лесничество, кварталы 74, 75 (площадью 283,00 га);
- Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Пригородное участковое лесничество, кварталы 15, 16 (площадью 218,00 га);
- Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Пригородное участковое лесничество, кварталы 47, 48 (площадью 117,00 га);
- Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Пригородное участковое лесничество, кварталы 76-81 (площадью 524,00 га);
- Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Самарское участковое лесничество, квартал 2 (выделы 2-4) (площадью 38,00 га);
- Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Самарское участковое лесничество, кварталы 1,9, 18 (площадью 350,00 га);
- Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Пригородное участковое лесничество, кварталы 82-88 (площадью 700,00 га);
- Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Самарское участковое лесничество, квартал 4 (площадью 137,00 га);
- Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Самарское участковое лесничество, квартал 66 (выделы 20, 21, 25) (площадью 11.0 га);
- Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Самарское участковое лесничество, кварталы 36 (выделы 5,10), 53, 54 (выделы 2, 19-21, 26, 27), 56, 65 (площадью 183,00 га);
- Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Пригородное участковое лесничество, кварталы 42, 43 (площадью 340,00 га);
- Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Самарское участковое лесничество, кварталы 83, 96 (площадью 192,00 га);
- Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Пригородное участковое лесничество, кварталы 29-36, 37 (выделы 1-13, 16-21, 23-38, 42-45) (площадью 328,00 га);
- Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Пригородное участковое лесничество, кварталы 50-58 (площадью 388,00 га);
- Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Пригородное участковое лесничество, кварталы 5, 6, 9, 10, 13, 14, 17 (площадью 562,00 га);
- Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Пригородное участковое лесничество, кварталы 41, 44, 45 (площадью 349,00 га);
- Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Пригородное участковое лесничество, кварталы 18, 28, 38, 39, 40 (площадью 638, 00 га).
Общая площадь лесных участков составила 8 118 га.
Таким образом, арбитражным судом апелляционной инстанции сделан вывод об отнесении указанных лесных участков площадью 8 118 га к городским лесам, к землям населенных пунктов.
В мотивировочной части судебного постановления указано, что материалами дела подтверждается, что спорные лесные участки, входящие в состав Самарского лесничества, расположены в границах муниципального образования «Городской округ Самара» (городские леса), то есть на землях иных категорий, что позволяет, в соответствии со ст. 83 Земельного кодекса Российской Федерации, отнести их к землям населенных пунктов, городским лесам.
Указанный факт также подтверждается сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре по состоянию на 01.01.2015 по форме 1.1 ГЛР, согласно которому общая площадь, на которой расположены леса г.о. Самара, составляет 13 096 га, в том числе: земли лесного фонда - 4081 га, земли особо охраняемых природных территорий - 897 га, земли иных категорий - 8 118 га.
Приказом Рослесхоза от 01.06.2018 № 462 «Об определении количества лесопарков на землях населенных пунктов городского округа Самара Самарской области, занятых городскими лесами, и установлении их границ и внесении изменении в приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 30.12.2008 №435 «Об определении количества лесничеств на территории Самарской области и установлении их границ» (далее - Приказ № 462) определены границы и каталог координат поворотных точек границ лесничества на землях населенных пунктов г.о. Самара.
Также Приложением к данному Приказу № 462 определены координаты поворотных точек участков, занятых городскими лесами.
Сведения о границах Самарского лесничества, на основании Приказа №462 18.07.2018 внесены в Единый государственный реестр в виде зоны с особыми условиями использования территорий (далее - ЗОУИТ) с учетным номером 63.01.2.1055, реестровый номер 63:01-6.1149, площадью 8 118 га.
Таким образом, на дату принятия Рослесхозом решения об установлении границ и структуры Самарского лесничества площадь городских лесов 8 118 га не уменьшалась, лесные участки из состава Самарского лесничества не исключались, категория городских лесов (земель населенного пункта) не менялась.
Вместе с тем, из предоставленных по запросу суда материалов реестрового дела и архивных документов следует, что в ЕГРН внесены сведения о праве собственности Горюнова С. Н. в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, участок №, площадью 600 кв.м, на основании реестровой записи от <дата> №.
Указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет на основании заявления Сальниковой Л.А. от <дата> с установлением категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под садоводство.
Установлено, что право собственности на указанный земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, участок №, площадью 600 кв.м, возникло у Горюнова С.Н. на основании Договора дарения земельного участка от <дата>, заключенного с Сальниковой Л.А., которая владела данным участком на основании Свидетельства на право собственности на землю № от <дата>, выданного Городским комитетом по земельной рефонрме <адрес> на основании решения Горисполкома № от <дата>.
В материалы дела по запросу суда была предоставлена копия Решения № от <дата> «Об отводе земельного участка под коллективное садоводство в районе Коптева оврага НПО «Труд», в котором указано, что НПО «Труд» отведен фактически занимаемый земельный участок, площадью 2,5га в районе Коптева оврага <адрес> (согласно прилагаемой схемы).
Прокуратурой г. Самары с привлечением специалистов ООО «СВЗК» установлены границы наложения земельного участка с кадастровым номером № на земли городских лесов ( в границаз ЗОУИТ), являющихсмя муниципальной собственностью. Площадь наложения составила 600 кв.м.
Согласно сведениям, предосталенным Департаментом градостроительства г.о. Самара, земельный участок с кадастровым номером № расположен в границах Самарского лесничества, по информации Департамента городского хозяйства входил (частично) в границы лесов (лесфонда) по материалам лесоустройства 1995 года.
Также Департамент сообщил, что включение указанного участка в границы Самарского лесничества обусловлено тем, что он находился в непосредственной близости к лесампо материалам лесоустройства 1995 года, границы земельного участка не были уточнены, сведения о границах не были внесены в ЕГРН, такой земельный участок не входил в согласованные границы СДТ «Труд»; план-схема СДТ «Труд» Главой г.о. Самара не согласовывалась.
Согласно выписке из ИСОГД г.о. Самара, земельный участок с кадастровым номером №, в соответствии с Картой функциональных зон г.о. Самара Генерального плана г.о. Самара, утвержденного решением Думы г.о. Самара от 20.03.2008 №539, земельный участок находится в зоне лесов.
По Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в г. Самаре, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 №61, в соответствии с решением Думы г.о. Самара от 27.12.2022 №265, земельный участок находится в зоне городских лесов (Гл).
Проект планировки и проект межевания территории на территорию, где расположен испрашиваемый земельный участок, не утвержден в соответствии с действующим законодательством. Красные линии не утверждены.
Согласно приложению №4 к ПЗЗ «Карта ЗОУИТ», связанных с экологическими и санитарными ограничениями», земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территории:
- приаэродромная территория «Кряж» (полностью);
- в гр. Водоохранной зоны и в гр. Прибрежной защитной полосе.
В пределах земельных участков проектная документация лесного участка отсутствует.
По информации Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара, сведениях о границах Самарского лесничества <дата> внесены в ЕГРН в виде зоны с реестровым номером №, наименование зоны (территории): «Городские леса», расположенные на землях г.о. Самара Самарской области, занятые городскими лесами на основании Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 01.06.2018 №62 «Об определении количества лесопарков на землях населенных пунктов городского округа Самара Самарской области, занятых городскими лесами, и установлении их границ», при издании которого были использованы материалы лесоустройства, проводившегося в 1995 году.
Согласно сведениям публичной кадастровой карты земельный участок с кадастровым номером № полностью располагается на территориях, ранее относящихся к государственному лесному фонду, а в настоящее время к городским лесам городского округа Самара.
Сведения проведении в отношении данного земельного участка процедуры, предусмотренной ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», до изменения статуса земель лесного фонда на городские леса отсутствуют.
После вынесения приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 30.12.2008 №435 «Об определении количества лесничеств на территории Самарской области и установлении их границ», определившего границы Самарского лесничества на основании материалов лесоустройства 1995 года, иное проектирование лесничеств и лесопарков, лесных участков на территории городского округа Самара в соответствии с положениями ст.ст. 68.1, 69 Лесного кодекса Российской Федерации, не проводилось.
Таким образом, данная территория фактически является частью лесов, расположенных на территоррии населенного пункта, и должна быть отнесена к городским лесам Самарского лесничества.
При этом постановка земельного участка с кадастровым номером № на государственный кадастровый учет с видом разрешенного использования «под ведение садоводства» в границах:
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
препятствует его включению в состав городских лесов Самарского лесничества городского округа Самара.
На земельном участке с кадастровым номером № имеются зеленые насаждения, схожие по таксационным характеристикам с прилегающими территориями городских лесов.
Проанализировав имеющиеся в материалах дела документы, суд приходит к выводу о том, что границы городских лесов Самарского лесничества городского округа Самара были определены на основании материалов лесоустройства 1995 года, а земельный участок с кадастровым номером № сформирован и предоставлен в собственность Сальниковой Л.А. на основании решения Горисполкома № от <дата>.
Вместе с тем, решением Горисполкома №473 от 03.07.1987 определено произвести отвод НПО «Труд» фактически занимаемого земельного участка, площадью 2,5га в районе Коптева оврага Красноглинского района г. Куйбышева (согласно прилагаемой схемы). При это, согласно сведениям, предоставленным Департаментом градостроительства г.о. Самара, указанный земельный участок не входил в согласованные границы СДТ «Труд», а план-схема СДТ «Труд» Главой г.о. Самара не согласовывалась.
Более того, согласно ведениям ООО «СВЗК», в отношении земельного участка с кадастровым номером № кадастровым инженером было изучено Свидетельство о праве собственности на землю №, выданного <дата> <адрес> по рефонрме <адрес>, и по результатам изучения установлено, что данный документ не содержит схематического изображения границ земельного участка и координат поворотных точек земельного участка, в связи с чем, установить идентичность границ земельного участка, предоставленного по Свидетельству и постановленного на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером № не представляется возможным.
Согласно предоставленным фотографиям, сделанным кадастровым инженером в момент осмотра земельного участка, данный земельный участок частично огорожен сеткой-рабицей, и не имеет смежных земельных участков, которые бы эксплуатировались по садоводство, а также сам имеет вид необрабатываемого земельного участка.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 4 пункта 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10/22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в случаях, когда запись в ЕГРН нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Выбор способа нарушенного права должен соответствовать характеру нарушенного права, способ защиты права, избранный истцом, должен восстанавливать это нарушенное право.
При избрании способа защиты путем признания права собственности отсутствующим запись в ЕГРН должна нарушать права истца, то есть истец должен обладать аналогичным с ответчиком правом в отношении объекта имущественных прав, поскольку в противном случае признание права ответчика отсутствующим не восстановит нарушенные права истца.
Отнесение земель к землям лесного фонда и в последующем к землям городских лесов подтверждено данными о границах лесничеств на территории Самарской области, в том числе границ Самарского лесничества на основании материалов проводившегося в 1995 году лесоустройства.
Согласно ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность.
Согласно ст. 262 Гражданского кодекса Российской Федерации земельными участками общего пользования понимаются незакрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, на которых граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
Исходя из положений указанных норм, отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель лесного фонда, общего пользования, в том числе лесопарки, земельные участки, расположенные в границах лесничеств.
С учетом вышеуказанного, спорный земельный участок, принадлежащий Горюнову С.Н., имеет наложение с территорией Самарского лесничества, учтен как лесной участок и указанный статус не утрачивал, ранее учитывался в составе земель лесного фонда.
Установив, что спорный земельный участок находится на территории Самарского лесничества, соответственно, находится в федеральной собственности и не подлежит передаче в частную собственность гражданам или юридическим лицам, суд приходит к выводу об избрании прокурором надлежащего способа защиты права.
Право собственности муниципального образования – городского округа Самара на данный земельный участок, относящийся в городским лесам относится к исключительной муниципальной собственности, это право возникло в силу закона, а не в силу осуществления самой процедуры государственной регистрации такого права, и является действующим; указанное право не отчуждено, не прекращено и свидетельствует об отсутствии выбытия спорного земельного участка из владения муниципального образования и наличии двойной регистрации прав на одни и те же земли, соответственно, заявленные прокурором исковые требования о признании права собственности Горюнова С.Н. отсутствующим направлено на восстановление прав муниципального образования – городского округа Самара и неопределенного круга лиц, в интересах которых предъявлен иск.
Основываясь на вышеизложенном, суд прходит к выводу о наличии правовых оснований для признания отсутствующим право Горюнова С.Н. на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, участок №, в следующих координатах:
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
и исключении из ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, участок №, площадью 600 кв.м, в указанных координатах.
Согласно ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с Горюнова С.Н. в доход бюджета г.о. Самара подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Прокуратуры г.о. Самары, действующей в интересах муниципального образования городского округа Самара и неопределенного круга лиц, к Горюнову С. Н. о признании отсутствующим право собственности на земельный участок, исключении сведений из ЕГРН в отношении местоположения границ земельного участка - удовлетворить.
Признать отсутствующим право собственности Горюнова С. Н. (паспорт гражданина №), <дата> года рождения, на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 600 кв.м, расположенный по дресу: <адрес>, участок №, в координатах характерных точек границ:
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
Исключить из единого государственного реестра недвижимости сведения о координатах характерных точек границ, конфигурации, площади земельного участка с кадастровым номером №, площадью 600 кв.м, в части наложения на городской лесной участок в соответствии с координатами характерных точек границ:
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
Настоящее решение является основанием для внесения соответствующих изменений в сведения ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером №.
Взыскать с Горюнова С. Н. (паспорт гражданина №), <дата> года рождения, в доход бюджета г.о. Самара государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: <данные изъяты> В.В. Подусовская
Мотивированное решение изготовлено <дата> года.
Судья: <данные изъяты>) В.В. Подусовская
<данные изъяты>