Судья Никитина Ю.С. Дело № 33-7954/2023 (2-33/2023)
25RS0021-01-2022-001764-52
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04 сентября 2023 года город Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе: председательствующего судьи Мельниковой О.Г.
судей Рыженко О.В., Кирьяновой О.В.
при секретаре Брыжеватой Ю.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю и Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю в г. Уссурийске в защиту неопределенного круга лиц к администрации Новошахтинского городского поселения Михайловского муниципального района и КГУП «Примтеплоэнерго» о признании действий не соответствующими требованиям и возложении обязанностей
по апелляционной жалобе КГУП «Примтеплоэнерго»
на решение Михайловского районного суда Приморского края от 31 мая 2023 года.
Заслушав доклад судьи Рыженко О.В., пояснения представителя КГУП «Примтеплоэнерго» Борщева М.Ю., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю и Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю в г. Уссурийске обратились в суд с названным иском, в обоснование заявленных требований указав, что ответчики в пределах своей компетенции организовывают и оказывают услуги по холодному водоснабжению неограниченному кругу потребителей на территории Михайловского муниципального района. В ходе проверки обращения граждан о предоставлении услуг централизованного водоснабжения ненадлежащего качества в с. Павловка Михайловского муниципального района филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» на водоразборных колонках в <адрес> проведен отбор проб питьевой воды централизованного водоснабжения для лабораторных исследований на микробиологические и санитарно-химические показатели. Согласно протоколам испытаний вода не соответствует требованиям п. 75 СанПиН I ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», СанПиП ДД.ММ.ГГГГ-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»: таблице №.1 (пункт «Органолептические показатели качества различных видов вод, кроме технической воды», величина допустимого уровня (норматив) для показателей: мутность-1,5 мг/дм? таблице №.5 «Санитарно- микробиологические и паразитологические показатели безопасности воды систем централизованного питьевого водоснабжения, в том числе горячею водоснабжения», микробиологические показатели: обобщенные колиформные бактерии и Е.col - должны отсутствовать; таблице №.13 (пункт 556) «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде питьевой систем централизованного, в том числе горячего, и нецентрализованного водоснабжения, воде подземных и поверхностных водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования, воде плавательных бассейнов, аквапарков», величина допустимого уровня (норматив) для показателей: мутность -1,5 мг/дм Имеется возможность причинения вреда здоровью населения.
ДД.ММ.ГГГГ территориальный отдел направил главе Михайловского муниципального района информационное письмо о результатах проведенных лабораторных исследований питьевой воды в водоразборных колонках <адрес>, выявленных отклонениях oт величины допустимого уровня по показателям: общие (обобщенные) колиформные бактерии, мутность и железо общее. Основными причинами загрязнения питьевой воды централизованной системы водоснабжения по санитарно-химическим показателям явились отсутствие необходимого комплекса водоподготовки питьевой воды и вторичное загрязнение на этапах транспортировки вследствие износа разводящих сетей водопровода.
ДД.ММ.ГГГГ в территориальный отдел из КГУП «Примтеплоэнерго» поступило информационное письмо о временном прекращении централизованного водоснабжения по адресу: <адрес>«А» до достижения качества питьевой воды в соответствии с гигиеническим нормативом вследствие проведения мероприятий, направленных на улучшение качества питьевой воды.
ДД.ММ.ГГГГ КГУП «Примтеплоэнерго» сообщил, что несоответствие качества воды в <адрес> обусловлено резким ухудшением качества исходной воды, забираемой из скважины по <адрес> по показателю мутность и недостаточной производительностью водоочистной станции.
Просят суд признать действия администрации Новошахтинского городского поселения и КГУП «Примтеплоэнерго» по подаче питьевой воды не соответствующей требованиям СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 - «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении неопределенного круга потребителей <адрес> противоправными; возложить на администрацию Новошахтинского городского поселения и КГУП «Примтеплоэнерго» обязанность прекратить противоправные действия путем приведения качества оказания услуг в соответствии с действующими СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», СапПиП ДД.ММ.ГГГГ-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания; обязать администрацию Новошахтинского городского поселения и КГУП «Примтеплоэнерго» в срок не позднее 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу довести до сведения потребителей решение суда через официальные сайты.
В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> и Территориального отдела Управления Роснотребнадзора по Приморскому краю в г. Уссурийске в судебном заседании на требованиях, с учетом уточнений, настаивала в полном объеме.
Представитель КГУП «Примтеплоэнерго» в судебном заседании возражала, пояснила о разработанном совместно с администрацией городского поселения плане мероприятий по улучшению качества воды, которые выполнены в полном объеме, по результатам последних проб качество воды улучшилось, но привести его в нормативных показателей не позволяет недостаточная производительность очистных сооружений.
Представитель администрации Новошахтинского городского поселения в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, указывает, что ответчик напрямую не оказывает услуги водоснабжения населению и не являются собственниками переданного КГУП «Примтеплоэнерго» имущества в целях оказания услуг по водоснабжению.
Судом постановлено решение, которым исковые требования удовлетворены в части. Действия КГУП «Примтеплоэнерго» по подаче питьевой воды, не соответствующей требованиям СанПин ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" в отношении неопределенного круга потребителей <адрес> признаны противоправными.
На КГУП «Примтеплоэнерго» возложена обязанность устранить допущенные нарушения путем приведения качества воды в соответствие с требованиями СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания".
В остальной части заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением, представителем КГУП «Примтеплоэнерго» подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене судебного решения по мотивам его незаконности и необоснованности. В обоснование указывают, что судом необоснованно возложена обязанность по устранению нарушений санитарно- эпидемиологических требований на КГУП «Примтеплоэнерго», которому на основании распоряжения Департамента имущественных отношений Приморского края от 23.11.2012 № 629-р «О безвозмездной передаче имущества, находящегося в муниципальной собственности Новошахтинского городского поселения Михайловского муниципального района, в собственность Приморского края» переданы две водонапорные башни, надскваженный вагончик, установка водоподготовки артезианской воды и водопроводная сеть <адрес>. Переданная в составе сооружений установка водоподготовки артезианской воды предназначена для удаления железа из подземных вод и не предназначена для подготовки воды по показателям «мутность» и «цветность». Фактически требуется строительство новой установки водоподготовки артезианской воды. Ответчиком осуществлены некоторые мероприятия, направленные на улучшение качества воды, приведшие к незначительному улучшению качества воды. Кроме того, обращение в суд с подобным исковым заявлением является преждевременным, поскольку в нарушение ч. 5 ст. 23 Закона № 416-ФЗ в адрес администрации Новошахтинского городского поселения и КГУП «Примтеплоэнерго» не направлялось уведомление о несоответствии качества воды.
В возражениях на апелляционную жалобу администрация Новошахтинского городского поселения просит в её удовлетворении отказать, решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель КГУП «Примтеплоэнерго» настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы по доводам и основаниям, изложенным в ней.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились, уведомлены надлежаще.
Информация о рассмотрении дела своевременно размещена на интернет сайте Приморского краевого суда.
Судебная коллегия на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются, в том числе, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрена обязанность органа местного самоуправления поселения организовывать в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения.
В силу пунктов 4.2 и 4.3 части 1 статьи 17 названного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) и принятыми в соответствии с названным Законом постановлениями Правительства Российской Федерации.
Перечень полномочий органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях содержится в ч. 1 ст. 6 Закона N 416-ФЗ, в том числе организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (п. 1), определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации (п. 2), утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ (п. 5), согласование инвестиционных программ (п. 6), иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом (п. 10).
Согласно положениям ст. 23 Закона N 416-ФЗ организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона (ч. 1).
Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям (ч. 2).
Питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения (ч. 4).
В случае, если по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды средние уровни показателей проб питьевой воды после водоподготовки, отобранных в течение календарного года, не соответствуют нормативам качества питьевой воды, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязан до 1 февраля очередного года направить уведомление об этом в орган местного самоуправления и в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение (ч. 5).
В случае получения указанного в части 5 настоящей статьи уведомления органы местного самоуправления до 1 марта очередного года обязаны внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. Реализация указанных мероприятий должна обеспечивать приведение качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не более чем за семь лет с начала их реализации (ч. 6).
Организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязана в течение трех месяцев с момента получения технического задания, указанного в части 6 настоящей статьи, разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в срок до 1 июля очередного года. План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями включается в состав инвестиционной программы (ч. 7).
Срок согласования плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и основания для отказа в таком согласовании устанавливаются в порядке разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ, утвержденном Правительством Российской Федерации (ч. 8).
На срок реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, допускается несоответствие качества подаваемой питьевой воды установленным требованиям в пределах, определенных таким планом мероприятий, за исключением показателей качества питьевой воды, характеризующих ее безопасность. В течение срока реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не допускается снижение качества питьевой воды (ч. 9).
Органы местного самоуправления обязаны не реже одного раза в год размещать в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети "Интернет" (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети "Интернет") сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории поселения, городского округа, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов (ч. 10).
В случае существенного ухудшения качества питьевой воды, выявленного по результатам исследований в процессе федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды, орган местного самоуправления обязан проинформировать об этом население в средствах массовой информации, в том числе разместить соответствующую информацию на официальном сайте муниципального образования в сети "Интернет" (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети "Интернет") (ч. 11).
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 19 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Из приведенных положений законодательства следует, что обязанность по обеспечению качества питьевой воды, поставляемой с использованием централизованных систем холодного водоснабжения, возложена на организации, осуществляющие холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения.
Вместе с тем, обеспечение качества питьевой воды поставляемой с использованием централизованных систем холодного водоснабжения в соответствие с установленными требованиями осуществляется органами местного самоуправления путем разработки или корректировки инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями.
При этом законом установлен предельный срок реализации указанных мероприятий - 7 лет, в течение которого должно быть обеспечено приведение качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. В этот период допускается несоответствие качества подаваемой питьевой воды установленным требованиям в пределах, определенных планом мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, за исключением показателей качества питьевой воды, характеризующих ее безопасность.
Таким образом, порядок и объем осуществления органами местного самоуправления публичных полномочий в сфере водоснабжения, в том числе полномочий по обеспечению качества питьевой воды, урегулирован нормами специального закона.
В то же время нормами данного закона обязанности по обеспечению качества поставляемой питьевой воды с использованием систем центрального водоснабжения также возложены на организацию, осуществляющую холодное водоснабжение, которая обязана обеспечить разработку и согласование плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями в установленный законом срок.
Из установленных по делу обстоятельств следует, что водоснабжение на территории <адрес> осуществляется с использованием централизованных систем водоснабжения, объекты которых администрацией Новошахтинского городского поселения переданы в собственность <адрес>, а именно: водонапорная башня (лит.А), кадастровый №, водонапорная башня (лит.Б), кадастровый №; водонапорная сеть, кадастровый № и объекты движимого имущества; установка водоподготовки артезианской воды; вагончик надскваженный, что подтверждается распоряжением Департамента имущественных отношений <адрес> №-р от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.174-182). При этом, указанные объекты <адрес> на праве хозяйственного ведения переданы КГУП «Примтеплоэнерго» в целях предоставления населению коммунальных услуг, в том числе по холодному водоснабжению, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права 25-АБ 994841, 25-АБ 994809 и выпиской и государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д.169,170, 171, 184-186, 187-190, 191-194).
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции основывался на положениях Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" и исходил из ненадлежащего исполнения КГУП «Примтеплоэнерго» обязанности по снабжению питьевой водой населения с. Павловка Михайловского муниципального района, выражающегося в несоответствии качества воды централизованной системы питьевого водоснабжения населенного пункта гигиеническим требованиям ("СанПиН 1.2.3685-21"), что подтверждено результатами проверок Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю. Суд верно пришел к выводу о том, что бездействие КГУП «Примтеплоэнерго» по организации водоснабжения надлежащего качества нарушает права граждан, проживающих в <адрес> на получение коммунальных услуг надлежащего качества.
Возражая против удовлетворения исковых требований, КГУП «Примтеплоэнерго» указывает на то, что предприятием принимаются меры по организации надлежащего водоснабжения населения на территории <адрес> путем проведения промывки и дезинфекции распредедительной сети, очистки водопроводных колодцев, что привело к незначительному улучшению качества воды.
Указанные доводы отклоняются судебной коллегией, как необоснованные, так как не свидетельствуют о том, что в связи с принятием данных мер питьевая вода, подаваемая населению <адрес> соответствует гигиеническим нормативам.
Кроме того, ответчиком КГУП «Примтеплоэнерго» не представлены суду доказательства наличия плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, содержит ли он требования к параметрам несоответствия качества поставляемой воды в период реализации этих мероприятий и соблюдаются ли эти параметры.
Иные доводы апелляционной жалобы были предметом судебного рассмотрения, выводов суда не опровергают, по существу направлены на иную оценку доказательств и установленных по делу обстоятельств.
Спор разрешен судом в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона к возникшим спорным правоотношениям. Нарушения требований статей 56, 59, 60, 67 ГПК РФ при оценке судом доказательств допущено не было.
Несогласие с выводами суда само по себе не свидетельствует о нарушении судом норм процессуального и материального права и не может служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Михайловского районного суда Приморского края от 31 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу КГУП «Примтеплоэнерго» - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 11.09.2023.