Дело № 2-699/2022
УИД 86RS0018-01-2022-000960-31
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 декабря 2022 года п. Междуреченский
Кондинский районный суд суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Назарука Р. В.
при секретаре Сафроновой И. В.
с участием представителя истца – помощника прокурора Кондинского района Айметдинова Н. Р., представителя ответчика администрации городского поселения Мортка Фирулева Е. И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-699/2022 по исковому заявлению прокурора Кондинского района к муниципальному казенному учреждению «Культурно-досуговый центр городского поселения Мортка», администрации городского поселения Мортка о возложении обязанности обеспечить финансирование и совершении действий по обеспечению охраны объектов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кондинского района, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному казенному учреждению «Культурно-досуговый центр городского поселения Мортка» (далее МКУ «КДЦ гп Мортка»), администрации городского поселения Мортка о возложении обязанности обеспечить финансирование и совершении действий по обеспечению охраны объекта.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Кондинского района проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере обеспечения антитеррористической защищенности объектов культуры, в ходе которой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Региональным Управлением ФСБ России по Тюменской области согласованы паспорта безопасности объектов – зданий МКУ «КДЦ гп Мортка», расположенных по <адрес>, объектам присвоена 2 категория опасности. ДД.ММ.ГГГГ согласованы новые паспорта безопасности указанных объектов, объектам присвоена 3 категория опасности. Согласно разделу IX паспортов безопасности МКУ «КДЦ гп Мортка» необходимо обеспечить охрану объектов с использованием технических средств охраны. Вместе с тем, в ходе контрольной проверки установлено, что на выполнение мероприятий по антитеррористической защищенности объекта в настоящее время денежные средства не выделены, охрана объектов с использованием современных инженерно-технических средств и систем не обеспечена. Обязанность по финансовому обеспечению содержания здания культурного учреждения, в том числе, по обеспечению охраны с использованием технических средств охраны возложена на администрацию городского поселения Мортка, которая является учредителем и собственником имущества МКУ «КДЦ гп Мортка». Учитывая изложенное, прокурор просит суд обязать администрацию городского поселения Мортка в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести финансирование мероприятий по проектированию современных инженерно-технических средств и систем охраны, а также обеспечению охраны объектов - зданий муниципального казенного учреждения «Культурно-досуговый центр городского поселения Мортка», расположенных по <адрес> с использованием соответствующих средств и систем, конкретные типы которых определены в техническом задании на их проектирование; обязать муниципальное казенное учреждение «Культурно-досуговый центр городского поселения Мортка» в течение трёх месяцев после получения финансирования провести проектирование современных инженерно-технических средств и систем охраны, а также обеспечить охрану объектов – зданий муниципального казенного учреждения «Культурно-досуговый центр городского поселения Мортка», расположенных по <адрес> с использованием соответствующих средств и систем, конкретные типы которых определены в техническом задании на их проектирование.
Ответчиком – администрацией городского поселения Мортка представлены возражения на иск (л.д. 165-168), доводы которых сводятся к необоснованности исковых требований, поскольку ДД.ММ.ГГГГ распоряжением администрации городского поселения Мортка № утверждён «План мероприятий (дорожная карта) по устранению нарушений требований антитеррористической безопасности объектов культуры подведомственных администрации городского поселения Мортка», которым в срок до ДД.ММ.ГГГГ МКУ «КДЦ гп Мортка» должна приобрести и установить стационарный арочный металлодетектор (<адрес>).
В судебном заседании представитель истца Айметдинов Н. Р. исковые требования поддержал в полном объеме, увеличив сроки устранения выявленных нарушений с трёх до восьми месяцев каждому ответчику.
Представитель ответчика - МКУ «КДЦ гп Мортка» в суд не явился, извещён надлежащим образом, ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Суд рассмотрел дело в его отсутствие.
Представитель ответчика - администрации городского поселения Мортка Фирулев Е. И. исковые требования прокурора не признал по доводам, изложенным в возражениях.
Выслушав явившиеся стороны, исследовав в судебном заседании представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие, является целью государственной политики в интересах детей.
Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ) антитеррористическая защищенность объекта (территории) состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
Согласно ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона № 35-ФЗ физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
В соответствии с п. 4 ч.2 ст. 5 Федерального закона № 35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2017 № 176 утверждены Требования антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее – Требования).
Требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры.
Согласно п. 3, 5, 18 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций) в сфере культуры, являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников объектов (территорий).
В целях установления дифференцированных требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом возможных последствий совершения террористического акта осуществляется категорирование объектов (территорий).
Категорирование осуществляется в отношении функционирующих (эксплуатируемых) объектов (территорий), при вводе объектов (территорий) в эксплуатацию, а также в случае изменения характеристик объектов (территорий), которые могут повлиять на изменение ранее присвоенной категории.
Результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования объекта (территории), который является неотъемлемой частью паспорта безопасности объекта (территории).
Пунктами 20 - 25(1) Требований, определены мероприятия по обеспечению антитеррористической деятельности.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу пункта 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района. В частности, участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения образования.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
Как следует из Устава МКУ «КДЦ гп Мортка» является казенным учреждением. Учредителем и собственником имущества МКУ «КДЦ гп Мортка» является муниципальное образование городское поселение Мортка (л.д. 93-100).
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права нежилые здания по <адрес> находятся в оперативном управлении МКУ «КДЦ гп Мортка» (л.д. 32-34).
Согласно паспортам безопасности здания МКУ «КДЦ гп Мортка» по <адрес> относятся к третьей категории опасности (л.д. 35-56, 57-74, 75-92).
Согласно актам обследования и категорированию объектов от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что не осуществляется охрана объектов с использованием технических средств охраны по <адрес> (л.д. 49-56, 67-74, 85-92).
С учетом изложенного, доводы истца по возложению обязанностей ответчиков по проведению проектирования современных инженерно-технических средств и систем охраны и обеспечение охраны объектов – зданий МКУ «КДЦ Мортка», расположенных по <адрес> приведенным выше нормам материального права не противоречат.
Вместе с тем, в соответствии с п. 19 Требований, срок завершения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) на выполнение соответствующих мероприятий не должен превышать 2 лет со дня подписания акта обследования и категорирования объекта (территории).
Таким образом, мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности вышеуказанных зданий должны быть закончены не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы истца о длительном бездействии ответчиков по исполнению законодательства по требованиям антитеррористической защищённости, с учётом ранее согласованных паспортов безопасности объектов, а также необходимости возложения обязанностей на ответчиков по устранению допущенных нарушений с установлением сроков необоснованны, поскольку срок выполнения мероприятий, установленный Требованиями, не наступил.
Кроме того, администрация городского поселения Мортка не бездействует, поскольку ДД.ММ.ГГГГ распоряжением администрации городского поселения Мортка № утверждён «План мероприятий (дорожная карта) по устранению нарушений требований антитеррористической безопасности объектов культуры подведомственных администрации городского поселения Мортка», которым в срок до ДД.ММ.ГГГГ МКУ «КДЦ гп Мортка» должно организовать конкурсные процедуры на приобретение и установку стационарных арочных металлодетекторов, в срок до ДД.ММ.ГГГГ приобрести и установить стационарный арочный металлодетектор (л.д. 170-171).
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 56, 67, 194 – 199, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований прокурора Кондинского района к муниципальному казенному учреждению «Культурно-досуговый центр городского поселения Мортка», администрации городского поселения Мортка о возложении обязанности обеспечить финансирование и совершении действий по обеспечению охраны объектов отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в суд Ханты – Мансийского автономного округа - Югры через Кондинский районный суд в течение месяца, со дня, следующего за днём его изготовления в окончательной форме.
Мотивированная часть решения изготовлена 30.12.2022.
.
.
Судья: Р. В. Назарук