УИД: 66OS0000-01-2019-000700-11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург |
07 мая 2020 года |
Номер производства 3а-105/2020 (ранее 3а-569/2019) |
Свердловский областной суд в составе
судьи Полевщиковой С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зайнуллиным И.У.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
по административному исковому заявлению Цыгановой Светланы Алексеевны
к административным ответчикам – Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области,
с участием заинтересованного лица – ФГБУ «ФКП Росреестра» по УФО,
об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами №, №,
установил:
Определением суда от 06 февраля 2020 года производство по административному делу было приостановлено в связи с назначением судебной экспертизы, проведение которой было поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью «Априори Арт-Экс» И..
До начала судебного заседания представитель административного истца Сороковых С.И. направил в суд ходатайство с просьбой рассмотреть административное дело в отсутствие представителя и административного истца, доводы административного иска поддержал, просил установить по состоянию на 01 января 2015 годам кадастровую стоимость спорных земельных участков с учетом результатов судебной экспертизы.
Лица, участвующие в деле, - административный истец, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» по УФО представителей в судебное заседание не направили, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
В силу части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие представителей вышеуказанных лиц после возобновления производства по делу определением суда от 07 мая 2020года.
Исследовав и оценив имеющиеся в административном деле письменные доказательства, а также заключение эксперта от 06 марта 2020 года, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с частями 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), пункта 1 статьи 390, пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным, формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Статьей 388 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 данного Кодекса, на праве собственности.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. Налоговым периодом признается календарный год (статья 390, пункт 1 статьи 393 этого же Кодекса).
Согласно пункту 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, указанных в пункте 3 данной статьи.
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, действующее законодательство допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка, установленной в результате государственной кадастровой оценки, в случае определения рыночной стоимости данного земельного участка.
Порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости предусмотрен в статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 135-ФЗ).
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, - в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (абзац 2).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абзац 4).
Кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки (абзац 2 статьи 24.15 Федерального закона № 135-ФЗ).
Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 29 сентября 2015 года № 2588 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов отдельных муниципальных образований расположенных на территории Свердловской области» по состоянию на 01 января 2015 года была утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № в размере 19816987,92 руб. и кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № в размере 15772355,52 руб.
Сведения о кадастровой стоимости указанных выше земельных участков внесены в Единый государственный реестр недвижимости 24 октября 2015 года.
Обосновывая свои требования об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, административный истец представил в суд отчет об оценке от 05 декабря 2019 года № 115-12,2019, составленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью «Апрайз» И.
Согласно данному отчету, по состоянию на 01 января 2015 года, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена в размере 8346 768 руб., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена в размере 6591 768 руб.
В ходе рассмотрения административного дела, по ходатайству представителя административного истца, судом была назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости земельных участков, производство которой было поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью «Априори АртЭкс» И.
По результатам судебной экспертизы экспертом составлено заключение № 18/2/2020 от 06 марта 2020 года, согласно которому по состоянию на 01 января 2015 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена в размере 9241 584 руб., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена в размере 7298 544 руб.
В соответствии с частью 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта (комиссии экспертов) не является для суда обязательным и оценивается судом по правилам, установленным статьей 84 настоящего Кодекса.
Согласно частям 1-4, 8, статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности. Доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в своем решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Оценив по правилам статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение судебной экспертизы, суд находит, что эксперт ясно и недвусмысленно ответил на поставленные перед ним вопросы; вывод эксперта относительно установленного размера рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 01 января 2015 года объективен, а исследование проведено всесторонне и в полном объеме, на строго научной и практической основе, что исключает сомнения в его правильности и обоснованности.
При этом суд отмечает, что экспертиза назначалась непосредственно судом, и ее производство поручалось выбранному эксперту; экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности, эксперт был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Анализ экспертного заключения свидетельствует о том, что оно соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанного вывода на базе общепринятых научных и практических данных; экспертное заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости земельных участков.
Приведенные в заключении сведения дают надлежащее представление обо всех ценообразующих факторах, влияющих на рыночную стоимость земельных участков, корректировки приведены по всем значимым элементам сравнения; расчеты не содержат математических, методических, арифметических ошибок и являются правильными; в экспертном заключении присутствуют ссылки на источники используемой информации, позволяющие делать выводы об авторстве и дате ее подготовке, приложены копии необходимых материалов и распечатки; состав и последовательность представленных в заключении материалов и описание процесса оценки позволяет полностью воспроизвести расчет стоимости; содержание экспертного заключения свидетельствует о том, что итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной.
Таким образом, ставить указанное экспертное заключение под сомнение у суда оснований не имеется.
Во всяком случае, доказательств иной рыночной стоимости земельных участков, что действительно могло бы поставить под сомнение достоверность экспертного заключения, вопреки положениям части 1 статьи 62, части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и распределенному судом между сторонами бремени доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, административными ответчиками не представлено.
Проанализировав экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд расценивает его как надлежащее доказательство, подтверждающее достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости земельных участков, которое может быть положено в основу решения.
С учетом изложенного, административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
Суд устанавливает по состоянию на 01 января 2015 года:
-кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости 9241 584 руб.;
-кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости 7298 544 руб.
При определении даты подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, суд исходит из разъяснений, содержащихся в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости».
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков, которая применяется для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, считать 20 декабря 2019 года.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Цыгановой Светланы Алексеевны об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 66:35:0103001:8, 66:35:0103001:15 удовлетворить.
Установить по состоянию на 01 января 2015 года кадастровую стоимость:
-земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 18264 кв. м., расположенного по адресу: ... в размере его рыночной стоимости 9241584 (девять миллионов двести сорок одна тысяча пятьсот восемьдесят четыре) руб.;
-земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 14424 кв. м., расположенного по адресу: ... в размере его рыночной стоимости 7298544 (семь миллионов двести девяносто восемь тысяч пятьсот сорок четыре) руб.;
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков кадастровыми номерам №, №, которая применяется для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, считать 20 декабря 2019 года.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Свердловский областной суд.
Судья С.Н. Полевщикова