Решение по делу № 33-9189/2023 от 14.07.2023

Судья Большевых Е.В. 24RS0002-01-2023-000636-22

Дело №33-9189/2023 2. 171

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

2 августа 2023 года     г. Красноярск

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Славской Л.А.

судей Килиной Е.А., Русанова Р.А.

при ведении протокола помощником судьи Хинчагишвили М.А.

рассмотрела гражданское дело по иску Семеновой Людмилы Ивановны к ПАО «Красноярскэнергосбыт», АО «Красноярская региональная энергетическая компания» о защите прав потребителя

по апелляционной жалобе Семеновой Л.И.

на решение Ачинского городского суда Красноярского края от 17 мая 2023 года, которым в удовлетворении требований отказано.

Заслушав доклад судьи Славской Л.А., судебная коллегия

установила:

Семенова Л.И. обратилась к ПАО «Красноярскэнергосбыт», АО «КрасЭКо» с требованием о защите прав потребителя.

В обосновании указала, что является собственником жилого дома по адресу: <адрес>. Исполнителем и гарантирующим поставщиком, осуществляющим предоставление и начисление платы за электроснабжение в жилой дом истицы, является ПАО «Красноярскэнергосбыт», сетевой организацией - АО «КрасЭКо». 1.06.2016 года за границами земельного участка жилого дома на опоре столба линии электропередач сетевой организацией в ее, истицы, отсутствие установлен индивидуальный прибор учета, который Семенова Л.И. не принимала, акты о вводе его в эксплуатацию не подписывала. При этом прежний прибор учета, расположенный в жилом доме, не демонтирован. С сентября 2016 года учет электрической энергии осуществляется непосредственно исполнителем коммунальной услуги по индивидуальному прибору учета, расположенному на опоре столба линии электропередач, показания по которому истицей не передаются, в связи с тем, что прибор учета расположен в недоступном для снятия показаний месте (на высоте более 1,7 метров). С сентября 2021 года произошло резкое безосновательное увеличение объемов потребляемой истицей электроэнергии, вместе с тем, дополнительные электроприборы в зимнее время не использовались, а показания прибора учета, установленного на опоре, значительно превышали показания прибора, который установлен в доме. По результатам проверки АО «КрасЭКо» прибора учета в феврале 2022 года специалистами оснований для его замены не установлено, поскольку он соответствует установленным требованиям, пригоден для осуществления начисления платы за электроснабжение. В то же время после проверки, объемы электроэнергии, указываемые в квитанции на оплату услуг электроснабжения, резко снизились, при том, что в условиях потребления у истицы ничего не изменилось. В ответ на заявление истицы о предоставлении возможности самостоятельно снимать показания ИПУ и получать информацию об объеме оказываемых услуг электроэнергии в ежедневном режиме, сетевая организация предложила ей контролировать объем в личном кабинете или посредством отправки SMS с номером лицевого счета на номер +7 903 767 22 27. Однако таким образом можно получить информацию о показаниях только за последние три дня, а не возможность видеть показания, контролировать их в режиме реального времени и передавать. Кроме того, данная информация является для истицы услугой, предоставляемой за плату, поскольку за передачу SMS списываются денежные средства, в то время как такую информацию ей как потребителю должны предоставлять бесплатно посредством предоставления удаленного доступа к функциям интеллектуальной системы учета. Направленная в адрес ответчиков претензия о предоставлении возможности доступа к показаниям прибора учета в режиме реального времени оставлена без удовлетворения.

Просила обязать ПАО «Красноярскэнергосбыт», АО «КрасЭКо» обеспечить возможность беспрепятственного доступа в режиме реального времени к показаниям индивидуального прибора учета электрической тип SM 101 и снятия показаний с данного индивидуального прибора учета электрической энергии, взыскать компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.

Судом первой инстанции постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Семенова Л.И. просит решение суда отменить как незаконное. Выражая несогласие с выводами суда, указывает, что судом не дана оценка доводам о нарушении ее прав как потребителя; не принят во внимание ответ Службы строительного надзора и жилищного контроля, подтверждающий невозможность дистанционного снятия показаний с установленного за пределами жилого дома прибора учета, что свидетельствует о том, что установленный на опоре прибор учета не присоединен к интеллектуальной системе учета электрической энергии, а потому потребитель вправе самостоятельно снимать и передавать показания с прибора учета, однако, указанная возможность истцу не обеспечена.

В письменных возражениях ПАО «Красноярскэнергосбыт», АО «КрасЭКо», указывая на необоснованность доводов жалобы, просят решение суда оставить без изменения.

Неявившиеся в судебное заседание лица, участвующие в деле, извещены в установленном законом порядке, об уважительных причинах неявки не сообщили, об отложении разбирательства дела не просили, в связи с чем, судебная коллегия сочла возможным в соответствии со ст.167 ГПК РФ рассмотреть дело в их отсутствие.

Рассмотрев материалы дела, проверив решение суда согласно ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав истицу Семенову Л.И., поддержавшую доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Пунктом 1 ст. 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В силу ч. 1 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Частью 9 указанной статьи предусмотрено, что с 1 июля 2010 г. организации, которые осуществляют снабжение, в том числе электрической энергией или их передачу, и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

В силу п. 80 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354), учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

    Определение мест установки приборов учета, установка, поверка и ввод в эксплуатацию приборов учета, проведение контрольных снятий показаний и проверок приборов учета, установленных в отношении жилых домов (домовладений), установка и ввод в эксплуатацию и проведение проверок коллективных (общедомовых) приборов учета осуществляются сетевыми организациями и гарантирующими поставщиками в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442.

В соответствии с п. 136 Основных положений о функционировании розничных рынков электроэнергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 4.05.2012 г. N 442 (далее - Основных положений № 442), гарантирующие поставщики и сетевые организации обеспечивают коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках, в том числе путем приобретения, установки, замены, допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), и последующей их эксплуатации, в том числе посредством интеллектуальных систем учета электрической энергии.

Согласно п. 144 Основных положений № 442 приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки.

Согласно подпункту «к (1)» пункта 33 Правил № 354 потребитель имеет право при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета ежемесячно снимать его показания и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу, а также лицу, указанному в пункте 31 (1) Правил, не позднее 25-го числа текущего расчетного периода, за исключением случаев, когда установленный и введенный в эксплуатацию прибор учета электрической энергии присоединен к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности) в соответствии с требованиями Правил предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).

Подпунктом «ж» пункта 31 Правил № 354 предусмотрено, что в отношении коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета электрической энергии, подключенных к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности), обязанность по снятию показаний с приборов учета возлагается на гарантирующего поставщика, который является владельцем соответствующей интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности), а предоставление показаний таких приборов учета осуществляется в порядке, предусмотренном Правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).

Такие Правила утверждены постановлением Правительства РФ от 19.06.2020 N 890 «О порядке предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности)» (далее - Правила N 890),

Согласно п. 3 Правил N 890 под прибором учета электрической энергии, присоединенным к интеллектуальной системе учета, для целей настоящих Правил понимается прибор учета электрической энергии, допущенный в эксплуатацию для целей коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии и (или) предоставления коммунальных услуг по электроснабжению и присоединенный к интеллектуальной системе учета в соответствии с настоящими Правилами.

В соответствии с п. 48 Правил N 890 владельцы интеллектуальных систем учета должны предоставить пользователям интеллектуальных систем учета возможность получать информацию непосредственно (визуально) с дисплеев приборов учета электрической энергии, присоединенных к интеллектуальной системе учета, выносных дисплеев (при отсутствии дисплея на приборе учета) и посредством предоставления удаленного доступа к функциям (информации) интеллектуальной системы учета.

Доступ для визуального получения информации с прибора учета электрической энергии осуществляется в случаях и порядке, которые предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии для случаев контрольного снятия показаний приборов учета электрической энергии (п. 49 Правил № 890).

Минимальный набор информации, который может получить пользователь интеллектуальной системы учета непосредственно с прибора учета электрической энергии, определяется требованиями к функциям приборов учета электрической энергии, которые могут быть присоединены к интеллектуальной системе учета, установленными настоящими Правилами (п. 50 Правил № 890).

Владельцы интеллектуальных систем учета посредством удаленного доступа должны предоставить пользователям интеллектуальных систем учета возможность использования функций интеллектуальной системы учета (п. 51 Правил № 890).

Предоставление пользователям интеллектуальной системы учета удаленного доступа для получения информации, содержащейся в интеллектуальной системе учета, а также использование функций интеллектуальной системы учета в объеме, предусмотренном настоящими Правилами, осуществляются на безвозмездной основе (п. 52 Правил № 890).

Удаленный доступ потребителей электрической энергии, энергосбытовых организаций, производителей электрической энергии (мощности) и организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, являющихся пользователями интеллектуальной системы учета, к информации, а также для использования ими функций интеллектуальной системы учета осуществляется посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" путем предоставления доступа к личным кабинетам, ведение которых осуществляется владельцами интеллектуальных систем учета (п. 55 Правил № 890).

Как следует из материалов дела и установлено судом, Семенова Л.И. является собственником жилого <адрес> в <адрес>.

В жилом помещении истицы установлен индивидуальный прибор учета СЕ 101 , принятый в качестве расчетного со 2.10.2013 по 1.06.2016 года. Показания указанного прибора учета по состоянию на 1.06.2016 года составляли 11 221,4 кВт/ч.

1.06.2016 года сетевой организацией АО «КрасЭКо» на опоре линии электропередач на границе балансовой принадлежности установлен индивидуальный прибор учета СЕ 101 , что подтверждено актом замены измерительного комплекса электроэнергии от 1.06.2016 года, подписанным сыном истицы.

В последующем, 6.09.2016 года сетевой организацией АО «КрасЭКо» индивидуальный прибор учета СЕ 101 заменен на новый прибор учета SM 101 , который также размещен на границе балансовой принадлежности - на опоре линии электропередач и используется в качестве расчетного, что отражено в платежных документах о начислении платы за электроэнергию.

Из представленного паспорта на ИПУ SM 101 следует, что устройство предназначено для передачи данных по силовым линиям измеренных и вычисленных величин для автоматизированных систем контроля и учета энергопотребления (АИИС КУЭ), сертифицировано, прошло необходимые метрологические испытания и допущено к применению.

Истица, полагая, что ИПУ SM 101 работает ненадлежащим образом, и показания указанного прибора учета являются недостоверными и необоснованно завышенными, обратилась в АО «КрасЭКо».

18.02.2022 года АО «КрасЭКо» проведена внеплановая проверка указанного прибора учета, по результатам которой установлено, что прибор учета пригоден для осуществления расчетов за потребленную электроэнергию и оказанные услуги по передаче электроэнергии, соответствует требованиям нормативно-технической документации, включен в АСКУЭ, что подтверждено актом проверки прибора учета.

Указанный акт направлен в адрес истицы с ответом АО «КрасЭКо», в котором указано, что установка прибора учета на опоре воздушной линии на высоте более 1,7 метров связана с исключением возможности повреждений прибора учета или несанкционированного вмешательства в его работу и такое расположение приборов учета не противоречит требованиям Правил устройства электроустановок и обусловлено желанием минимизировать риски повреждения оборудования в результате ненадлежащей эксплуатации. Указано на наличие у истицы возможности контролировать и сверять показания прибора учета, установленного на опоре ВЛ на сайте lk.kraseco24.ru или посредством СМС с номером своего лицевого счета на номер +, в ответ на которое придет СМС с показаниями прибора учета, установленного на опоре ВЛ за три последних дня.

Разрешая спор, суд первой инстанции, дав оценку представленным доказательствам, доводам и возражениям сторон, установив отсутствие нарушений прав истца как потребителя, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

При этом, суд исходил из того, что установка сетевой организацией 6.09.2016 года на опоре ИПУ SM 101 , подключенного к Автоматизированной системе контроля и учета электроэнергии (АСКУЭ), соответствует действующему законодательству. Поскольку работы по установке приборов учета осуществляются на опорах балансодержателя, согласие истца для этого не требуется. Использование показаний интеллектуального прибора учета, установленного в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, соответствует действующему законодательству и прав истца не нарушает.

Сопоставив данные установленного сетевой организацией на опоре и используемого в качестве расчетного для учета электроэнергии ИПУ SM 101 с данными прибора учета, установленного ранее в доме истицы, суд установил незначительность расхождения показаний за период с 6.09.2016 по 6.04.2023 года, что свидетельствует о достоверности показаний ИПУ SM 101 и опровергает доводы истицы о неверном учете ответчиками потребленной ею энергии.

Отклоняя доводы истца о незаконности установки прибора учета на опоре ЛЭП на значительной высоте, не позволяющей самостоятельно снимать показания, суд первой инстанции исходил из того, что установленный прибор учета ИПУ SM 101 входит в АСКУЭ, предназначен для измерения электрической энергии, оценки мощности и отличается тем, что закрепляется непосредственно на проводах электросети, при этом снятие показаний происходит в автоматическом режиме и является обязанностью гарантирующего поставщика.

Признавая необоснованными доводы истицы об ограничении ее доступа к возможности получения с прибора учета, установленного на опоре, информации об объемах потребленной ею электроэнергии, суд первой инстанции исходил из того, что при использовании прибора учета, подключенного к интеллектуальной системе учета, что имеет место в рассматриваемом случае, владелец интеллектуальной системы учета обеспечивает предоставление доступа к информации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.06.2020 года «О порядке предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности)».

Установив, что АО «КрасЭКо» реализован бесплатный доступ для визуального получения истицей информации с прибора учета на интернет-сайте сетевой организации в личном кабинете, которым истица активно пользуется с августа 2021 года и оплачивает выставленные счета, суд первой инстанции отклонил и доводы о нарушении ответчиком положений ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителя» о предоставлении своевременной и полной информации о предоставляемой услуге.

Поскольку не установлено нарушение ответчиками прав истца, как потребителя, суд не усмотрел и правовых оснований для удовлетворения требования о взыскании компенсации морального вреда.

Оснований не согласиться с данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не находит, поскольку они соответствуют нормам материального права, регулирующим спорное правоотношение, и представленным в дело доказательствам.

Разрешая спор, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что установка прибора учета на опоре ЛЭП, а не в жилом доме потребителя, соответствует требованиям Основных положений № 442 о том, что приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств). В этой связи само по себе несогласие истца с тем, что такой прибор расположен на значительной высоте от земли, что не позволяет ей проверить его показания, не свидетельствует о незаконности расположения прибора на опоре.

Представленные дополнительные доказательства (финансово-лицевой счет, платежные документы), содержащие данные о различном объеме потребленной энергии в разные месяцы, сами по себе не свидетельствуют о неверности сведений прибора учета, установленного на опоре.

Доводы жалобы об отсутствии присоединения установленного прибора учета к интеллектуальной системе учета со ссылкой на ответ Службы строительного надзора и жилищного контроля отклоняются, как несостоятельные, поскольку в представленном в дело ответе не указано на отсутствие такого присоединения, напротив, отмечено, что контролировать и сверять показания индивидуального прибора учета, установленного на опоре, возможно в личном кабинете.

Исходя из определения в ст. 3 Федерального закона «Об электроэнергетике», интеллектуальная система учета электрической энергии (ИСУЭ) представляет собой комплекс программно-технических средств и оборудование, включающее приборы учета и устройства сбора и передачи данных, серверы и рабочие станции, которые позволяют дистанционно проводить измерение и анализ собранных данных, выявлять места потерь или хищений электроэнергии, дистанционно ограничивать или отключать потребителей.

Истица в иске не отрицает, что после установки прибора учета на опоре учет электрической энергии осуществляет непосредственно исполнитель. Как следует из актов проверки прибора учета от 18.02.2022 года, от 6.04.2023 года, ИПУ SM 101 подключен к Автоматизированной системе контроля и учета электроэнергии (АСКУЭ), которая позволяет сетевой организации и гарантирующему поставщику дистанционно получать показания с прибора учета. Наличие возможности получения информации с прибора учета в личном кабинете также подтверждает присоединение спорного прибора учета к интеллектуальной системе учета, при которой обязанность потребителя по передаче показаний прибора учета отсутствует.

Ссылки в жалобе на нарушение прав истицы как потребителя ввиду непредставления выносного дисплея для дистанционного снятия показаний также не могут быть приняты во внимание, поскольку, как следует из Паспорта на счетчик, с учетом технических характеристик спорный прибор учета не имеет в комплекте выносного дисплея, отображающего значение потребленной электроэнергии. Вместе с тем, указанное обстоятельство не является основанием для возложения на ответчиков обязанности по замене прибора учета на соответствующий требованиям, предъявляемым в настоящее время к приборам учета, которые могут быть присоединены к интеллектуальной системе учета (предусмотрены п. 28 Постановления Правительства РФ от 19.06.2020 года № 890), поскольку используемые поверенные приборы учета, не соответствующие требованиям Правил N 890, могут быть использованы вплоть до истечения срока эксплуатации либо до выхода таких приборов учета из строя или их утраты (п. 141 Основных положений № 442).

Поскольку указанных обстоятельств не имеется, спорный прибор учета является пригодным для осуществления расчетов за потребленную электроэнергию, правовых оснований для возложения на ответчика обязанности по замене действующего прибора учета на иной, имеющий выносной дисплей, не имеется.

При этом, как обоснованно указано судом первой инстанции, ответчиками обеспечен бесплатный доступ для визуального получения истицей информации с прибора учета на интернет-сайте сетевой организации в личном кабинете, которым истица активно пользуется с августа 2021 года. Кроме того, сведения о количестве потребленной электроэнергии содержатся в ежемесячно предъявляемых платежных документах.

Ссылки на невозможность использования личного кабинета в связи с отсутствием технической возможности и возраста истицы не могут служить основанием для возложения на ответчиков обязанностей, не предусмотренных законом, а кроме того, как обоснованно указано судом первой инстанции и следует из материалов дела, с августа 2021 года истица регулярно использует личный кабинет и производит посредством личного кабинета оплату по выставленным счетам.

Доводы жалобы о нарушении ее прав как потребителя путем навязывания платных услуг для получения информации посредством СМС также отклоняются, поскольку указанный способ получения информации предложен ответчиком в качестве дополнительного наряду с бесплатным способом.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истц2ом требований.

С учетом изложенного, вышеуказанные доводы жалобы судебной коллегией отклоняются, как не опровергающие выводы суда первой инстанции и не свидетельствующие о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, судом не допущено.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ачинского городского суда Красноярского края от 17 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Семеновой Л.И. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-9189/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Семенова Людмила Ивановна
Ответчики
ПАО Красноярскэнергосбыт
АО КрасЭко
Другие
Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Славская Лариса Анатольевна
Дело на сайте суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
02.08.2023Судебное заседание
01.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.09.2023Передано в экспедицию
02.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее