Судья: Шурхай Т.А. № 33-182/2024 (33-11471/2023; 2-3655/2023)
Докладчик: Бычковская И.С. УИД 42RS0009-01-2023-005441-15
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Кемерово 11 января 2024 года
судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе председательствующего В.В.Казачкова,
судей Л.Ю.Чурсиной и И.С. Бычковской,
при секретаре Т.С.Амосовой,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи И.С. Бычковской гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу Кузнецовой С.И. на решение Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 6 октября 2023 года по иску Трапезникова Александра Алексеевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу о признании незаконным решения об отказе в перерасчете пенсии,
УСТАНОВИЛА:
Трапезников А.А. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (далее ОСФР по Кемеровской области – Кузбассу) о перерасчете размера страховой пенсии по старости с даты назначения (17 октября 2017 г.), обязании произвести расчет с учетом повышающего коэффициента к страховой пенсии и фиксированной выплате к страховой пенсии за более поздний выход на пенсию на 2 года позже права.
Требования мотивированы тем, что с 17 октября 2017 г. Трапезников А.А. является получателем пенсии по старости в размере 8 229,89 руб. С назначенным размером Трапезников А.А. был не согласен. 16 ноября 2021 г. он подал письменное заявление о перерасчете размера пенсии, но получил решение об отказе. Согласно данному решению из страхового стажа были исключены периоды: с 6 сентября 1993 г. по 19 октября 1993 г. в кооперативе «Маяк», с 25 октября 1993 г. по 20 января 1995 г. и с 21 февраля 1995 г. по 10 апреля 1999 г. в ТОО «Партнер», с 9 сентября 1985 г. по 16 августа 1987 г. и с 26 июля 1988 г. по 19 августа 1991 г. на Гурьевском заводе «Труд» по Списку № 2; с 17 августа 1987 г. по 25 июля 1988 г. на Гурьевском заводе «Труд» по Списку № 1. В результате того, что многие периоды трудовой деятельности при назначении пенсии были исключены из стажа, страховой стаж истца составил всего 26 лет 6 месяцев 23 дня, стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, составил 6 лет 9 месяцев 16 дней. Страховая пенсия назначена истцу в возрасте 55 лет. Так как льготный стаж истца составил полных 6 лет, то был применен повышающий коэффициент за более поздний выход на пенсию к страховой пенсии и фиксированной выплате к страховой пенсии, определенный в соответствии с частью 17 статьи 15 и частью 5 статьи 16 Закона № 400-ФЗ. Решением Центрального районного суда г.Кемерово от 12 мая 2022 г. ОСФР по Кемеровской области-Кузбассу обязали зачесть в стаж истца на соответствующих видах работ следующие периоды:
- с 9 сентября 1985 г. по 16 августа 1987 г. и с 26 июля 1988 г. по 19 августа 1991 г. на Гурьевском заводе «Труд» по Списку № 2;
- с 17 августа 1987 г. по 25 июля 1988 г. на Гурьевском заводе «Труд» по Списку № 1.
Также суд установил факт трудовых отношений и обязал включить в страховой стаж периоды работы в ТОО «Партнер» с 25 октября 1993 г. по 20 января 1995 г. и с 21 февраля 1995 г. по 10 апреля 1999 г.
Кроме того, суд признал незаконным решение ОПФР по Кемеровской области-Кузбассу от 22 ноября 2021 г. № 773778/21 об отказе в перерасчете пенсии.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 4 августа 2022 г. решение Центрального районного суда г. Кемерово от 12 мая 2022 г. оставлено без изменения. Однако суд в решении не установил дату, с которой следует произвести перерасчет.
ОСФР по Кемеровской области-Кузбассу не исполнило решение суда, не отменило ранее вынесенное решение об отказе в перерасчете пенсии от 22 ноября 2021 г. № 773778/21. Вместо этого, от истца было истребовано повторное заявление о перерасчете пенсии, зарегистрированное 31 августа 2022 г. под № 494213/22 и произведен перерасчет с 1 числа месяца, следующего за днем подачи заявления, то есть, с 1 сентября 2022 г. Для решения вопроса о перерасчете пенсии в соответствии с вступившим в силу решением суда истец обратился с заявлением к ответчику. В ответе № 42-06/8588Л-К от 12 мая 2023 г. ОСФР по Кемеровской области-Кузбассу вновь отказался исполнять решение суда о признании незаконным решения об отказе в перерасчете пенсии от 22 ноября 2021 г. № 773778/21. Вместе с тем, все юридические факты были установлены судом и имели место задолго до назначения пенсии. Исключенные периоды стажа не только определяли право на назначение досрочной пенсии, но и существенно влияли на размер назначаемой пенсии. Полагает, что с учетом периодов стажа, засчитанных по решению суда, страховой стаж истца на дату обращения за пенсией (17 октября 2017 г.) составил 31 год 11 месяцев 8 дней, стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение - 7 лет 8 месяцев 25 дней. Таким образом, с учетом уменьшения возраста истец мог выйти на пенсию в возрасте 53 лет (на 2 года раньше), либо приобрел право на повышающий коэффициент за более поздний выход на пенсию. Кроме того, согласно статье 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-Ф3 он приобрел право на конвертацию пенсионных прав по состоянию на 1 января 2002 г. от льготного стажа, что привело бы к значительному повышению размера пенсии.
В судебном заседании истец Трапезников А.А., его представитель Орищин А.В. поддержали исковые требования.
Представитель ответчика – ОПФР по Кемеровский области - Кузбассу Кузнецова С.И. исковые требования не признала.
Решением Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 6 октября 2023 г. постановлено: исковые требования удовлетворить частично.
Обязать ОСФР по Кемеровской области-Кузбассу произвести Трапезникову Александру Алексеевичу перерасчет страховой пенсии по старости за период с 17 октября 2017 г. по 1 сентября 2022 г. с учетом включения в стаж на соответствующих видах работ следующих периодов работы:
с 9 сентября 1985 г. по 16 августа 1987 г. и с 26 июля 1988 г. по 19 августа 1991 г. на Гурьевском заводе «Труд» прессовщиком 4 разряда в электродном цехе по Списку №2;
- с 17 августа 1987 г. по 25 июля 1988 г. на Гурьевском заводе «Труд» аппаратчиком 4 разряда в цехе цинковых белил по Списку №1,
а также с учетом включения в страховой стаж истца периодов работы в ТОО «Партнер», с 25 октября 1993 г. по 20 января 1995 г. слесарем по ремонту и с 21 февраля 1995 г. по 10 апреля 1999 г. мотористом.
В апелляционной жалобе представитель ОСФР по Кемеровской области – Кузбассу Кузнецова С.И., действующая на основании доверенности, просит решение отменить, настаивая на возможности перерасчета пенсии только с 1 числа месяца, следующего за месяцем обращения с заявлением.
Относительно апелляционной жалобы истцом принесены возражения.
В заседании судебной коллегии истец Трапезников А.А. поддержал доводы возражений на апелляционную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени апелляционного рассмотрения дела в порядке статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не явились, своих представителей не направили, ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, не заявили.
Заслушав истца, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная приходит к следующему:
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Трапезников Александр Алексеевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 17 октября 2017 г. является получателем пенсии по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ.
17 ноября 2021 г. Трапезников А.А. обратился в ОПФР по Кемеровский области-Кузбассу с заявлением о перерасчете размера пенсии.
Решением ОПФР по Кемеровской области-Кузбассу от 22 ноября 2021 г. № 773778/21 в перерасчете пенсии истцу отказано. Из решения пенсионного органа усматривается, что в страховой стаж истца ответчиком не были включены периоды работы с 25 октября 1993 г. по 20 января 1995 г., с 21 февраля 1995 г. по 10 апреля 1999 г. – слесарем по ремонту, мотористом в ТОО «Партнер», в специальный стаж по Списку № 1 или Списку № 2 не включены периоды работы: с 9 сентября 1985 г. по 16 августа 1987 г. и с 26 июля 1988 г. по 19 августа 1991 г. на Гурьевском заводе «Труд» прессовщиком 4 разряда в электродном цехе, с 17 августа 1987 г. по 25 июля 1988 г. на Гурьевском заводе «Труд» аппаратчиком 4 разряда в цехе цинковых белил.
Не согласившись с данным решением, Трапезников А.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда РФ по Кемеровской области-Кузбассу о признании незаконным решения об отказе в перерасчете пенсии, установлении факта трудовых отношений, включении периодов работы в специальный трудовой стаж, обязании произвести перерасчет пенсии.
Решением Центрального суда г. Кемерово от 12 мая 2022 г. исковые требования Трапезникова А.А. удовлетворены частично, постановлено:
Признать незаконным решение ОПФР по Кемеровской области-Кузбассу от 22 ноября 2021 г. № 773778/21 об отказе в перерасчете пенсии Трапезникову Александру Алексеевичу.
Обязать ОПФР по Кемеровской области-Кузбассу зачесть в стаж на соответствующих видах работ следующие периоды работы:
- с 9 сентября 1985 г. по 16 августа 1987 г. и с 26 июля 1988 г. по 19 августа 1991 г. на Гурьевском заводе «Труд» прессовщиком 4 разряда в электродном цехе по Списку № 2;
- с 17 августа 1987 г. по 25 июля 1988 г. на Гурьевском заводе «Труд» аппаратчиком 4 разряда в цехе цинковых белил по Списку № 1.
Установить факт трудовых отношений между ТОО «Партнер» и Трапезниковым Александром Алексеевичем в период с 25 октября 1993 г. по 20 января 1995 г. слесарем по ремонту и с 21 февраля 1995 г. по 10 апреля 1999 г. мотористом; обязать ОПФР по Кемеровской области-Кузбассу включить периоды работы с 25 октября 1993 г. по 20 января 1995 г. и с 21 февраля 1995 г. по 10 апреля 1999 г. в страховой стаж Трапезникова Александра Алексеевича.
Обязать ОПФР по Кемеровской области-Кузбассу произвести перерасчет пенсии Трапезникова Александра Алексеевича с учетом названных выше периодов.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 4 августа 2022 г. решение Центрального районного суда г. Кемерово от 12 мая 2022 г. оставлено без изменения.
После вступления решения суда от 4 августа 2022 г. в законную силу истец 31 августа 2022 г. обратился к ответчику с заявлением о перерасчете размера пенсии. Ответчик произвел перерасчет размера пенсии с 1 сентября 2022 г. В перерасчете размера пенсии за более ранние периоды ответчик истцу отказал.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что, назначая истцу пенсию 17 октября 2017 г., ответчик незаконно не учел периоды работы, подлежащие включению в общий и специальный стаж истца. При этом, данные действия ответчика – учет периодов работы, незаконно исключенных из подсчета стажа 17 октября 2017 г., только с 1 сентября 2022 г. нарушают права истца.
Порядок установления страховых пенсий и сроки ее назначения регламентированы статьями 21, 22 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией (часть 1 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Граждане могут обращаться с заявлениями об установлении, о выплате и доставке страховой пенсии непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства в случае, если между органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг заключено соглашение о взаимодействии и подача указанных заявлений предусмотрена перечнем государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональном центре, установленным соглашением (часть 2 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по общему правилу назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях". Если указанное заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, либо подается через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, днем обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг (часть 2 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях).
В силу части 2 статьи 26 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Аналогичные нормы содержатся в Правилах обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 августа 2021 г. № 546н, действующих с 1 января 2022 г.
Из приведенных нормативных положений следует, что цели социальной политики Российской Федерации, как они определены в Конституции Российской Федерации, предопределяют обязанность государства через соответствующие органы заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности в том числе тогда, когда гражданин в силу возраста, состояния здоровья или по другим не зависящим от него причинам не может трудиться и не имеет дохода для обеспечения минимума себе и своей семье и, соответственно, нуждается в получении соответствующей помощи, материальной поддержки со стороны государства, включая пенсионное обеспечение.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий, законодатель связывает возможность назначения страховой пенсии по старости с достижением гражданином определенного возраста, наличием у гражданина страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
По общему правилу страховая пенсия по старости назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем до дня возникновения права на данную пенсию.
Назначение и выплата страховой пенсии по старости до 1 января 2023 г. осуществлялась территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации, которые при выполнении обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения и исполнении положений пенсионного законодательства должны соблюдать государственные гарантии по обеспечению прав граждан в области пенсионного обеспечения в целях защиты их прав на страховую пенсию с учетом особого ее значения для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров.
В рамках исполнения этих обязанностей территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при обращении гражданина по вопросу установления пенсии независимо от формы такого обращения (телефонный звонок, устное обращение, письменное обращение) должен зарегистрировать такое обращение в журнале регистрации заявлений и разъяснить гражданину его права, связанные с пенсионным обеспечением, а именно: имеет ли он право на получение пенсии, о нормативных правовых актах, регулирующих вопросы назначения пенсии (основания и условия назначения пенсии), о документах, необходимых для оценки его права на назначение пенсии, о подаче заявления о назначении пенсии в письменном виде по соответствующей форме (приложение № 1 к Административному регламенту), а при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, дать оценку документам, представленным гражданином, содержащимся в них сведениям, запросить документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе.
Решение по вопросу установления страховой пенсии пенсионный орган должен принимать, соблюдая права гражданина на пенсионное обеспечение, на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.
В случае невыполнения пенсионным органом названной обязанности, приведшего к несвоевременному обращению гражданина, достигшего возраста, дающего права на назначение страховой пенсии по старости, в пенсионный орган с заявлением установленной формы о назначении страховой пенсии по старости, указанное лицо применительно к части 2 статьи 26 Федерального закона "О страховых пенсиях" имеет право на выплату недополученных сумм страховой пенсии по старости за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком. В противном случае будут нарушены государственные гарантии в области пенсионного обеспечения граждан.
С 1 января 2023 г. обязанности по пенсионному обеспечению возложены на созданный в результате реорганизации государственного учреждения - Пенсионного фонда Российской Федерации с одновременным присоединением к нему Фонда социального страхования Российской Федерации Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (статья 18 Федерального закона от 14 июля 2022 года № 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации"), в числе принципов деятельности которого соблюдение государственных гарантий по обеспечению прав граждан в области пенсионного обеспечения (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 14 июля 2022 г. № 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации"), обеспечение доступности предоставляемых услуг и повышение их качества (пункт 5 статьи 4 Федерального закона от 14 июля 2022 г. № 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации").
Как следует из решения Центрального районного суда г. Кемерово от 12 мая 2022 г., имеющего преюдициальное значение при рассмотрении настоящего спора, решение пенсионного органа об отказе в перерасчете пенсии с учетом периодов работы с 9 сентября 1985 г. по 16 августа 1987 г., с 26 июля 1988 г. по 19 августа 1991 г., с 17 августа 1987 г. по 25 июля 1988 г., с 25 октября 1993 г. по 20 января 1995 г. и с 21 февраля 1995 г. по 10 апреля 1999 г. признано незаконным. На пенсионный орган возложена обязанность включить указанные периоды работы в соответствующий стаж (страховой, по Списку № 1 и по Списку № 2).
Судом при вынесении решения от 12 мая 2022 г. установлено и следует из материалов пенсионного дела, что документы, подтверждающие работу в спорные периоды в спорных условиях, представлены в пенсионный орган при первоначальном обращении – 17 октября 2017 г. Оценив данные документы, суд пришел к выводу о незаконности отказа пенсионного органа во включении периодов работы с 9 сентября 1985 г. по 16 августа 1987 г., с 26 июля 1988 г. по 19 августа 1991 г., с 17 августа 1987 г. по 25 июля 1988 г., с 25 октября 1993 г. по 20 января 1995 г. и с 21 февраля 1995 г. по 10 апреля 1999 г., которые подлежали включению в соответствующий стаж еще в 2017 году.
При рассмотрении настоящего спора, суд первой инстанции, с учетом обстоятельств, установленных решением суда от 12 мая 2022 г., пришел к обоснованному выводу о необходимости назначения пенсии с учетом периодов работы с 9 сентября 1985 г. по 16 августа 1987 г., с 26 июля 1988 г. по 19 августа 1991 г., с 17 августа 1987 г. по 25 июля 1988 г., с 25 октября 1993 г. по 20 января 1995 г. и с 21 февраля 1995 г. по 10 апреля 1999 г. с 17 октября 2017 г., что повлечет перерасчет пенсии с17 октября 2017 г.
Следует обратить внимание, что случаи перерасчета назначенной пенсии определены в статье 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400 – ФЗ «О страховых пенсиях». При этом, перерасчет по основаниям, предусмотренным статьёй 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400 – ФЗ «О страховых пенсиях» производится с первого числа месяца, следующего за месяцем подачи заявления о перерасчете. Именно на данные положения закона ссылается ответчик в апелляционной жалобе.
Между тем, требования о перерасчете заявлены Трапензниковым А.А. не в связи с обстоятельствами, указанными в статье 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400 – ФЗ «О страховых пенсиях», а в связи с незаконными действиями пенсионного органа, произведенными как при первоначальном обращении Трапезникова А.А. с заявлением о назначении пенсии, так и при обращении с заявлением о перерасчете размера пенсии в 2022 году.
Принимая во внимание, что пенсия Трапезникову А.А. назначена 17 октября 2017 г., решением суда от 12 мая 2022 г. периоды работы с 9 сентября 1985 г. по 16 августа 1987 г., с 26 июля 1988 г. по 19 августа 1991 г., с 17 августа 1987 г. по 25 июля 1988 г., с 25 октября 1993 г. по 20 января 1995 г. и с 21 февраля 1995 г. по 10 апреля 1999 г. включены в стаж на соответствующих видах работ, требования, заявленные Трапезниковым А.А. в рамках настоящего дела, не являются требованиями о перерасчете пенсии, по смыслу статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400 – ФЗ «О страховых пенсиях», судебная коллегия полагает необходимым изменить решение суда первой инстанции, установив право истца на назначение пенсии с учетом включения в стаж, дающий право на назначение пенсии:
по пункту 1 статьи части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400 – ФЗ «О страховых пенсиях» периода работы с 17 августа 1987 г. по 25 июля 1988 г. на Гурьевском заводе «Труд» аппаратчиком 4 разряда в цехе цинковых белил;
по пункту 2 статьи части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400 – ФЗ «О страховых пенсиях» периода работы с 9 сентября 1985 г. по 16 августа 1987 г. и с 26 июля 1988 г. по 19 августа 1991 г. на Гурьевском заводе «Труд» прессовщиком 4 разряда в электродном цехе;
в страховой стаж - периода работы в ТОО «Партнер» с 25 октября 1993 г. по 20 января 1995 г. слесарем по ремонту и с 21 февраля 1995 г. по 10 апреля 1999 г. мотористом, поскольку решение суда в том виде, в котором оно состоялось - исключительно перерасчет пенсии за период с 17 октября 2017 г. по 1 сентября 2022 г. восстанавливает права истца только в части размера назначенной в 2017 году пенсии. Однако восстановление права истца предполагает не только изменение размера пенсии, но и иные права гражданина, связанные с датой назначения пенсии (статус, ИПК и т.п.).
Судебная коллегия считает необходимым отметить, что, принимая решение об установлении права истца на назначение пенсии, суд апелляционной инстанции не выходит за пределы заявленных требований, поскольку истцом заявлено о наличии у него права на назначение пенсии с учетом спорных периодов с 17 октября 2017 г. Однако, данные требования суд первой инстанции не рассмотрел, ограничившись восстановлением права в части размера пенсии, сделав вывод о нарушении права с 17 октября 2017 г.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 6 октября 2023 года изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции:
Установить за Трапезниковым Александром Алексеевичем право на назначение пенсии с учетом включения в стаж, дающий право на назначение пенсии:
по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400 – ФЗ «О страховых пенсиях» периода работы с 17 августа 1987 г. по 25 июля 1988 г. на Гурьевском заводе «Труд» аппаратчиком 4 разряда в цехе цинковых белил;
по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400 – ФЗ «О страховых пенсиях» периода работы с 9 сентября 1985 г. по 16 августа 1987 г. и с 26 июля 1988 г. по 19 августа 1991 г. на Гурьевском заводе «Труд» прессовщиком 4 разряда в электродном цехе;
в страховой стаж - периода работы в ТОО «Партнер» с 25 октября 1993 г. по 20 января 1995 г. слесарем по ремонту и с 21 февраля 1995 г. по 10 апреля 1999 г. мотористом.
Обязать ОСФР по Кемеровской области-Кузбассу произвести Трапезникову Александру Алексеевичу перерасчет страховой пенсии по старости за период с 17 октября 2017 г. по 1 сентября 2022 г. с учетом включения в стаж на соответствующих видах работ следующих периодов работы:
с 9 сентября 1985 г. по 16 августа 1987 г. и с 26 июля 1988 г. по 19 августа 1991 г. на Гурьевском заводе «Труд» прессовщиком 4 разряда в электродном цехе по Списку № 2;
- с 17 августа 1987 г. по 25 июля 1988 г. на Гурьевском заводе «Труд» аппаратчиком 4 разряда в цехе цинковых белил по Списку № 1,
а также с учетом включения в страховой стаж истца периодов работы в ТОО «Партнер», с 25 октября 1993 г. по 20 января 1995 г. слесарем по ремонту и с 21 февраля 1995 г. по 10 апреля 1999 г. мотористом.
Председательствующий: В.В.Казачков
Судьи: Л.Ю.Чурсина
И.С. Бычковская
Апелляционное определение в окончательной форме составлено 15 января 2024 г.