Решение по делу № 33а-1072/2018 от 26.02.2018

Председательствующий по делу Дело № 33а-1072/2018

судья Бабикова О.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Цыдендамбаевой О.Ч.

и судей краевого суда Пичуева В.В., Бурака М.Н.,

при секретаре Гайгул И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 21 марта 2018 года административное дело по административному исковому заявлению Соловьевой О. А., Соловьева А. С. к администрации городского поселения «Новочарское» об оспаривании действий,

по апелляционной жалобе административного истца Соловьевой О.А.,

на решение Каларского районного суда Забайкальского края от 26 декабря 2017 года, которым административное исковое заявление Соловьевой О. А., Соловьева А. С. к администрации городского поселения «Новочарское» об оспаривании действий оставлено без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Цыдендамбаевой О.Ч., судебная коллегия

установила:

административные истцы обратились в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что их семья – Соловьева О.А., Соловьев А.С. и Черкашин И.С., 25 августа 2010 года признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, с 19 октября 2010 года они являются участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище». Распоряжением администрации городского поселения «Новочарское» от 17 января 2014 года семья была исключена из сводного списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы» в связи с достижением Соловьевой О.А. возраста 36 лет. Решением Каларского районного суда Забайкальского края от 2 июля 2014 года данное распоряжение было признано незаконным.

14 июня 2017 года Соловьева О.А. обратилась с заявлением в администрацию городского поселения «Новочарское» о предоставлении информации об очередности в списке; 3 июля 2017 года получила ответ о том, что на основании распоряжения № 299 от 29 августа 2016 года их семья была исключена из участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей ФЦП «Жилище». Считает исключение их семьи из списков участников программы «Обеспечение жильем молодых семей, проживающих на территории городского поселения «Новочарское» ФЦП «Жилище» на 2016-2020 годы незаконным, в том числе и неуведомление об исключении из данной программы.

С учетом дополнительных требований административные истцы просили:

признать незаконным распоряжение городского поселения «Новочарское» от 29 августа 2016 года № 229 об исключении молодой семьи Соловьевых из участниц подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2016-2020 годы;

признать незаконными действия (бездействие) администрации городского поселения «Новочарское» по неуведомлению административных истцов об исключении семьи Соловьевых из сводного списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2016-2020 годы;

признать незаконным действия администрации городского поселения «Новочарское» по исключению семьи Соловьевых из сводного списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2016-2020 годы;

обязать администрацию городского поселения «Новочарское» восстановить в правах их семью, включив в сводный список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2016-2020 годы в очередности, имеющей на момент исключения из списка;

признать незаконным и недействующим постановление администрации городского поселения «Новочарское» от 31 декабря 2015 года № 166.

На основании определения суда от 7 августа 2017 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация муниципального района «Каларский район», Министерство территориального развития Забайкальского края

На основании определения суда от 28 ноября 2017 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство финансов Забайкальского края.

На основании определения суда от 12 декабря 2017 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Черкашин И.С.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе административный истец Соловьева О.А. просит решение суда отменить, указывая, что судом нарушены и неправильно применены нормы процессуального права, поскольку не принято решение по одному из заявленных требований о признании незаконными действий (бездействия) администрации городского поселения «Новочарское» по неуведомлению истцов об исключении семьи Соловьевых из сводного списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2016-2020 годы.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель администрации городского поселения «Новочарское» Надточева Е.А. просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Считает, что права истцов не нарушены, так как они были исключены из участников программы и утратили право на получение социальной выплаты в соответствии с условиями программы.

В суд апелляционной инстанции административные истцы Соловьева О.А., Соловьев А.С., представители административного ответчика администрации городского поселения «Новочарское», заинтересованных лиц администрации муниципального района «Каларский район», Министерства территориального развития Забайкальского края, Министерства финансов Забайкальского края, заинтересованное лицо Черкашин И.С., не явились, о дате, месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.

На основании статей 150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно статье 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2015 - 2020 годы, в состав которой входит подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей».

В соответствии с данной подпрограммой, в редакции, действующей до 1 января 2018 года, социальная выплата предоставляется органом местного самоуправления, принявшим решение об участии молодой семьи в подпрограмме, за счет средств местного бюджета, предусмотренных на реализацию мероприятий подпрограммы, в том числе за счет субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации, в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, приведенными в приложении № 4 к подпрограмме.

В соответствии с пунктом 6 Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Согласно пункту 27 Правил после утверждения Правительством Российской Федерации размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, и доведения государственным заказчиком подпрограммы этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

В случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников подпрограммы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В пункте 25 Правил предусмотрено, что порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, имеющие 3 и более детей.

В развитие данных норм Постановлением Правительства Забайкальского края от 31 декабря 2015 года № 656 утверждена Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Забайкальского края «Развитие территорий и жилищная политика Забайкальского края», которая устанавливает, в том числе порядок формирования органами местного самоуправления муниципальных образований списков молодых семей - участниц подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение жилья в планируемом году; правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

В данной Подпрограмме установлены аналогичные определенным федеральным законодательством требования к участникам подпрограммы и порядок предоставления социальных выплат.

Порядком формирования органами местного самоуправления муниципальных образований списков молодых семей – участниц подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение жилья в планируемом году, предусмотрено, что органы местного самоуправления формируют списки молодых семей - участниц подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году.

Органы местного самоуправления формируют списки на основании даты принятия решения о включении молодой семьи в список участников подпрограммы. В первую очередь в списки включаются молодые семьи - участницы подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, имеющие 3 и более детей.

Органы местного самоуправления при формировании списков исключают как не соответствующие условиям подпрограммы молодые семьи, в которых возраст одного из супругов либо обоих супругов на момент утверждения списка превышает 36 лет.

Постановлением администрации городского поселения «Новочарское» от 31 декабря 2015 года № 166 утверждена муниципальная программа «Обеспечение жильем молодых семей, проживающих на территории городского поселения «Новочарское» ФЦП «Жилище» на 2016-2020 годы. С учетом изменений, внесенных постановлением администрации городского поселения «Новочарское» от 16 августа 2016 года № 136, заказчик программы при формировании списков исключает как не соответствующие условиям подпрограммы молодые семьи, в которых возраст одного из супругов либо обоих супругов на момент утверждения списков превышает 36 лет.

Как установлено судом и следует из материалов дела, семья Соловьевой О.А. и Соловьева А.С. 25 августа 2010 года была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и с 2010 года включена в число участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.

На основании распоряжения администрации городского поселения «Новочарское» от 29 августа 2016 года № 299 семья Соловьевых исключена из сводного списка молодых семей-участниц подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2016-2020 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2017 году, так как молодая семья не соответствует условиям подпрограммы в связи с превышением возраста обоих супругов 36 лет.

Из анализа вышеприведенных норм права следует, что лица, претендующие на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», должны отвечать требованию о наличии возраста, не превышающего 36 лет (35 лет в соответствии с федеральной программой), не только на момент признания их участниками подпрограммы, но и до дня утверждения списка претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году.

Поскольку на момент утверждения этого списка на 2017 год семья Соловьевых не соответствовала одному из условий, предусмотренному вышеуказанными нормативными актами, она не могла претендовать на получение социальной выплаты, выплачиваемой только молодым семьям.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявленные административными истцами требования являются необоснованными, в связи с чем отказал в их удовлетворении в полном объеме.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, условия их выплаты определяются федеральным законодателем и (или) Правительством Российской Федерации в рамках их компетенции (определения от 27 мая 2010 года № 738-О-О, от 19 октября 2010 года № 1333-О-О, от 14 июля 2011 года № 988-О-О, от 16 июля 2013 года № 1195-О, от 29 января 2015 года № 122-О и др.).

Само по себе включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2015 года № 3-О и от 23 апреля 2015 года № 997-О).

Возможность приобретения субъективного права на получение данной социальной выплаты обусловлена комплексом обстоятельств, связанных, в том числе с объемом выделяемого из средств бюджетов финансирования данной подпрограммы, количеством молодых семей, подлежащих включению в указанный список в первоочередном порядке, и др.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не разрешены требования о признании незаконными действий (бездействия) администрации городского поселения «Новочарское» по неуведомлению административных истцов об исключении из сводного списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2016-2020 годы, подлежат отклонению. Как указано выше, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности исключения семьи Соловьевых из сводного списка молодых семей-участниц подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», а факт неполучения административными истцами уведомления об их исключении из подпрограммы не имеющим правового значения для разрешения данного спора, в связи с чем отказал в удовлетворении иска в полном объеме.

Как следует из имеющегося в материалах дела письма от 31 августа 2016 года № 1005 в адрес Соловьевой О.А. и Соловьева А.С. было направлено уведомление, а также распоряжение администрации городского поселения «Новочарское» от 29 августа 2016 года № 299 об исключении семьи Соловьевых из сводного списка молодых семей-участниц подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2016-2020 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2017 году, что также подтверждается сведениями из журнала регистрации исходящей корреспонденции администрации городского поселения «Новочарское» за 2016 год.

Таким образом, обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно. Всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, оснований для несогласия с которой у судебной коллегии не имеется.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Каларского районного суда Забайкальского края от 26 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Соловьевой О.А. – без удовлетворения.

Председательствующий                О.Ч. Цыдендамбаева

Судьи                            В.В. Пичуев

                                С.Н. Бурак

33а-1072/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Соловьев А.С.
Соловьева О.А.
Ответчики
Администрация ГП "Новочарское"
Другие
Министерство финансов Забайкальского края
Черкашин И.С
Министерство территориального развития Забайкальского края
Администрация МР "Каларский район"
Суд
Забайкальский краевой суд
Судья
Цыдендамбаева Ольга Чимитдоржиевна
Дело на сайте суда
oblsud.cht.sudrf.ru
27.02.2018[Адм.] Передача дела судье
21.03.2018[Адм.] Судебное заседание
27.03.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.03.2018[Адм.] Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее