УИД 52RS0005-01-2024-000973-11 № 33-12200/2024

судья Кучерова Ю.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород 10 сентября 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего Журавлевой Н.М.,

судей Шикина А.В., Шутова А.В.,

при секретаре Чижовой Ю.П.,

с участием представителя истца Пахомовой О.М. Макаровой А.А., представителя ответчика Правительства Нижегородской области Горячкиной Т.А., прокурор отдела Нижегородской областной прокуратуры Поздышева М.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шутова А.В. гражданское дело по иску Пахомовой О.М., действующей в интересах несовершеннолетнего П.А.М., к Правительству Нижегородской области, министерству социальной политики Нижегородской области о признании незаконным бездействия в необеспечении безбелковыми продуктами питания, обязании совершить действие

по апелляционной жалобе Пахомовой О.М. на решение Нижегородского районного суда г.Нижний Новгород от 20 марта 2024 года,

УСТАНОВИЛА:

Пахомова О.М., действующая в интересах несовершеннолетнего П.А.М., обратилась в Нижегородский районный суд г.Нижний Новгород с иском к Правительству Нижегородской области о признании незаконным бездействия в необеспечении безбелковыми продуктами питания, обязании совершить действие.

В обоснование своих требований истец указала на то, что Пахомова О.М. является матерью ребенка-инвалида П.А.М., *** года рождения, у которого имеется заболевание «***» (Е 70.0). В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» лица, страдающие ФКУ (как дети, так и взрослые), подлежат обеспечению безбелковыми продуктами питания. Согласно заключению врача-генетика ГБУЗ НО «Нижегородская областная детская клиническая больница» от 28.04.2022 Дудкина И.Ю. несовершеннолетнему рекомендовано строгое соблюдение малобелковой диеты (белок с натуральными продуктами - 6,0 в сутки). В настоящее время детям, страдающие ФКУ и проживающие на территории Нижегородской области осуществляется выплата материальной помощи лицам, с целью приобретения для них низкобелковых (безбелковых) продуктов питания, утвержденный постановлением Правительства Нижегородской области от 19.04.2023 № 336. Возможность получения выплат поставлена в зависимость от материального положения семьи (пункт 1.3 Порядка). В связи с реализацией данного права Пахомова О.М. 14.11.2023 года обратилась в Правительство Нижегородской области с целью обеспечения специализированными низкобелковыми продуктами питания своего ребенка. Однако 05.12.2023 года поступил ответ об отказе в выплате указанной ежемесячной материальной помощи в размере *** руб., в связи с превышением величины прожиточного минимума. Меры поддержки, предусмотренные постановлением Правительства области от 23.03.2007 № 86 (в существующей редакции), указанную проблему не решают, так как ребенку-инвалиду П.А.М. отказано в предоставлении данных продуктов питания. По мнению истца, на территории Нижегородской области не исполняются требования постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890, безбелковые продукты питания П.А.М. не выдаются, ставя под угрозу его жизнь и здоровье.

На основании изложенного истец просил суд признать незаконным бездействие Правительства Нижегородской области, выраженным в необеспечении П.А.М. безбелковыми продуктами питания в соответствии с заболеванием; обязать Правительство Нижегородской области предоставить ребенку - инвалиду П.А.М., *** года рождения, страдающему «***» продуктовую корзину или компенсационные выплаты для самостоятельного приобретения безбелковых продуктов питания; решение суда обратить к немедленному исполнению.

В процессе рассмотрения дела судом первой инстанции к участию в деле были привлечены в качестве соответчика Министерство социальной политики Нижегородской области, заинтересованных лиц Министерство здравоохранения Нижегородской области, ГКУ Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Нижегородского района г.Нижнего Новгорода».

Решением Нижегородского районного суда г.Нижний Новгород от 20 марта 2024 года в удовлетворении административных исковых требований Пахомовой О.М., действующей в интересах несовершеннолетнего П.А.М., к Правительству Нижегородской области, министерству социальной политики Нижегородской области о признании незаконным бездействия в необеспечении безбелковыми продуктами питания, обязании совершить действие, отказано в полном объеме.

В апелляционной жалобе Пахомовой О.М. поставлен вопрос об отмене решения суда в связи с его незаконностью и необоснованностью. Заявителем жалобы указано, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права, судом применен закон, не подлежащий применению, а также неправильно истолкован закон. В решение суда П.А.М. относится к категории «дети-инвалиды», в то время, по Постановлению №890 обеспечению безбелковыми продуктами питания, безбелковыми гидролизатами и т.д. подлежат все лица, независимо от возраста, наличия инвалидности, имеющие установленное заболевание - «фенилкетонурия». Пункт 2 Приказа Минздрава РФ от 26.02.2013 N 94н указывает, что Приложение N 14 не применяется к правоотношениям, связанным с назначением и выписыванием лекарственных препаратов и медицинских изделий, которыми и являются безбелковые продукты питания и белковые гидролизаты в соответствии с Постановлением № 890. Судом неверно истолковано понятие «специализированное лечебное питание». Лечение больных фенилкетонурией при выявлении наследственного и (или) врожденного заболевания у больного осуществляется лечение в амбулаторных условиях. При амбулаторном лечении лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. Постановлением Правительства Нижегородской области № 336 от 19.04.2023г, которым были введены дополнительные меры поддержки «лицам, имеющим детей, страдающих фенилкетонурией и другими видами гиперфенилаланинемии с целью приобретения для них низкобелковых (безбелковых) продуктов питания», в то время как по Постановлению №890 субъектами права на бесплатное обеспечение безбелковыми продуктами питания и безбелковыми гидролизатами являются все лица, страдающие фенилкетонурией, без ограничения по возрасту и материальному положению, по факту самого заболевания. Таким образом, принятые Правительством Нижегородской области дополнительные меры не исключают исполнение основных обязательств по обеспечению безбелковыми продуктами питания в рамках Постановления № 890 и не заменяют их. Решением суда не принято во внимание, что лица, больные фенилкетонурией прямо указаны в Перечне в Приложении 1 к Постановлению Правительства РФ № 890.

Правительством Нижегородской области принесены возражения на апелляционную жалобу, в которых просит решение суда первой инстанции оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Определением судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 10 июля 2024 года постановлено перейти к рассмотрению настоящего дела по правилам гражданского судопроизводства, передать настоящее дело в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда на основании того, что из заявленных Пахомовой О.М. требований усматриваются основания для рассмотрения дела в рамках гражданского судопроизводства, поскольку истцом заявлено о нарушении социальных прав на получение мер социальной поддержки, гарантированных государством, не возникающих из административных и иных публичных правоотношений.

В суде апелляционной инстанции представитель истца по доверенности Макарова А.А., доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда первой инстанции отменить.

Представитель ответчика Правительства Нижегородской области Горячкина Т.А., не согласилась с доводами апелляционной жалобы, просила решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 20 марта 2024 г. оставить без изменения.

Прокурором отдела Нижегородской областной прокуратуры Поздышевым М.Ю. в своем заключении выражено согласие с решением суда первой инстанции.

Иные лица, участвующие в деле, либо их представители, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом и заблаговременно, о чём в материалах дела имеются уведомления о вручении судебных извещений, кроме того, информация о деле размещена на официальном интернет-сайте Нижегородского областного суда www.oblsudnn.ru.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, поскольку их неявка в силу статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к разбирательству дела.

Проверив материалы дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев дело в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в жалобе, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Судом установлено, что Пахомова О.М. приходится матерью П.А.М., *** года рождения.

12 марта 2023 года П.А.М. повторно установлена инвалидность, группа инвалидности: категория «ребенок-инвалид», инвалидность установлена на срок до 17.09.2035 года.

Согласно консультации генетика от 19.02.2024 года П.А.М. рекомендовано: строгое соблюдение малобелковой диеты (белок с натуральными продуктами – 6,0 г в сутки), с использованием низкобелковых продуктов питания; аминокислотная смесь «Нутриген 40» по 109 г. в сутки.

Согласно ответу Министерства здравоохранения Нижегородской области, П.А.М., 16.09.2017 года рождения, включен в регистр пациентов с заболеванием «фенилкетонурия» с октября 2017 года, обеспечивается специализированным лечебным питанием, согласно рекомендациям лечащего врача, через ГБУЗ НО «Нижегородская областная детская клиническая больница». Перерывов и отказов в обеспечении ребенка не допускается.

27.11.2023 года Пахомова О.М. обратилась в Правительство Нижегородской области с заявлением (обращением), в котором просила выделить П.А.М., находящемуся на амбулаторном лечении по заболеванию – фенилкенотурия, безбелковыми продуктами питания.

05.12.2023 года Министерством социальной политики Нижегородской области дан ответ, из которого следует, что обеспечение безбелковыми продуктами питания граждан (детей), страдающих фенилкетонурией, в том числе при прохождении ими амбулаторного лечения не входит в компетенцию Министерства. По вопросу оказания финансовой поддержки информируют, что постановлением Правительства Нижегородской области от 23 марта 2007 г. № 86 (в редакции постановления Правительства Нижегородской области от 19 апреля 2023 г. № 336) утвержден Порядок предоставления материальной помощи лицам, имеющим детей, страдающих фенилкетонурией и другими видами гиперфенилаланинемии, с целью приобретения для них низкобелковых (безбелковых) продуктов питания. Право на материальную помощь предоставляется одному из родителей (усыновителей, опекунов (попечителей)) ребенка, страдающего фенилкетонурией и другими видами гиперфенилаланинемии, при условии, если родитель (усыновитель, опекун (попечитель)) этого ребенка и сам ребенок являются гражданами Российской Федерации и проживают совместно на территории Нижегородской области.

24.08.2023 года ГКУ Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Нижегородского района г. Нижнего Новгорода» Пахомой О.М. отказано в предоставлении материальной помощи.

14.11.2023 года Пахомова О.М. обратилась в прокуратуру Нижегородской области с заявлением, в котором просила произвести проверку Постановления Правительства Нижегородской области от 19.04.2023 года № 336 на предмет соответствия федеральному законодательству, а также на предмет соблюдения и реализации прав детей с фенилкенотурией, признать указанное постановление незаконным, необоснованным и подлежащим отмене в части установления материальной помощи в зависимости от размера среднедушевого дохода семьи.

Из ответа прокуратуры на обращение Пахомовой О.М. следует, что В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» лица, страдающие фенилкетонурией (как дети, так и взрослые), подлежат обеспечению безбелковыми продуктами питания. Согласно статье 5 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится принятие законов и иных нормативных правовых актов, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, разработка и реализация государственных региональных программ оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде пособий и субсидий. Реализуя свои полномочия постановлением Правительства Нижегородской области от 19.04.2023 № 339 утверждена дополнительная мера государственной поддержки субъекта Российской Федерации в виде материальной помощи лицам, имеющим детей, страдающих фенилкетонурией и другими видами гиперфенилаланинемии с целью приобретения безбелковых продуктов питания. Указанная дополнительная мера, предоставленная гражданам Нижегородской области, не противоречит требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890.

Руководствуясь положениями статей Федерального закона от 21 ноября 2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», Федеральным законом от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», Постановлением Правительства Нижегородской области от 23.03.2007 № 86 «Об утверждении Порядков предоставления материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств», установив, что несовершеннолетнему П.А.М. предоставляется специализированное лечебное питание, в рамках Постановления Правительства Нижегородской области от 23.03.2007 N 86 «Об утверждении Порядков предоставления материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств» отсутствовали основания для оказания семье Пахомовых материальной помощи, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что бездействие ответчиков в необеспечении несовершеннолетнего П.А.М. безбелковыми продуктами, не исполнении Постановления Правительства РФ № 890 от 30.07.1994 года не допущено.

Оснований не согласиться с такими выводами суда у судебной коллегии не имеется, они подтверждаются материалами административного дела, соответствуют фактическим обстоятельствам и законодательству, регулирующему рассматриваемые правоотношениям, подтверждены доказательствами и доводами апелляционной жалобы не опровергаются.

В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1), поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность (часть 3). Социальное обеспечение как элемент системы социальной защиты относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 02.04.2009 года N 529-О-О, отношения, связанные с предоставлением гражданам дополнительных мер социальной поддержки за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которыми могут быть определены основания, условия, порядок их предоставления, а также их размеры.

Постановлением Правительства Нижегородской области от 23.03.2007 № 86 утвержден Порядок предоставления материальной помощи лицам, имеющим детей, страдающих фенилкетонурией и другими 3 видами гиперфенилаланинемии с целью приобретения для них низкобелковых (безбелковых) продуктов питания.

Согласно п. 1.2, 1.3 указанного Порядка, право на материальную помощь предоставляется одному из родителей (усыновителей, опекунов (попечителей)) ребенка, страдающего фенилкетонурией и другими видами гиперфенилаланинемии, при условии, если родитель (усыновитель, опекун (попечитель)) этого ребенка и сам ребенок являются гражданами Российской Федерации и проживают совместно на территории Нижегородской области.

Право на материальную помощь возникает в случае, если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный в соответствии с настоящим Порядком, на дату обращения за назначением материальной помощи не превышает полторы величины прожиточного минимума на душу населения в Нижегородской области в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения по Нижегородской области на соответствующий финансовый год (далее - полуторная величина прожиточного минимума на душу населения).

При расчете среднедушевого дохода семьи учитываются все виды доходов, включенные в перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N 512.

Среднедушевой доход семьи при назначении материальной помощи рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 3 календарных месяца (в том числе в случае представления документов (сведений) о доходах семьи за период менее 3 календарных месяцев), предшествовавших месяцу перед месяцем обращения за назначением материальной помощи, путем деления одной третьей суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.

В данном случае законодатель субъекта Российской Федерации, реализуя свои полномочия в данной области за счет средств своего бюджета, осуществляя самостоятельное правовое регулирование соответствующих отношений, определил в названном нормативно-правовом акте круг лиц, которым предоставляется такое обеспечение, установил основания и условия назначения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Согласно Приложению № 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 в перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно включены: гепатоцеребральная дистрофия и фенилкетонурия; перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения: безбелковые продукты питания, белковые гидролизаты, ферменты, психостимуляторы, витамины, биостимуляторы.

Судом первой инстанции из ответа Министерства здравоохранения установлено, что П.А.М., *** года рождения, обеспечивается специализированным лечебным питанием, согласно рекомендациям лечащего врача, через ГБУЗ НО «Нижегородская областная детская клиническая больница». Перерывов и отказов в обеспечении ребенка не допускается.

Таким образом, в рамках Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» П.А.М. обеспечивается лечебным питанием, соответственно меры социальной поддержки ему оказываются.

Материальная помощь, предусмотренная Постановлением Правительства Нижегородской области от 23.03.2007 № 86, по своей правовой природе является дополнительным - помимо назначаемых на основании норм соответствующих федеральных законов мер поддержки - социальным обеспечением. Субъект Российской Федерации, устанавливая порядок и условия такого обеспечения, вправе определить круг лиц, на которых оно распространяется, и иные критерия получения такой поддержки.

Фактически доводы апелляционной жалобы сводятся к повторному изложению доводов, приведенных в обоснование исковых требований и не могут быть признаны состоятельными, так как выражают несогласие с принятым решением, основанном на субъективном отношении к критериям определения важности и значимости того или иного обстоятельства, к правилам оценки доказательств и основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права.

Судебная коллегия находит, что, разрешая спор, суд, правильно определив обстоятельства, имеющие значение для дела, и закон, подлежащий применению к рассматриваемым правоотношениям, верно распределив бремя доказывания между сторонами, принял законное и обоснованное решение; выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу.

Руководствуясь ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Нижегородского районного суда г.Нижний Новгород от 20 марта 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Пахомовой О.М. - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19.10.2024.

Председательствующий

Судьи

УИД 52RS0005-01-2024-000973-11 № 33-12200/2024

судья Кучерова Ю.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород 10 сентября 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего Журавлевой Н.М.,

судей Шикина А.В., Шутова А.В.,

при секретаре Чижовой Ю.П.,

с участием представителя истца Пахомовой О.М. Макаровой А.А., представителя ответчика Правительства Нижегородской области Горячкиной Т.А., прокурор отдела Нижегородской областной прокуратуры Поздышева М.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шутова А.В. гражданское дело по иску Пахомовой О.М., действующей в интересах несовершеннолетнего П.А.М., к Правительству Нижегородской области, министерству социальной политики Нижегородской области о признании незаконным бездействия в необеспечении безбелковыми продуктами питания, обязании совершить действие

по апелляционной жалобе Пахомовой О.М. на решение Нижегородского районного суда г.Нижний Новгород от 20 марта 2024 года,

УСТАНОВИЛА:

Пахомова О.М., действующая в интересах несовершеннолетнего П.А.М., обратилась в Нижегородский районный суд г.Нижний Новгород с иском к Правительству Нижегородской области о признании незаконным бездействия в необеспечении безбелковыми продуктами питания, обязании совершить действие.

В обоснование своих требований истец указала на то, что Пахомова О.М. является матерью ребенка-инвалида П.А.М., *** года рождения, у которого имеется заболевание «***» (Е 70.0). В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» лица, страдающие ФКУ (как дети, так и взрослые), подлежат обеспечению безбелковыми продуктами питания. Согласно заключению врача-генетика ГБУЗ НО «Нижегородская областная детская клиническая больница» от 28.04.2022 Дудкина И.Ю. несовершеннолетнему рекомендовано строгое соблюдение малобелковой диеты (белок с натуральными продуктами - 6,0 в сутки). В настоящее время детям, страдающие ФКУ и проживающие на территории Нижегородской области осуществляется выплата материальной помощи лицам, с целью приобретения для них низкобелковых (безбелковых) продуктов питания, утвержденный постановлением Правительства Нижегородской области от 19.04.2023 № 336. Возможность получения выплат поставлена в зависимость от материального положения семьи (пункт 1.3 Порядка). В связи с реализацией данного права Пахомова О.М. 14.11.2023 года обратилась в Правительство Нижегородской области с целью обеспечения специализированными низкобелковыми продуктами питания своего ребенка. Однако 05.12.2023 года поступил ответ об отказе в выплате указанной ежемесячной материальной помощи в размере *** руб., в связи с превышением величины прожиточного минимума. Меры поддержки, предусмотренные постановлением Правительства области от 23.03.2007 № 86 (в существующей редакции), указанную проблему не решают, так как ребенку-инвалиду П.А.М. отказано в предоставлении данных продуктов питания. По мнению истца, на территории Нижегородской области не исполняются требования постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890, безбелковые продукты питания П.А.М. не выдаются, ставя под угрозу его жизнь и здоровье.

На основании изложенного истец просил суд признать незаконным бездействие Правительства Нижегородской области, выраженным в необеспечении П.А.М. безбелковыми продуктами питания в соответствии с заболеванием; обязать Правительство Нижегородской области предоставить ребенку - инвалиду П.А.М., *** года рождения, страдающему «***» продуктовую корзину или компенсационные выплаты для самостоятельного приобретения безбелковых продуктов питания; решение суда обратить к немедленному исполнению.

В процессе рассмотрения дела судом первой инстанции к участию в деле были привлечены в качестве соответчика Министерство социальной политики Нижегородской области, заинтересованных лиц Министерство здравоохранения Нижегородской области, ГКУ Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Нижегородского района г.Нижнего Новгорода».

Решением Нижегородского районного суда г.Нижний Новгород от 20 марта 2024 года в удовлетворении административных исковых требований Пахомовой О.М., действующей в интересах несовершеннолетнего П.А.М., к Правительству Нижегородской области, министерству социальной политики Нижегородской области о признании незаконным бездействия в необеспечении безбелковыми продуктами питания, обязании совершить действие, отказано в полном объеме.

В апелляционной жалобе Пахомовой О.М. поставлен вопрос об отмене решения суда в связи с его незаконностью и необоснованностью. Заявителем жалобы указано, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права, судом применен закон, не подлежащий применению, а также неправильно истолкован закон. В решение суда П.А.М. относится к категории «дети-инвалиды», в то время, по Постановлению №890 обеспечению безбелковыми продуктами питания, безбелковыми гидролизатами и т.д. подлежат все лица, независимо от возраста, наличия инвалидности, имеющие установленное заболевание - «фенилкетонурия». Пункт 2 Приказа Минздрава РФ от 26.02.2013 N 94н указывает, что Приложение N 14 не применяется к правоотношениям, связанным с назначением и выписыванием лекарственных препаратов и медицинских изделий, которыми и являются безбелковые продукты питания и белковые гидролизаты в соответствии с Постановлением № 890. Судом неверно истолковано понятие «специализированное лечебное питание». Лечение больных фенилкетонурией при выявлении наследственного и (или) врожденного заболевания у больного осуществляется лечение в амбулаторных условиях. При амбулаторном лечении лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. Постановлением Правительства Нижегородской области № 336 от 19.04.2023г, которым были введены дополнительные меры поддержки «лицам, имеющим детей, страдающих фенилкетонурией и другими видами гиперфенилаланинемии с целью приобретения для них низкобелковых (безбелковых) продуктов питания», в то время как по Постановлению №890 субъектами права на бесплатное обеспечение безбелковыми продуктами питания и безбелковыми гидролизатами являются все лица, страдающие фенилкетонурией, без ограничения по возрасту и материальному положению, по факту самого заболевания. Таким образом, принятые Правительством Нижегородской области дополнительные меры не исключают исполнение основных обязательств по обеспечению безбелковыми продуктами питания в рамках Постановления № 890 и не заменяют их. Решением суда не принято во внимание, что лица, больные фенилкетонурией прямо указаны в Перечне в Приложении 1 к Постановлению Правительства РФ № 890.

Правительством Нижегородской области принесены возражения на апелляционную жалобу, в которых просит решение суда первой инстанции оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Определением судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 10 июля 2024 года постановлено перейти к рассмотрению настоящего дела по правилам гражданского судопроизводства, передать настоящее дело в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда на основании того, что из заявленных Пахомовой О.М. требований усматриваются основания для рассмотрения дела в рамках гражданского судопроизводства, поскольку истцом заявлено о нарушении социальных прав на получение мер социальной поддержки, гарантированных государством, не возникающих из административных и иных публичных правоотношений.

В суде апелляционной инстанции представитель истца по доверенности Макарова А.А., доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда первой инстанции отменить.

Представитель ответчика Правительства Нижегородской области Горячкина Т.А., не согласилась с доводами апелляционной жалобы, просила решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 20 марта 2024 г. оставить без изменения.

Прокурором отдела Нижегородской областной прокуратуры Поздышевым М.Ю. в своем заключении выражено согласие с решением суда первой инстанции.

Иные лица, участвующие в деле, либо их представители, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом и заблаговременно, о чём в материалах дела имеются уведомления о вручении судебных извещений, кроме того, информация о деле размещена на официальном интернет-сайте Нижегородского областного суда www.oblsudnn.ru.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, поскольку их неявка в силу статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к разбирательству дела.

Проверив материалы дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев дело в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в жалобе, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Судом установлено, что Пахомова О.М. приходится матерью П.А.М., *** года рождения.

12 марта 2023 года П.А.М. повторно установлена инвалидность, группа инвалидности: категория «ребенок-инвалид», инвалидность установлена на срок до 17.09.2035 года.

Согласно консультации генетика от 19.02.2024 года П.А.М. рекомендовано: строгое соблюдение малобелковой диеты (белок с натуральными продуктами – 6,0 г в сутки), с использованием низкобелковых продуктов питания; аминокислотная смесь «Нутриген 40» по 109 г. в сутки.

Согласно ответу Министерства здравоохранения Нижегородской области, П.А.М., 16.09.2017 года рождения, включен в регистр пациентов с заболеванием «фенилкетонурия» с октября 2017 года, обеспечивается специализированным лечебным питанием, согласно рекомендациям лечащего врача, через ГБУЗ НО «Нижегородская областная детская клиническая больница». Перерывов и отказов в обеспечении ребенка не допускается.

27.11.2023 года Пахомова О.М. обратилась в Правительство Нижегородской области с заявлением (обращением), в котором просила выделить П.А.М., находящемуся на амбулаторном лечении по заболеванию – фенилкенотурия, безбелковыми продуктами питания.

05.12.2023 года Министерством социальной политики Нижегородской области дан ответ, из которого следует, что обеспечение безбелковыми продуктами питания граждан (детей), страдающих фенилкетонурией, в том числе при прохождении ими амбулаторного лечения не входит в компетенцию Министерства. По вопросу оказания финансовой поддержки информируют, что постановлением Правительства Нижегородской области от 23 марта 2007 г. № 86 (в редакции постановления Правительства Нижегородской области от 19 апреля 2023 г. № 336) утвержден Порядок предоставления материальной помощи лицам, имеющим детей, страдающих фенилкетонурией и другими видами гиперфенилаланинемии, с целью приобретения для них низкобелковых (безбелковых) продуктов питания. Право на материальную помощь предоставляется одному из родителей (усыновителей, опекунов (попечителей)) ребенка, страдающего фенилкетонурией и другими видами гиперфенилаланинемии, при условии, если родитель (усыновитель, опекун (попечитель)) этого ребенка и сам ребенок являются гражданами Российской Федерации и проживают совместно на территории Нижегородской области.

24.08.2023 года ГКУ Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Нижегородского района г. Нижнего Новгорода» Пахомой О.М. отказано в предоставлении материальной помощи.

14.11.2023 года Пахомова О.М. обратилась в прокуратуру Нижегородской области с заявлением, в котором просила произвести проверку Постановления Правительства Нижегородской области от 19.04.2023 года № 336 на предмет соответствия федеральному законодательству, а также на предмет соблюдения и реализации прав детей с фенилкенотурией, признать указанное постановление незаконным, необоснованным и подлежащим отмене в части установления материальной помощи в зависимости от размера среднедушевого дохода семьи.

Из ответа прокуратуры на обращение Пахомовой О.М. следует, что В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» лица, страдающие фенилкетонурией (как дети, так и взрослые), подлежат обеспечению безбелковыми продуктами питания. Согласно статье 5 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится принятие законов и иных нормативных правовых актов, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, разработка и реализация государственных региональных программ оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде пособий и субсидий. Реализуя свои полномочия постановлением Правительства Нижегородской области от 19.04.2023 № 339 утверждена дополнительная мера государственной поддержки субъекта Российской Федерации в виде материальной помощи лицам, имеющим детей, страдающих фенилкетонурией и другими видами гиперфенилаланинемии с целью приобретения безбелковых продуктов питания. Указанная дополнительная мера, предоставленная гражданам Нижегородской области, не противоречит требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890.

Руководствуясь положениями статей Федерального закона от 21 ноября 2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», Федеральным законом от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», Постановлением Правительства Нижегородской области от 23.03.2007 № 86 «Об утверждении Порядков предоставления материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств», установив, что несовершеннолетнему П.А.М. предоставляется специализированное лечебное питание, в рамках Постановления Правительства Нижегородской области от 23.03.2007 N 86 «Об утверждении Порядков предоставления материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств» отсутствовали основания для оказания семье Пахомовых материальной помощи, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что бездействие ответчиков в необеспечении несовершеннолетнего П.А.М. безбелковыми продуктами, не исполнении Постановления Правительства РФ № 890 от 30.07.1994 года не допущено.

Оснований не согласиться с такими выводами суда у судебной коллегии не имеется, они подтверждаются материалами административного дела, соответствуют фактическим обстоятельствам и законодательству, регулирующему рассматриваемые правоотношениям, подтверждены доказательствами и доводами апелляционной жалобы не опровергаются.

В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1), поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность (часть 3). Социальное обеспечение как элемент системы социальной защиты относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 02.04.2009 года N 529-О-О, отношения, связанные с предоставлением гражданам дополнительных мер социальной поддержки за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которыми могут быть определены основания, условия, порядок их предоставления, а также их размеры.

Постановлением Правительства Нижегородской области от 23.03.2007 № 86 утвержден Порядок предоставления материальной помощи лицам, имеющим детей, страдающих фенилкетонурией и другими 3 видами гиперфенилаланинемии с целью приобретения для них низкобелковых (безбелковых) продуктов питания.

Согласно п. 1.2, 1.3 указанного Порядка, право на материальную помощь предоставляется одному из родителей (усыновителей, опекунов (попечителей)) ребенка, страдающего фенилкетонурией и другими видами гиперфенилаланинемии, при условии, если родитель (усыновитель, опекун (попечитель)) этого ребенка и сам ребенок являются гражданами Российской Федерации и проживают совместно на территории Нижегородской области.

Право на материальную помощь возникает в случае, если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный в соответствии с настоящим Порядком, на дату обращения за назначением материальной помощи не превышает полторы величины прожиточного минимума на душу населения в Нижегородской области в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения по Нижегородской области на соответствующий фина░░░░░░ ░░░ (░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░).

░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 20 ░░░░░░░ 2003 ░. N 512.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ 3 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ 3 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░.

░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 30 ░░░░ 1994 ░. N 890 «░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ № 1 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 30 ░░░░ 1994 ░░░░ № 890 ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░; ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░ ░.░.░., *** ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░». ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 30 ░░░░ 1994 ░. N 890 «░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░.░.░. ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 23.03.2007 № 86, ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░, ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░, ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░; ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 327-330 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 20 ░░░░░ 2024 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 19.10.2024.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33-12200/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Пахомова Оксана Михайловна
Информация скрыта
Ответчики
Министерство социальной политики Нижегородской области
Правительство Нижегородской области
Другие
Прокурор Нижегородского района г. Н.Новгорода
Государственное казенное учреждение Нижегородской области Управление социальной защиты населения Нижегородского района города Нижнего Новгорода
Министерство здравоохранения Нижегородской области
Суд
Нижегородский областной суд
Судья
Шутов Александр Валерьевич
Дело на сайте суда
oblsud.nnov.sudrf.ru
09.08.2024Передача дела судье
10.09.2024Судебное заседание
24.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.09.2024Передано в экспедицию
10.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее