№ 16-3666/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Челябинск 14 декабря 2020 года
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Чиркова Т.Н., рассмотрев жалобу защитника Шепилова С.В. на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора от 11 октября 2019 года, решение судьи Орджоникидзевского районного суда города Магнитогорска Челябинской области от 05 декабря 2019 года, решение судьи Челябинского областного суда от 31 января 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 11 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении публичного акционерного общества «Магнитогорский металлургический комбинат» (далее – ПАО «ММК»),
установил:
постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора от 11 октября 2019 года, оставленным без изменения решениями судей Орджоникидзевского районного суда города Магнитогорска Челябинской области от 05 декабря 2019 года, Челябинского областного суда от 31 января 2020 года, ПАО «ММК» по части 11 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) назначено административное наказание в виде штрафа в размере 200 000 рублей за неисполнение обязанности по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов – мазутохранилища, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Магнитогорск,ул. Кирова, д. 93.
В жалобе защитник ПАО «ММК» Шепилов С.В. выражает несогласие с указанными выше актами, считая их незаконными, просит об их отмене и о прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела, прихожу к выводу, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Частью 11 статьи 8.2 КоАП РФ предусмотрено, что неисполнение обязанности по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов производства и потребления и в пределах их воздействия на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 3 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
В соответствии с пунктом 5.1 ГОСТ 10585-2013 «Межгосударственный стандарт. Топливо нефтяное. Мазут. Технические условия», введенным в действие Приказом Росстандарта от 22 ноября 2013 года № 1868-ст, мазут является малоопасным продуктом и по степени воздействия на организм человека относится к 4-му классу опасности.
Как установлено при рассмотрении дела, ПАО «ММК» владеет земельным участком с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <данные изъяты> <данные изъяты> на территории которого расположено подземное сооружение – мазутохранилище, содержащее маслянистую жидкость темного цвета. Мазут в течении длительного времени хранится в специально оборудованном резервуаре, не используется в производственной деятельности юридического лица, пятилетний гарантийный срок его хранения истек.
В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года №242, остатки мазута, утратившие потребительские свойства, относятся к отходам III класса опасности (код 4 06 913 11 33 3).
ПАО «ММК» не были предприняты все зависящие от него меры по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов производства и потребления.
Указанные обстоятельства выявлены в ходе прокурорской проверки 13 августа 2019 года и послужили основанием для возбуждения прокурором дела об административном правонарушении по части 11 статьи 8.2 КоАП РФ.
Обстоятельства, зафиксированные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, подтверждаются совокупностью представленных в материалы дела доказательств, которым при рассмотрении дела должностным лицом, судьями районного и областного судов дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ в ходе производства по делу на основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Доводы автора жалобы о том, что мазут, хранящийся в резервуарах, не может быть признан отходом ввиду того, что ПАО «ММК» не осуществляет специализированную деятельность по размещению отходов, а мазутохранилище не имеет статуса объекта размещения отходов, проверялись нижестоящими судами, обоснованно отклонены как основанные на ошибочном толковании нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения.
Действия ПАО «ММК» правильно квалифицированы по части 11 статьи 8.2 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами.
Совокупность установленных по настоящему делу об административном правонарушении фактических и правовых оснований позволили судебным инстанциям по результатам рассмотрения жалоб на постановление должностного лица признать, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны с соблюдением требований процессуальных норм.
Доводы о том, что дело рассмотрено неполно, невсесторонне и необъективно, являются несостоятельными.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо и судьи нижестоящих инстанций сочли, что юридическое лицо имело возможность для соблюдения правил и норм природоохранного законодательства, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Иного из материалов дела не следует.
Несогласие автора жалобы с приведенными выводами и оценкой установленных обстоятельств основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Порядок и срок давности привлечения лица к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено ПАО «ММК» в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
При таких данных, руководствуясь статьями 30.13-30.18 КоАП РФ,
постановил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ 11 ░░░░░░░ 2019 ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 05 ░░░░░░░ 2019 ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 31 ░░░░░░ 2020 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 11 ░░░░░░ 8.2 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░» ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░