Решение по делу № 2а-420/2020 от 15.10.2019

дело № 2а-420/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 января 2020 года г. Солнечногорск

Солнечногорский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Байчорова Р.А.,

при секретаре Коротковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Зубкова Дениса Сергеевича к администрации городского округа Солнечногорск Московской области о признании уведомления об отзыве разрешения на размещения объекта,

У С Т А Н О В И Л:

Зубков Д.С. обратился в суд с административным иском к администрации городского округа Солнечногорск Московской области о признании незаконным уведомления от 19.07.2019 года № ОГР-9460/2019 об отзыве разрешения на размещение объекта.

В обоснование заявленных требований указано, что 06.08.2018 года ему было выдано разрешение № 228 на размещение объекта – элементов благоустройства территории на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>. На основании выданного разрешения административным истцом за свой счет было произведено благоустройство в указанном кадастровом квартале –организована благоустроенная зона отдыха для местных жителей (детская площадка, цветочная клумба и беседка, а также посажены многолетние деревья и кустарники), доступ на площадку имеют все жители д. Мышецкое. 19.07.2019 года административным ответчиком в адрес административного истца направлено уведомление № ОГР-9460/2019, которым административный ответчик отозвал выданное ранее разрешение на размещение объекта № 28, поскольку размещение объектов благоустройства приводит к невозможности использования земельного участка жителями д. Мышецкое в соответствии с разрешенным использованием – ограничен доступ жителей на территорию. Указанное уведомление вынесено без каких-либо законных оснований и нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку административным ответчиком не приведено оснований и доказательств того, что объекты благоустройства ограничивают доступ неопределенного круга лиц на территорию. Кроме того действующее законодательство не предусматривает полномочия органа местного самоуправления по отзыву ранее выданного разрешения на размещения объектов благоустройства.

В судебном заседании представитель административного истца Зубкова Д.С. – адвокат Дручинина Л.В., действующей на основании ордера и доверенности, административный иск поддержала.

Представитель административного ответчика - администрации городского округа Солнечногорск Московской области по доверенности Каравайкина Т.И. в удовлетворении заявленных требований просила отказать.

Изучив материалы дела, выслушав доводы участников процесса, исследовав представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено, что Зубков Д.С. является собственником земельного участка с кадастровым номером площадью 750 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли поселений, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства.

03.08.2018 года Зубков Д.С. обратился в администрацию Солнечногорского муниципального района Московской области с заявлением о получении муниципальной услуги – выдача разрешения на размещение на территории Московской области объекта (за исключением линии связи, линейно-кабельных сооружений связи и иных сооружений связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство), который может быть размещен на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. К заявлению были представлены две схемы границ земельного участка площадью 1933 кв.м, на котором планируются размещение элементов благоустройства, в том числе детской площадки. Из указанных схем усматривается, что земельный участок расположен вдоль земельных участков с кадастровыми номерами: .

06.08.2018 года администрацией Солнечногорского муниципального района Московской области выдано разрешение № 28 на размещение объекта, сроком на 60 месяцев, согласно которому Зубкову Д.С. было разрешено разместить на землях, государственная собственность на которые не разграничена, элементы благоустройства, местоположение: <адрес>, исходя из представленных заявителем схем границ.

20.06.2019 года в рамках обращения жителей д. Мышецкое в Администрацию Президента РФ от 19.06.2019 года, состоялся выезд комиссии администрации городского округа Солнечногорск Московской области по установлению факта законности установленных ограждений на земельном участке из земель неразграниченной государственной собственности, расположенном по улице Спортивная д. Мыщецкое Солнечногорского района вдоль земельного участка с кадастровым номером , о чем был составлен Акт от 20.06.2019 года. В ходе проверки было установлено, что на указанном земельном участке гражданами Зубковыми с двух сторон установлены ограждения (кованые ворота). На момент проведения комиссионного осмотра исторически сложившегося проезда на данном участке не выявлено. На территории установлены объекты малых архитектурных форм: беседка, клумбы, детская площадка, а также произрастают многолетние деревья и кустарники. Из пояснений Зубковых указанные объекты и ограждения возведены за их счет на основании разрешения на размещение объекта № 228 от 06.08.2018 года и схемы границ земельного участка, выданных и согласованных Управлением архитектуры и строительства администрации Солнечногорского муниципального района. По результатам выездного мероприятия было принято комиссионное решение о проведении проверки представленных документов гражданами Зубковыми на предмет соответствия документам, имеющимся в администрации городского округа Солнечногорск.

Из материалов дела следует, что Зубкову Д.С. Управлением архитектуры и строительства администрации Солнечногорского муниципального района была согласована 06.07.2018 года схема границ земельного участка площадью 1933 кв.м в рамках выданного разрешения № 228 от 06.08.2018 года, в рамках указанной схемы были согласованы варианты ограждений и место установки на земельном участке, планируемом под размещение элементов благоустройства, ворот и ограждения. Исходя из места установки ограждений следует, что спорный земельный участок полностью перекрывается.

19.07.2019 года в адрес Зубкова Д.С. администрацией городского округа Солнечногорск Московской области было направлено уведомление № ОГР-9460/2019, которым было отозвано Разрешение на размещение объекта от 06.08.2018 года № 228 (элементы благоустройства территории) по адресу: <адрес>, а также было отозвано согласование листа схемы границ (которая не является схемой границ к вышеуказанному разрешению) с указанием 3-х вариантов фрагментов ограждения и графическим нанесением ворот. В уведомлении административным ответчиком приведено основание для отзыва ранее выданного разрешения, а именно: размещение объектов приводит к невозможности использования земельного участка жителями д. Мышецкое в соответствии с разрешённым использованием – ограничен доступ жителей на территорию.

Указанное уведомление было направлено административному истцу простым почтовым отправлением 19.07.2019 года, что следует из книги учета почтовых отправлений из администрации городского округа Солнечногорск. Факт получения административным истцом оспариваемого уведомления не оспаривается.

Порядок обжалования решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих регламентирован нормами главы 22 КАС РФ.

Анализ положений статей 218, 227 КАС РФ приводит к выводу о том, что признание незаконными решений, действий (бездействия) публичного органа, должностного лица, государственного или муниципального служащего возможно только при их несоответствии нормам действующего законодательства, сопряженном с нарушением прав и законных интересов гражданина.

Согласно ч. 1 ст. 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута, в том числе в случаях, размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 года № 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Согласно п. 4 данного постановления к таким объектам относятся элементы благоустройства территории, в том числе малые архитектурные формы, за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как составные части благоустройства территории.

Согласно п. 18 данного постановления также к таим объектам относятся ограждающие устройства (ворота, калитки, шлагбаумы, в том числе автоматические и декоративные ограждения (заборы), размещаемые на дворовых территориях многоквартирных жилых домов.

В Московской области таким правовым актом является Постановление Правительства Московской области от 08.04.2015 года № 229/13 «Об утверждении порядка и условий размещения на территории Московской области объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной, муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута».

В соответствии с п. 2 настоящего Порядка размещение объектов на территории Московской области осуществляется на основании разрешения на размещение объектов, выдаваемого органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченным в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной, муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена (далее – уполномоченный орган).

Согласно п. 8 настоящего Порядка решение об отказе в выдаче разрешения принимается в случае, если размещение объектов приводит к невозможности использования земельных участков в соответствии с их разрешенным использованием, за исключением случаев размещения объектов, указанных в пунктах 2, 3, 5-7 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 года № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов».

Судом установлено, что в порядке осуществления муниципального земельного контроля, администрацией городского округа Солнечногорск Московской области была проведена внеплановая выездная проверка по установлению факта законности установленных ограждений на земельном участке из земель неразграниченной государственной собственности, расположенном по улице Спортивная д. Мышецкое вдоль земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060703:153, которой был установлен факт перекрытия спорного участка с двух сторон установленными Зубковым Д.С. ограждениями (кованными воротами), а также установлен факт наличия на участке объектов малых архитектурных форм: беседки, клумб, детской площадки.

Как следует из выкопировки генерального плана сельского поселения Луневское Солнечногорского муниципального района, утвержденного решением Совета депутатов Солнечногорского муниципального района Московской области 17.07.2018 года № 484/73, и выкопировки из Правил землепользования и застройки территории сельского поселения Луневское Солнечногорского муниципального района (карта градостроительного зонирования), утвержденного решением Совета депутатов Солнечногорского муниципального района от 29.12.2017 года № 444/66, испрашиваемый Зубковым Д.С. под благоустройство для размещения объектов малых архитектурных форм в рамках полученного разрешения № 228 от 06.07.2018 года, расположен в границах дороги местного значения.

Также указанные обстоятельства подтверждаются письмом Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области от 23.09.2019 года № 28ТГ-7791/19, из которого следует, что согласно карте планируемого развития транспортной инфраструктуры местного значения генерального плана сельского поселения Луневское Солнечногорского муниципального района Московской области, утвержденного решением Совета депутатов Солнечногорского муниципального района от 17.05.2018 года № 484/73, с западной стороны вдоль земельных участков с кадастровыми номерами (<адрес>) расположена улица в жилой застройке (местного значения).

Обстоятельства того, что участок, расположенный вдоль земельного участка с кадастровым номером по <адрес>, является проездом общего пользования, установлены вступившим в законную силу решением Солнечногорского городского суда Московской области от 02.06.2016 года по делу № 2-3266/2016, которое имеет преюдициальное значение в рассматриваемом споре.

В соответствии со ст.ст. 18, 23 Градостроительного Кодекса РФ (далее – ГрК РФ) генеральные планы включают в себя карты планируемого размещения объектов с указанием или описанием зон размещения названных объектов.

На картах генерального плана отображаются, в том числе автомобильные дороги местного значения (ч. 5 ст. 23 ГрК РФ).

Статьей 42 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.

Согласно пункту 12 статьи 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

В соответствии с п. 12 ст. 1 ГрК РФ к территориям общего пользования относятся участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, скверами, бульварами и другими объектами.

СП 42.13330.2011 «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89», утвержденного Приказом Минрегиона России от 28.12.2010 года № 820, указывает, что проезды предназначены для подъезда транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам городской застройки внутри районов, микрорайонов, кварталов. Также отдельно выделены улицы в жилой застройке – транспортная (без пропуска грузового и общественного транспорта) и пешеходная связи на территории жилых районов (микрорайонов), выходы на магистральные улицы и дороги магистрального движения.

В соответствии с нормами действующего гражданского законодательства граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находится на не закрытых для общего доступа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, пользоваться ими в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое уведомление от 19.07.2019 года № ОГР-9460/2019 было принято администрацией городского округа Солнечногорск Московской области в пределах ее полномочий вследствие того, что спорная территория, размещение на которой административному истцу было разрешено возведение малых архитектурных форм, представляет собой территорию общего пользования. Используемый административным истцом земельный участок без нормативно предусмотренных оснований огражден с двух сторон ограждением, ограничивающим доступ неопределенного круга лиц на территорию общего пользования, что обоснованно было расценено органом местного самоуправления как нарушения целей использования земельного участка, на котором отозванным разрешением № 228 от 06.08.2018 года, административному истцу было разрешено размещать объекты благоустройства.

Более того, ограждающие устройства (ворота, ограждения), установленные на спорном земельном участке, три варианта которых были согласованы в схеме границ администрацией Солнечногорского муниципального района, и оспариваемым уведомлением были отозваны, исходя из п. 18 постановления Правительства РФ от 03.12.2014 года № 1300 не являются элементами благоустройства территории, а их установка возможна лишь на дворовых территориях многоквартирных жилых домов, а не территории общего пользования.

Суд отмечает, что уведомлением от 29.07.2019 года № ОГР-9957/2019 администрация городского округа Солнечногорск указала Зубкову Д.С. в связи с нарушением условий использования земли и досрочным прекращением выданного разрешения № 228 от 06.08.2018 года и согласования схемы границ с указанием 3-х вариантов фрагментов ограждения, на необходимость освобождения земельного участка установленных на нем элементов благоустройства территории.

Доводы административного истца о том, что действующим законодательством не предусмотрены полномочия органа местного самоуправления по отзыву ранее выданного разрешения на размещение объектов благоустройства, отклоняются судом ввиду следующего.

Согласно ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.

Исходя из содержания данной нормы орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт в случае выявления его противоречия закону. В свою очередь, отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушать законных прав граждан и организаций. При этом реализация органами местного самоуправления представленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов.

В рассматриваемом случае, у органа местного самоуправления – администрации городского округа Солнечногорск ввиду выявления в рамках муниципального земельного контроля нарушения земельного законодательства по ограждению территории общего пользования и размещения на них объектов благоустройства, в результате чего проезд был перекрыт, что являлось основанием для отказа в выдаче разрешения на основании п. 8 Постановления Правительства Московской области от 08.0.2015 года № 229/13, органом местного самоуправления было принято решение об отзыве в порядке самоконтроля ранее выданного с нарушением законодательства разрешения № 228.

Кроме того, распоряжением Главы городского округа Солнечногорск от 15.07.2019 года № 5979-к ввиду того, что заместителем начальника Управления архитектуры и строительства ФИО8 06.08.2018 года было выдано разрешение на размещение объекта № 228 с нарушением процедуры предоставления данной муниципальной услуги, установленной административным регламентом, утверждённым постановлением Главы Солнечногорского муниципального района Московской области от 23.07.2018 года № 1497, к ней применено дисциплинарное взыскание за ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что вынесении оспариваемого уведомления от 19.07.2019 года № ОГР-9460/2019 об отзыве разрешения на размещение объекта № 228 от 06.08.2018 года администрация городского округа Солнечногорск нарушений действующего законодательства допущено не было, предусмотренные основания для выдачи Зубкову Д.С. разрешения на размещение объектов благоустройства и ограждение территории общего пользования отсутствовали ввиду того, что размещение таких объектов приводит к невозможности использования спорного участка по целевому назначению, а именно беспрепятственный проход и проезд неопределённого круга лиц в д. Мышецкое. Административным истцом не представлено доказательств нарушения его прав вынесением оспариваемого уведомления.

Таким образом, суд применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным ответчиком доказано, что обжалуемое решение, действие (бездействия) совершены в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) соблюден, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) имелись, содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) соответствуют нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного административного иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Зубкова Дениса Сергеевича к администрации городского округа Солнечногорск Московской области о признании уведомления от 19 июля 2019 года № ОГР-9460/2019 об отзыве разрешения на размещения объекта – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Московского областного суда через Солнечногорский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме 30 января 2020 года.

Судья Байчоров Р.А.

2а-420/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ЗУБКОВ ДЕНИС СЕРГЕЕВИЧ
Ответчики
Администрация городского округак Солнечногорск по МО
Суд
Солнечногорский городской суд Московской области
Судья
Байчоров Р.А.
Дело на сайте суда
solnechnogorsk.mo.sudrf.ru
15.10.2019Регистрация административного искового заявления
15.10.2019Передача материалов судье
17.10.2019Решение вопроса о принятии к производству
17.10.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.10.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
14.11.2019Предварительное судебное заседание
03.12.2019Судебное заседание
20.12.2019Судебное заседание
23.01.2020Судебное заседание
23.01.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.09.2020Дело оформлено
03.09.2020Дело передано в архив
23.01.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее