Судья Трушкова О.А. Дело № 77-4/2018
Р Е Ш Е Н И Е
г.Киров 16 января 2018 года
Судья Кировского областного суда Кощеев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу МУП «Коммунальщик» на решение судьи Санчурского районного суда Кировской области от 21 ноября 2017 года, постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Кировской области, заместителя начальника отдела экологического надзора Бусыгиной Л.С. № № от 04 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ, в отношении МУП «Коммунальщик»,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Кировской области, заместителя начальника отдела экологического надзора Бусыгиной Л.С. № № от 04.09.2017, оставленным без изменения решением судьи Санчурского районного суда г.Кирова от 21.11.2017, МУП «Коммунальщик» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.41 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
В жалобе, поданной в Кировский областной суд, МУП «Коммунальщик» с учетом уточнений от 12.01.2018 просит отменить решение судьи, постановление должностного лица в связи с отсутствием состава административного правонарушения, производство по делу прекратить. В обоснование доводов МУП «Коммунальщик» вновь указывает, что не является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в понимании норм Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», т.е. лицом обязанным вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. Кроме того, указывает, что в соответствии с информацией, размещенной в государственном реестре объектов размещения отходов (ГРОРО) сведения о наличии негативного воздействия на окружающую среду по объекту захоронения отсутствуют. Помимо изложенного, МУП «Коммунальщик» с учетом норм действующего законодательства, указывает на отсутствие в настоящий момент обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов за 2016 и 2017 годы.
Руководитель Управления Росприроднадзора по Кировской области Гизатуллин И.М. в отзыве доводы жалобы отклонил, просит решение суда оставить без изменения, жалобу – МУП «Коммунальщик» - без удовлетворения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено: размещение отходов - хранение и захоронение отходов; оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В силу пункта 5 статьи 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы, осуществляющие деятельность по их размещению.
Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Статьей 16.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ предусмотрено, что платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления (далее - платежная база).
Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля.
При определении платежной базы учитываются объем и (или) масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, превышающие такие нормативы, выбросы и сбросы (включая аварийные), а также учитываются лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение.
В соответствии со статьей 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.
Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.
Плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.
Не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Статьей 8.41 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Как следует из материалов дела, МУП «Коммунальщик» осуществляет деятельность по размещению отходов IV класса опасности (твердых коммунальных отходов) на полигоне ТБО в <адрес> на основании лицензии.
23.06.2017 государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кировской области в отношении МУП «Коммунальщик» возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование по статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в ходе которого выявлены нарушения требований законодательства об отходах производства и потребления.
В ходе проведения административного расследования в отношении МУП «Коммунальщик», установлено что в нарушение требований ст.16.3, п.3 ст.16.4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч.5, 9 ст.23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» МУП «Коммунальщик» не начислена и не внесена плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год за размещение на полигоне ТБО в <адрес> <данные изъяты> тонн твердых коммунальных отходов в срок не позднее 01.03.2017.
04.09.2017 старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Кировской области, заместителем начальника отдела экологического надзора Бусыгиной Л.С. вынесено постановление № № о назначении МУП «Коммунальщик» наказания.
Деяние МУП «Коммунальщик» правильно квалифицировано государственным инспектором по ст.8.41 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела и наличие события административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.
Материалы дела не содержат доказательств того, что МУП «Коммунальщик» приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства, что в силу ч.2 ст.2.1 КоАП РФ свидетельствовало бы об отсутствии в действиях юридического лица состава вменяемого правонарушения.
Постановление о назначении МУП «Коммунальщик» административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.41 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено МУП «Коммунальщик» в пределах санкции ст.8.41 КоАП РФ с соблюдением общих правил назначения наказания юридическому лицу, установленных ст.ст.4.1 - 4.3 КоАП РФ, в том числе его имущественного и финансового положения.
Вновь заявленные судье областного суда доводы о том, что МУП «Коммунальщик» не является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в понимании норм Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», т.е. лицом обязанным вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, не могут быть признаны обоснованными.
Вопреки доводам МУП «Коммунальщик» последнее обязано вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку является оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, поскольку оказывает населению услуги по сбору и вывозу и твердых бытовых отходов, с последующим размещением на специальном полигоне.
Отсутствие же у МУП «Коммунальщик» статуса регионального оператора по обращению с твердыми бытовыми отходами уполномоченным органом не оспаривается.
Доводы жалобы о том, что с учетом норм действующего законодательства, в настоящий момент обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов за 2016 и 2017 годы отсутствует, также не свидетельствуют о наличии оснований для удовлетворения жалобы.
В силу части 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Действительно, 31.12.2017 вступили в законную силу положения Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которым статья 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» дополнена частью 10, предусматривающей, что плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов за 2016 и 2017 годы не исчисляется и не взимается.
Вместе с тем, на момент правонарушения и привлечения МУП «Коммунальщик» к административной ответственности вышеназванные положения части 10 статьи 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» действующими не являлись, в связи с чем не могли быть учтены должностным лицом вынесшим постановление.
Нарушений процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в ходе производства по делу не допущено.
При изложенных обстоятельствах постановление должностного лица и решение судьи являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения, в том числе, и по доводам жалобы, не имеется.
Руководствуясь ст.ст.30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Санчурского районного суда Кировской области от 21 ноября 2017 года, постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Кировской области, заместителя начальника отдела экологического надзора Бусыгиной Л.С. № № от 04 сентября 2017 года оставить без изменения, жалобу МУП «Коммунальщик» - без удовлетворения.
Судья Кировского областного суда |
А.В. Кощеев |