РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 мая 2024 года г. Сызрань
Сызранский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Мосиной С.В.
с участием прокурора ФИО9
при секретаре судебного заседания ФИО8
с участием истца ФИО4, ФИО3, представителя ответчика Комитета ЖКХ Администрации г.о. Сызрань ФИО11,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № *** по иску Прокурора <адрес> Самарской области в интересах несовершеннолетней ФИО2 в лице законных представителей ФИО4, ФИО3 к Комитету Жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа Сызрань Самарской области о возмещении морального вреда,
у с т а н о в и л:
Прокурор г.Сызрани Самарской области обратился в суд в интересах несовершеннолетней ФИО2 в лице законных представителей ФИО4, ФИО3, с исковым заявлением к Комитету ЖКХ г.о. Сызрань о взыскании в счет компенсации морального вреда 50000 рублей.
В обоснование заявленных требований указал, что Прокуратурой г. Сызрани по факту обращения ФИО4 проведена проверка соблюдения законодательства об ответственном обращении с животными в деятельности КЖКХ Администрации г.о. Сызрань. В ходе проверки прокуратурой города установлено, что <дата> на <адрес> в районе <адрес> две бродячие собаки набросились на несовершеннолетнюю ФИО2, причинив ей телесные повреждения, в виде укушенных ран пальца правой кисти и правого бедра. С указанными телесными повреждениями несовершеннолетняя ФИО2 <дата> была доставлена в травмпункт ГБУЗ СО «Сызранская центральная городская и районная больница», где ей был поставлен диагноз: «Укушенная рана 5-го пальца правой кисти по внутренней поверхности и по наружной поверхности правого бедра», после чего несовершеннолетняя была госпитализирована в детское хирургическое отделение данной больницы, где находилась на лечении с <дата> по <дата>. Между КЖКХ Администрации г.о. Сызрань и ИП ФИО1 был заключен муниципальный контракт №мз-000442 от <дата> на оказание услуг по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории г.о. Сызрань, в соответствии с которым исполнитель обязуется оказать услуги по отлову, содержанию, возврату владельцам потерявшихся животных или отловленных животных без владельцев, передаче отловленных животных без владельцев заинтересованным гражданам и организациям, эвтаназии животных без владельцев и утилизации или уничтожению их трупов, а также возврату животных без владельцев содержащихся в приютах для животных на прежние места обитания. В связи с причинением собаками телесных повреждений несовершеннолетняя ФИО7 испытывала физическую боль, ребенок проходил продолжительное лечение в больнице, в настоящее время жалуется на боль в ноге в области укусов. До настоящего времени испытывает моральные страдания, боится выходить на улицу, ходить в школу, появилась повышенная тревожность, пришлось обращаться к школьному психологу, поскольку ее психоэмоциональное состояние было не стабильным. Поскольку КЖКХ Администрации г.о. Сызрань является ответственным лицом, осуществляющим контроль по отлову безнадзорных животных на территории г.о. Сызрань, просит взыскать компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей в пользу несовершеннолетней.
В судебном заседании прокурор ФИО9 исковые требования поддержала, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении.
В судебном заседании истец ФИО4, действующая как законный представитель несовершеннолетней ФИО2, <дата> года рождения, исковые требования поддержала, просила взыскать в возмещение морального вреда её несовершеннолетней дочери, причиненного укусом бродячей собаки - 50000 рублей, пояснила, что <дата> по дороге в магазин на ФИО7 напала стая собак, она кричала, звала на помощь. Проходивший мимо мужчина палкой отогнал собак от дочери. После чего проводил её домой и передал ей, дочь была искусана собаками, на руке и ноге у нее были раны. Она вызвала скорую помощь и обработала раны. По приезду, бригада скорой помощи осмотрели ФИО7, оказали первую помощь и отвезли в травмпункт. В травмпункте было рекомендовано госпитализироваться в хирургическое отделение в связи с необходимостью пройти курс лечения, вакцинацию от бешенства. В больнице ФИО7 находилась 10 дней, также в больницу приезжал участковый, отобрал показания. Поскольку в больнице был карантин ФИО7 находилась одна, родителей не пускали, ей обрабатывали места укусов, делали уколы, она очень переживала, плакала. Ранее таких происшествий не было, бегали бродячие собаки, но нападений на взрослых, детей не было. До настоящего времени дочь проходит лечение, делает прививки по схеме.
Законный представитель несовершеннолетней ФИО2 - ФИО3, в судебном заседании исковые требования поддержал, пояснил, что со слов дочери ее покусали серая и черная собаки. Он видел, что у них по улице бегали такие собаки без хозяев. По данному случаю они обращались в полицию, проводилась проверка, ранее нападений на людей не было.
Опрошенная в судебном заседании в присутствии педагога ФИО10, несовершеннолетняя ФИО2, <дата> года рождения, пояснила, что <дата> мама отправила её в магазин за хлебом, по дороге в магазин она увидела стаю собак, она стала их обходить, но одна из них неожиданно подбежала и укусила ее за ногу, она сильно испугалась, закричала, но несмотря на то, что ей было больно, она не размахивала руками, а стала постепенно отходить от них, в этот момент подбежала другая собака и укусила ее за руку. Она стала плакать и звать на помощь, проходивший мимо мужчина отогнал их палкой и отвел ее к маме. Нападавшие собаки были без ошейников и чипов. После этого она находилась на лечении в больнице 10 дней. Рука болеть перестала, а нога болит и в настоящее время, она ее также продолжает обрабатывать, наносить мази.
Представитель ответчика КЖКХ Администрации г.о. Сызрань, ФИО11, действующая на основании доверенности от <дата> в судебном заседании возражала по заявленным требованиям. Во исполнение указанных полномочий между Департаментом ветеринарии Самарской области и Администрацией городского округа Сызрань заключено соглашение о предоставлении бюджету городского округа Сызрань субвенций из областного бюджета на осуществление государственных полномочий Самарской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев в целях финансового обеспечения расходных обязательств городского округа Сызрань, возникающего при выполнении переданных государственных полномочий. В целях реализации переданных государственных полномочий Комитетом ЖКХ посредством проведения открытых электронных аукционов заключены и исполнены следующие муниципальные контракты на оказание услуг по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев: от <дата> № мз-000442, подрядчик ИП ФИО1, сумма 293516,56 рублей, отловлено 32 голов, средства - бюджет Самарской области; от <дата> № ***, подрядчик ИП ФИО1, срок исполнения работ - <дата>, сумма 4302919,66 рублей, отловлено 374 головы, средства - бюджет Самарской области. Таким образом, переданные государственные полномочия Комитетом ЖКХ исполняются надлежащим образом, все необходимые действия для решения проблемы защиты населения от животных без владельцев Комитетом ЖКХ выполняются в соответствии с действующим законодательством, действия Комитета ЖКХ не противоречат порядку отлова безнадзорных животных и являются исчерпывающими.
Представитель третьего лица Индивидуальный предприниматель ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомила.
Представитель третьего лица Администрации г.о. Сызрань в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела без участия их представителя по имеющимся в материалах дела документам.
Представитель третьего лица Финансового управления администрации г.о. Сызрань, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился.
Суд, заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, обозрев материалы проверки КУСП № *** от <дата>, надзорное производство по обращению ФИО4, приходит к следующему.
Согласно ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты нарушенных прав является компенсация морального вреда.
В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу требований ст. 208 ГК РФ на требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ, кроме случаев, предусмотренных законом, исковая давность не распространяется.
В соответствии со ст. 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно п. 2 ст. 1101 ГК РФ, размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства, а также степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В силу статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Согласно части 5 ст. 19 Федерального закона от <дата> № ***- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
В силу части 3 статьи 20 Федерального закона №131-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
В силу прямого указания статьи 18 Федерального закона от <дата> №498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя:
Отлов животных без владельцев;
содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с ч. 7 ст. 16 настоящего Федерального закона;
возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев;
возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессии, на прежние места их обитания после проведения мероприятий;
размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.
Законом Самарской области от <дата> № ***-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» Администрация г.о. Сызрань наделена отдельными государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.
Постановлением Правительства Самарской области от <дата> № *** утвержден Порядок организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Самарской области.
Пунктом 3.2 Порядка определено, что отлов животных без владельцев производится специализированной организацией.
В соответствии с пунктом 3 части 1 ст. 17 Федерального закона от <дата> №131-ФЗ, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов могут создавать муниципальные учреждения, осуществлять финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнение муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.
Установлено, что Администрацией г.о. Сызрань исполнение отдельных государственных полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории г.о. Сызрань, возложено на Комитет жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.о. Сызрань Самарской области, согласно Положению о Комитете ЖКХ, утвержденным постановлением Администрации г.о. Сызрань от <дата> № ***.
Комитет жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.о. Сызрань в сфере обращения с животными без владельцев действует в соответствии с указанным законом №498-ФЗ и Законом Самарской области № ***-ГД, а также постановлениями Правительства Самарской области № *** от <дата> «Об утверждении порядка организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Самарской области, № *** от <дата> «О некоторых вопросах реализации переданных государственных полномочий Самарской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Самарской области», № *** от <дата> «Об утверждении Порядка организации деятельности приютов для животных без владельцев и норм содержания животных в них на территории Самарской области.
Пунктом 1.4 Порядка установлено, что мероприятия по отлову животных без владельцев осуществляют юридические лица и индивидуальные предприниматели, определенные уполномоченным органом в соответствии с действующим законодательством. Юридические лица и индивидуальные предприниматели заключают муниципальный контракт (договор) с уполномоченным органом в соответствии с действующим законодательством по результатам проведенных конкурсных процедур для обеспечения муниципальных нужд и (или) посредством заключенных прямых контрактов (договоров).
Порядком установлены следующие особенности:
запрещено отлавливать стерилизованных животных без владельцев, имеющих не снимаемые или несмываемые метки, за исключением животных без владельцев, проявляющих немотивированную агрессивность в отношении других животных или человека, а также животных без владельцев, в отношении которых окончен срок иммунизации (подпункт 9 пункта 3.10 Порядка);
график проведения планового отлова животных без владельцев утверждается уполномоченным органом самостоятельно (п.3.4 Порядка).
Судом установлено, что между Департаментом ветеринарии Самарской области и Администрацией г.о. Сызрань заключено соглашение о предоставлении бюджету г.о. Сызрань субвенций из областного бюджета на осуществление государственных полномочий Самарской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев в целях финансового обеспечения расходных обязательств г.о. Сызрань, возникшего при выполнении переданных государственных полномочий.
В целях реализации переданных государственных полномочий Комитетом ЖХ посредством проведения открытых электронных аукционов заключены следующие муниципальные контракты на оказание услуг по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев:
-от <дата> № мз-000442, подрядчик ИП ФИО1, сумма 293516,56 рублей, срок выполнения работ по <дата>;
-от <дата> № ***, подрядчик ИП ФИО1, срок исполнения работ – <дата>, сумма 4302919,66 рублей.
Вместе с тем, за причиненный безнадзорной собакой вред здоровью, несет ответственность Комитет жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.о. Сызрань в силу поименованных норм права.
Судом установлено, что ФИО2 родилась <дата>, её родителями являются ФИО3, ФИО4, что подтверждается свидетельством о рождении (л.д.23).
Прокуратурой г. Сызрань по факту обращения ФИО4 проведена проверка соблюдения законодательства об ответственном обращении с животными в деятельности Комитета жилищно- коммунального хозяйства Администрации г.о. Сызрань.
В ходе проверки прокуратурой установлено, что <дата> ФИО2 обратилась в ГБУЗ СО «Сызранская центральная районная и городская больница» за медицинской помощью, где несовершеннолетней ФИО2 был установлен диагноз: укушенная рана 5-го пальца правой кисти по внутренней поверхности и по наружной поверхности правого бедра и проведены профилактические мероприятия против инфекционных заболеваний, проведена вакцинация с последующим систематическим посещением лечебного учреждения по расписанию листа учета прививок против бешенства (назначен и получен полный курс «КОКАВ»), а также была госпитализирована и находилась на стационарном лечении с <дата> по 29.01.2024
Указанные обстоятельства подтверждаются выпиской из медицинской карты пациента от <дата>, из которой следует, что <дата> около 13-20 часов ФИО2 на улице укусила собака, диагноз укушенная рана 5 пальца правой кисти, правого бедра.
Факт нападения безнадзорной собаки на несовершеннолетнюю ФИО2 и причинения ей телесных повреждений в виде «Укушенная рана 5 пальца правой кисти, правого бедра» подтверждается также материалом проверки КУСП № *** от <дата>, и свидетельствует о недостаточности принимаемых Комитетом жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.о. Сызрань мер в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и принятых обязательств по отлову безнадзорных животных.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что достоверно установлена причинно-следственная связь между ненадлежащим исполнением Комитетом жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.о. Сызрань обязанностей по отлову безнадзорных животных и нападением безнадзорной собаки на несовершеннолетнюю ФИО2, соответственно данное обстоятельство причинило несовершеннолетней физические и нравственные страдания.
Учитывая, что причинение вреда здоровью гражданина умаляет его личные нематериальные блага, влечет физические или нравственные страдания, ФИО2 безусловно, имеет право на компенсацию морального вреда.
При этом, доводы представителя ответчика о недоказанности факта, что напавшая на несовершеннолетнюю ФИО2, собака была безнадзорной, опровергаются объяснениями законного представителя несовершеннолетней, а также пояснениями самой несовершеннолетней, материалами проверки КУСП № *** от <дата>.
Поскольку потерпевший в связи с причинением вреда здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения истцу морального вреда предполагается. Установлению в данном случае подлежит лишь размер компенсации морального вреда.
При определении размера компенсации морального вреда, суд принимает во внимание несовершеннолетний возраст ФИО2, степень причиненных ей физических страданий, период проведения лечения, необходимость последующего неоднократного введения препарата «Кокав», на основании чего приходит к выводу о разумности и справедливости заявленной в иске денежной суммы компенсации морального вреда в размере 50000 рублей, которая подлежит взысканию с ответчика в пользу несовершеннолетней ФИО2
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Прокурора <адрес> Самарской области в интересах несовершеннолетней ФИО2 в лице законных представителей ФИО4, ФИО5, - удовлетворить.
Взыскать с Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа Сызрань (ФИО6 6325005605, ОГРН 1026303059133) в пользу несовершеннолетней ФИО2, <дата> года рождения, в лице законных представителей ФИО5 (паспорт серии 3620 № ***), ФИО4 (паспорт серии № *** № ***), компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: С.В. Мосина
Мотивированное решение изготовлено <дата>.
Судья: С.В. Мосина