ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 77-1955/2022
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 19 апреля 2022 года
Судебная коллегия по уголовным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Скачкова А.А.,
судей Ермаковой И.М. и Коротаева С.К.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Хохловой Д.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационной жалобе адвоката Говорова А.В. в интересах осужденного Медведева С.О. на приговор Батайского городского суда Ростовской области от 25 октября 2018 года и апелляционное определение Ростовского областного суда от 10 июня 2019 года, в соответствии с которыми
Медведев С.О., родившийся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, ранее не судимый,
осужден по:
- п. «а» ч. 4 ст. 2281 УК РФ к 10 годам лишения свободы со штрафом в размере 100 000 рублей в доход государства;
- ч. 3 ст. 30, ч. 5 ст. 2281 УК РФ к 14 годам 8 месяцам лишения свободы со штрафом в размере 150 000 рублей в доход государства.
На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ путем частичного сложения окончательно назначено 15 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима со штрафом в размере 150 000 рублей.
Этим же приговором осуждены Науменко Е.А., Белобородов Ю.А., Букреев П.И. и Ковтунов В.С.
Апелляционным определением Ростовского областного суда от 10 июня 2019 года приговор от 25 октября 2018 года в отношении Медведева С.О. изменен. В описательно-мотивировочной части приговора описание квалификации действий Медведева С.О. определено изложить следующим образом: действия Медведева С.О. квалифицировать по ч. 3 ст. 30, ч. 5 ст. 2281 УК РФ - покушение на незаконный сбыт наркотических средств, совершенный организованной группой, в особо крупном размере. В резолютивной части приговора указано о зачете времени содержания Медведева С.О. под стражей с ДД.ММ.ГГГГ, вместо ДД.ММ.ГГГГ. В остальной части приговор в отношении Медведева оставлен без изменения.
Постановлением Верховного Суда Российской Федерации от 16 марта 2022 года кассационная жалоба адвоката Говорова А.В. передана с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Заслушав доклад судьи Скачкова А.А., выступления адвоката Говорова А.В. и осужденного Медведева С.О., поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения прокурора Величко А.С., полагавшей, что судебные решения подлежат изменению, судебная коллегия
установила:
по приговору суда Медведев С.О. осужден за незаконный сбыт ДД.ММ.ГГГГ наркотических средств, совершенный организованной группой, в значительном размере; за покушение на незаконный сбыт наркотических средств, совершенное с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ организованной группой, в особо крупном размере.
Преступления совершены при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.
В кассационной жалобе адвокат Говоров А.В. не согласен с судебными решениями в отношении Медведева С.О. в части назначенного ему наказания, считая его чрезмерно суровым. Обращает внимание, что Медведев С.О. в ходе предварительного и судебного следствия свою вину признал в полном объеме, в содеянном раскаялся, активно сотрудничал со следствием и способствовал раскрытию преступлений. Отмечает, что Медведев С.О. имеет постоянное место жительства, где характеризуется положительно, не судим, на учете, у врачей нарколога и психиатра-не состоит, имеет ряд хронических заболеваний. Считает, что суд необоснованно не учел способствование Медведева С.О. раскрытию и расследованию преступления в качестве обстоятельства, смягчающего наказание, предусмотренного п. «и» ч. 1 ст. 61 УК РФ, и не назначил ему наказание с применением положений ч. 1 ст. 62 УК РФ. Указывает, что суд в приговоре не дал оценки тому обстоятельству, что мама Медведева С.О. является вдовой ветерана боевых действий, одна воспитывает двух несовершеннолетних детей. Отмечает, что при нахождении Медведева С.О. в следственном изоляторе и последующем этапировании в исправительное учреждение его состояние здоровья существенно ухудшилось. Просит об изменении приговора от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционного определения от 10 июня 2019 года и смягчении назначенного наказания с применением ст. 64 УК РФ.
Проверив материалы дела, выслушав выступления сторон, оценив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Вывод суда о виновности Медведева С.О., в преступлении, предусмотренном п. «а» ч. 4 ст. 2281 УК РФ за которое он осужден, основан на доказательствах всесторонне исследованных, получивших надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 87, 88 УПК РФ, которые подробно приведены в приговоре и в кассационной жалобе не оспариваются, равно как не оспаривается и осуждение Медведева С.О. по ч. 3 ст. 30, ч. 5 ст. 2281 УК РФ.
Действия осужденного Медведева С.О. квалифицированы судом по п. «а» ч. 4 ст. 2281 УК РФ правильно.
Вместе с тем из приведенного в приговоре описания преступных деяний, признанных судом доказанными, усматривается, что в начале января 2015 года Науменко Е.А. создал организованную группу для совершения преступлений, направленных на незаконный сбыт наркотических средств на территории <адрес> и <адрес> по средствам интернет-магазина. При этом Науменко Е.А. вовлек в преступную деятельность Белобородова Ю.А., а осенью 2015 года Букреева П.И., Ковтунова В.С. и Медведева С.О., которым определил по согласованию с ними обязанности по незаконному сбыту наркотических средств.
Согласно разработанному плану и распределенным ролям, Науменко Е.А. через закладки незаконно приобретал у неустановленного лица на территории Ростовской и Московской областей наркотические средства, перевозил их с места приобретения в <адрес>, где помещал в тайники для последующей передачи Белобородову Ю.А. Согласно распределенной роли Белобородов Ю.А., действуя под непосредственным руководством Науменко Е.А., получал от него на территории <адрес> через тайники наркотические средства, которые перевозил к месту своего жительства, перераспределял их на более мелкие партии и фасовал в удобные для дальнейшей реализации упаковки, а затем из <адрес> перевозил наркотики на территорию городов <адрес> и <адрес>, где помещал их в тайники, после чего сообщал точное месторасположение закладчикам. Роль закладчиков выполняли Ковтунов В.С., Букреев П.И. и Медведев С.О., которые получали наркотические средства из тайников, сделанных Белобородовым Ю.А., и помещали их в другие тайники, определяя их местоположение по своему усмотрению и сообщая о них Белобородову Ю.А., а тот в свою очередь сообщал покупателем о месте тайника, в котором находилось оплаченное ими наркотическое средство.
При этом, выполняя роль закладчиков в организованной группе, Медведев С.О. осуществлял свою преступную деятельность в <адрес>, Ковтунов В.С. - в <адрес>, Букреев П.И. - в <адрес> края.
Судом установлено, что в марте 2016 года Науменко Е.А. при неустановленных следствием обстоятельствах, действуя совместно с участниками созданной им организованной группы – Белобородовым Ю.А., Ковтуновым В.С., Букреевым П.И. и Медведевым С.О. незаконно приобрел у неустановленного следствием лица на территории <адрес> наркотические средства:
<данные изъяты>;
-<данные изъяты>
-<данные изъяты>
-<данные изъяты>;
-<данные изъяты>.
После этого, в неустановленный период времени до ДД.ММ.ГГГГ Науменко Е.А. при неустановленных следствием обстоятельствах передал Белобородову Ю.А. для дальнейшей расфасовки и перевозки в <адрес> края с целью помещения в тайник для Букреева П.И., а также с целью помещения в тайники на территории <адрес> для Ковтунова В.С. и Медведева С.О. часть приобретенных наркотических средств, а именно:
<данные изъяты>;
-<данные изъяты>;
-<данные изъяты>;
-<данные изъяты>.
Далее Белобородов Ю.А., исполняя возложенные на него обязанности, при неустановленных обстоятельствах до ДД.ММ.ГГГГ часть полученных от Науменко Е.А. наркотических средств поместил в тайники, а именно:
- в тайник, расположенный на территории <адрес>, для Медведева С.О. поместил наркотическое средство - производное <данные изъяты>;
- в тайник, расположенный на территории <адрес>, для Ковтунова В.С. - наркотические средства - производное <данные изъяты>
- в тайник, расположенный на территории <адрес>, для Букреева П.И. - наркотические средства - производное <данные изъяты>.
После чего Медведев С.О., Ковтунов В.С. и Букреев П.И., исполняя возложенные на них обязанности закладчиков, полученные от Белобородова Ю.А. из закладок вышеуказанные наркотические средства хранили при себе и в личных автомобилях с целью последующего сбыта неопределенному кругу лиц на территории <адрес> и <адрес>, а также <адрес> края.
Науменко Е.А. оставшуюся часть приобретенных наркотических средств, а именно: <данные изъяты> - поместил в тайник, о чем сообщил Белобородову Ю.А., а производное <данные изъяты> грамма и производное метилового эфира <данные изъяты> - хранил при себе с целью последующей передачи участникам организованной группы для незаконного сбыта неопределенному кругу лиц.
Однако Науменко Е.А., Белобородов Ю.А., Букреев П.И., Ковтунов В.С. и Медведев С.О. не смогли довести свой умысел, направленный на незаконный сбыт вышеуказанных наркотических средств, до конца, по независящим от них обстоятельствам, поскольку они были задержаны сотрудниками правоохранительных органов, а наркотические средства были обнаружены и изъяты.
Суд первой инстанции, признав Медведева С.О. виновным в содеянном, квалифицировал его действия по ч. 3 ст. 30, ч. 5 ст. 2281 УК РФ, то есть, как покушение на незаконный сбыт наркотических средств, совершенный организованной группой, в особо крупном размере.
Между тем суд первой инстанции, признав доказанным в действиях Медведева С.О. квалифицирующего признака вышеназванного состава преступления - в особо крупном размере, не учел, что согласно ч. 5 ст. 35 УК РФ лицо, создавшее организованную группу либо руководившее ею, подлежит уголовной ответственности, в том числе за все совершенные организованной группой преступления, если они охватывались его умыслом. Другие участники организованной группы несут уголовную ответственность за преступления, в подготовке или совершении которых они участвовали.
Из положенных судом в основу обвинительного приговора оглашенных показаний осужденного Медведева С.О., данных им на следствии, усматривается, что у него есть знакомый Белобородов Ю.А., который рассказал ему, что он работает оператором в интернет-магазине и предложил работать закладчиком наркотических средств за денежное вознаграждение, на что он согласился. После этого, примерно раз в неделю он встречался с Белобородовым Ю.А. и тот передавал ему сверки с наркотиками, которые он затем прятал в тайники, а описание закладок отправлял Белобородову Ю.А. Также ему известно, что кроме него, закладки осуществляли неизвестные ему лица на территории <адрес>, <адрес> <адрес>. Сам Белобородов Ю.А. забирал наркотические средства в тайниках, получая указания от хозяина магазина. Кто именно оставлял наркотики ему неизвестно. ДД.ММ.ГГГГ он пришел к Белобородову Ю.А. домой, где тот передел ему свертки с наркотиком, ДД.ММ.ГГГГ он хотел оборудовать тайники, однако был задержан сотрудниками правоохранительных органов, которые изъяли находившейся при нем и в автомобиле наркотик.
Согласно выводам, изложенным в заключениях экспертов № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ вещества, изъятые в ходе личного досмотра Медведева С.О. и в ходе досмотра его автомобиля, являются наркотическим средством - производным <данные изъяты>.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2012 года № 1002 «Об утверждении значительного, крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ, а также значительного, крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей статей 228, 228.1, 229 и 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации» масса <данные изъяты>, является крупным размером.
Показания осужденного Медведева С.О. о его роли в составе организованной группы и степени участия в реализации умысла на незаконный сбыт наркотических средств согласуются с показаниями осужденного Науменко Е.А., данными им на следствии, согласно которым примерно в конце декабря 2014 года он создал интернет-магазин по продаже наркотических средств, на должность оператора нанял Белобородова Ю.А., также нанял закладчиков; в его обязанности входило приобретение крупных партий наркотических средств для закладок, которые он в дальнейшем передавал Белобородову Ю.А. для последующего сбыта неопределенному кругу лиц; а также с данными на следствии показаниями Белобородова Ю.А., из которых следует, что в период с февраля 2015 года он у парня, известного ему под именем «Глеб», работал оператором в интернет-магазине, выполнял обязанности финансиста и руководил закладчиками.
Таким образом, из установленных судом первой инстанции и приведенных выше фактических обстоятельств совершения Медведевым С.О. преступления, квалифицированного судом по ч. 3 ст. 30, ч. 5 ст. 2281 УК РФ, в совокупности с исследованными доказательствами следует, что Медведев, выполняя в организованной группе роль закладчика, не принимал участие в незаконном приобретении организатором группы в марте 2016 года у неустановленного следствием лица партии наркотических средств, включающую в свой состав, в том числе наркотик в особо крупном размере, а также в перевозке и дальнейшем перераспределении приобретенной партии между закладчиками, находившихся в разных городах.
Также судом в приговоре не приведено и из материалов дела не усматривается наличие доказательств того, что Медведев С.О. был осведомлен о размерах и видах приобретенных Науменко Е.А. наркотических средств, равно как и о намерениях участников организованной группы сбыть всю приобретенную партию наркотиков.
Напротив, судом установлено, что Медведев С.О., выполняя свою роль в организованной группе, фактически получил от Белобородова Ю.А. и намеревался сбыть неопределенному кругу лиц путем оборудования тайников наркотическое средство - производное <данные изъяты>, то есть в крупном размере, однако его умысел не был доведен до конца по независящим от него обстоятельствам.
С учетом вышеизложенного Медведев С.О. как участник организованной группы может нести ответственность только за те преступления, в которых он принимал участие.
При таких обстоятельствах действия Медведева С.О. квалифицированные по ч. 3 ст. 30, ч. 5 ст. 2281 УК РФ подлежат переквалификации на ч. 3 ст. 30, п. «а, г» ч. 4 ст. 2281 УК РФ.
В остальном обвинительный приговор в отношении Медведева С.О., соответствует требованиям ст. 297, 303, 304, 307 - 309 УПК РФ.
Все предусмотренные ст. 73 УПК РФ обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу, судом установлены.
В целом наказание осужденному Медведеву С.О. назначено в соответствии со ст. 6, 60, 61, ч. 3 ст. 66 УК РФ, с учётом характера и степени общественной опасности преступлений, обстоятельств, смягчающих, личности осужденного и других обстоятельств.
Имеющие значение для дела обстоятельства незаконного сбыта Медведевым С.О. ДД.ММ.ГГГГ наркотического средства Бородину Л.И. организованной группой в значительном размере стали известны сотрудникам полиции из результатов оперативно-розыскного мероприятия «Проверочная закупка» и доказательств, полученных на их основании.
Имеющие значение для дела обстоятельства, связанные с покушением на незаконный сбыт Медведевым С.О. ДД.ММ.ГГГГ наркотического средства организованной группой в крупном размере стали известны сотрудникам полиции по результатам задержания Медведева С.О. и последовавшего за ним личного досмотра, обнаружения и изъятия наркотических средств.
Подтвержденная Медведевым С.О. причастность к преступлениям была учтена судом признанием в качестве смягчающих наказание обстоятельств – признание вины и раскаяние в содеянном.
Наказание, назначенное Медведеву С.О., по п. «а» ч. 4 ст. 2281 УК РФ соответствует нормам уголовного закона, в том числе предусмотренным ст. 43 УК РФ целям наказания и является справедливым, оснований для его смягчения судебная коллегия не усматривает.
Принятое судом решение о назначении Медведеву С.О. наказания в виде реального лишения свободы является правильным.
Исправительное учреждение в виде колонии строгого режима осужденному назначено в соответствии со ст. 58 УК РФ.
При назначении осужденному Медведеву С.О. наказания по ч. 3 ст. 30, п. «а, г» ч. 4 ст. 2281 УК РФ судебная коллегия руководствуется требованиями ст. 6, 60, 61, ч. 3 ст. 66 УК РФ, сведениями о личности осужденного, имеющимся у него обстоятельствах смягчающих наказание и другими обстоятельствами установленными судом первой инстанции.
В силу ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
Допущенное судом первой инстанции и не устраненное судом апелляционной инстанции нарушение уголовного закона являются существенным, повлиявшими на исход дела, что является основанием для изменения приговора и апелляционного определения.
Руководствуясь ст. 401.14 и 401.15 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
приговор Батайского городского суда Ростовской области от 25 октября 2018 года и апелляционное определение Ростовского областного суда от 10 июня 2019 года в отношении Медведева С.О. изменить.
Переквалифицировать действия Медведева С.О. с ч. 3 ст. 30, ч. 5 ст. 2281 УК РФ на ч. 3 ст. 30, п. «а, г» ч. 4 ст. 2281 УК РФ.
Назначить Медведеву С.О. за совершение преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, п. «а, г» ч. 4 ст. 2281 УК РФ наказание в виде 10 лет лишения свободы.
Наказание, назначенное Медведеву С.О. в соответствии с ч. 3 ст. 69 УК РФ смягчить до 10 лет 3 месяцев лишения свободы со штрафом в размере 100 000 рублей.
В остальном приговор Батайского городского суда Ростовской области от 25 октября 2018 года и апелляционное определение Ростовского областного суда от 10 июня 2019 года в отношении Медведева С.О. оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, установленном главой 47.1 УПК РФ.
Председательствующий
Судьи