Решение по делу № 2-4337/2020 от 11.08.2020

Дело № 2-4337/2020

54MS0053-01-2020-002021-06

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 декабря 2020 года г. Новосибирск

Октябрьский районный суд г. Новосибирска в составе:

Председательствующего судьи Васильевой Н.В.,

при секретаре Дроздовой Н.В.,

при помощнике Павленко К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Некрасова Алексея Витальевича и Некрасовой Алены Викторовны к Фонду модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области о признании незаконными начисления взносов на капитальный ремонт

У С Т А Н О В И Л:

Истцы обратились в суд с указанным иском, в обоснование исковых требований указали, что являются собственниками <адрес> многоквартирном доме по адресу <адрес>.

Квартира в многоквартирном <адрес> расположенного по <адрес> принадлежит истцам, на праве собственности с даты ввода в эксплуатацию блок-секции (разрешение на ввод в эксплуатацию от /дата/).

С /дата/, ответчик производит начисление истцам платы за капитальный ремонт общедомового имущества, что нарушает их права и законных интересы.

Частью 5.1 ст. 170 ЖК РФ установлено, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в данном многоквартирном доме не позднее чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.

Постановлением Правительства Новосибирской области от /дата/ N 524-п «Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области, на 2014 - 2043 годы», утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области, на 2014 - 2043 годы.

В соответствии с Постановлением Правительства Новосибирской области №262-п от 06.09.2016 года, у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы, расположенных на территории Новосибирской области, и включенных в нее при актуализации, возникает обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт по истечении пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу. Указанное Постановление распространяет свое действие на многоквартирные дома, которые введены в эксплуатацию после 27.11.2013 года (даты утверждения региональной программы) и были включены в региональную программу в порядке актуализации после 27.11.2013 года. Действие настоящего Постановления распространяется на правоотношения, возникшие после 30.06.2015 года, при этом средства, уплаченные собственниками помещений многоквартирных домов, попадающих под действие настоящего постановления, подлежат зачету в счет исполнения будущих обязательств по оплате взносов на капитальный ремонт.

Принимая во внимание изложенное, п. 5.1 ст. 170 Жилищного кодекса РФ и Постановление Правительства Новосибирской области №262-п от 06.09.2016 года дают право на отсрочку внесения взносов за капитальный ремонт на срок до истечения 5 лет с момента ввода в эксплуатацию данного объекта, при этом данные нормы распространяются на права и обязанности, возникшие с 30.06.2015 года.

Многоэтажный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, был включен в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>, на 2014-2043 годы в ноябре 2013 году. Однако, в ноябре 2013 г., когда жилой дом по <адрес> был включен в региональную программу, шестая блок-секция указанного дома не была построена и сдана в эксплуатацию.

У собственников квартир, расположенных в блок-секции <адрес>, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, возникает по истечении пяти лет после возникновения права собственности на жилое помещение. Право собственности, как и обязанность уплачивать взносы на капитальный ремонт, не могло возникнуть у собственников ранее ввода в эксплуатацию многоквартирного дома, который вводится в эксплуатацию посекционно.

Полагают, что реализация закрепленных на законодательном уровне прав граждан не должна ставиться в зависимость от несовершенства программы Фонда модернизации ЖКХ, не способной учитывать дату фактического введения в эксплуатацию домов, состоящих из нескольких секций. Отсутствие данной технической возможности у Фонта модернизации ЖКХ не должно являться основанием для ущемления законных прав и интересов собственников жилых помещений. Следовательно, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, может возникнуть только по истечении 5 лет после возникновения права собственности на квартиру.

На основании изложенного, истцы просят признать незаконным начисление Некрасову Алексею Витальевичу и Некрасовой Алене Викторовне взносов за капитальный ремонт с момента ввода в эксплуатацию блок – секции многоквартирного <адрес>, расположенного по <адрес>/дата/), обязать Фонд модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований <адрес> произвести перерасчет задолженности по взносам за капитальный ремонт общего имущества и аннулировать задолженность в размере 16458,25 руб. образовавшуюся в период с /дата/ по /дата/ по лицевому счету , взыскать государственную пошлину в размере 300,00 руб.

В судебное заседание истцы не явились, извещены надлежащим образом.

Представитель истцов в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении и дополнениях к нему. Дополнительно пояснив, что срок давности не пропущен, поскольку начало срока исчисляется с момента когда истцы узнали о том, что Фонд начисляет им взносы на капитальный ремонт, а Фонд начал начисление с августа 2019 г., просили признать причины пропуска срока уважительными. Дополнительно пояснили, что истцы вносы на капитальный ремонт не оплачивали.

Представитель ответчика Фонда модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области Новикова Л.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменном отзыве, дополнительных пояснениях, заявила о пропуске срока исковой давности.

Представитель третьего лица Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

В связи с принятием Федерального закона от 25 декабря 2012 года N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (вступил в силу с 26 декабря 2012 года) был изменен порядок организации проведения капитального ремонта. С учетом изменений, обязанность собственников помещений многоквартирных домов по внесению платы на капитальный ремонт общего имущества заменена на обязанность по внесению соответствующих взносов, которые обособлены от платы за содержание и ремонт жилого помещения. Положениями раздела IX ЖК РФ установлен особый порядок и условия внесения взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.

Частью 1 ст.36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.

Согласно части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

В соответствии с частью 3 статьи 158 ЖК РФ обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.

Статьей 39 ЖК РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

Судом установлено, что все истцы являются собственниками квартиры в 6 блок-секции многоквартирного дома по адресу <адрес>.

Многоквартирный дом по адресу <адрес> введен в эксплуатацию в 2012 году.

Постановлением Правительства Новосибирской области от 27.11.2013 г. № 524-п утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области, на 2014-20143 годы.

В региональную программу в ноябре 2013 с указанием 2012 года, как года в эксплуатацию, включен многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>.

/дата/ была введена в эксплуатацию 6 блок-секция – III очередь строительства жилого дома с помещениями общественного назначения, спортивно-оздоровительным центром, подземными автостоянками и трансформаторными подстанциями, что подтверждается разрешением на ввод объекта в эксплуатацию № Ru 54303000 – 17 от /дата/ Указанному многоквартирному жилому дому присвоен единый почтовый адрес независимо от очередности сдачи в эксплуатацию отдельных блок-секций, за основу взята дата ввода в эксплуатацию блок-секции .

Судом установлено, что истцам как собственникам квартиры в многоквартирном жилом доме по адресу <адрес> были начислены вносы на капитальный ремонт с /дата/.

Согласно положениям статей 153 и 154 ЖК РФ взнос на капитальный ремонт входит в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором (пункт 1 статьи 168 ЖК РФ).

В соответствии с частью 5 статьи 168 ГК РФ региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год.

Согласно части 1 статьи 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором (пункт 1 статьи 168 ЖК РФ).

В соответствии с частью 5 статьи 168 ГК РФ региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год.

Согласно части 1 статьи 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Частью 3 статьи 169 ЖК РФ предусмотрено, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса.

Частью 5.1 статьи 170 ЖК РФ установлено, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в данном многоквартирном доме не позднее чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.

Согласно ст. 3.1 Закона Новосибирской области от 05.07.2013 N 360-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области" (далее по тексту - Закон N 360-ОЗ) обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, когда обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного Правительством Новосибирской области в соответствии с частью 5.1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации и настоящим Законом.

Согласно статье 9 указанного Закона региональная программа капитального ремонта подлежит ежегодной актуализации в части включения в нее сведений о многоквартирных домах, в которых в истекшем году был проведен капитальный ремонт общего имущества (выполнены услуги и (или) работы по капитальному ремонту); вновь введенных в эксплуатацию многоквартирных домах; многоквартирных домах, в отношении которых установлено наличие угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Соответствующая региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области на 2014-2043 годы была утверждена Постановлением Правительства Новосибирской области от 27.11.2013 N 524-п.

Постановлением Правительства Новосибирской области от 06.09.2016 N 262-п "Об установлении срока, по истечении которого у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области, и включенном в нее при актуализации, возникает обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме", с учетом изменений внесенных Постановлением Правительства Новосибирской области N 461-п от 27.12.2016, установлено, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме возникает у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы, и включенном в региональную программу при ее актуализации, по истечении пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу (пункт 1).

Действие указанного постановления распространяется на правоотношения, возникшие после /дата/, при этом средства, уплаченные собственниками помещений многоквартирных домов, попадающих под действие настоящего постановления, подлежат зачету в счет исполнения будущих обязательств по оплате взносов на капитальный ремонт (пункт 2).

Вместе с тем, правоотношения в рассматриваемом споре возникли до /дата/, поскольку Блок-секция N 6 многоквартирного жилого дома по адресу <адрес> введена в эксплуатацию /дата/, в связи с чем, к правоотношениям по внесению платы на капитальный ремонт не подлежат применению положений ч. 5.1 ст. 170 ЖК РФ, вступившие в законную силу /дата/.

Довод истцов об обратном, основан на неправильном применении положений ЖК РФ.

Положения ч. 5.1 ст. 170 ЖК РФ введены в ЖК РФ Федеральным законом от /дата/ N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно ст. 12 которого Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

Положения ч. 5.1 ст. 170 ЖК РФ вступили в силу /дата/, в связи с чем, не подлежат применению в отношении многоквартирного дома (блок-секции), принятого в эксплуатацию до введения в действие данной нормы права и, как следствие, право на отсрочку не возникает.

На момент введения блок-секции многоквартирного <адрес>, еще не была принята ч. 5.1. ст. 170 ЖК РФ.

Обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт в данном случае возникает по истечению 8 месяцев после включения дома (блок-секции) в региональную программу, поскольку к возникшим правоотношениям подлежит применению ч. 3 ст. 169 ЖК РФ в редакции на момент введения блок-секции в эксплуатацию.

Частью 3 ст. 169 ЖК РФ, в редакции на момент введения блок-секции в эксплуатацию, предусмотрено, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.

Учитывая изложенное, с введением в действие ч. 5.1 ст. 170 ЖК РФ и принятием Постановления Постановлением <адрес> от /дата/ N 262-п у собственников квартир, расположенных в блок-секции многоквартирного <адрес>, не возникает право на отсрочку по оплате взносов на капитальный ремонт.

А в отношении взносов, начисленных за период с /дата/ и до истечения 8 месяцев, подлежит применению срок исковой давности, о котором заявлено ответчиком.

В силу ст. 199 ГК РФ требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Согласно ч. 1 ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Срок исковой давности в данном случае следует исчислять с момента, когда у истцов возникла обязанность по внесению взносов за капитальный ремонт, а не с момента, когда ответчик произвел начисления, поскольку обязанность по оплате возникает в силу закона с момента когда соответствующий истец стал собственником квартиры.

При этом, суд учитывает, что истцами заявлены требования о предоставлении отсрочки, установленной Постановлением от /дата/, которое является общедоступным.

Таким образом, исходя из даты поступления искового заявления в суд (/дата/), а также того, что в силу ч. 1 статьи 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме исковые требования по требованиям об оспаривании взносов, начисленных до /дата/, предъявлены по истечению трехлетнего срока исковой давности.

При этом, доказательств, наличия обстоятельств объективно не позволивших истцам своевременно обратиться в суд за спора, суду не представлено. В связи с чем, не имеется оснований для восстановления срока исковой давности.

При установленных в судебном заседании обстоятельствах, на основании указанных норм закона, с учетом конкретных обстоятельств дела, суд не находит законных оснований для удовлетворения исковых требований каждого истца, в связи с чем, суд отказывает в удовлетворении исковых требований в полном объеме, а следовательно в силу ст. 98 ГПК РФ не подлежат удовлетворению требования истцов о взыскании судебных расходов.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд города Новосибирска.

Мотивированное решение изготовлено 21 декабря 2020 г.

Судья /подпись/

Копия верна. Подлинник решения находится в материалах дела № 2-4337/2020.

Судья Н.В. Васильева

2-4337/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Некрасова Алена Викторовна
Некрасов Алексей Витальевич
Ответчики
Фонд модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области
Другие
Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики НСО.
Суд
Октябрьский районный суд г. Новосибирск
Судья
Васильева Наталья Валерьевна
Дело на сайте суда
oktiabrsky.nsk.sudrf.ru
11.08.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
11.08.2020Передача материалов судье
11.08.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
24.09.2020Предварительное судебное заседание
20.10.2020Судебное заседание
14.12.2020Судебное заседание
21.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее