Решение по делу № 11-1178/2022 (11-15933/2021;) от 20.12.2021

Судья Загуменнова Е.А.

Дело № 2-2724/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 11-1178/2022 (11-15933/2021)

07 февраля 2022 года        г. Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего      Давыдовой В.Е.,

судей                     Бас И.В., Велякиной Е.И.,

при секретаре      Ишкининой Л.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам администрации г. Челябинска, муниципального казенного учреждения «Служба городских кладбищ» на решение Советского районного суда г. Челябинска от 07 сентября 2021 года по исковому заявлению Челябинской региональной общественной экологической организации «Экологический консалтинг», действующей в интересах неопределенного круга лиц, к администрации г. Челябинска, муниципальному казенному учреждению «Служба городских кладбищ» о запрете деятельности по захоронению на территории кладбища «Митрофановское».

Заслушав доклад судьи Бас И.В. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, объяснения представителей ответчика МКУ «Служба городских кладбищ» - Кольцовой М.А., Стипко С.С., представителя ответчика администрации города Челябинска – Раткевич Т.А., представителя третьего лица главы города Челябинска – Скрипник А.С., поддержавших доводы апелляционных жалоб, пояснения представителя истца ЧРОЭО «Экологический консалтинг» - Темченковой И.В., представителя третьего лица Управления Роспотребнадзора по Челябинской области - Суторминой Е.А., возражавших против удовлетворения апелляционных жалоб, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

    Челябинская региональная общественная экологическая организация «Экологический консалтинг» (далее по тексту – ЧРОЭО «Экологический консалтинг»), действующая в интересах неопределенного круга лиц, обратилась в суд с иском с учетом уточнений к администрации г. Челябинска, МКУ «Служба городских кладбищ» о запрете деятельности по захоронению на территории кладбища «Митрофановское».

    В обоснование заявленных требований указало на то, что земельный участок с кадастровым номером , на котором располагается кладбище «Митрофановское», полностью находится во втором поясе санитарной охраны источника водоснабжения «Шершневское водохранилище», что подтверждается данными публичной кадастровой карты, а также проверками, проведенными прокуратурой г. Челябинска и Управлением Роспотребнадзора по Челябинской области. В данном случае деятельность по захоронению на территории данного кладбища тел умерших осуществляется ответчиками с нарушением требований Федерального закона № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», а также требований СанПин 2.1.4.1110-2 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов», в соответствии с п. 3.2.3.1 которого во втором поясе зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов запрещается размещение кладбищ.

Решением Советского районного суда г.Челябинска от 07 сентября 2021 года исковые требования ЧРОЭО «Экологический консалтинг» удовлетворены, администрации г. Челябинска, МКУ «Служба городских кладбищ» запрещено производство всех видов захоронений, включая предоставление земельных участков для этих целей и производство захоронений в существующих могилах, на территории общественного кладбища «Митрофановское», находящегося в пределах земельного участка, площадью кв.м. с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>

В апелляционной жалобе администрация г. Челябинска решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе удовлетворении исковых требований.

В обоснование доводов жалобы указывает на то, что суд не учел, что из системного анализа действующего законодательства следует, что для обращения в суд с требованием о прекращении деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства об охране окружающей среды, необходимо наличие следующих условий: наличие доказательств, что выявленные нарушения носят неустранимый характер; реальность наступления опасности причинения вреда окружающей среде в будущем; прекращение деятельности не должно противоречить общественным интересам. Территория кладбища «Митрофановское» позволяет производить захоронения на свободных участках, что имеет социальную значимость для жителей города. При закрытии кладбища резко возрастет нагрузка на другие кладбища. Судом не дана оценка соразмерности последствий прекращения деятельности кладбища и вреду для окружающей среды, который может наступить в результате продолжения данной деятельности. Существующие кладбища допускается сохранять и использовать, как кладбища с погребением после кремации, однако суд в нарушение СанПиН 2.1.3684-21, запретил производство всех видов захоронений. Земельный участок с кадастровым номером расположен в зоне Д.2 (зона кладбищ), к основному виду разрешенного использования которого относится ритуальная деятельность, в связи с чем размещение и эксплуатация кладбища осуществлено в границах территориальной зоны и относится к разрешенному виду использования. Также не согласны с выводом суда о нарушении при эксплуатации кладбища положений СанПиН 2.1.4.1110-02.2.1.4, поскольку кладбище ранее существующее и существовало до внесения в Государственный кадастр недвижимости сведений о границах второй зоны санитарной охраны Шершневского водохранилища.

В апелляционной жалобе МКУ «Служба заказчика» просит решения суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование доводов жалобы ссылается на применение судом СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», утратившие силу с 01 марта 2021 года. Указывает на, что в случае установления запрета на все виды захоронений у спорного земельного участка будет утрачен вид разрешенного использования, при этом, установление основных видов разрешенного использования земельных участков является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент. Устанавливая запрет для всех видов захоронений суд нарушает права лиц, ответственных за захоронения, родственников умерших и иных лиц. Полагает, что истец не обладает полномочиями на предъявление настоящего иска. Для выявления факторов неблагоприятного воздействия мест погребения на окружающую среду, здоровье человека не были проведены государственный социально-гигиенический и экологический мониторинги. Также истец не представил доказательств того, что территория кладбища «Митрофановское» находится в пределах границ ООПТ «Челябинский (городской) бор», что ответчиками создаются новые места погребения на спорном кладбище, а также доказательств наличия факторов неблагоприятного воздействия мест погребения на окружающую среду, здоровье человека. Судебная землеустроительная экспертиза и (или) экспертиза для установления негативных последствий на питьевой источник Шершневского водохранилища не назначались. Размещение и эксплуатация кладбища в границах территориальной зоны Д.2 относится к разрешенному виду использования земельного участка площадью кв.м. с кадастровым номером . Сведения о границах второй зоны санитарной охраны Шершневского водохранилища были внесены в Государственный кадастр недвижимости 08 июня 2015 года. В указанную зону вошло уже существующее на тот момент кладбище. Границы земельного участка кладбища были вынесены на местности в марте 2016 года, захоронение производится на свободных территориях кладбища, расширение погоста не производится. Территория кладбища позволяет производить захоронение на свободных участках, что имеет социальное значение для жителей города Челябинска при дефиците свободной территории на иных кладбищах г. Челябинска. Просит учесть, что 02 апреля 2021 года МКУ «Служба городских кладбищ» в установленном законом порядке заключило муниципальный контракт на оказание услуг по разработке и согласованию проекта санитарно-защитной зоны территории кладбища «Митрофановское», позволяющее определить степень негативного воздействия кладбища «Митрофановское» на окружающую среду и здоровье человека. Кроме того, существующее кладбище допускается сохранять и использовать в селитебной зоне, как кладбище с погребениями после кремации. Производство захоронений в могилы ранее умершего близкого родственника, либо ранее умершего супруга нельзя расценивать, как устройство (создание) нового кладбища. Суд при вынесении решения не указал, на основании каких доказательств он пришел к выводу о том, что при продолжении захоронений на территории кладбища в пределах границ земельного участка имеется реальная угроза в настоящем или будущем времени для окружающей среды и в чем она заключается.

Представители третьих лиц Главного государственного санитарного врача по Челябинской области, Главного санитарного врача Российской Федерации, Управления экологии и природопользования по Челябинской области, Челябинской природоохранной прокуратуры о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, в суд не явились, в связи с чем судебная коллегия в соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом.

Заслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции и следует из представленных материалов дела, решением исполкома Челябинского областного совета депутатов трудящихся от 12 октября 1976 года №492 утверждена зона санитарной охраны источников водоснабжения Челябинского водопровода –р.Миасс и Шершневского водохранилища, состоящего их двух поясов (1 и 2 пояса), установлены виды деятельности, запрещенной в каждом из поясов зоны санитарной охраны.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 02 сентября 1977 года №465 утверждена зона санитарной охраны водопроводных сооружений и источника водоснабжения г. Челябинска.

Во второй пояс зоны санитарной охраны источника водоснабжения г.Челябинска включается территория, смежная с первым поясом зоны санитарной охраны, в которую входит Шершневское водохранилище, р.Миасс до Аргазинского водохранилища и р.Биргильда.

Граница второго пояса зоны санитарной охраны проходит: по плотине Аргазинского водохранилища на юг до тригонометрического пункта с отметкой 290,1, расположенного с западной стороны населенного пункта Нижний Миасс, далее через западную окраину населенного пункта Биккулова, тригонометрические пункты с отметками 305,6, 298,8, 308,0 и западную окраину населенного пункта Большая Инсенгульдина до каменного карьера, затем через водораздельную высоту с отметкой 298,2, горы Родниковую и Тыльную, по южной окраине населенного пункта Туктубаево, по западной окраине населенного пункта Трубный, через тригонометрический пункт в излучине реки с отметкой 284,7, высоту 236,8, тригонометрический пункт 274,5, высоту 249,1, по окраине населенного пункта Витаминный, через высоту 281,8 до шоссе Уфа - Челябинск па западной окраине населенного пункта Архангельское, вдоль этого шоссе, огибая населенный пункт Тимирязевский по прямой до горы Рудная, далее на северо-восток до шоссе Уфа - Челябинск, по шоссе до точки пересечения с линией электропередач в двух километрах южнее населенного пункта Бутаки, от указанной точки до юго-восточной окраины населенного пункта Смолино, затем вдоль железной дороги Златоуст - Челябинск, пересекая ее в 2,5 км севернее населенного пункта Сосновка, вновь по шоссе Уфа - Челябинск, огибая р.и.Первомайский, на северо-запад до плотины Шершневского водохранилища, далее по этой плотине по прямой до пересечения с линией электропередач в 2,5 км западнее населенного пункта Шершни, от указанной точки по юго-восточной окраине отделения совхоза «Митрофановский» до высоты 275,4, затем на запад по прямой на расстояние 3 км, через тригонометрический пункт 280,7, высоту 242,8, тригонометрические пункты 287,4, 275,9, 294,9, по юго-восточной окраине населенного пункта Кировская, через гору Эд-Бика, высоту 262,1, по северной окраине населенного пункта Курамшина, через тригонометрические пункты 317,2, 297,9, по северной окраине населенного пункта Айбатова, через тригонометрические пункты 316,0, 327,6, высоту 319,1, тригонометрический пункт 320,0, на запад до шоссе Губернское –Байрамгулово, затем на юг по шоссе до плотины Аргазинского водохранилища.

Также установлено, что 28 ноября 1995 года сформирован и постановлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером площадью кв.м, расположенный по адресу: <адрес> Вид разрешенного использования – для благоустройства и содержания Митрофановского кладбища, являющегося кладбищем-памятником истории и природы.

Данный земельный участок находится в границах второго пояса зоны санитарной охраны питьевого источника водоснабжения Шершневское водохранилище, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 02 сентября 1977 года №465.

В отношении данного земельного участка установлен ряд ограничений, в том числе ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации с 11 июня 2015 года, запрещается: без разрешения органов санитарного надзора, органов по использованию и охране водных ресурсов, управления водопровода и канализации Челябинского горисполкома и органов по использованию и охране недр всякое, даже временное, строительство и в первую очередь животноводческих ферм, птицеферм, промпредприятий; эксплуатация водоносных горизонтов; использование недр; вырубка леса, за исключением санитарной; применение ядохимикатов. Также запрещается содержание в зоне санитарной охраны больного скота, а также быков здорового скота в полосе 100м от линии уреза воды в водоемах, запрещается содержание и использование на Шершневском водохранилище моторных катеров, моторных лодок, принадлежащих организациям и частным лицам, промысловый лов рыбы. За пределами границ второго пояса зоны санитарной охраны запрещено строительство промпредприятий, промстоки которых могут загрязнить воду р.Миасс.

24 мая 2005 года между Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям г.Челябинска (арендодателем) и МУП «Мемориал» (арендатором) заключено дополнительное соглашение № к договору аренды земли г.Челябинска от 06 декабря 1995 года (т.1 л.д. 42-47), по условиям которого арендодатель передал на прежних условиях договора аренды арендатору земельный участок, площадью к.в.м, расположенный в Центральном районе г.Челябинска, из земель поселений, находящихся в ведении муниципального образования, для благоустройства и содержания Митрофановского кладбища, являющегося кладбищем-памятником истории и природы.

Срок аренды продлен до 31 декабря 2005 года на основании пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 3.1 соглашения, земельный участок предоставлен арендатору на следующих условиях:

- до начала благоустройства определить с государственным лесным фондом условия содержания и сохранения зеленых насаждений на кладбище;

- выполнить благоустройство кладбища в соответствии с утвержденным проектом в Главархитектуре в течение двух лет;

- благоустроить подходы и подъезды к кладбищу с устройством автостоянки;

- запретить дальнейшее захоронение на существующем кладбище, определение исключительных случаев захоронений выполнять согласно постановлению Главы администрации города от 28 апреля 1994 года №455

Указанное постановление Главы администрации города Челябинска от 28 апреля 1994 года №455 «Об уточнении порядка захоронения на отдельных кладбищах города» отменено в связи с изданием постановления администрации города Челябинска от 31 августа 2016 года №379-п.

На основании распоряжения первого заместителя главы администрации города Челябинска от 10 мая 2011 года №2728-к в целях обеспечения реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере похоронного дела на территории г.Челябинска создано МКУ «Служба городских кладбищ» (т.1 л.д. 62).

Согласно пунктам 12,13 Устава МКУ «Служба городских кладбищ», с учетом изменений №1 к Уставу, для достижения вышеуказанных целей создания учреждения, последнее осуществляет следующие виды деятельности:

- выдача разрешений на захоронение;

- выдача разрешений на установку надмогильных сооружений с последующей регистрацией в книге учета;

- проведение инвентаризации захоронений;

- обновление книг захоронений;

- регистрация захоронений умерших в регистрационной книге;

- создание и использование баз данных и информационных ресурсов, содержащих архивные сведения о захоронениях;

- выполнение функций муниципального заказчика при размещении заказов на поставку товаров, выполнении работ, оказания услуг, в том числе: работы по содержанию в исправном состоянии зданий, инженерного оборудования, территории кладбищ, оград, дорог, площадок на территории кладбищ и их текущий ремонт; работы по уходу за зелеными насаждениями на всей территории кладбищ; работы по систематической уборке всей территории кладбищ и своевременный вывоз мусора в специально отведенные места; работы по содержанию в надлежащем порядке аллей почетных захоронений с находящимися на них могилами выдающихся государственных и общественных деятелей, а также содержание мемориальных комплексов, братских могил воинов и могил, имеющих культурно-историческое значение; работы по расчистке дорог от мусора и снега; работы по дезинсекции (акарицидной обработке) территории кладбищ; работы по охране пожарной безопасности; работы по соблюдению санитарных и экологических требований; охрана территории кладбищ (т.1 л.д. 53-57, 58).

МКУ «Служба городских кладбищ» пользуется имуществом на праве оперативного управления в соответствии с уставными целями и договором о закреплении имущества за ним на праве оперативного управления.

На основании распоряжения первого заместителя главы администрации города Челябинска от 27 апреля 2012 года №-к МКУ «Служба городских кладбищ» в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен из земель населенных пунктов земельный участок с кадастровым номером , площадью кв.м для благоустройства и содержания Митрофановского кладбища, являющегося кладбищем-памятником истории и природы по адресу: <адрес> (т.1 л.д. 41).

Право бессрочного пользования за МКУ «Служба городских кладбищ» в отношении данного земельного участка зарегистрировано в Управлении Росреестра по Челябинской области 21 июня 2012 года (запись регистрации 74-74-01/279/2012-146) (т.1 л.д. 40).

В соответствии с Картой градостроительного зонирования территории города, утвержденной решением Челябинской городской Думы от 09 октября 2012 года №37/13 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Челябинский городской округ» и о признании утратившими силу отдельных решений Челябинской городской Думы» (т.1 л.д. 34-35), земельный участок с кадастровым номером находится в территориальных зонах: 05 10 03 Д.2 (зоны кладбищ), 05 10 01 Е.1 (зоны особо охраняемых природных территорий). Указанный земельный участок расположен в зоне санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения и в зоне с особыми условиями использования территории. Из выписки из Правил землепользования и застройки следует, что зона Д – территориальная зона специального назначения, Д.2 – зона кладбищ, к разрешенным видам использования данной зоны, в том числе относится, ритуальная деятельность, осуществление религиозных обрядов, благоустройство территории. Обращаясь в суд с настоящим иском, ЧРОЭО «Экологический консалтинг» ссылается на то, что ответчиками в нарушение требований Федерального закона от 12 января 1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», Водного кодекса Российской Федерации и санитарно-эпидемиологических норм, осуществляется эксплуатация кладбища «Митрофановское», расположенного на земельном участке, находящимся во втором поясе зоны санитарной охраны источника водоснабжения Шершневского водохранилища, тем самым причиняется ущерб окружающей среде г.Челябинска. Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований. Судебная коллегия не соглашается с указанными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.Федеральным законом от 12 января 1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» регулируются правоотношения, связанные с погребением умерших, а также устанавливаются, в том числе, санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения. В соответствии со статьей 3 указанного Федерального закона под погребением понимаются обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации). В силу пунктов 1, 2 статьи 4 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение. Создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи. В соответствии со статьей 17 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.

Санитарные требования, предъявляемые к размещению и устройству кладбищ, особенности погребения, в том числе повторного захоронения, содержаться в постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года №3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

Пунктом 1 статьи 16 указанного Закона предусмотрено, что выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.

Не разрешается устройство кладбищ на территориях: 1) первого и второго поясов зоны санитарной охраны источника водоснабжения, минерального источника, первой зоны округа санитарной (горно-санитарной) охраны курорта; 2) с выходами на поверхность закарстованных, сильнотрещиноватых пород и в местах выклинивания водоносных горизонтов; 3) на берегах озер, рек и других поверхностных водных объектов, используемых населением для хозяйственно-бытовых нужд, купания и культурно-оздоровительных целей; 4) со стоянием грунтовых вод менее двух метров от поверхности земли при наиболее высоком их стоянии, а также на затапливаемых, подверженных оползням и обвалам, заболоченных (пункт 2 статьи 16 Федерального закона «О погребении и похоронном деле»).

Аналогичный запрет содержится в части 4 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации.

Согласно нормам СанПиН 2.1.4.1110-02. 2.1.4. «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы», утвержденного Главным государственным санитарным врачом РФ 26 февраля 2002 года, соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Основной целью создания и обеспечения режима в зонах санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

Зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения.

Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

Санитарные мероприятия должны выполняться в пределах второго и третьего поясов ЗСО - владельцами объектов, оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.

В силу пункта 3.2.3.1 данных СанПин в пределах второго пояса зоны санитарной охраны подземных источников водоснабжения не допускается размещение кладбищ, скотомогильников, полей ассенизации, полей фильтрации, навозохранилищ, силосных траншей, животноводческих и птицеводческих предприятий и других объектов, обусловливающих опасность микробного загрязнения подземных вод.

Согласно пункту 2.12.8 «ГОСТ 32609-2014. Межгосударственный стандарт. Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения» под закрытым кладбищем следует понимать кладбище, на котором полностью использована территория для создания новых мест захоронения.

Под подзахоронением понимается погребение умершего на предоставленном в установленном порядке месте родственного, воинского, почетного захоронения или в нише стены скорби, на которых (в которую) ранее произведены захоронения умерших родственников, а также погребение на территории семейных (родовых) захоронений.

В силу пункта 62 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», производить захоронения на закрытых кладбищах запрещается, за исключением урн с прахом после кремации в родственные могилы.

Из системного толкования вышеуказанных правовых норм следует, что размещение и устройство кладбищ на земельных участках, находящихся во втором поясе зоны санитарной охраны питьевых источников водоснабжения и водопроводов запрещено. При этом данный запрет распространяет свое действие в отношении новых кладбищ, создаваемых после принятия вышеуказанных правовых норм, а также после установления зон санитарной охраны источников водоснабжения на территории соответствующего субъекта.

Как установлено судом и не оспорено сторонами, Митрофановское кладбище является одним из старейших кладбищ г.Челябинска, расположенном на территории Челябинского городского бора, первые захоронения датированы концом 19 века.

Решение об утверждении зон санитарной охраны источников водоснабжения Челябинского водопровода – р.Миасс и Шершневского водохранилища, принято исполкомом Челябинского облсовета депутатов трудящихся от 12 октября 1976 года, то есть на момент установления границ второго пояса, на территории которого оказалось кладбище, оно уже существовало и решение о его закрытии не принималось.

При этом, принимая вышеуказанное решение, исполкомом Челябинского облсовета депутатов был разработан перечень мероприятий, которые необходимо выполнить во втором поясе зоны санитарной охраны источника водоснабжения Челябинского городского, хозяйственно-питьевого водопровода – реки Миасс, и в указанном перечне также отсутствуют сведения о закрытии Митрофановского кладбища, в то время как принято решение о закрытии мусульманского кладбища на левом берегу р.Биргильда у с. Архангельское.

Как указывалось выше, Правила землепользования и застройки муниципального образования «Челябинский городской округ» утверждены 09 октября 2012 года, и согласно данным правилам, земельный участок с кадастровым номером на котором располагается Митрофановское кладбище, находится в территориальных зонах: 05 10 03 Д.2 (зоны кладбищ), 05 10 01 Е.1 (зоны особо охраняемых природных территорий), зона Д – территориальная зона специального назначения, Д.2 – зона кладбищ, к разрешенным видам использования данной зоны, в том числе относится, ритуальная деятельность, осуществление религиозных обрядов, благоустройство территории.

Сведения о зонах санитарной охраны первого и второго поясов в границах, утвержденных решением от 12 октября 1976 года, внесены в Государственный кадастр недвижимости только в 2015 году.

На основании приказа Комитета по управлению экологией и природопользованием администрации города Челябинска от 19 мая 1994 года №31 «О порядке захоронений и подзахоронений на Митрофановском кладбище города Челябинска» запрещено захоронение на Митрофановском кладбище. При этом разрешено производить захоронения в исключительных случаях только по письменному разрешению городской администрации, а также разрешено производить подзахоронения в порядке, утвержденном пунктом 1.3 данного приказа.

Таким образом, несмотря на принятое решение об утверждение зон санитарной охраны источников водоснабжения, вследствие которого Митрофановское кладбище оказалось на земельном участке, расположенном во втором поясе зоны санитарной охраны источника водоснабжения, на данном кладбище разрешается в исключительных случаях производить захоронения и подзахоронения в соответствии с выше изданным приказом, который до настоящего времени не оспорен и не отменен.

Согласно пункту 2.12.8 «ГОСТ 32609-2014. Межгосударственный стандарт. Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения» под закрытым кладбищем следует понимать кладбище, на котором полностью использована территория для создания новых мест захоронения.

Под подзахоронением понимается погребение умершего на предоставленном в установленном порядке месте родственного, воинского, почетного захоронения или в нише стены скорби, на которых (в которую) ранее произведены захоронения умерших родственников, а также погребение на территории семейных (родовых) захоронений.

В силу пункта 62 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», производить захоронения на закрытых кладбищах запрещается, за исключением урн с прахом после кремации в родственные могилы.

Исходя из вышеизложенного, осуществление захоронений урн с прахом после кремации, а также подзахоронений в родственные могилы не противоречит требованиями санитарно-эпидемиологический норм, не отрицается ответчиками, которые подтвердили, что осуществляют только такие виды захоронений, новые места погребения не создаются, границы земельного участка, занимаемого кладбищем, не расширяются.

Кроме того, обращаясь в суд с настоящими требованиями, ЧРОЭО «Экологический консалтинг» ссылалось на нарушение конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду и на нарушение ответчиками санитарных и экологических требований законодательства тем, что кладбище оказывает негативное воздействие на источник водоснабжения Шершневское водохранилище.

Как указывалось выше, деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления (пункт 1 статьи 17 Федерального закона «О погребении и похоронном деле»).

Санитарно-эпидемиологический надзор и экологический контроль за состоянием мест погребения осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Для выявления факторов неблагоприятного воздействия мест погребения на окружающую среду, здоровье человека осуществляются государственный социально-гигиенический мониторинг и государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 09 августа 2013 года №681 «О государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды) и государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)» установлен порядок осуществления государственного экологического мониторинга, порядок организации и функционирования единой системы государственного экологического мониторинга, порядок создания и эксплуатации государственного фонда данных государственного экологического мониторинга, перечень видов информации, включаемой в государственный фонд, порядок и условия предоставления включаемой в него информации, а также порядок обмена такой информацией.

Экологический мониторинг осуществляется в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду; оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов; обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации о состоянии окружающей среды и ее изменениях, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий таких изменений.

ЧРОЭО «Экологический консалтинг», являясь общественной организацией – субъектом правоотношений по охране окружающей среды, вправе осуществлять мероприятия по охране окружающей среды, ее сохранении и восстановлении, предотвращении негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидации ее последствий, в том числе обращаться в органы государственной власти, местного самоуправления длят достижения целей своей деятельности.

Между тем доказательств, объективно подтверждающих тот факт, что размещение Митрофановского кладбища в зоне особо охраняемой природной территории наносит вред источнику водоснабжения – Шершневское водохранилище, в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истцом не представлено.

Материалы дела не содержат сведений о том, что для выявления факторов негативного воздействия мест погребения на источник водоснабжения осуществлялся государственный социально-гигиенический или экологический мониторинг водного объекта, проводилось наблюдение за его состоянием, количественными и качественными показателями состояния водных ресурсов, производился отбор проб воды и их исследование, проводилась экологическая экспертиза.

Поводом для обращения ЧРОЭО «Экологический консалтинг» в суд явились только обращения нескольких граждан, полагающих, что осуществление захоронений на Митрофановском кладбище наносит вред окружающей среде, а именно водному объекту Шершневское водохранилище, без предоставления доказательств в обоснование своих доводов.

При таких обстоятельствах в своей совокупности, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в связи с несоответствием его выводов обстоятельствам дела с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований ЧРОЭО «Экологический консалтинг» в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда г. Челябинска от 07 сентября 2021 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Челябинской региональной общественной экологической организации «Экологический консалтинг к администрации г. Челябинска, муниципальному казенному учреждению «Служба городских кладбищ» о запрете деятельности по захоронению на кладбище «Митрофановское», расположенное на земельном участке отказать.

Председательствующий

Судьи

11-1178/2022 (11-15933/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Челябинская региональная общественная экологическая организация Экологический консалтинг
Ответчики
МКУ Служба городских кладбищ
администрация г. Челябинска
Другие
Стипок
Скрипник
Главный государственный санитарный врач по Челябинской области
Сутормина Е.А
Овчинников
Главный санитарный врач Российской Федерации
Управление Роспотребнадзора по Челябинской области
Челябинская природоохранная прокуратура
Глава города Челябинска Котова Наталья Петровна
прокуратура г. Челябинска
Стипко
Управление экологии и природопользования
Темченкова И.В.
Суд
Челябинский областной суд
Судья
Онорина Наталья Евгеньевна
Дело на сайте суда
oblsud.chel.sudrf.ru
22.12.2021Передача дела судье
17.01.2022Судебное заседание
07.02.2022Судебное заседание
17.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.03.2022Передано в экспедицию
07.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее