Решение по делу № 2-369/2020 от 21.05.2020

    Дело №2-369/2020

УИД 75RS0005-01-2019-000420-61

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    03 июля 2020 года                                                                 г.Петровск-Забайкальский

                             Забайкальского края

Петровск-Забайкальский городской суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Балбаровой А.В.,

при секретаре Кузивановой О.А.,

с участием представителя истца – помощника Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора Нагаева О.Н.,

представителя третьего лица АО «Читаэнергосбыт» Сомкиной С.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Забайкальская топливно-энергетическая компания» о возложении обязанности,

установил:

Заместитель Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора обратилась в суд с вышеназванными исковыми требованиями, ссылаясь на следующие обстоятельства. Петровск-Забайкальской межрайонной прокуратурой установлен факт ненадлежащего исполнения АО «Забайкальская топливно-энергетическая компания» (далее по тексту – АО «ЗабТЭК»), осуществляющей деятельность по теплоснабжению па территории Петровск-Забайкальского района, обязанности по согласованию уровня аварийной и технологической брони, что является нарушением действующего законодательства РФ в области электроэнергетики. Между АО «Читаэнергосбыт» (гарантирующий поставщик) и АО «ЗабТЭК» (потребитель) заключены договоры энергоснабжения № 022059 от 01.02.2010 и № 021273 от 01.02.2010. АО «ЗабТЭК» относится к категории потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям. Однако, в нарушение условий договоров и действующих нормативно-правовых актов ответчиком не представлен акт согласования уровня технологической и аварийной брони. Потребители особой категории обязаны согласовать технологическую и (или) аварийную броню. Ненадлежащее исполнение АО «ЗабТЭК» обязанности по согласованию уровня аварийной и технологической брони является нарушением действующего законодательства РФ в области электроэнергетики, может повлечь прекращение электроснабжения объектов жилищно-коммунального хозяйства, эксплуатируемых им, что повлечёт нарушение прав потребителей тепловой энергии, а в условиях отопительного сезона - возникновение чрезвычайной ситуации. На основании изложенного, заместитель прокурора просит суд обязать АО «ЗабТЭК» составить (разработать) и согласовать с сетевой организацией акт аварийной и (или) технологической брони объекта энергоснабжения по договорам энергоснабжения № 022059 от 01.02.2010 и № 021273 от 01.02.2010, и предоставить АО «Читаэнергосбыт» в течение месяца с момента вступления судебного акта в законную силу.

Определением судьи от 22.05.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне истца привлечены сетевые организации ПАО «МРСК-Сибири» - «Читаэнерго», АО «РЖД».

В письменных возражениях на исковое заявление представитель ответчика АО «ЗабТЭК» Шевченко М.С. указал на несогласие с предъявленными исковыми требования, просит отказать в удовлетворении иска заместителя прокурора, ссылаясь на следующее. АО «ЗабТЭК» исполнило свои обязательства по указанным в иске договорам от 01.02.2010 и от 01.02.2010, заблаговременно направив акты на согласование в сетевые организации. Акты по договору были согласованы с ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» и направлены гарантирующему поставщику. Согласование актов по договору с АО «РЖД» в настоящее время проходит завершающую стадию. Указанные обстоятельства подтверждаются имеющейся в распоряжении АО «ЗабТЭК» перепиской по вопросу согласования Актов технологической и (или) аварийной брони по договорам , 021273, которая начата еще в 2018 году. В связи с вышеизложенным полагает, что у истца не имеется оснований обязывать ответчика представить в определенный срок акты, согласованные с сетевой организацией. Указание в п. 5.1.1. договоров от 01.02.2010 на то, что ответчик обязан передать истцу копию Акта аварийной брони не позднее 5 дней со дня согласования с сетевой организацией, то есть на событие которое не должно неизбежно наступить, противоречит требованиям норм статьи 190 Гражданского кодекса РФ и правового последствия не имеет. Указанная правовая позиция корреспондирует к существующей судебной практике Арбитражного суда Забайкальского края по делу А78-18311/2017 по аналогичному спору с участием АО «ЗабТЭК», в котором общество также выступало ответчиком.

В письменном отзыве на исковое заявление представитель ПАО «МРСК-Сибири» - «Читаэнерго» Богданова А.С. заявленные требования прокурора поддерживает. Считает, что для того, что бы судебный акт был исполнимым, необходимо предусмотреть обязанность ответчика осуществить технические мероприятия обеспечивающие возможность снижения уровня потребления электрической энергии до уровня аварийной брони, с целью дальнейшего согласования акта аварийной и (или) технологической брони сетевой организацией.

В письменном отзыве на исковое заявление представитель АО «РЖД» Вологдина Е.В. указывает на то, что, по мнению ОАО «РЖД», спорные котельные не относятся к особой категории энергоснабжения, доводы прокурора в этой части считает необоснованными. По вопросу согласования величины аварийной брони ОА «ЗабТЭК» в 2018 году обратилось в ОАО «РЖД» для согласования актов технологической и (или) аварийной брони электроснабжения объектов ОА «ЗабТЭК», находящихся в г.Петровск-Забайкальский, а именно: котельная «Шоссейная» по <адрес>»; котельная «Залинейная» по <адрес> котельная «Маяковского» по <адрес>. В нарушение требований приложения №7 к «Правилам разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) и использования аварийной автоматики», утвержденных приказом Министерства энергетики РФ №290 от 06.06.2013 (далее - Правила №290), проекты актов АО «ЗабТЭК» не соответствовали вышеуказанному нормативному акту, а кроме того, документы АО «ЗабТЭК» были предоставлены не в полном объеме, в связи с чем, у ОАО «РЖД» отсутствовала возможность рассмотреть и согласовать представленные проекты, о чем ОАО «РЖД» сообщило заявителю и предложило устранить нарушения и представить недостающие документы. До настоящего времени проекты актов и документация в соответствии с требованиями приложения №7 к Правилам №290 в ОАО «РЖД» не поступили. В ОАО «РЖД» отсутствуют сведения о том, обращался ли ответчик к ПАО «МРСК Сибири» о согласовании величины аварийной брони по вышеуказанным котельным.

В судебном заседании помощник Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора Нагаев О.Н. исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске.

Представитель третьего лица АО «Читаэнергосбыт» Сомкиной С.Г. исковые требования прокурора поддержала, полагала необходимым возложить обязанность на АО «ЗабТЭК» по составлению и согласованию акта аварийной и (или) технологической брони объектов энергоснабжения по указанным в иске договорам.

Представитель ответчика АО «ЗабТЭК», представители третьих лиц ПАО «МРСК-Сибири» - «Читаэнерго», АО «РЖД», надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание своего не явились, направили письменные ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие. Руководствуясь ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц.

Выслушав представителя истца, представителя третьего лица, изучив доводы искового заявления, доводы возражения представителя ответчика, доводы отзывов на исковое заявление представителей третьих лиц, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса РФ по договору электроснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Статьей 546 Гражданского кодекса РФ установлено, что перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращения или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента. Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.

В силу пункта 7 статьи 38 Федерального закона № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» потребители электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, обязаны согласовать технологическую и (или) аварийную броню. Порядок согласования технологической и (или) аварийной брони, а также ее параметры, обеспечивающие предотвращение экономических, экологических или социальных последствий ограничения режима потребления электрической энергии, устанавливаются Правительством Российской Федерации либо уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приложением к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442, определены категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, в том организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов.

Согласно пункту 14.2 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, аварийная и (или) технологическая броня определяется на основании содержащейся в проектной документации схемы электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя.

Величина технологической и (или) аварийной брони и требования к энергопринимающим устройствам, подключенным к токоприемникам технологической и (или) аварийной брони, определяются в соответствии с правилами разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) и использования противоаварийной автоматики, утверждаемыми Министерством энергетики Российской Федерации.

Порядок согласования актов уровня аварийной и /технологической брони определен пунктом 31 (4) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861.

Согласно данного пункта сетевой организации предоставлено право при рассмотрении проекта акта согласования технологической и (или) аварийной брони осуществить проверку представленных сведений с целью определения величины наименьшей потребляемой мощности и продолжительности времени, необходимых потребителю электрической энергии для безопасного завершения технологического процесса, цикла производства, а также минимального расхода электрической энергии (наименьшей мощности), обеспечивающего безопасное для жизни и здоровья людей и окружающей среды состояние энергопринимающего устройства с полностью остановленным технологическим процессом. При необходимости сетевая организация вправе осуществить осмотр (обследование) энергопринимающих устройств потребителя электрической энергии, объектов электроэнергетики на соответствие требованиям, предусмотренным правилами разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии и использования противоаварийной автоматики, утверждаемыми Министерством энергетики Российской Федерации.

В случае несогласия сетевой организации с представленным заявителем проектом акта согласования технологической и (или) аварийной брони такой проект акта подписывается сетевой организацией с замечаниями, которые прилагаются к каждому экземпляру акта. В случае если акт согласования технологической и (или) аварийной брони подписан сетевой организацией с замечаниями к величине технологической и (или) аварийной брони, то в качестве согласованной величины технологической и (или) аварийной брони принимается величина, указанная в замечаниях сетевой организации.

Соответственно, количественный и качественный состав электрооборудования, а также отнесение его к перечням электроприемников аварийной и (или) технологической брони определяется потребителем и сетевой организацией самостоятельно.

В п.31.1 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг № 861, указано, что в целях исполнения договора в части условий о величинах технологической и (или) аварийной брони потребитель электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которого может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности, безопасности государства и (или) необратимому нарушению непрерывных технологических процессов, в том числе потребитель электрической энергии, частичное или полное ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которого может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящийся к категориям, определенным в приложении к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, в отношении которого при осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства не был составлен и согласован с сетевой организацией акт согласования технологической и (или) аварийной брони либо он нуждается в изменении в связи с наступлением указанных в пункте 31 (2) настоящих Правил случаев, вправе составить и согласовать такой акт в порядке, установленном в пункте 31 (4) настоящих Правил, как до заключения договора, гак и после его заключения.

Согласно пункту 43 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии №442 потребитель обязан в течение 5 дней со дня согласования акта с сетевой организацией передать копию данного акта гарантирующему поставщику

Таким образом, потребители особой категории обязаны согласовать технологическую и (или) аварийную броню. Порядок согласования технологической и (или) аварийной брони, а также ее параметры, обеспечивающие предотвращение экономических, экологических или социальных последствий ограничения режима потребления электрической энергии, устанавливаются Правительством Российской Федерации либо уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Судом установлено и следует из материалов дела, что между АО «Читаэнергосбыт» (гарантирующий поставщик) и АО «ЗабТЭК» (потребитель) заключены договоры энергоснабжения № 022059 от 01.02.2010 и № 021273 от 01.02.2010.

В соответствии с пунктом 3.1.2 договоров поставщик обязуется поставлять электрическую энергию и мощность потребителю по указанным в Приложении к договору адресам в точки отправки, согласно Актам разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон, составленному между потребителем и сетевой организацией,

В соответствии с п. 4.1.12 договоров потребитель обязуется производить расчеты за электроэнергию в порядке, предусмотренном разделом 10 договора.

В соответствии с пунктом 3.2.2 договора АО «Читаэнергосбыт» вправе инициировать полное или частичное ограничение режима потребления электрической энергии в порядке и случаях, определенных в соответствии с разделом 5 настоящего договора и законодательством РФ.

Пунктом 4.1.20 договоров определено, что потребитель совместно с сетевой организацией составлять акты согласования аварийной и технологической брони в случаях, предусмотренных действующим законодательством РФ.

В соответствии с п. 5.1.1 договоров гарантирующий поставщик вправе вводить режим полного или частичного ограничения потребления электрической энергии потребителем на основании и в порядке, установленного договором и действующем законодательством. Порядок полного или частичного ограничения режима потребления электрической энергии сторонами не согласован. В договоре указано, что потребитель, ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которого может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, при отсутствии у него акта согласования технологической и (или) аварийной брони на дату подачи заявления о заключении договора энергоснабжения или при возникновении после заключения договора энергоснабжения оснований для изменения ранее составленного акта обязан составить (изменить) акт согласования технологической и (или) аварийной брони, согласовать данный акт с Сетевой организацией, а также передать копию акта Гарантирующему поставщику не позднее 5 дней со дня согласования с Сетевой организацией.

АО «ЗабТЭК» относится к категории потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям.

В нарушение условий договора и вышеназванных нормативно-правовых актов ответчиком не представлен в АО «Читаэнергосбыт» акт согласования уровня технологической и аварийной брони.

Данное обстоятельство следует из пояснений как представителя ответчика, так из пояснений сетевых организаций.

Предоставление АО «ЗабТЭК» сетевым организациям проекты актов, не соответствующих Правилам №290, не является надлежащим исполнением своих обязательств по договору, в связи с чем, считать, что ответчик исполнил свои обязательства по договорам у суда оснований не имеется.

Доводы возражений на исковое заявление представителя ответчика суд находит несостоятельными, противоречащими приведенным выше нормам действующего законодательства, в связи с чем подлежат отклонению. Ответчиком не представлено доказательств того, что у него отсутствует объективная возможность составить и согласовать с сетевыми организациями акты аварийной и (или) технологической брони объектов энергоснабжения по договорам энергоснабжения № 022059 от 01.02.2010 и № 021273 от 01.02.2010.

Таким образом, суд находит, что ненадлежащее исполнение АО «ЗабТЭК» обязанности по согласованию уровня аварийной и технологической брони является нарушением действующего законодательства РФ в области электроэнергетики, может повлечь прекращение электроснабжения объектов жилищно-коммунального хозяйства, эксплуатируемых им, что повлечёт нарушение прав потребителей тепловой энергии, а в условиях отопительного сезона - возникновение чрезвычайной ситуации.

В соответствии со статьей 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

Установление срока для исполнения возложенных обязанностей на АО «ЗабТЭК» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, суд находит отвечающим принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса прав и обязанностей сторон.

Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины, расходы по уплате госпошлины подлежат взысканию с ответчика, на основании ст. 333.19 НК РФ, ст.ст. 98,103 ГПК РФ, в размере 6 000 рублей в доход бюджета городского округа «Город Петровск-Забайкальский».

Руководствуясь ст.ст.194-199, 206 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования заместителя Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора удовлетворить.

Обязать акционерное общество «Забайкальская топливно-энергетическая компания» составить (разработать) и согласовать с сетевыми организациями акты аварийной и (или) технологической брони объектов энергоснабжения по договорам энергоснабжения от 01.02.2010, и предоставить в АО «Читаэнергосбыт» в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с акционерного общества «Забайкальская топливно-энергетическая компания» государственную пошлину в доход бюджета городского округа «Город Петровск-Забайкальский» в размере <данные изъяты>) рублей.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через Петровск-Забайкальский городской суд Забайкальского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                                                                А.В. Балбарова

Мотивированное решение составлено 10.07.2020.

2-369/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Заместитель Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора Хорлоева Ю.Г.
Ответчики
Акционерное общество "Забайкальская топливно-энергетическая компания"
Другие
АО "РЖД"
Акционерное общество "Читаэнергосбыт"
ПАО "МРСК-Сибири"-"Читаэнерго"
Суд
Петровск-Забайкальский городской суд Забайкальский края
Судья
Балбарова А.В.
Дело на сайте суда
petrovskzab.cht.sudrf.ru
21.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.05.2020Передача материалов судье
22.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.06.2020Судебное заседание
03.07.2020Судебное заседание
03.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее