РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 апреля 2016 года г. Киреевск Тульской области
Киреевский районный суд Тульской области в составе
председательствующего Семеновой Т.Е.,
при секретаре Моисеевой А.А.,
с участием прокурора Щербаковой С.А.,
представителя ответчика администрации м.о. Киреевский район Тульской области по доверенности Бирюковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-594/16 по иску Киреевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации м.о. Киреевский район Тульской области об обязании поставить земельный участок на кадастровый учет,
установил:
первоначально Киреевский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации м.о. Красноярское Киреевского района Тульской области, просил обязать ответчика - администрацию муниципального образования Киреевский район в срок до 01.05.2017 поставить земельный участок, на котором расположено общественное сельское кладбище в пос.Серебряные Ключи, на кадастровый учет. Истец указал, что Киреевской межрайонной прокуратурой в рамках осуществления прокурорского надзора проведена проверка исполнения требований земельного законодательства, регламентирующего вопросы погребения умерших. В ходе проверки установлено, что на территории муниципального образования Красноярское Киреевского района находится общественное сельское кладбище, расположенное в пос.Серебряные Ключи. Земельный участок, на котором расположено общественное сельское кладбище в пос.Серебряные Ключи, не поставлено на кадастровый учет, не проведено межевание данного земельного участка и не определены его границы. Право собственности на вышеуказанный земельный участок, на котором находится кладбище, в установленном порядке не зарегистрировано, в результате чего органами местного самоуправления Красноярское Киреевского района не реализуются закрепленные в законе полномочия по организации на территории поселения ритуальных услуг и содержанию мест захоронения.
Определением Киреевского районного суда от 15.04.2016 г. в порядке ст. 41 ГПК РФ произведена замена ненадлежащего ответчика администрации м.о. Красноярское Киреевского района надлежащим – администрацией м.о. Киреевский район Тульской области.
В судебном заседании помощник прокурора Щербакова С.А. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации м.о. Киреевский район по доверенности Бирюкова Е.В. в судебном заседании исковые требования не признала, подтвердив, что полномочия относительно организации ритуальных услуг не передавалось поселению, однако у администрации района отсутствуют денежные средства, необходимые для исполнения решения.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика.
В силу пункта 1 ч.1 ст. 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском. хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.
В соответствии со ст. 6 Земельного кодекса РФ объектом земельных отношений является земельный участок, границы которого описаны и удостоверены в установленном порядке.
Пунктом 3 части 1 ст. 99 Земельного кодекса РФ установлено, что к землям историко-культурного назначения относятся земли военных и гражданских захоронений.
Частью 2 данной статьи Кодекса предусмотрено, что земли историко-ультурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением. Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускается.
Частью 13 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что в состав зон специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами, используемыми для захоронения твердых коммунальных отходов, и иными объектами: размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных Зонах.
Согласно ст. 18 Федерального закона N 8-ФЗ от 12 января 1996 года «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. На общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с пунктом 5 ст. 16 настоящего Федерального закона.
На основании п. п. 4 и 5 ст. 16 Федерального закона N 8-ФЗ от 12 января 1996 года предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях других кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления.
Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления
Кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 № 221ФЗ).
В силу части 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законам требований.
На основании части 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся также следующие дополнительные сведения об объекте недвижимости: ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый, инвентарный или условный номер), если такой номер был присвоен до присвоения в соответствии с настоящим Федеральным законом кадастрового номера, и дата присвоения такого номера, сведения об организации или органе, которые присвоили такой номер в установленном законодательством порядке; кадастровый номер объекта недвижимости, в результате раздела которого, выдела из которого, реконструкции которого или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с которым (далее _ преобразуемый объект недвижимости) был образован другой объект недвижимости (далее - образование объекта недвижимости); кадастровый номер объекта недвижимости, образуемого из данного объекта недвижимости; кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположены здание, сооружение или объект незавершенного строительства, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства; кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, если объектом недвижимости является земельный участок.
Аналогичные полномочия поселения были закреплены в п. 22 ч. l ст. 7 Устава муниципального образования Красноярское Киреевского района. Однако с 01.01.2015 года ч.1 ст. 7 Устава указанного м.о. утратила силу.
В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Такие полномочия поселения были закреплены в п. 22 ч. l ст. 7 Устава муниципального образования Красноярское Киреевского района, однако с 01.01.2015 года ч.1 ст. 7 Устава указанного м.о. утратила силу.
Ч.3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи) (часть 3 введена Федеральным законом от 27.05.2014 N 136-ФЗ; в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 357-ФЗ).
Ч.4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (часть 4 введена Федеральным законом от 27.05.2014 N 136-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 187-ФЗ).
Как установлено судом, указанное полномочие соглашением к полномочиям сельского поселения не относились, следовательно, относится к полномочиям муниципального района.
Санитарные правила и нормы "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 № 84 (далее Санитарные правила) распространяются на кладбища, здания и сооружения похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к условиям их размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации.
В силу п. 2.1 Санитарных правил размещение, расширение и реконструкция кладбищ, зданий, сооружений, помещений похоронного назначения осуществляются в соответствии с законодательством в области градостроительной деятельности и санитарными правилами и нормативами.
Из положений п. 2.3 Санитарных правил следует, что выбор земельного участка под размещение кладбища производится на основе санитарно-эпидемиологической оценки следующих факторов: санитарно-эпидемиологической обстановки; градостроительного назначения и ландшафтного зонирования территории; геологических, гидрогеологических и гидрогеохимических данных; почвенно-географических и способности почв и почвогрунтов к самоочищению; эрозионного потенциала и миграции загрязнений; транспортной доступности.
В соответствии с п. 2.5 Санитарных правил кладбища с погребением путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп) размещают на расстоянии: от жилых, общественных зданий, спортивно-оздоровительных и санаторно-курортных зон в соответствии с санитарными. правилами по санитарно-защитным зонам и санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов; от водозаборных сооружений централизованного источника водоснабжения населения в соответствии с санитарными правилами, регламентирующими требования к зонам санитарной охраны водоисточников.
При этом пунктом 2.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.112.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74 предусмотрено, что в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 № 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий 1 и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1-6 к настоящим санитарным правилам.
В соответствии с пунктом 7.1.12 СанПиН 2.2.112.1.1.1200-03 сельские кладбища относятся к 5 классу опасности и для них установлена санитарно-защитная зона 50 метров.
Как видно из материалов дела и не оспаривается сторонами, земельный участок, на котором расположено общественное сельское кладбище в пос.Серебряные Ключи, не поставлен на кадастровый учет, не проведено межевание данного земельного участка и не определены его границы. Право собственности на вышеуказанный земельный участок, на котором находится кладбище, в установленном порядке не зарегистрировано, в результате чего органами местного самоуправления не реализуются закрепленные в законе полномочия по организации на территории поселения ритуальных услуг и содержанию мест захоронения.
Отсутствие четких границ земельных участков, на которых расположены сельские кладбища, отсутствие собственника данных объектов создает угрозу жизни и здоровью населения, проживающего на территории муниципального образования, не позволяет обеспечить соблюдение требований Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ по безопасной эксплуатации и содержанию мест захоронения.
Учитывая, что общественные кладбища, не поставленные на кадастровый учет, представляют собой потенциальную опасность для жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды, поскольку санитарно-защитная зона по указанным объектам может быть установлена лишь при постановке указанных объектов на кадастровый учет, бездействие администрации муниципального образования Киреевский район является незаконным и свидетельствует о ненадлежащем исполнении полномочий по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, предупреждению чрезвычайных ситуаций в границе поселения, организации и осуществлению мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций. Следовательно, заявленные требования суд находит законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
решил:
исковые требования Киреевского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Киреевский район Тульской области в срок до 01 мая 2017 г. поставить земельный участок, на котором расположено общественное сельское кладбище в пос.Серебряные Ключи, на кадастровый учет.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тульский областной суд через Киреевский районный суд в течение месяца.
Председательствующий: