Дело ***а-149/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГ город Барнаул
Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Гончаровой Ю.В.,
при секретаре Сигаревой Е.Е.,
с участием представителя административного истца <данные изъяты>
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению <данные изъяты> к Правительству Алтайского края, Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
административный истец <данные изъяты> обратилась в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением к Правительству Алтайского края, Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю об установлении кадастровой стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГ в равном их рыночной стоимости размере следующих земельных участков:
- с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты>. – в размере <данные изъяты>
- с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты>. – в размере <данные изъяты>.
Требования мотивированы тем, что кадастровая стоимость <данные изъяты>. на праве собственности земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, что подтверждается отчетом об оценке. Данное обстоятельство нарушает права административного истца, так как кадастровая стоимость влияет на размер подлежащего уплате земельного налога, в связи с этим истец просит установить кадастровую стоимость земельных участков равной их рыночной стоимости.
В судебном заседании представитель административного истца <данные изъяты> просил об удовлетворении заявленных административных исковых требований по изложенным в отзыве доводам. Пояснил, что несмотря на то, что земельный участок с кадастровым номером *** с ДД.ММ.ГГ снят с кадастрового учета в связи с его разделом на 31 земельный участок, несоответствие кадастровой стоимости рыночной нарушает права административного истца, поскольку она вправе произвести перерасчет земельного налога за предшествующие три года.
Административный <данные изъяты>представители административных ответчиков Правительства Алтайского края, УправленияРосреестра по Алтайскому краю, заинтересованныхлицФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Алтайскому краю, <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района Алтайского края, надлежаще извещенные о времени и месте судебного разбирательства, представителей для участия в рассмотрении дела не направили, об отложении разбирательства дела не просили.
При этом от заинтересованных лиц до судебного заседания поступили отзывы на иск.
В соответствии со ст.ст.150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав пояснения представителя сторон, изучив материалы дела, в том числе свидетельские показания оценщика <данные изъяты> оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
В соответствии с п.п.1,5 ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 1 ст.391 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено определение налоговой базы в отношении земельного участка как его кадастровой стоимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу абз.4 п.4 ст.378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Согласно п.14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» в соответствии с п.7 ст.4 Закона о кадастре при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее - архивные сведения).
Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Согласно п.2 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Статьей 24.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Судом установлено, что <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГ на праве собственности принадлежитземельный участок, с кадастровым номером ***, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир <адрес>. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, площадью <данные изъяты>., участок отнесен к землям населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства (л.д.7,79-81),
Также судом установлено, что с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ <данные изъяты> принадлежал земельный участок с кадастровым номером ***, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир <адрес>. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, площадью <данные изъяты>м., участок отнесен к землям населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства (л.д.9,74-76). Данный участок снят с кадастрового учета ДД.ММ.ГГ в связи с его разделом на 31 земельный участок.
Таким образом, установление в отношении объектов недвижимости кадастровой стоимости в размере их рыночной стоимости имеет правовое значение для административного истца, как плательщика земельного налога.Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Алтайского края, включая земельныеучастки с кадастровыми ***, утверждены постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***«Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Алтайского края».
Согласно кадастровым справкам филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ кадастровая стоимость,содержащаяся в государственном кадастре недвижимости, определена по состоянию на ДД.ММ.ГГ и составляет: в отношенииземельного участка с кадастровым номером *** – <данные изъяты>.;в отношении земельного участка с кадастровым номером ***– <данные изъяты>. (л.д.8,10).
В соответствии с п.п.1,3 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Исходя из положений ст.24.18 Закона об оценочной деятельности, основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В подтверждение рыночной стоимости земельных участковадминистративным истцом представлен отчет об оценке ***, составленный ДД.ММ.ГГ оценщиком <данные изъяты> согласно которому рыночная стоимость вышеуказанных объектов недвижимости по состоянию на ДД.ММ.ГГ составляет: в отношении земельного участка с кадастровым номером *** – <данные изъяты>.;в отношении земельного участка с кадастровым номером *** – <данные изъяты>. (л.д.11-62).
Исследовав отчет об оценке, суд приходит к выводу, что отчет соответствуют требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности и могут быть приняты в качестве допустимых доказательств, подтверждающих достоверность указанной в них итоговой величины рыночной стоимости земельных участков.
Из данных отчетов следует, что оценщик провел анализ рынка и внешних факторов, влияющих на стоимость объекта оценки. При определении рыночной стоимости земельного участка к избранным объектам-аналогам были применены корректировки по наиболее существенным ценообразующим факторам с приведением соответствующих обоснований и расчетов. Приведенные в отчете расчеты и пояснения к ним обеспечивают проверяемость выводов и результатов, указанных оценщиком в рамках выбранного подхода.
В данном случае оценка рыночной стоимости произведена индивидуально для конкретного земельного участка в отличие от методов массовой оценки объектов недвижимости, поэтому может отличаться от кадастровой стоимости, утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***.
При определении рыночной стоимости земельных участков оценщик использовал сравнительный подход как наиболее обеспеченный исходной информацией. Для проведения расчетов по определению рыночной стоимости объекта оценки по сравнительному подходу оценщиком выбран метод сравнения продаж, как наиболее репрезентативный, поскольку учитывает фактически сложившийся на дату оценки уровень цен на земельные участки в регионе и текущую рыночную ситуацию в рассматриваемом сегменте недвижимости. Применяя сравнительный подход к оценке, оценщик выбрал единицы сравнения, обосновал свой выбор, применил необходимые корректировки. При этом отчет содержит мотивированное обоснование отказа от использования доходного и затратного подходов; содержит анализ рынка, ссылки на источники информации с приложением копий материалов и распечаток; описание последовательности определения стоимости объекта оценки.
Отчет об оценке подготовлен оценщиком <данные изъяты> являющимся членом Ассоциации Саморегулируемой организации «Южно-Сибирская Организация Профессиональных Оценщиков и Экспертов», т.е. лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, имеющим необходимое образование, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости участка.
Кроме того, судом в качестве свидетеля был допрошен оценщик <данные изъяты>, который подтвердил достоверность оценки, обосновал выбор аналогов. Представил дополнительные пояснения, согласно которым в случае использования в качестве аналога земельного участка, расположенного в микрорайоне <адрес>, рыночная стоимость спорных земельных участков не изменилась.
В силу ст.12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Административными ответчиками, заинтересованными лицами результаты оценки, содержащиеся в представленных административным истцом отчетах, под сомнение не ставились и не оспаривались, доказательств, опровергающих изложенные в отчетах выводы, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости земельных участков, не представлено, в связи с чем основания для непринятия итоговой величины рыночной стоимости объектов оценки, указанной в отчетах, у суда отсутствуют.
Учитывая, что установление кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной имеет для административного истца, являющегося в силу статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиком земельного налога, правовое значение, суд удовлетворяет требования <данные изъяты>
В связи с тем, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано административным истцом ДД.ММ.ГГ, срок, предусмотренный ч.3 ст.245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не пропущен.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р ешил:
административное исковое заявление <данные изъяты> об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир <адрес>. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, площадью <данные изъяты>., по состоянию на ДД.ММ.ГГ, в равном его рыночной стоимости размере – <данные изъяты>.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир <адрес> Почтовый адрес ориентира: <адрес>, площадью <данные изъяты>., по состоянию на ДД.ММ.ГГ, в равном его рыночной стоимости размере – <данные изъяты>.
Дата обращения с заявлением об изменении кадастровой стоимости земельного участка – ДД.ММ.ГГ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Алтайского краевого суда в течение одного месяца со дня принятия решения в мотивированном виде.
Судья Ю.В.Гончарова
Мотивированное решение принято ДД.ММ.ГГ.