Дело № 33-1464/2023 (в суде первой инстанции № 2-3-172/2022)
УИД: 27RS0020-03-2022-000207-67
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
10 марта 2023 года город Хабаровск
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего: Разуваевой Т.А.,
судей Поливода Т.А., Мартыненко А.А.,
при секретаре Шишкине Д.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Антоновой А.П., действующей в интересах несовершеннолетней ФИО1, к администрации Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края о возложении обязанности,
по апелляционной жалобе ответчика администрации Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края на решение Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 12 декабря 2022 года.
Заслушав доклад судьи Поливода Т.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Антонова А.П. действующая в интересах несовершеннолетней ФИО1, обратилась с иском к администрации Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края о возложении обязанности поставить ФИО1, как имеющую право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории "инвалид детства". В обоснование заявленных требований указала, что она с 1983 года проживает на территории Аяно-Майского района Хабаровского края, совместно с ней проживает несовершеннолетняя дочь ФИО1, <данные изъяты>, являющаяся ребенком-инвалидом. В адрес администрации Аяно-Майского муниципального района в сентябре 2022 года направлено заявление о включении ФИО1 в состав участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». 17.10.2022 получено уведомление об отказе в постановке на учет в списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера.
Решением Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 12 декабря 2022 года исковые требования Антоновой А.П., действующей в интересах несовершеннолетней ФИО1, удовлетворены.
Судом постановлено: признать незаконным отказ администрации Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края от 17.10.2022 г. во включении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего севера.
Обязать администрацию Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края (ИНН №) поставить ФИО1, <данные изъяты> на учет, как имеющего право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории "инвалид детства" с даты обращения.
В апелляционной жалобе ответчик администрация Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края, не согласившись с решением суда первой инстанции, просит его отменить. В обоснование указала, что правом на жилищную субсидию обладают только лишь инвалиды с детства, родившиеся до 01.01.1992 г. и при условии проживания их матерей на дату их рождения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. ФИО1 родилась ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после 01.01.1992г., в связи с чем она не имеет право на соответствующую жилищную субсидию
Письменных возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.
В заседание судебной коллегии стороны и иные лица не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Кроме того, информация о деле размещена на официальном интернет-сайте Хабаровского краевого суда.
В силу ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела несовершеннолетняя ФИО1 <данные изъяты> приходится дочерью Антоновой А.П..
Антонова А.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, согласно информации ОМВД по Аяно-Майскому району от 19.10.2022 №3/222706745932, постоянно проживает на территории Аяно-Майского района с 10.06.1983 года по настоящее время.
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, согласно свидетельства о рождении от 26.01.2010 серия №, а также информации ОМВД по Аяно-Майскому району от 17.08.2022 № А-1з, постоянно проживает на территории Аяно-Майского района с рождения по настоящее время.
Согласно справки МСЭ-2018 №1313906 ФИО1 является ребенком-инвалидом.
Согласно информации Единого государственного реестра недвижимости ФИО1 правообладателем на объекты недвижимости за пределами Аяно-Майского района не является.
Согласно уведомления №4 от 17.10.2022 года администрацией Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края ФИО1 отказано в постановке на учет в список граждан по категории «инвалиды», имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", и установив факт проживания ФИО1 в Аяно-Майском районе Хабаровского края в спорный период, а также то, что она является ребенком-инвалидом, пришел к выводу об обоснованности заявленных требований и о наличии у ФИО1 права на участие в Подпрограмме, поскольку она отвечает обязательным условиям, установленным Федеральным законом.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (в ред. Федерального закона от 20.07.2020 N 228-ФЗ) право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют: инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) не позднее 1 января 1992 года и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 01.03.2022 N 9-П "По делу о проверке конституционности статьи 2 Федерального закона от 20 июля 2020 года N 228-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в связи с жалобой гражданина А.В. Окулова" статья 2 Федерального закона от 20 июля 2020 года N 228-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" признана не соответствующей статьям 2, 7, 18, 40 (часть 3), 55 (часть 3) и 75.1 Конституции Российской Федерации в той мере, в какой придание ею обратной силы его статье 1 рассматривается как основание для снятия инвалидов с детства, родившихся после 1 января 1992 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и поставленных на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", с такого учета или для отказа в выдаче им государственного жилищного сертификата в связи с рождением после 1 января 1992 года.
При этом в указанном постановлении отмечено, что реализуя конституционные гарантии в социальной сфере, законодатель располагает достаточно широкой свободой усмотрения при определении мер социальной защиты, выборе критериев их дифференциации и регламентации условий предоставления. Само по себе уточнение круга лиц из числа инвалидов с детства, имеющих право на получение жилищных субсидий, осуществленное в Федеральном законе от 20 июля 2020 года N 228-ФЗ, не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод, поскольку в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации введение, отмена, изменение порядка и условий предоставления жилых помещений на льготном основании, а также круга получателей субсидий на эти цели относятся к полномочиям законодателя и зависят от ряда социально-экономических факторов, в том числе от имеющихся у государства финансовых возможностей (Постановление от 1 февраля 2021 года N 3-П; определения от 19 июня 2007 года N 446-О-О, от 22 марта 2012 года N 509-О-О, от 24 декабря 2012 года N 2280-О, от 23 декабря 2014 года N 2960-О, от 26 января 2017 года N 187-О и др.). Не противоречит такое решение законодателя и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, последовательно им подтверждаемой, в силу которой при изменении или отмене ранее установленных мер социальной поддержки законодатель обязан соблюдать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий его ответственность за качество принимаемых решений, сохранение присущей природе законодательных актов разумной стабильности правового регулирования, обеспечение надлежащей правовой определенности, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, предсказуемость законодательной политики в социальной сфере (постановления от 24 мая 2001 года N 8-П, от 29 января 2004 года N 2-П, от 20 апреля 2010 года N 9-П, от 27 марта 2012 года N 8-П, от 1 июля 2015 года N 18-П и др.).
Федеральный закон от 20 июля 2020 года N 228-ФЗ принят в целях повышения эффективности использования средств федерального бюджета, предусматриваемых на предоставление жилищных субсидий, уменьшения срока ожидания жилищного сертификата для тех, кто долго проживает в суровом климате и остро нуждается в переезде в более благоприятные климатические зоны по состоянию здоровья. Обращаясь ранее к анализу Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что законодатель, закрепляя право на получение жилищных субсидий и определяя условия его возникновения, может, как следует из статей 37 (часть 3), 40 и 71 (пункты "в", "е", "з") Конституции Российской Федерации, исходя из защищаемых ею ценностей, вносить изменения в ранее установленные правила предоставления субсидий, учитывая бюджетные средства, которые должны быть выделены для решения проблемы переселения. Вправе он и предусмотреть специальные правила действия соответствующих норм во времени и по кругу лиц, что нельзя расценивать как нарушение конституционных прав граждан (определения от 23 января 2003 года N 38-О и от 15 июля 2008 года N 561-О-О).
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции не учел, что в ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" Федеральным законом от 20.07.2020 N 228-ФЗ внесены изменения, применив при разрешении данного спора закон в редакции, действовавшей до 31.07.2020 года.
ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, следовательно, 15 лет ей исполнилось в декабре 2021г., то есть после внесения изменений Федеральным законом от 20.07.2020 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
На момент внесения изменений в Федеральный закон от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в 2020 году правом на получение жилищной субсидии она не обладала в виду того, что не прожила в районах Крайнего Севера 15 лет, на учете на получение субсидии на момент изменения закона не состояла.
По достижении ФИО1 15 лет действовал Федеральный закон от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в редакции от 20.07.2020, согласно которому право на получение жилищных субсидий принадлежит не всем инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами таких районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись такие районы и местности), а только тем из них, кто родился до 1 января 1992 года, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, а потому решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 12 декабря 2022 года по исковому заявлению Антоновой А.П., действующей в интересах несовершеннолетней ФИО1 к администрации Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края о возложении обязанности отменить и принять новое решение.
В удовлетворении исковых требований Антоновой А.П., действующей в интересах несовершеннолетней ФИО1, к администрации Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края о возложении обязанности поставить ФИО1, как имеющую право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории "инвалид детства", отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия. Судебные постановления суда первой и апелляционной инстанции могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судья:
Мотивированное апелляционное определение принято 13 марта 2023 года