Дело № 33-6535/2023
В суде первой инстанции дело слушала судья Чернова А.Ю. (Дело № 2-3155/2023 ~ М-3019/2023; 27RS0004-01-2023-003743-26).
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
22 сентября 2023 года город Хабаровск
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
Председательствующего Хуснутдиновой И.И.,
судей Сенченко П.В., Новицкой Т.В.,
при секретаре Быстрецкой А.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу краевого государственного бюджетного учреждения «Хабаровский психоневрологический интернат» на решение Индустриального районного суда г. Хабаровска от 06 июля 2023 года по гражданскому делу по иску прокурора Индустриального района г. Хабаровска действующего в интересах Саенко А.Е. к КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» о возложении обязанностей, о взыскании денежных средств,
Заслушав доклад судьи Хуснутдиновой И.И., пояснения представителя истца – прокурора Доськовой Т.Ю., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия,
у с т а н о в и л а:
Прокурор Индустриального района г. Хабаровска обратился в Индустриальный районный суд г. Хабаровска с иском к КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» о возложении обязанностей и взыскании денежных средств.
В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой Индустриального района г. Хабаровска проведена проверка исполнения действующего законодательства о социальной защите прав граждан пожилого возраста и инвалидов, в ходе которой установлено, что между Саенко А.Е. ДД.ММ.ГГГГ года рождения и КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» заключен договор о предоставлении социальных услуг в стационарной форме № 184 от 01.12.2021, согласно которому размер ежемесячной платы не может превышать 75% среднедушевого дохода Саенко А.Е., рассчитанного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2014 №1075 «Об утверждении правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно». До изменения законодательства и принятия Федерального закона от 28.12.2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" предельный размер ежемесячной платы за предоставленные социальные услуги в стационарной форме составлял 75% пенсии получателя социальный услуг, что менее размера оплаты, установленного вышеуказанным договором о предоставлении социальных услуг в стационарной форме. Переходными положениями Федерального закона от 28.12.2013 года N 442-ФЗ предусмотрено, что в рамках длящихся правоотношений для получателей социальных услуг, у которых право на получение социальных услуг возникло в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу указанного федерального закона порядком предоставления социальных услуг в субъекте Российской Федерации, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации и условия их предоставления в соответствии с данным федеральным законом не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на 31.12.2014 года, а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31.12.2014 года. Отношения между Саенко А.Е. и КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» являются длящимися, возникли до 31.12.2014г., исчисление платы за социальные услуги в размере не более 75% среднедушевого дохода является ухудшающим условием. Между тем, ежемесячно в счет платы за предоставляемые социальные услуги с Саенко А.Е. в пользу КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» удерживались денежные средства, предоставляемые ему в качестве ежемесячной денежной выплаты. Общая сумма необоснованных удержаний за период с 01.01.2020г. по 31.12.2022г. составила 85844 руб. 38 коп. С учетом уточненных в ходе судебного разбирательства требований истец просит возложить на Краевое государственное бюджетное учреждение «Хабаровский психоневрологический интернат» производить удержание за предоставляемые социальные услуги Саенко А.Е. в размере, не превышающем 75 процентов пенсии; взыскать с Краевого государственного бюджетного учреждения «Хабаровский психоневрологический интернат» в пользу Саенко А.Е. на номинальный счет, открытый в Филиале Дальневосточного ПАО Банка «ФК Открытие» №, незаконно удержанные за период с 01.03.2020г. по 31.03.2023г. денежные средства в сумме 89703 руб. 09 коп. в качестве платы за предоставляемые социальные услуги.
Решением Индустриального районного суда г. Хабаровска от 06 июля 2023 года исковые требования удовлетворены частично, судом постановлено:
Возложить обязанность на краевое государственное бюджетное учреждение «Хабаровский психоневрологический интернат» производить удержание за предоставляемые социальные услуги с Саенко А.Е. ДД.ММ.ГГГГ года рождения в размере, не превышающем 75 процентов пенсии.
Взыскать с Краевого государственного бюджетного учреждения «Хабаровский психоневрологический интернат» в пользу Саенко А.Е. на номинальный счет, открытый в Филиале Дальневосточного ПАО Банка «ФК Открытие» №, незаконно удержанные за период с 01.06.2020г. по 31.03.2023г. денежные средства в размере 82937 руб. 88 коп. в качестве платы за предоставляемые социальные услуги.
В апелляционной жалобе КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» просит отменить решение суда первой инстанции, принять новое решение, которым в удовлетворении иска отказать. Полагают, что судом не был учтен порядок предоставления социальных услуг и взимание платы до и после 01.01.2015 – даты вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 №442-ФЗ. До 01.01.2015 получателям социальных услуг предоставлялись социальные услуги в соответствии с гарантированным перечнем социальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 26.04.2005 №38-пр, без индивидуального подхода, периодичности, объема, которые предоставлялись бесплатно, размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание определялся с учетом утвержденных норм питания, нормативов обеспечения мягким инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов, сложившегося в крае уровня потребительских цен, тарифов на оплату коммунальных услуг, который не превышал 75% от установленной гражданам пенсии. С 01.01.2015 размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с ч.4 ст.31 Федерального закона от 28.12.2013г. №442-ФЗ. Социальные услуги предоставляются гражданам на основании договора о предоставлении социальных услуг, существенным условием которого являются положения, определенные индивидуальной программой предоставления социальных услуг. Договор о предоставлении социальных услуг заключен между учреждением и подопечным. При этом все социальные услуги, предоставляемые до 31.12.2014, сохранены. Перечень и содержание социальных услуг увеличились, изменилась их индивидуализация в форме ИППСУ, что повлекло увеличение их стоимости, в связи с чем, изменение платы с даты заключения договора о предоставлении социальных услуг (01.12.2021) полагает правомерным. При изменении объема социальных услуг изменяется и размер платы. Условия предоставления социальных услуг после 01.01.2015 по сравнению с условиями, действовавшими до 01.01.2015, ухудшены не были. Отношения, сложившиеся между учреждением и подопечным в новых условиях предоставления социальных услуг, не являются длящимися со дня заключения договора о предоставлении социальных услуг.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились Саенко А.Е., представитель КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат», представитель Министерства социальной защиты Хабаровского края, о месте и времени извещены надлежащим образом по правилам ст.113 Гражданского процессуального кодекса, об отложении судебного заседания не просили. На основании ст.167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав пояснения прокурора, проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда по правилам ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Саенко А.Е. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 28.06.1995г. проживает и является получателем социальных услуг в КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат», Саенко А.Е установлена первая группа инвалидности бессрочно, он признан недееспособным, что подтверждается справкой серии №, решением Индустриального районного суда г. Хабаровска от 28.08.1993г.
Отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также вопросы установления экономических, социальных и правовых гарантий для граждан пожилого возраста и инвалидов на момент поступления Саенко А.Е. в учреждение социального обслуживания регулировались Федеральным законом от 02.08.1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов".
01.12.2021 между КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» и Саенко А.Е. заключен договор № 184 о предоставлении социальных услуг. Стоимость услуг по договору определена в размере 43279,08 руб., при этом согласовано, что размер ежемесячной платы не может превышать 75 % среднедушевого дохода заказчика, рассчитанного в соответствии с ч. 4 ст. 31 Федерального закона № 442-ФЗ, а также при расчете за социальное обслуживание учитывается 75 % от доходов, получаемых от вклада, размещенного на депозитном счете, снятие которых производится один раз в год (п.9 Договора).
Как следует из представленных документов (расчета стоимости услуг) в плату за предоставление социальных услуг Саенко А.Е. на основании вышеуказанного положения договора за период с 01.03.2020г. по 31.03.2023г. помимо социальной пенсии была включена ежемесячная денежная выплата.
Поскольку Саенко А.Е. находится на стационарном обслуживании в КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» с 1995 года, то есть социальные услуги начали оказываться ему до вступления 01.01.2015 года в силу Федерального закона от 28.12.2013 года N 442-ФЗ, на момент введения нового правового регулирования возникшие между сторонами спора правоотношения по предоставлению социальных услуг являлись длящимися, в связи с чем ответчик обязан оплачивать социальные услуги в размере не более 75% получаемой истцом пенсии.
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов включало в том числе стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования) (подпункт 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»).
Согласно статье 24 Федерального закона от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» порядок и условия предоставления бесплатного надомного, полустационарного и стационарного социального обслуживания, а также на условиях полной или частичной оплаты устанавливались органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», а также в целях повышения качества социально-бытовой помощи, оказываемой гражданам пожилого возраста и инвалидам в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания, Правительством Российской Федерации было принято постановление от 17 апреля 2002 г. № 244 «О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 г. № 244).
Суд первой инстанции, разрешая заявленные требования, руководствуясь положениями ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», ст.ст. 16, 24 Федерального закона от 02.08.1995 № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», п.1 Постановления Правительства РФ от 17.04.2002 № 244 «О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов», Правилами определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18.10.2014 № 1075, установив, что до введения в действие Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ отношения между Саенко А.Е. и КГБУ Хабаровский ПНИ являются длящимися и возникли до 31.12.2014, исчисление платы за социальные услуги в размере не более 75 % среднедушевого дохода получателя услуг ухудшают его правовое положение в части ежемесячного размера платы за предоставление социальных услуг по сравнению с теми условиями, которые были установлены для него по состоянию на 31 декабря 2014 г., следовательно, ответчиком незаконно удерживались денежные средства, что за период с 01.06.2020 по 31.03.2023 составило 82937 рублей 88 копеек, которые подлежат взысканию с ответчика в пользу Саенко А.Е.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия согласна с выводами суда первой инстанции об удовлетворения исковых требований, поскольку они мотивированы, соответствуют установленным в судебном заседании обстоятельствам, основаны на правильном применении норм материального права и исследованных доказательствах, которым в решении суда дана должная правовая оценка и оснований считать их неправильными, судебная коллегия не усматривает. Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, представленным доказательствам дана правовая оценка, которая сомнений в своей правильности не вызывает. Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену либо изменение судебного решения, не усматривается.
Доводы апелляционной жалобы ввиду не учета порядка предоставления социальных услуг до и после 01.12.2015, изменения порядка расчета ежемесячной платы предоставления социальных услуг, их предоставления на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг, изменения количества, объема социальных услуг и условий их предоставления, что позволяло изменить размер платы за их предоставление, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании и применении норм права, фактических обстоятельств.
В силу вышеуказанных положений Постановления Правительства РФ от 17.04.2002 № 244 «О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов», действовавшее до 01.12.2015 правовое регулирование закрепляло ограничение ежемесячной платы за стационарное обслуживание получателя социальных услуг - до 75% установленной ему пенсии.
В настоящее время (с 01.01.2015 - даты введения в действие Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации») максимальный размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг не может превышать 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг. То есть предельный размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме изменен: вместо 75% пенсии получателя социальных услуг он составляет 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг. При расчете среднедушевого дохода получателя социальных услуг учитываются, в том числе пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством РФ.
Вместе с тем, согласно установленному ч. 2 ст. 35 Федеральным законом от 28.12.2013 № 442-ФЗ переходному регулированию - в рамках длящихся правоотношений для получателей социальных услуг, у которых право на получение социальных услуг возникло в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком предоставления социальных услуг в субъекте Российской Федерации, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации и условия ее предоставления в соответствии с настоящим Федеральным законом не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на 31.12.2014, а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31.12.2014.
В силу этого законодательного предписания, в связи с введением нового правового регулирования отношений по социальному обслуживанию граждан, в рамках длящихся правоотношений (то есть возникших до 01.01.2015) указано при установлении поставщиками социальных услуг в субъекте РФ размера платы за предоставление социальных услуг этим гражданам не превышать ее размер по сравнению с тем, каким он был для них на 31.12.2014. Аналогичные разъяснения указываются в п. 19 Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020), а также эта правовая позиция неоднократно указывалась Верховным Судом РФ при рассмотрении гражданских дел (например, Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18.04.2022 № 78-КГ22-2-К3).
Таким образом, в силу указанной нормы и акта по толкованию ее применения, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг для лиц, получавших их до 01.01.2015, не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на 31.12.2014.
Доводы о возможности установления размера платы согласно новому правовому регулированию в связи с введением новых услуг, увеличением объема, периодичности предоставляемых услуг не основаны на законе, т.к. противоречат ч.2 ст.35 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ, предусматривающей запрет на повышение для граждан, получавших социальное обслуживание в стационарной форме до 01.01.2015, размера платы за предоставление им социальных услуг, определенного по состоянию на 31.12.2014 - одного из существенных условий договора о предоставлении социальных услуг.
Таким образом, установление в договоре от 01.12.2021 условий о взимании платы в размере 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг в месяц, включая в расчет этой платы помимо пенсии, сумму начисляемой Саенко А.Е. ежемесячной денежной выплаты, нарушает законодательное регулирование, установленное требованиями ч. 2 ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ, соответственно применительно к приведенным нормам ГК РФ данное условие договора является недействительным, в связи с чем у суда первой инстанции имелись правовые основания для возложения на ответчика обязанности производить удержание за предоставляемые социальные услуги в размере, не превышающем 75% пенсии, а также для взыскания с ответчика удержанной за период с 01.06.2020 по 31.03.2023 из средств выплачиваемой Саенко А.Е. ежемесячной денежной выплаты суммы 82937 рублей 88 копеек.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к таким выводам, приведены в обжалуемом решении и их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений.
Оценка и выводы суда первой инстанции относительно имеющихся доказательств и установленных по делу обстоятельств соответствуют требованиям действующего законодательства при его правильном применении.
Доводы апелляционной жалобы, оспаривающие выводы суда, судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку они по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, что само по себе не свидетельствует о наличии предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Таким образом, в силу указанной нормы и акта по толкованию ее применения, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг для лиц, получавших их до 01.01.2015г., не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на 31.12.2014г.
Саенко А.Е. на 31.12.2014 г. являлся получателем социальных услуг в стационарной форме, предоставляемых ответчиком на основании договора от 01.01.2004г № 56. Установленный ему размер ежемесячной платы за предоставляемые социальные услуги согласно п.1 постановления Правительства РФ от 17.04.2002г. № 244 «О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов» ограничивался пределом 75% установленной ему пенсии.
Соответственно, в силу требований ч. 2 ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013г. № 442-ФЗ вновь устанавливаемый Саенко А.Е., в том числе в связи с расторжением с ним предыдущего договора и заключением нового договора от 01.12.2021 г., размер платы за предоставление социальных услуг не мог превышать размер платы, установленный по состоянию на 31.12.2014г. Расторжение предыдущего договора и заключение нового договора от 01.12.2021 г. между сторонами спора длящихся правоотношений по смыслу ч. 2 ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013г. № 442-ФЗ не прерывали.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии предусмотренных законом оснований для удовлетворения иска.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании и применении норм материального права и правильных выводов суда первой инстанции не опровергают, в связи, с чем не могут служить основанием для отмены постановленного решения, отвечающего нормам материального права.
В остальной части решение суда не обжаловано.
Руководствуясь ст.ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Индустриального районного суда г. Хабаровска от 06 июля 2023 года по гражданскому делу по иску прокурора Индустриального района г. Хабаровска действующего в интересах Саенко А.Е. к КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» о возложении обязанностей и взыскании денежных средств оставить без изменения, апелляционную жалобу краевого государственного бюджетного учреждения «Хабаровский психоневрологический интернат» - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: