дело №
№
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
с. Богучаны Красноярского края «21» июля 2021 года
Богучанский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Филиппова А.О.,
с участием помощника прокурора Богучанского района Скуратовского А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Богучанского района в интересах неопределённого круга лиц к администрации Новохайского сельского совета Богучанского района Красноярского края, администрации Богучанского района Красноярского края и Министерству лесного хозяйства Красноярского края, об обязании ликвидировать несанкционированную свалку твёрдых бытовых отходов,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Богучанского района обратился с исковым заявлением в интересах неопределённого круга лиц к администрации Новохайского сельского совета Богучанского района Красноярского края и администрации Богучанского района Красноярского края об обязании в трёхмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку твёрдых бытовых отходов на земельном участке муниципального образования Новохайский сельсовет площадью 1430кв.м, расположенном в границах муниципального образования на расстоянии 2000 м. в восточном направлении от п. Новохайский Богучанского района Красноярского края (координаты: 57?45"25.13""N/ 97?27"56.10""E; 57?45"25.13""N/ 97?27"59.15""E; 57?45"24.10""N/ 97?27"58.97""E; 57?45"24.43""N/ 97?27"55.65.""E ).
Свои требования прокурор мотивировал тем, что в ходе проведённой проверки требований по охране окружающей среды был выявлен факт расположения на земельном участке муниципального образования Новохайский сельсовет, расположенном в границах муниципального образования на расстоянии 2000 м. в восток от п.Новохайский Богучанского района Красноярского края, являющимся местом общего пользования, несанкционированной свалки твёрдых бытовых отходов, определить собственника которых не представляется возможным. Указанный земельный участок относится к неразграниченной государственной собственности, в связи с чем обязанность по осуществлению мероприятий, связанных с охраной земельных участков, находящихся на территории сельских поселений, собственность на которые не разграничена, и входящих в состав соответствующего муниципального образования, возлагается на орган местного самоуправления муниципального района. При этом в нарушении требований санитарно-эпидемиологического законодательства администрацией Богучанского района Красноярского края и администрацией Новохайского сельского совета Богучанского района Красноярского края указанный земельный участок от отходов не очищен, что создаёт реальную угрозу для жизни и здоровья граждан, неопределённого круга лиц, а также окружающей среде. Просит суд обязать администрацию Новохайского сельского совета Богучанского района Красноярского края и администрацию Богучанского района Красноярского края в трёхмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку твёрдых бытовых отходов.
В судебном заседании помощник прокурора Богучанского района Скуратовский А.Ю. на удовлетворении исковых требований настаивал и дал пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.
Глава администрации Новохайского сельского совета Богучанского района Красноярского края в судебное заседание не явился представил отзыв котором указал что исковые требования прокурора не признает, свалка твёрдых бытовых отходов расположена на землях лесного фонда РФ и не входит в состав земель муниципального образования.
Администрация Богучанского района Красноярского края, надлежащим образом уведомленное о месте и времени рассмотрения дела, в суд своего представителя не направила, в представленном в суд ходатайстве просила рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. Представило отзыв, где требования прокурора не признал и пояснил, что вопросы по накоплению и транспортированию твёрдых коммунальных отходов в соответствии с Законом Красноярского края №9-3724 от 15 октября 2015 года отнесены к компетенции сельских поселений Красноярского края, в связи с чем обязанность по ликвидации указанной в заявлении свалки твёрдых бытовых отходов должен нести Новохайский сельсовет Богучанского района.
Привлечённое к участию в деле в качестве соответчика Министерство лесного хозяйства Красноярского края, надлежащим образом уведомленное о месте и времени рассмотрения дела, в суд своего представителя не направило, отзыв не предоставило на исковое заявление.
Привлечённые к участию в деле в качестве заинтересованного лица ООО «Транснефть -Восток», ООО «Сибуглеком», ООО «Связь объектов транспорта и добычи нефти», надлежащим образом уведомленные о месте и времени рассмотрения дела, в суд своих представителей не направили не просили о рассмотрении в их отсутствие или об отложении.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права реализует их по своему усмотрению, распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому, неявка лица, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и иных процессуальных прав.
Согласно ч. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации и п.1 ст.11 Федерального закона №7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
В силу ст.3 Федерального закона №7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, возмещение вреда окружающей среде, запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.
Согласно ч.1 ст.4 Лесного кодекса РФ участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица.
Статьёй 51 Федерального закона №7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные объекты, а также размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Согласно п.«е» ст.39 Правил санитарной безопасности в лесах, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации №414 от 29 июня 2007 года, при использовании лесов не допускается загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами.
В судебном заседании установлено, что на земельном участке площадью 1430 м2, расположенном в границах координат 57?45"25.13""N/ 97?27"56.10""E; 57?45"25.13""N/ 97?27"59.15""E; 57?45"24.10""N/ 97?27"58.97""E; 57?45"24.43""N/ 97?27"55.65.""E установлено наличие несанкционированной свалки твёрдых бытовых отходов (захламление территории бытовым мусором).
Данные выводы подтверждаются актом осмотра территории от 21 сентября 2020 года и фототаблицей к нему (л.л.д.7-8).
На момент рассмотрения дела свалка не ликвидирована, что сторонами не оспаривалось.
Согласно письма руководителя КГБУ «Чунское лесничество» №50 от 12 марта 2021 года (л.д.34) земельный участок, расположенный в границах координат 57?45"25.13""N/ 97?27"56.10""E; 57?45"25.13""N/ 97?27"59.15""E; 57?45"24.10""N/ 97?27"58.97""E; 57?45"24.43""N/ 97?27"55.65.""E, расположен на землях лесного фонда в квартале 91 выдел 8,12 Новохайского (б.Хожинского) участкового лесничества КГБУ «Чунское лесничество».
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества, земельный участок, расположенный в квартале 91 Новохайского участкового лесничества КГБУ «Гремучинское лесничество», относится к категориям земель – земли лесного фонда, правообладателем указанного земельного участка является Российская Федерация.
Согласно ст.6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
В соответствии с ч.1,2 ст.51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Пунктом 4 части 1 статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и повреждённых лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).В силу ч.1 ст.8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно ст.ст. 209, 210 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, он вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором
Пунктом 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений - организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.
Статьёй 42 Земельного кодекса РФ установлены обязанности собственников земельных участков по их использованию, в том числе: не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
На собственников земельных участков пунктом 4 статьи 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель возложена обязанность проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.
Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Министерстве лесного хозяйства Красноярского края, утверждённого постановлением Правительства Красноярского края №374-п от 26 июля 2016 года, Министерство лесного хозяйства Красноярского края является органом исполнительной власти Красноярского края, осуществляющим полномочия в области лесных отношений на территории Красноярского края. Министерство лесного хозяйства Красноярского края осуществляет отдельные полномочия, переданные ему Российской Федерацией в области лесных отношений, в том числе: осуществляет закупку работ по охране, защите и воспроизводству лесов (п.3.3 Положения), осуществляет охрану лесов на землях лесного фонда (п.3.12 Положения), то есть Министерство лесного хозяйства Красноярского края является уполномоченным органом в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
Как усматривается из материалов дела, лесной участок, на котором находится несанкционированная свалка бытовых отходов, находится в федеральной собственности.
Согласно постановления Конституционного Суда РФ №26-П от 13 октября 2015 года «По делу о проверке конституционности пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобой администрации муниципального образования «Североуральский городской округ» п.5.1 установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия (статьи 13 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 51 Лесного кодекса Российской Федерации). Мероприятия санитарно-оздоровительного характера на лесных участках, связанные с исполнением публично-правовых обязанностей лесопользователя, по смыслу взаимосвязанных положений статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации и утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года N 414 во исполнение части 3 данной статьи Правил санитарной безопасности в лесах, должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в их захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии на них. Органы же государственной власти и органы местного самоуправления, согласно части 2 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации, осуществляют охрану и защиту лесов в пределах полномочий, определенных в соответствии с его статьями 81 - 84, если иное не предусмотрено данным Кодексом, другими федеральными законами.
Исходя из того, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ч.1 ст.8 Лесного кодекса РФ), управление ими и их охрана составляют ведение Российской Федерации, что не исключает дискреции федерального законодателя, передавшего осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации: согласно статье 83 Лесного кодекса Российской Федерации к ним относятся, в частности, полномочия по организации использования лесов, их охраны, защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечению охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях; средства же на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета (пункт 4 части 1 и часть 3).
При таких обстоятельствах в силу вышеприведенных указанных норм именно Министерство лесного хозяйства Красноярского края должно организовать охрану и защиту лесных участков, находящихся в федеральной собственности, в том числе от негативного воздействия и загрязнения бытовыми отходами, а при наличии таких загрязнений организовать ликвидацию отходов.
Что касается полномочий органов местного самоуправления в области лесных отношений, то, как следует из части 1 статьи 84 Лесного кодекса Российской Федерации, они сводятся к принятию мер по предотвращению вредного воздействия (включая захламление) на те лесные участки, которые находятся в муниципальной собственности. Утверждённые Правительством Российской Федерации Правила санитарной безопасности в лесах также предусматривают обеспечение органами местного самоуправления проведения соответствующих санитарно-оздоровительных мероприятий лишь в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся в собственности муниципальных образований.
Таким образом, в системе действующего правового регулирования принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков, расположенных на территории муниципального образования, но не находящихся в его собственности, органами местного самоуправления не предусмотрено и относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти.
Таким образом, надлежащим ответчиком по делу является Министерство лесного хозяйства Красноярского края, в связи с чем исковые требования прокурора Богучанского района к администрации Богучанского района Красноярского края и администрации Новохайского сельского совета Богучанского района Красноярского края, удовлетворению не подлежат.
При этом бездействие Министерства лесного хозяйства Красноярского края, выразившееся в непринятии мер по ликвидации вышеуказанной несанкционированной свалки твёрдых бытовых отходов, противоречит Конституции РФ, требованиям названных Законов, нарушает права неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность.
Кроме того учитывая, что непринятие своевременных и эффективных мер по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной на земельном участке площадью 1430 м2, на расстоянии 2000 м. в восточном направлении от п. Новохайский Богучанского района Красноярского края, создаёт ситуацию, при которой почве как объекту охраны окружающей среды может причинён вред, суд считает срок в три месяца выполнения работ по ликвидации свалки, является разумным и выполнимым.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Богучанского района в интересах неопределённого круга лиц об обязании ликвидировать несанкционированную свалку твёрдых бытовых отходов, - удовлетворить частично.
Обязать Министерство лесного хозяйства Красноярского края в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку твёрдых бытовых отходов, расположенную на земельном участке площадью 1430 м2, расположенном на расстоянии 2000 м. в восточном направлении от п. Новохайский Богучанского района Красноярского края, в квартале 91 выдел 8 и 12 Новохайского (б.Хожинского) участкового лесничества КГБУ «Чунское лесничество», в границах координат 57?45"25.13""N/ 97?27"56.10""E; 57?45"25.13""N/ 97?27"59.15""E; 57?45"24.10""N/ 97?27"58.97""E; 57?45"24.43""N/ 97?27"55.65.""E
В удовлетворении исковых требований прокурора Богучанского района в интересах неопределённого круга лиц к администрации Новохайского сельского совета Богучанского района Красноярского края и администрации Богучанского района Красноярского края - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Богучанский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий А.О. Филиппов