Решение по делу № 2а-127/2021 от 12.11.2020

дело

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

с. Богучаны Красноярского края                  «21» июля 2021 года

Богучанский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Филиппова А.О.,

с участием помощника прокурора Богучанского района Скуратовского А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Богучанского района в интересах неопределённого круга лиц к администрации Новохайского сельского совета Богучанского района Красноярского края, администрации Богучанского района Красноярского края и Министерству лесного хозяйства Красноярского края, об обязании ликвидировать несанкционированную свалку твёрдых бытовых отходов,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Богучанского района обратился с исковым заявлением в интересах неопределённого круга лиц к администрации Новохайского сельского совета Богучанского района Красноярского края и администрации Богучанского района Красноярского края об обязании в трёхмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку твёрдых бытовых отходов на земельном участке муниципального образования Новохайский сельсовет площадью 1430кв.м, расположенном в границах муниципального образования на расстоянии 2000 м. в восточном направлении от п. Новохайский Богучанского района Красноярского края (координаты: 57?45"25.13""N/ 97?27"56.10""E; 57?45"25.13""N/ 97?27"59.15""E; 57?45"24.10""N/ 97?27"58.97""E; 57?45"24.43""N/ 97?27"55.65.""E ).

Свои требования прокурор мотивировал тем, что в ходе проведённой проверки требований по охране окружающей среды был выявлен факт расположения на земельном участке муниципального образования Новохайский сельсовет, расположенном в границах муниципального образования на расстоянии 2000 м. в восток от п.Новохайский Богучанского района Красноярского края, являющимся местом общего пользования, несанкционированной свалки твёрдых бытовых отходов, определить собственника которых не представляется возможным. Указанный земельный участок относится к неразграниченной государственной собственности, в связи с чем обязанность по осуществлению мероприятий, связанных с охраной земельных участков, находящихся на территории сельских поселений, собственность на которые не разграничена, и входящих в состав соответствующего муниципального образования, возлагается на орган местного самоуправления муниципального района. При этом в нарушении требований санитарно-эпидемиологического законодательства администрацией Богучанского района Красноярского края и администрацией Новохайского сельского совета Богучанского района Красноярского края указанный земельный участок от отходов не очищен, что создаёт реальную угрозу для жизни и здоровья граждан, неопределённого круга лиц, а также окружающей среде. Просит суд обязать администрацию Новохайского сельского совета Богучанского района Красноярского края и администрацию Богучанского района Красноярского края в трёхмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку твёрдых бытовых отходов.

В судебном заседании помощник прокурора Богучанского района Скуратовский А.Ю. на удовлетворении исковых требований настаивал и дал пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.

Глава администрации Новохайского сельского совета Богучанского района Красноярского края в судебное заседание не явился представил отзыв котором указал что исковые требования прокурора не признает, свалка твёрдых бытовых отходов расположена на землях лесного фонда РФ и не входит в состав земель муниципального образования.

Администрация Богучанского района Красноярского края, надлежащим образом уведомленное о месте и времени рассмотрения дела, в суд своего представителя не направила, в представленном в суд ходатайстве просила рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. Представило отзыв, где требования прокурора не признал и пояснил, что вопросы по накоплению и транспортированию твёрдых коммунальных отходов в соответствии с Законом Красноярского края №9-3724 от 15 октября 2015 года отнесены к компетенции сельских поселений Красноярского края, в связи с чем обязанность по ликвидации указанной в заявлении свалки твёрдых бытовых отходов должен нести Новохайский сельсовет Богучанского района.

Привлечённое к участию в деле в качестве соответчика Министерство лесного хозяйства Красноярского края, надлежащим образом уведомленное о месте и времени рассмотрения дела, в суд своего представителя не направило, отзыв не предоставило на исковое заявление.

Привлечённые к участию в деле в качестве заинтересованного лица ООО «Транснефть -Восток», ООО «Сибуглеком», ООО «Связь объектов транспорта и добычи нефти», надлежащим образом уведомленные о месте и времени рассмотрения дела, в суд своих представителей не направили не просили о рассмотрении в их отсутствие или об отложении.

По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права реализует их по своему усмотрению, распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому, неявка лица, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и иных процессуальных прав.

Согласно ч. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации и п.1 ст.11 Федерального закона №7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

В силу ст.3 Федерального закона №7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, возмещение вреда окружающей среде, запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.

Согласно ч.1 ст.4 Лесного кодекса РФ участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица.

Статьёй 51 Федерального закона №7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные объекты, а также размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

Согласно п.«е» ст.39 Правил санитарной безопасности в лесах, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации №414 от 29 июня 2007 года, при использовании лесов не допускается загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами.

В судебном заседании установлено, что на земельном участке площадью 1430 м2, расположенном в границах координат 57?45"25.13""N/ 97?27"56.10""E; 57?45"25.13""N/ 97?27"59.15""E; 57?45"24.10""N/ 97?27"58.97""E; 57?45"24.43""N/ 97?27"55.65.""E установлено наличие несанкционированной свалки твёрдых бытовых отходов (захламление территории бытовым мусором).

Данные выводы подтверждаются актом осмотра территории от 21 сентября 2020 года и фототаблицей к нему (л.л.д.7-8).

На момент рассмотрения дела свалка не ликвидирована, что сторонами не оспаривалось.

Согласно письма руководителя КГБУ «Чунское лесничество» №50 от 12 марта 2021 года (л.д.34) земельный участок, расположенный в границах координат 57?45"25.13""N/ 97?27"56.10""E; 57?45"25.13""N/ 97?27"59.15""E; 57?45"24.10""N/ 97?27"58.97""E; 57?45"24.43""N/ 97?27"55.65.""E, расположен на землях лесного фонда в квартале 91 выдел 8,12 Новохайского (б.Хожинского) участкового лесничества КГБУ «Чунское лесничество».

Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества, земельный участок, расположенный в квартале 91 Новохайского участкового лесничества КГБУ «Гремучинское лесничество», относится к категориям земель – земли лесного фонда, правообладателем указанного земельного участка является Российская Федерация.

Согласно ст.6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.

В соответствии с ч.1,2 ст.51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Пунктом 4 части 1 статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и повреждённых лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).В силу ч.1 ст.8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Согласно ст.ст. 209, 210 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, он вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором

Пунктом 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений - организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.

Статьёй 42 Земельного кодекса РФ установлены обязанности собственников земельных участков по их использованию, в том числе: не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

На собственников земельных участков пунктом 4 статьи 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель возложена обязанность проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.

Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Министерстве лесного хозяйства Красноярского края, утверждённого постановлением Правительства Красноярского края №374-п от 26 июля 2016 года, Министерство лесного хозяйства Красноярского края является органом исполнительной власти Красноярского края, осуществляющим полномочия в области лесных отношений на территории Красноярского края. Министерство лесного хозяйства Красноярского края осуществляет отдельные полномочия, переданные ему Российской Федерацией в области лесных отношений, в том числе: осуществляет закупку работ по охране, защите и воспроизводству лесов (п.3.3 Положения), осуществляет охрану лесов на землях лесного фонда (п.3.12 Положения), то есть Министерство лесного хозяйства Красноярского края является уполномоченным органом в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

Как усматривается из материалов дела, лесной участок, на котором находится несанкционированная свалка бытовых отходов, находится в федеральной собственности.

Согласно постановления Конституционного Суда РФ №26-П от 13 октября 2015 года «По делу о проверке конституционности пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобой администрации муниципального образования «Североуральский городской округ» п.5.1 установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия (статьи 13 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 51 Лесного кодекса Российской Федерации). Мероприятия санитарно-оздоровительного характера на лесных участках, связанные с исполнением публично-правовых обязанностей лесопользователя, по смыслу взаимосвязанных положений статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации и утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года N 414 во исполнение части 3 данной статьи Правил санитарной безопасности в лесах, должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в их захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии на них. Органы же государственной власти и органы местного самоуправления, согласно части 2 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации, осуществляют охрану и защиту лесов в пределах полномочий, определенных в соответствии с его статьями 81 - 84, если иное не предусмотрено данным Кодексом, другими федеральными законами.

Исходя из того, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ч.1 ст.8 Лесного кодекса РФ), управление ими и их охрана составляют ведение Российской Федерации, что не исключает дискреции федерального законодателя, передавшего осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации: согласно статье 83 Лесного кодекса Российской Федерации к ним относятся, в частности, полномочия по организации использования лесов, их охраны, защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечению охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях; средства же на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета (пункт 4 части 1 и часть 3).

При таких обстоятельствах в силу вышеприведенных указанных норм именно Министерство лесного хозяйства Красноярского края должно организовать охрану и защиту лесных участков, находящихся в федеральной собственности, в том числе от негативного воздействия и загрязнения бытовыми отходами, а при наличии таких загрязнений организовать ликвидацию отходов.

Что касается полномочий органов местного самоуправления в области лесных отношений, то, как следует из части 1 статьи 84 Лесного кодекса Российской Федерации, они сводятся к принятию мер по предотвращению вредного воздействия (включая захламление) на те лесные участки, которые находятся в муниципальной собственности. Утверждённые Правительством Российской Федерации Правила санитарной безопасности в лесах также предусматривают обеспечение органами местного самоуправления проведения соответствующих санитарно-оздоровительных мероприятий лишь в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся в собственности муниципальных образований.

Таким образом, в системе действующего правового регулирования принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков, расположенных на территории муниципального образования, но не находящихся в его собственности, органами местного самоуправления не предусмотрено и относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти.

Таким образом, надлежащим ответчиком по делу является Министерство лесного хозяйства Красноярского края, в связи с чем исковые требования прокурора Богучанского района к администрации Богучанского района Красноярского края и администрации Новохайского сельского совета Богучанского района Красноярского края, удовлетворению не подлежат.

При этом бездействие Министерства лесного хозяйства Красноярского края, выразившееся в непринятии мер по ликвидации вышеуказанной несанкционированной свалки твёрдых бытовых отходов, противоречит Конституции РФ, требованиям названных Законов, нарушает права неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность.

Кроме того учитывая, что непринятие своевременных и эффективных мер по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной на земельном участке площадью 1430 м2, на расстоянии 2000 м. в восточном направлении от п. Новохайский Богучанского района Красноярского края, создаёт ситуацию, при которой почве как объекту охраны окружающей среды может причинён вред, суд считает срок в три месяца выполнения работ по ликвидации свалки, является разумным и выполнимым.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Богучанского района в интересах неопределённого круга лиц об обязании ликвидировать несанкционированную свалку твёрдых бытовых отходов, - удовлетворить частично.

Обязать Министерство лесного хозяйства Красноярского края в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку твёрдых бытовых отходов, расположенную на земельном участке площадью 1430 м2, расположенном на расстоянии 2000 м. в восточном направлении от п. Новохайский Богучанского района Красноярского края, в квартале 91 выдел 8 и 12 Новохайского (б.Хожинского) участкового лесничества КГБУ «Чунское лесничество», в границах координат 57?45"25.13""N/ 97?27"56.10""E; 57?45"25.13""N/ 97?27"59.15""E; 57?45"24.10""N/ 97?27"58.97""E; 57?45"24.43""N/ 97?27"55.65.""E

В удовлетворении исковых требований прокурора Богучанского района в интересах неопределённого круга лиц к администрации Новохайского сельского совета Богучанского района Красноярского края и администрации Богучанского района Красноярского края - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Богучанский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий     А.О. Филиппов

2а-127/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокуратура Богучанского района
Ответчики
Администрация Новохайского сельсовета
Администрация Богучанского района
Другие
ООО "Транснефть-Восток"
ООО "Сибуглеком"
АО "Свзь объектов Транспорта и добычи нефти"
Министерство лесного хозяйства Красноярского края
Суд
Богучанский районный суд Красноярского края
Судья
Филиппов Андрей Олегович
Дело на сайте суда
boguchan.krk.sudrf.ru
12.11.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.11.2020Передача материалов судье
16.11.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.11.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.11.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
25.01.2021Предварительное судебное заседание
23.03.2021Судебное заседание
03.05.2021Судебное заседание
15.06.2021Судебное заседание
21.07.2021Судебное заседание
21.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее