Судья Самсонова А.О. Дело <данные изъяты> /2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам М. областного суда в составе:
председательствующего судьи Сидорова П.А.,
судей Цуркан Л.С., Вороновой М.Н.,
при секретаре Дьяченко Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании <данные изъяты> апелляционную жалобу Министерства здравоохранения М. <данные изъяты> на решение Электростальского городского суда М. <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу иску прокурора <данные изъяты> М. <данные изъяты> в интересах Куликовой О. А. к Министерству здравоохранения М. <данные изъяты> о возмещении расходов на приобретение лекарственных средств,
заслушав доклад судьи Цуркан Л.С.,
объяснения истца -прокурора, представителя ответчика,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор <данные изъяты> М. <данные изъяты> в интересах Куликовой О.А. на основании ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения М. <данные изъяты> о возмещении расходов на приобретение лекарственных средств.
Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой <данные изъяты> была проведена проверка по заявлению Куликовой О.А. об оказании содействия в предъявлении иска в ее интересах о возмещении расходов на приобретение лекарственных средств. В ходе проверки установлено, что Куликова О.А. является инвали<данные изъяты> группы и имеет право на льготное обеспечение лекарственными препаратами по рецептам врача. В 2013 г. и 2014 г. ей оформлялись документы на получение препарата «достинекс», однако, в 2013 г. и 2014 г. указанный препарат в аптечные организации <данные изъяты> не поступал, в связи с чем, Куликова О.А. на постоянной основе вынуждена была приобретать его за собственные средства.
Таким образом, Куликовой О.А. за собственные средства в период с декабря 2013 года по декабрь 2014 года была приобретена 81 упаковка лекарственного препарата на сумму 134225 руб.24 коп., что подтверждается товарными чеками, медицинскими справками.
Просил взыскать с Министерства здравоохранения М. <данные изъяты> в пользу Куликовой О.А. указанные денежные средства.
В судебное заседание представитель ответчика не явился, был извещен надлежащим образом.
Решением суда исковые требования удовлетворены частично.
Не согласившись с вынесенным решением, ответчик обжаловал его в апелляционном порядке, просил решение суда отменить, постановить по делу новое решение.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся участников процесса, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, как постановленного в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Как следует из материалов дела, 10.10.2014г. Куликова О.А. обратилась к прокурору <данные изъяты> с заявлением о проведении проверки относительно не обеспечения ее жизненно необходимым лекарственными препаратами.
Согласно справке от <данные изъяты> г., Куликова О.А., <данные изъяты> г.р., является инвалидом второй группы (л. д. 19).
Представленными в дело документами подтверждено, что Куликова О.А. наблюдается в МУЗ «ЭЦГБ» с 2010 года, диагноз: «Макроаденома гипофиза (пролактинома) с супра и инфраселлярным распространением. Хиазмальный синдром. Нарушение зрительных функций». (л. д. 7, 17).
В соответствии с врачебным заключением ГБУЗ МО «МОНИКИ», Куликова О.А., при имеющемся у нее диагнозе, по жизненным показаниям, как противоопухолевая терапия, для сохранения зрения и с целью уменьшения размеров опухоли, нуждается в приеме препарата «Достинекс» 0,5 мг в дозе 9 таб. в неделю в течение последующих 12 месяцев с января 2014 г. по декабрь 2014 г.; препарат замене не подлежит (л. д. 7).
Из материалов дела следует, что Управление здравоохранения Администрации М. <данные изъяты> за период с 2013 по 2014 г.г. неоднократно доводило информацию до министра здравоохранения М. <данные изъяты> Суслоновой Н.В. об отсутствии крайне необходимых препаратов, в том числе препарата «достинекс», а также просило закупить и поставить препарат «достинекс» для Куликовой О.А.
Управлением здравоохранения Администрации г.о. Электросталь были подготовлены заявки на закупку указанного препарата.
В частности, из представленных в дело рецептов усматривается, что Куликова О.А. по рецептам на Достинекс от <данные изъяты> (количество – 5), от <данные изъяты> (количество – 5), от <данные изъяты> (количество – 1), от <данные изъяты> (количество – 2), от <данные изъяты> (количество – 1), от <данные изъяты> (количество – 1), от <данные изъяты> (количество – 1) указанным препаратом обеспечена не была в связи с его отсутствием.
Между тем, товарными чеками, кассовыми чеками, товарными накладными подтверждено, что Куликовой О.А. затрачены денежные средства на приобретение лекарственного препарата «Достинекс» на общую сумму 134225,24 руб.: в декабре 2013 (<данные изъяты> г.) – 4932 руб. за 3 упаковки; в ноябре 2013 (27.11.2013) – 6260 руб. за 4 упаковки и (11.11.2013) – 1612 руб. за 1 упак.; в октябре 2013 г.(02.10.2013) - 7823,20 руб. за 4 упак.; в августе 2013 (12.08.2013) – 5045,52 за 3 упак. и 1670 за 1 упак.; в июле 2013 (11.07.2013) – 6223,96 руб. – 4 упак. и 8410,65 руб. за 5 упак.; в январе 2014 г. (27.01.2014) 6380 руб. за 4 упак.; в феврале 2014 (20.02.2014) – 1585 руб. за 1 упак., 4932 руб. за 3 упак., (20.02.2014) 1600 руб. за 1 упак.; в марте 2014 г. (21.03.2014) – 8037 руб. за 5 упак.; в мае 2014 г. (08.05.2014) – 16550 рублей за 10 упак., 8335 рублей за 5 упак.; за июль 2014 г. (09.07.2014) –9594 рубля на 6 упак.; в октябре 2014 г. (07.10.2014)– 8450 руб. на 5 упак., (31.10.2014) 3299,98 руб. на 2 упак.; и (31.10.2014) 11549,93 руб. на 7 упак.; в декабре 2014 г. (11.12.2014) –11935 руб. на 7 упаковок.
Разрешая спор и постановляя по делу решение о частичном удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик возложенную обязанность по обеспечению истца Куликовой О.А. необходимым ей лекарственным препаратом не исполнил, в связи с чем, с ответчика подлежат понесенные истцом расходы на его приобретение, за исключением выплаченной ей компенсации.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 4.1 Федерального закона от <данные изъяты> N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (в редакции, действовавшей до внесения изменений Федеральным законом от <данные изъяты> N 317-ФЗ), с <данные изъяты> органам государственной власти субъектов РФ переданы для осуществления следующие полномочия РФ в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг: организация размещения заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; заключение по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных средств соответствующих государственных контрактов; организация обеспечения населения лекарственными средствами, закупленными по государственным контрактам; средства на осуществление названных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, зачисляемых в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов РФ.
Таким образом, обеспечение лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение социальной помощи, должно осуществляться на основе государственных контрактов, заключаемых уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ с фармацевтическими организациями.
Согласно положениям ст. 6.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи», право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, среди прочих граждан, инвалиды.
В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в ст. 6.1. настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается, среди прочего, обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов. Правительство РФ утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с п. 1 ч. 1 настоящей статьи, и порядки формирования таких перечней (ст. 6.2 Федерального закона от <данные изъяты> N 178-ФЗ).
В соответствии с п. 5 ст. 6.3 Федерального закона от <данные изъяты> N 178-ФЗ, порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Приказом Минздравсоцразвития России от <данные изъяты> N 328 утвержден «Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан», в соответствии с положениями которого за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь (п. 2.1); при обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, перечнем изделий медицинского назначения и перечнем специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, утверждаемыми в установленном порядке Минздравсоцразвития России (п. 2.3); лечебно-профилактическое учреждение предоставляет информацию об аптечных учреждениях, осуществляющих отпуск гражданам лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, выписанных в соответствии с Перечнями (п. 2.4); в случае временного отсутствия лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного препарата, предусмотренного Перечнем лекарственных препаратов, взамен выписанного или иного лекарственного препарата по вновь выписанному рецепту (2.7).
В соответствии с разделом 4 Приказа М. МО от <данные изъяты> N 62 (ред. от 10.11.2008) «О Порядке лекарственного обеспечения за счет бюджета М. <данные изъяты> отдельных категорий граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки», перечень лекарственных средств, обоснованность назначения которых рассматривается на заседаниях Контрольно-экспертной комиссии, определяется Министерством здравоохранения М. <данные изъяты> (п. 2); решение Контрольно-экспертной комиссией принимается на основании представленной органами управления здравоохранением муниципальных образований медицинской (п. 3); по итогам заседания Контрольно-экспертной комиссии оформляется протокол и направляется в органы управления здравоохранением муниципальных образований для формирования заявки на лекарственные средства и оформления рецептурных бланков на них (п. 6); заявки, сформированные на основании решения Контрольно-экспертной комиссии, представляются органами управления здравоохранением муниципальных образований в Министерство здравоохранения М. <данные изъяты> (п. 7).
Указанные выше необходимые Куликовой О.А. лекарственные препараты входят в «Перечень лекарственных препаратов, в том числе перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактических учреждений, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг», утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от <данные изъяты> N 665.
В соответствии с Приказом М. МО от <данные изъяты> N 43, клинико-экспертная комиссия М. МО, компетенцией которой являлось рассмотрение документов, представленных органами управления здравоохранения муниципальных образований М. <данные изъяты> для принятия решения о предоставлении отдельным категориям граждан лекарственных средств и изделий медицинского назначения, не вошедших в Перечень лекарственных средств, утв. Министерством здравоохранения М. <данные изъяты>, упразднена.
Приказом М. М. <данные изъяты> от <данные изъяты> N 106 препарат «Достинекс» (международное непатентованное наименование «Каберголин») внесен в перечень лекарственных препаратов и медицинских изделий, необходимых для обеспечения отдельных категорий граждан, отпускаемых при амбулаторном лечении по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой со свободных цен (приложение 1).
Статья 15 ГК РФ предусматривает, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Ответчик в своих пояснениях указал на то, что Куликова О.А. в 2013 г. была своевременно и в полном объеме обеспечена всеми необходимыми лекарственными препаратами и лекарственными средствами по всем выписанным ей рецептам. Кроме того, ответчиком было указано, что Куликова О.А. не обращалась в 2013 г. за получением рецептов на рекомендованный ей препарат «Достинекс», однако была обеспечена лекарственными препаратами на общую сумму 15938 руб. 07 коп. В 2014 <данные изъяты> на закупку указанного препарата был заключен контракт, соответствующий препарат был и есть в наличии в аптечных организациях. Указывает, что согласно данным Единой региональной информационной системы М. <данные изъяты> в 2014 г. Куликовой О.А. лечащим врачом было выписано 5 рецептов от 01.12.2014, 5 рецептов от <данные изъяты> и 5 рецептов от 10.10.2014, которые не были представлены.
Судебная коллегия не может принять во внимание вышеуказанные обстоятельства, поскольку они не подтверждены объективными доказательствами.
Более того, из представлены в материалов дела ответов Министерства здравоохранения М. <данные изъяты> за спорный период следует, что указанный препарат отсутствует.
Ответчиком также не представлено доказательств по принятию всех зависящих от него мер для надлежащего исполнения своих полномочий в части организации обеспечения Куликовой О.А. лекарственным препаратом.
Однако, необходимость и обоснованность приобретения Куликовой О.А. лекарственного препарата подтверждена документально.
Вместе с тем, материалами дела подтверждается выплата Куликовой О.А. в 2013 и 2014 г.г. материальной помощи на приобретение лекарственных средств в размере 43500 руб.
Учитывая данное обстоятельство, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для взыскания понесенных истцом расходов на покупку вышеуказанного лекарственного препарата с учетом оказанной ей материальной помощи.
Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, применен закон, подлежащий применению по спорным правоотношением, в соответствии со ст. 67 ГПК РФ представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Доводы апелляционной жалобы ответчика направлены на иное, неправильное толкование норм материального права и оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Электростальского городского суда М. <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения М. <данные изъяты> – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи