Судья Михеев Н.С. Дело № 2а-243/2021
УИД № 35RS0004-01-2021-000710-66
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 07 декабря 2021 года № 33а-5482/2021
г. Вологда
Судебная коллегия по административным делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Мещеряковой Н.В.,
судей Цветковой Л.Ю., Медведчикова Е.Г.,
при секретаре Ивановой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации городского поселения «Город Белозерск» на решение Белозерского районного суда Вологодской области от 30.09.2021 по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Белозерского района Вологодской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения «Город Белозерск» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Мещеряковой Н.В., представителя административного истца прокурора прокуратуры Вологодской области Швед Н.И., судебная коллегия
установила:
прокурор Белозерского района Вологодской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к администрации городского поселения «Город Белозерск» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.
В обоснование административных исковых требований указано, что между домами №...А и №... по <адрес> установлен контейнер для твердых коммунальных отходов, однако место его установки не оборудовано ограждением и не отвечает требованиям о необходимом расстоянии до ближайших многоквартирных домов. Кроме того, администрация городского поселения «Город Белозерск» самоустранилась от исполнения полномочий по установлению законности возведения хозяйственных построек у многоквартирных домов и принятия решения о сносе данных самовольных построек. В адрес администрации прокурором было внесено представление, однако выявленные нарушения не устранены.
С учетом уточнения административных исковых требований прокурор просил признать незаконным бездействие администрации городского поселения «Город Белозерск» по реализации полномочий, направленных на приведение созданного места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов (далее – ТКО), расположенного вблизи дома № 11 по Советскому проспекту г. Белозерска, в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства; возложить на административного ответчика обязанность в двухнедельный срок с момента вступления решения суда в законную силу привести место (площадку) накопления ТКО в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства; признать бездействие администрации городского поселения «Город Белозерск» по реализации полномочий по решению вопроса о сносе самовольной постройки, решению о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с предельными параметрами разрешенного строительства, осуществлению сноса самовольной постройки или ее приведению в соответствие с установленными требованиями в части 5 построек, выполненных из дерева и металла, расположенных в пределах земельных участков с кадастровыми номерами №... (у многоквартирных домов №... и №... по <адрес>) и №... (по <адрес>); возложить на административного ответчика обязанность в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу установить законность возведения указанных построек, при выявлении самовольных построек принять решение об их сносе или приведении их в соответствие с предельными параметрами разрешенного строительства, осуществить снос самовольных построек или привести их в соответствие с установленными Градостроительным кодексом Российской Федерации требованиями.
Решением Белозерского районного суда Вологодской области от 30.09.2021 административные исковые требования прокурора Белозерского района Вологодской области к администрации городского поселения «Город Белозерск» удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие администрации городского поселения «Город Белозерск» по реализации полномочий, направленных на приведение организованного места (площадки) накопления ТКО, расположенного между многоквартирными домами №... и №... по <адрес>, в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, а также по реализации полномочий по решению вопроса об установлении владельцев хозяйственных построек, расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами №... и №..., и принятии мер о проверке законности их возведения.
На администрацию городского поселения «Город Белозерск» возложена обязанность:
- в течение месяца с момента вступления в законную силу решения привести место (площадку) накопления ТКО, расположенное между многоквартирными домами №... и №... по <адрес>, в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства;
- в течении трех месяцев с момента вступления решения в законную силу провести мероприятия по установлению владельцев пяти хозяйственных построек, расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами №... (на схеме обозначены номерами 36, 37, 38) и №... (на схеме обозначены номерами 1 и 2) у домов №... и №... по <адрес>, и проверить законность возведения данных хозяйственных построек.
В удовлетворении административных исковых требований прокурора о возложении на административного ответчика обязанности о принятии решения о сносе самовольных построек или приведении их в соответствие с предельными параметрами разрешенного строительства отказано.
В апелляционной жалобе администрация городского поселения «Город Белозерск», ссылаясь на отсутствие в бюджете поселения достаточных денежных средств для исполнения решения в части приведение созданного места (площадки) накопления ТКО в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, а также на согласие собственников жилых помещений о расположении контейнерной площадки в указанном месте, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
В возражениях прокурор Белозерского района просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Представитель административного истца прокурора Белозерского района Вологодской области прокурор прокуратуры Вологодской области Швед Н.И. в судебном заседании суда апелляционной инстанции просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Представители административного ответчика администрации городского поселения «Город Белозерск» и заинтересованного лица ТО Управления Роспотребнадзора по Вологодской области в Кирилловском, Белозерском, Вашкинском, Вытегорском районах в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного постановления в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, оснований для отмены решения не находит.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, прокуратурой Белозерского района проведена проверка исполнения федерального законодательства администрацией городского поселения «Город Белозерск».
В результате проверки установлено, что постановлением администрации городского поселения «Город Белозерск» от 14.06.2019 № 360 утвержден реестр мест (площадок) накопления ТКО и схема мест (площадок) накопления ТКО на территории муниципального образования.
Между домами №... «а» и №... по <адрес> установлен контейнер для ТКО с нарушением минимального расстояния до близлежащих многоквартирных домов, место его установки не оборудовано ограждением.
Кроме того, вблизи <адрес> по <адрес> выявлены 5 бесхозных построек, отвечающих признакам самовольных построек
В целях устранения выявленных нарушений в адрес администрации городского поселения «Город Белозерск» прокуратурой внесено представление от 25.03.2021, однако требования прокурора выполнены не были.
Удовлетворяя уточненные административные исковые требования частично, суд первой инстанции, правильно применив требования законодательства, регулирующего спорные отношения, всесторонне, полно и объективно установив обстоятельства дела, пришел к выводу о том, что администрацией городского поселения «Город Белозерск» допущено бездействие по реализации полномочий, направленных на приведение места (площадки) накопления ТКО в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, а также по реализации полномочий по установлению владельцев хозяйственных построек и принятию мер о проверке их возведения, и возложил на административного ответчика обязанность устранить допущенные нарушения.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Согласно статье 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации, статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статье 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится к вопросам местного значения городского поселения.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов отнесено к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктами 3, 4 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3, на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов. Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров.
Согласно пункту 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Руководствуясь приведенными требованиями законодательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обязанность создания места (площадки) накопления ТКО и приведения его в соответствии с установленными требованиями возложена на администрацию городского поселения «Город Белозерск».
Вместе с тем, административный ответчик, несмотря на внесение прокурором представления об устранении нарушений закона, указанную обязанность не выполнил. Имеющиеся нарушения создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, окружающей среде, нарушают право граждан на благоприятную окружающую среду, в связи с чем бездействие администрации обоснованно признанно судом незаконным.
Возлагая на административного ответчика обязанность устранить допущенные нарушения и определяя срок, в течение которого нарушения должны быть устранены, суд учел необходимость проведения мероприятий, направленных на обеспечение финансирования, и в то же время отклонил доводы администрации об установлении данного срока до 01.06.2022, посчитав его необоснованно длительным, создающим угрозу нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, об отсутствии в бюджете городского поселения достаточных для выполнения решения денежных средств не могут повлечь отмену решения суда. В силу вышеприведенных требований законодательства обязанность обустройства мест (площадок) накопления ТКО возложена на органы местного самоуправления городских поселений, в связи с чем отсутствие в бюджете денежных средств не может являться основанием для освобождения от выполнения указанной обязанности.
Утверждение подателя жалобы о согласовании с собственниками жилых помещений места установки контейнера на расстоянии 16 метров от жилого дома также не свидетельствует о незаконности принятого судом решения.
Как следует из содержания абзаца 2 пункта 4 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3, допускается уменьшение не более чем на 25% указанных в настоящем пункте Санитарных правил расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, изложенным в приложении № 1 к Санитарным правилам.
В соответствии с Приложением № 1 к СП 2.1.3684-21 в случае расположения контейнеров для ТКО на расстоянии от объектов нормирования от 15 до 20 метров навес над мусоросборниками является обязательным.
Вместе с тем, сведений о соблюдении указанных требований административным ответчиком не представлено.
Кроме того, в ходе рассмотрения административного дела судом установлено, что администрацией городского поселения «Город Белозерск» незаконно не выполняются полномочия по решению вопроса об установлении владельцев хозяйственных построек и принятию мер о проверке законности их возведения.
Принимая решение в указанной части, суд первой инстанции, руководствуясь пунктами 7.1, 8, 9 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», указал, что к полномочиям администрации городского поселения «Город Белозерск» отнесены следующие вопросы местного значения городского поселения: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма в границах поселения; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах поселения.
Судом первой инстанции указано, что поскольку выявленные хозяйственные постройки представляют из себя временные строения из досок, являющихся легковоспламеняющимся материалом, имеют обветшалый вид, располагаются на незначительном расстоянии от жилых домов, постольку их наличие создает угрозу пожарной безопасности, в связи с чем на административного ответчика должна быть возложена обязанность принять установленные статьей 72 Земельного кодекса Российской Федерации меры по установлению владельцев указанных строений с целью проверки законности владения и пользования земельными участками, на которых они располагаются.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции.
Из анализа содержания статей 11, 72 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что органы местного самоуправления обязаны осуществлять муниципальный земельный контроль с целью недопущения владения и пользования находящимися в муниципальной собственности земельными участками гражданами и организациями, не имеющими законных оснований для такого владения.
Возведение хозяйственных построек на земельном участке, находящемся в собственности городского поселения, без предусмотренных прав на земельный участок, является нарушением требований земельного законодательства, в связи с чем органу местного самоуправления необходимо принимать меры к установлению владельцев таких строений и проверке законности их возведения.
Срок, установленный судом для выполнения указанной обязанности, судебная коллегия признает разумным и достаточным для принятия всех необходимых мер.
Решение суда в части признания незаконным бездействия администрации городского поселения «Город Белозерск» по реализации полномочий по решению вопроса об установлении владельцев хозяйственных построек и принятию мер о проверке законности их возведения, а также возложения на администрацию обязанности провести такие мероприятия в апелляционной жалобе не оспаривается.
Таким образом, судебная коллегия не находит правовых оснований для пересмотра выводов, к которым пришел суд первой инстанции, поскольку они вытекают из всесторонней, полной и объективной оценки имеющихся в административном деле доказательств и правильного применения норм процессуального и материального права, регулирующего спорные правоотношения.
С учетом приведенных выше обстоятельств решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, а апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Белозерского районного суда Вологодской области от 30.09.2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского поселения «Город Белозерск» – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Третий кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи: