Решение по делу № 2-9/2024 (2-3509/2023;) от 05.07.2023

дело № 2-3509/2023

УИД 03RS0064-01-2023-003072-41

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 января 2024 года город Уфа

Уфимский районный суд Республики Башкортостан в составе

председательствующего судьи Шакировой Р.Р.,

при секретаре Каюмовой А.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Башкирского природоохранного межрайонного прокурора к ООО «ЮМИЛ», администрации МР Уфимский район РБ об обязании обеспечить степень очистки сточных вод, сбрасываемых в реку,

УСТАНОВИЛ:

Башкирский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с иском к ООО «ЮМИЛ» об обязании обеспечить степень очистки сточных вод, сбрасываемых, сбрасываемых в реку, указав в обоснование, что 11 ноября 2022 года проведена проверка исполнения ООО «ЮМИЛ» требований природоохранного законодательства, в ходе которой выявлены нарушения. Установлено, что ООО «ЮМИЛ» осуществляет сброс сточных вод в реку Дема на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 1 марта 2019 года №02-10.01.02.014-Р-РСХБ-С-2018-04326/02 в точке, имеющей координаты . Обществом не исполняются нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного назначения.

Просит суд: обязать ООО «ЮМИЛ» срок не позднее 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить нормативную степень очистки сточных вод, сбрасываемых в реку Дему с биологических очистных сооружений, расположенных по <адрес> д. <адрес> РБ, в соответствии с разрешительной документацией.

Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация МР Уфимский район РБ.

В судебном заседании представитель истца Башкирского природоохранного межрайонного прокурора Хайртдинов Р.Р. доводы иска поддержал, настаивал на его удовлетворении, указал, что очистные сооружения, используемые ООО «ЮМИЛ», не соответствуют нормативам, что влечет загрязнение водного объекта сточными водами, не прошедшими должной очистки.

Представитель ответчика ООО «ЮМИЛ» Гареева Е.Р., действующая по доверенности от 21 июля 2023 года, в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что самостоятельно устранить выявленные нарушения не могут, поскольку их показатели изначально превышали норму, в данном случае требуется реконструкция очистных сооружений, которые находятся в муниципальной собственности. В отношении данных сооружений заключался договор аренды, фактическое пользование продолжается. В настоящее время находятся на стадии согласования разрешения на установление временных нормативов на сброс, соответствующие документы поданы в Росприроднадзор.

Представитель ответчика Администрации МР Уфимский район РБ Абдулгазизова Р.Р., действующая по доверенности от 6 апреля 2023 года, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, указав, что Администрация является ненадлежащим ответчиком.

Представитель третьего лица Отдела государственного контроля, надзора и охраны водных объектов Волго-Камского территориального управления рыболовства Иванов Е.В., действующий по доверенности от 15 декабря 2023 года, в судебном заседании полгал исковые требования подлежащими удовлетворению.

Представители третьих лиц Южно-Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора, Министерства жилищно-коммунального хозяйства РБ, Министерства природопользования и экологии РБ, Государственного комитета РБ по тарифам, Администрации СП Юматовский сельсовет МР Уфимский район РБ в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. На основании положений, предусмотренных ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.

Из материалов гражданского дела следует, что ООО «ЮМИЛ» осуществляет сброс сточных вод в реку Дема на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 1 марта 2019 года №02-10.01.02.014-Р-РСХБ-С-2018-04326/02 в точке, имеющей координаты 54036’41,3’’С.Ш., 55038’53,5’’В.Д.

Согласно акту проверки от 10 января 2023 года после выхода сточных вод из биологических очистных сооружений установлены превышения предельно допустимых концентраций загрязняющими веществами, что подтверждается протоколом отбора проб (вода) №224 от 7 декабря 2022 года.

По факту загрязнения водного объекта сточными водами постановлением Южно-Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора №08/771-Р/ДЛ от 30 января 2023 года директор ООО «ЮМИЛ» Шайхисламов В.Ф, привлечен к административной ответственности по ст.8.14 КоАП РФ – нарушение правил водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты.

ООО «ЮМИЛ» осуществляло пользование водным объектом – река Дема с целью сброса сточных вод после биологических очистных сооружений на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 1 марта 2019 года №02-10.01.02.014-Р-РСБХ-С-2018-04326/02, выданного Министерством природопользования и экологии РБ. Срок действия разрешения установлен до 12 июля 2023 года. 18 октября 2023 года ООО «ЮМИЛ» выдано решение о предоставлении в пользование водного объекта сроком действия до 19 октября 2028 года.

29 января 2019 года между Администрацией МР Уфимский район РБ и ООО «ЮМИЛ» заключен договор аренды №1 о передаче объектов муниципального нежилого фонда, находящихся в муниципальной собственности, в аренду без права выкупа, а именно биологических очистных сооружений. Срок аренды установлен с 29 января 2019 года по 28 декабря 2019 года.

Согласно п.2.2.6 договора арендатор обязуется своевременно за свой счет, своими силами и материалами в сроки, предусмотренные согласованным с арендодателем графиком, производит текущий и капитальный ремонт арендуемого имущества.

Срок действия договора истек, однако, биологические очистные сооружения также находятся в пользования арендатора ООО «ЮМИЛ», Общество вносит арендную плату за пользование имуществом, тем самым фактически договор аренды сторонами признан действующим по настоящее время.

В ходе судебного разбирательства установлено, что сброс сточных вод осуществляется в водный объект – река Дема, при этом значения предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ превышено.

Постановлением Администрации МР Уфимский район РБ №248 от 21 февраля 2023 года утверждено техническое задание на разработку инвестиционной программы ООО «ЮМИЛ» по развитию систем водоснабжения и водоотведения на территории Уфимского района РБ на 2024-2023 годы.

26 сентября 2023 года Администрацией МР Уфимский район РБ утвержден план мероприятий по снижению сброса загрязняющих веществ в окружающую среду (река Дема) ООО «ЮМИЛ», которым предусмотрен капитальный ремонт аэротенков, канализации в д.<адрес>, <адрес>, а также работы по реконструкции очистных сооружений, исполнителем указано ООО «ЮМИЛ».

Согласно ст.15 Федерального закона РФ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального района, в том числе, относятся: составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района (п.1 ч.1); владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района (п.3 ч.1); организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды (п.п.9 п.1); осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья (п.24 ч.1).

Согласно п.2 ст.7 Федерального закона РФ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.

В силу положений ст.209, 210 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статьей 2 Федерального закона РФ от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что водоотведение - это прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения (п.2); сточные воды централизованной системы водоотведения (далее - сточные воды) - принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод (п.23); централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения (п.28).

Статьей 3 вышеуказанного Федерального закона № 416-ФЗ установлено, что Государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение, в том числе, следующих целей: охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.

Согласно ст.6 Федерального закона № 416-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях, в том числе, относятся: определение для централизованной системы водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; согласование вывода объектов централизованных систем водоотведения в ремонт и из эксплуатации; утверждение схем водоотведения поселений, городских округов; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; согласование инвестиционных программ; согласование планов снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади (далее - план снижения сбросов); иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.

Таким образом, система очистки сточных вод должна обеспечивать на выходе сточные воды, количество вредных веществ в которых соответствует нормативному значению, что не выполняется, оказывает негативное влияние на экологическую обстановку.

В силу положений ст.23 Водного кодекса РФ физическое лицо, юридическое лицо, заинтересованные в получении водного объекта или его части, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, собственности муниципального образования, в пользование в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 11 настоящего Кодекса, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование с обоснованием цели, вида и срока водопользования.

Порядок подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование утверждается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 844 были утверждены «Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование».

Пунктом 22 Правил установлено, что исполнительный орган или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении в пользование водного объекта или направляет заявителю мотивированный отказ в течение 30 дней с даты получения документов. Отказ в предоставлении водного объекта в пользование направляется заявителю в следующих случаях: использование водного объекта в заявленных целях запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 60 Водного кодекса РФ установлено, что при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).

Вредное воздействие на водный объект – реку Дема, не оспаривается ООО «ЮМИЛ», в судебном заседании представитель ООО «ЮМИЛ» указал, что причиной является устаревшее состояние очистных сооружений.

Между тем, из договора аренды, заключенного между Администрацией МР Уфимский район РБ и ООО «ЮМИЛ» следует, что текущий и капитальный ремонт очистных сооружений осуществляет арендатор, то есть ООО «ЮМИЛ».

Учитывая, что судом установлен факт не обеспечения ответчиком водоотведения в нормативных значениях, суд находит иск об обязании ООО «ЮМИЛ» обеспечить нормативную степень очистки сточных вод, сбрасываемых в реку Дему с биологических очистных сооружений, расположенных по <адрес> д. <адрес> РБ, в соответствии с разрешительной документацией, обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Согласно ч.2 ст.206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая объем работ, суд полагает необходимым установить для ответчика срок для исполнения возложенной судом обязанности в срок не позднее двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

требования искового заявления Башкирского природоохранного межрайонного прокурора удовлетворить.

Возложить на ООО «ЮМИЛ» (ИНН 0278933218) обязанность не позднее двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить нормативную степень очистки сточных вод, сбрасываемых в реку Дема с биологических очистных сооружений, расположенных по адресу: <адрес> д. <адрес> РБ в соответствии с разрешительной документацией.

В удовлетворении требований к администрации МР Уфимский район РБ отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Уфимский районный суд Республики Башкортостан.

Судья                                 Р.Р. Шакирова

2-9/2024 (2-3509/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Башкирский природохранных межрайонный прокурор
Ответчики
Администрация Уфимского района РБ
ООО "Юмил"
Другие
Министерство жилищно-коммунального хозяйства РБ
Отдел государственного контроля надзора и охраны водных объектов волго-камского территооиального управления росрыболовства
Администрация сельского поселения Юматовский сельсовет МР Уфимский район РБ
Южно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора
Государственный Комитет Республики Башкортостан по тарифам
Министерство природопользования и экологии РБ
Суд
Уфимский районный суд г. Уфы
Судья
Шакирова Р.Р.
Дело на сайте суда
ufimsky.bkr.sudrf.ru
05.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.07.2023Передача материалов судье
10.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.08.2023Подготовка дела (собеседование)
07.08.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
26.09.2023Предварительное судебное заседание
14.11.2023Судебное заседание
05.12.2023Судебное заседание
20.12.2023Судебное заседание
28.12.2023Судебное заседание
28.12.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
19.01.2024Судебное заседание
19.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее