Решение по делу № 2-4896/2023 от 06.06.2023

Дело № 2-4896/2023

УИД 23RS0040-01-2023-004150-04

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

    г. Краснодар                                     21 сентября 2023 г.

    Первомайский районный суд г. Краснодара в составе

председательствующего судьи                                         Гусакова Я.Е.,

при секретаре                                                        Гущиян И.Э.,

с участием: представителя истца ФИО13, действующего на основании доверенности №01-08-8/23 от 12.01.2023,

представителя ответчика Донченко Л.П.ФИО14, действующего на основании доверенности 23АВ3676304 от 17.03.2023,

представителя ответчика администрации муниципального образования город Краснодар – ФИО15, действующего на основании доверенности №2915/01 от 26.12.2022,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению администрации Краснодарского края в лице управления государственной охраны объектов культурного наследия к Возиянову Э. А., Донченко Л. П., Савенко Н. В., Савенко А. В., Супрановичу Е. А., Шахановичу В. К., Лисянской Т. В., Сулейманову И. Б., Григоренко А. Н., ООО «Галант», администрации муниципального образования город Краснодар о понуждении к исполнению требований охранного обязательства,

установил:

Представитель администрации Краснодарского края в лице управления государственной охраны объектов культурного наследия (далее – управление) обратился в Первомайский районный суд г. Краснодара с исковым заявлением к указанным лицам о понуждении к исполнению требований охранного обязательства.

В обоснование заявленных требований указано, что в собственности ответчиков находится многоквартирный жилой дом по адресу <адрес> лит. А, А1, А2 с пристройками, который является объектом культурного наследия регионального значения. 15.06.2022 приказом администрации Краснодарского края вотношении объекта культурного наследия регионального значения Федерации утверждено охранное обязательство собственникаили иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Состав (перечень) видов работ по сохранению указанного объектакультурного наследия, сроки (периодичность) проведения таких работопределены в приложении к указанному приказу. В соответствии с требованиями охранного обязательства собственник или иной законный владелец обязан был в срок по март 2023 г. организовать работупо разработке научно-проектной документации на проведение работ посохранению объекта культурного наследия, результатом которой являетсяразработанный и утвержденный в установленном порядке проект сохраненияобъекта культурного наследия. Между тем, работа по исполнению требований постановления ответчиками не проводится, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.

На основании изложенного истец просит суд обязать ответчиков - правообладателей помещений объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой с торговыми помещениями на первом этаже», 1889 г. (<адрес>, лит. А, А1, А2) в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда взаконную силу организовать работу по разработке научно-проектнойдокументации на проведение работ по сохранению объекта культурногонаследия, результатом которой является разработанный и утвержденный вустановленном порядке проект сохранения объекта культурного наследиярегионального значения «Дом жилой с торговыми помещениями на первомэтаже», 1889 г. (<адрес>, лит. А, А1, А2).

В судебном заседании представитель истца настаивал на удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.

Представитель ответчика Донченко Л.П. в судебном заседании против заявленных требований возражал, указывая, что истец избрал неверный способ защиты права.

Представитель ответчика – администрации муниципального образования город Краснодар в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.

Иные ответчики в судебное заседание не явились, о дате судебного заседания извещены надлежащим образом, что следует из отчетов об отслеживании отправления. О причинах неявки суду не сообщили. От администрации муниципального образования город Краснодар поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Иных заявлений с просьбой об отложении дела суду не представлено.

Согласно ст.118 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение посылаются по последнему известному суду месту жительства или месту нахождения адресата и считаются доставленными, хотя бы адресат по этому адресу более не проживает или не находится.

Согласно положениям ст. 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Согласно ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, и, дав оценку собранным по делу доказательствам, суд приходит к следующим выводам.

Как установлено из представленных доказательств, здание по <адрес> лит. А, А1, А2 с пристройками в г. Краснодаре является многоквартирным жилым домом, одновременно с этим - объектом культурного наследия регионального значения «Дом жилой с торговыми помещениями на первом этаже», 1889 г. (<адрес>, лит. A, Al, А2, с пристройками (далее - ОКН).

Из ответа ГБУ КК «Краевая техническая инвентаризация – краевое БТИ» отдел по городу Краснодару от 22.08.2023 установлено, что в материалах инвентарного дела № 2414 по адресу: г. Краснодар, Центральный внутригородской округ, <адрес> имеются сведения о зарегистрированных правах в отношении следующих квартир:

<адрес> - Сулейманов И. Б. на основании договора купли-продажи от 24.12.1996 № 4-5411;

<адрес> - ООО «Галант» на основании договора купли-продажи от 05.07.2004, выдано свидетельство о государственной регистрации права от 14.09.2004 23-АБ № 629413;

<адрес> - ФИО7 на основании дубликата договора передачи от 26.05.1993 № 5361;

<адрес> - Григоренко А. Н. на основании договора купли-продажи от 30.09.1994 № 2-5845;

комната № 4 - ООО «Талант» на основании договора от 23.05.2014 № ГА-Д-2014-029, выдано свидетельство о государственной регистрации права от 01.07.2014 23-АМ № 912185;

квартира № 5 - ООО «Галант» на основании договора купли-продажи от 31.03.2003, выдано свидетельство о государственной регистрации права от 30.04.2003 23-АБ № 041533;

<адрес> - ФИО8 на основании договора передачи от 03.12.2007 № 28427, выдано свидетельство о государственнойрегистрации права от 16.04.2008 23-АД № 837339;

<адрес> - Донченко Л. П. на основании решенияПервомайского районного суда г. Краснодара от 23.07.2009, определенияПервомайского районного суда г. Краснодара от 07.06.2010, выданосвидетельство о государственной регистрации права от 10.02.2011 23-АИ №742215;

<адрес> - ООО «Галант» на основании договоров от 21.05.2014 № ГА-Д-2014-024    и № ГА-Д-2014-023,    выдано свидетельство о государственной регистрации права от 04.07.2014 23-АМ № 901646;

<адрес> - Лисянская Т. В. на основании договоракупли-продажи от 04.07.1996 № 1-1078;

квартира № 10 (нежилое помещение № 8) - ООО «Галант» на основании договора купли-продажи от 29.07.1997 № 3-2510, постановления от 30.06.1999 № 1086, выдано свидетельство о государственной регистрации права от 05.03.2004 23-АБ № 345731.

В отношении ОКН15.06.2022 приказом администрации Краснодарского края № 471-кн утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – охранное обязательство).

Управлением в порядке пункта 12 статьи 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ) в адрес ответчиков направлялись копии охранного обязательства для исполнения.

Так, в соответствии с требованиями охранного обязательства собственник или иной законный владелец обязан был в срок по март 2023 г. организовать работу по разработке научно-проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, результатом которой является разработанный и утвержденный в установленном порядке проект сохранения объекта культурного наследия.

Вместе с тем проект сохранения ОКН до настоящего времени не представлен, работы по сохранению ОКН не проведены. Таким образом, требования охранного обязательства законными владельцами ОКН неисполняются. Доказательств обратному суду не представлено.

При принятии решения суд руководствовался следующим.

Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права истца (пункт 1 статьи 11 ГК РФ).

В соответствии с частью 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Федеральный закон от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ) регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.

Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В силу пункта 13 статьи 18, пункта 1 статьи 33 Федерального закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, которые могут причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В силу пунктов 1 и 3 статьи 11 Федерального закона № 73-ФЗ управление уполномочено осуществлять государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, который осуществляется, в том числе, посредством организации и проведения плановых и внеплановых проверок, а также мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия.

Согласно подпунктам 1-4 пункта 1 статьи 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия обязан осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.

Согласно статье 41 Федерального закона № 73-ФЗ консервация объекта культурного наследия - научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, в том числе комплекс противоаварийных работ по защите объекта культурного наследия, которому угрожает быстрое разрушение, проводимые в целях предотвращения ухудшения состояния объекта культурного наследия без изменения дошедшего до настоящего времени облика указанного объекта культурного наследия и без изменения предмета охраны объекта культурного наследия.

В соответствии со статьями 47.2 и 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 (физическое или юридическое лицо, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности) при содержании и использовании объекта культурного наследия обязаны осуществлять расходы на содержание такого объекта и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения объекта культурного наследия, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, и не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживая ее в благоустроенном состоянии.

Требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.

В силу ст. 60 Федерального закона № 73-ФЗ градостроительная, хозяйственная и иная деятельность в историческом поселении должна осуществляться при условии обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, предмета охраны исторического поселения в соответствии с Федеральным законом № 73-ФЗ. В целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, предмета охраны исторического поселения градостроительная деятельность в таком поселении подлежит особому регулированию в соответствии с Федеральным законом № 73-ФЗ, Градостроительным кодексом РФ и законодательством субъектов РФ.

Согласно ч. 8 ст. 20 Закона Краснодарского края от 23.07.2015 № 3223-КЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Краснодарского края» (далее - Закон № 3223-КЗ), все субъекты градостроительной деятельности в историческом поселении обязаны соблюдать режим градостроительной деятельности, в том числе беречь и сохранять объекты культурного наследия и среду исторического поселения, качество исторического, архитектурного и природного ландшафта поселения.

В соответствии с п. 1.1 Положения об управлении государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 08.12.2016 № 1000, управление является структурным подразделением администрации Краснодарского края, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в соответствии с законодательством Российской Федерации. Одной из основных задач управления является реализация правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, расположенных на территории Краснодарского края, в пределах компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 11 Федерального закона № 73-ФЗ должностные лица органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право предъявлять в суд иски о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре.

Таким образом, администрация Краснодарского края в лице управления государственной охраны объектов культурного наследия является уполномоченным органом на обращение в суд с настоящим иском.

Довод представителя администрации муниципального образования город Краснодар о неисполнении управлением требований,установленных пунктом 7 статьи 47.6 Закона № 73-ФЗ, выразившемся внесогласовании с администрацией работ по сохранению объекта культурного наследия, является необоснованным и опровергается материалами дела.

В обоснование ответчик ссылается на то обстоятельство, что департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар является отдельным юридическим лицом, однако не является собственником помещений в данном многоквартирном доме.

Вместе с тем, согласно письму от 26.04.2023 № 9662/26 департаментсообщает о нахождении в реестре муниципального имущества жилогопомещения - квартиры № 14, а также нежилых помещений № 4, 5, 8, 9 поуказанному адресу, однако соответствующей реакции, содержащеймотивированную позицию относительно исполнения требований к сохранению объекта культурного наследия, от указанного лица не последовало.

В соответствии со статьей 9.3 Закона № 73-ФЗ к полномочиям органовместного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия находящихся в собственности муниципальных образований.

На основании пункта 12 статьи 47 Устава муниципального образования город Краснодар, утвержденного решением городской Думы Краснодара от 21.04.2011 № 11 п. 6 «О принятии Устава муниципального образования город Краснодар», администрация муниципального образования город Краснодар в области образования, культуры, физической культуры и спорта сохраняет, использует и популяризирует объекты культурного наследия (памятники истории и культуры), находящиеся в собственности муниципального образования город Краснодар, осуществляет охрану объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории муниципального образования город Краснодар.

Пунктом 1.4 Положения о порядке управления и распоряжения объектами муниципальной собственности муниципального образования город Краснодар, утверждённого решением городской Думы Краснодара от 24.02.2005 № 63 п. 8, установлено, что интересы, полномочия, функции собственника муниципального имущества муниципального образования город Краснодар осуществляет администрация муниципального образования город Краснодар.

Согласно положению о департаменте, утвержденному решением городской Думы Краснодара от 15.12.2005 № 4 п.19, департамент является функциональным органом администрации муниципального образования город Краснодар, непосредственно подчиненным заместителю главы муниципального образования город Краснодар, осуществляющим управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования город Краснодар.

Таким образом, управлением были исполнены требования Закона № 73-ФЗ, состав (перечень) работ по сохранению объекта культурного наследия и сроки (периодичность) таких работ направлялись в адрес ответчиков для учета их мнения.

Кроме того, во исполнение пункта 10 статьи 47.6 Закона № 73-ФЗ, предусматривающих открытость и публичность сведений об утвержденных установленном порядке требованиях к объекту культурного наследия, охранное обязательство собственника в отношении рассматриваемого памятника размещено на официальном сайте администрации Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Согласно абз. 2 п. 3 ст. 47.6 Закона № 73-ФЗ в случае несогласия собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия с требованиями к объекту культурного наследия, установленными органомохраны объектов культурного наследия, он может обжаловать указанныетребования в суд.

Кроме того, обращений о необходимости переноса сроков, установленных охранным обязательством, от ответчика в адрес управления не поступало. Также ответчиком не направлялись предложения о замене лица, уполномоченного на исполнение указанных требований. Таким образом, ответчик не проявил должной инициативы в решенииуказанного вопроса, допустив пренебрежительное отношение к исполнениюсвоих обязанностей, предусмотренных федеральным законом, тем самымуклонился от их исполнения.

Согласно пункту 3 статьи 56.1 Закона № 73-ФЗ, охранные обязательства, содержащие требования в отношении многоквартирного дома в целом и общего имущества многоквартирного дома, все жилые помещениякоторого находятся в частной собственности, подлежат выполнению всемисобственниками помещений в многоквартирном доме либо по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятому не менее чем 2/3 голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом.

Следовательно, охранные обязательства в отношении требований,установленных охранным обязательством, могли бы возникнуть у ООО «ГУК-Краснодар» только после принятия соответствующего решения общим собранием собственников.

Однако обстоятельства настоящего дела являются иными. В материалах дела отсутствует и ответчиком не предоставлено доказательств наличия указанного решения собственников, как и сам факт рассмотрения общим собранием собственников такого вопроса.

На основании вышеизложенного, учитывая, что в настоящее время часть жилых и нежилых помещений рассматриваемого объекта составляют имущество казны муниципальное образование город Краснодар, считаем, что лицом, обязанным исполнять требования, установленные статьей 47.2 Закона № 73-ФЗ (состав (перечень) работ по сохранению объекта культурного наследия и сроки (периодичность) таких работ, указанные в охранном обязательстве) является администрация, наряду с иными собственниками помещений многоквартирного дома.

Учитывая отсутствие возражений ответчиков, которые могут опровергнуть приведенные стороной истца доводы и доказательства, суд считает необходимым вынести решение об удовлетворении заявленных требований.

Согласно статье 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) в случае, если при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковое заявление администрации Краснодарского края в лице управления государственной охраны объектов культурного наследия к Возиянову Э. А., Донченко Л. П., Савенко Н. В., Савенко А. В., Супрановичу Е. А., Шахановичу В. К., Лисянской Т. В., Сулейманову И. Б., Григоренко А. Н., ООО «Галант», администрации муниципального образования город Краснодар о понуждении к исполнению требований охранного обязательства удовлетворить.

Обязать правообладателей помещений объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой с торговыми помещениями на первомэтаже», 1889 г. (<адрес>, лит. А, А1, А2): Шахановича В. К., Донченко Л. П.,Савенко Н. В., Савенко А. В., Супрановича Е. А., Возиянова Э. А., Григоренко А. Н., Сулейманова И. Б., Лисянскую Т. В., ООО «Талант», администрацию муниципального образования город Краснодар в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать работу по разработке научно-проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, результатом которой является разработанный и утвержденный в установленном порядке проект сохранения объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой с торговыми помещениями на первом этаже», 1889 г. (<адрес>, лит. А, А1, А2).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Первомайский районный суд г. Краснодара.

Мотивированное решение изготовлено 27.09.2023 г.

    Судья Первомайского

    районного суда г. Краснодара                                 Я.Е. Гусаков

06.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.06.2023Передача материалов судье
07.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.07.2023Судебное заседание
08.08.2023Судебное заседание
21.09.2023Судебное заседание
22.09.2023Судебное заседание
27.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.10.2023Дело оформлено
08.04.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
22.07.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
21.08.2024Судебное заседание
24.09.2024Судебное заседание
30.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
22.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее