РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 декабря 2015 года город Тула
Привокзальный районный суд г.Тулы в составе:
председательствующего Пушкарь Н.А.,
при секретаре Пучкове А.А.,
с участием помощника прокурора г.Тулы Тульской области Масловой О.Л.,
представителя администрации г.Тулы и комитета имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования г.Тулы по доверенности Бушина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело №2-2034/2015 по исковому заявлению прокурора города Тулы к администрации муниципального образования города Тулы, комитету имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования г.Тулы об обязании поставить земельный участок на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности,
установил:
прокурор города Тулы в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования города Тулы, комитету имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования г.Тулы об обязании поставить земельный участок на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой города проведена проверка исполнения требований земельного законодательства, а также законодательства об учете муниципальной собственности на земельные участки, являющиеся муниципальной собственностью.
В ходе проверки установлено, что в собственности муниципального образования город Тула находится нежилое здание (котельная), общей площадью 29,4 кв.м., инв.№, лит.Д, расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности серия 71-АВ № от дата.
По данным комитета имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования города Тулы от дата указанная котельная отапливает объекты городской инфраструктуры.
Однако, земельный участок, на котором расположена котельная, являющаяся собственностью муниципального образования город Тулы, на кадастровый учет в нарушение вышеперечисленных норм действующего законодательства не поставлен, право собственности на него за муниципальным образованием город Тула не зарегистрировано.
Ссылается на пункты 2.1 и 2.2 Положения о комитете имущественных и земельных отношений администрации города Тулы, утвержденного решением Тульской городской Думы от 15 июля 2009 года №71/1557, согласно которым Комитет осуществляет управление и распоряжение муниципальной собственностью, обеспечивает кадастровый учет земельных участков и других объектов недвижимости, находящихся в собственности муниципального образования город Тула, изменений указанных земельных участков и других объектов недвижимости, осуществляет учет муниципального имущества, в том числе имущества казны, путем ведения Единого реестра муниципального имущества города Тулы, осуществляет в установленном порядке содержание имущества муниципальной казны.
Просит суд обязать администрацию муниципального образования город Тула, комитет имущественных и земельных отношений администрации города Тулы поставить земельный участок, используемый нежилым зданием – котельной, общей площадью 29,4 кв.м., инв. №, лит.Д, расположенным по адресу: <адрес>, на кадастровый учет в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда; зарегистрировать право муниципальной собственности в течение 1 месяца со дня постановки земельного участка, используемого нежилым зданием - котельной, общей площадью 29,4 кв.м., инв. №, лит. Д, расположенным по адресу: <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора г.Тулы Тульской области Маслова О.Л., уточнила исковые требования и просила суд обязать администрацию муниципального образования города Тулы, комитет имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования г.Тулы произвести действия по постановке на кадастровый учет земельный участок, используемый нежилым зданием - котельной, общей площадью 29,4 кв.м., инв.№, лит.«Д», расположенный по адресу: <адрес> на кадастровый учет в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; обязать администрацию муниципального образования города Тулы, комитет имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования г.Тулы обеспечить регистрацию права муниципальной собственности в течении одного месяца со дня постановки на кадастровый учет земельного участка, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 29,4 кв.м., инв.№, лит.«Д»
Представитель администрации г.Тулы и комитета имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования г.Тулы по доверенности Бушин А.В. возражал простив удовлетворения исковых требований. Представил суду письменный отзыв в котором указал, что согласно части 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований. Здание котельной, общей площадью 29,4 кв.м, лит.Д, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности муниципальному образованию город Тула.
Считает, что при таких обстоятельствах согласно части 3 статьи 3.1 упомянутого Закона земельный участок, который располагается под муниципальным зданием, отнесен к собственности муниципального образования город Тула. В то же время вопросы размера земельного участка, принадлежащего муниципальному образованию город Тула, разрешаются при согласовании местоположения границ земельного участка. Данный подход подтверждается, в частности, постановлением Президиума ВАС РФ от 8 октября 2013 года №4995/13 по делу №, постановлением Президиума ВАС РФ от дата №.
В соответствии со статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 года №74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» санитарно-защитные зоны для предприятий, сооружений и иных объектов, в том числе котельных, устанавливаются в определенных размерах вне зависимости от наличия земельных участков для их эксплуатации, а также вне зависимости от границ таких земельных участков.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулируется Земельным кодексом Российской Федерации, в том числе статьей 11.3, Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Указывает о том, что Федеральными законами, иными нормативными правовыми актами не установлены сроки, в течение которых органы местного самоуправления обязаны совершать действия, направленные на постановку муниципальных земельных участков на государственный кадастровый учет и регистрацию права муниципальной собственности, такие как: заключение договоров на проведение кадастровых работ и постановку земельных участков на государственный кадастровый учет; утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории; подачу заявлений на регистрацию права собственности на земельные участки.
Второй абзац исковых требований подлежит уточнению в части условия «со дня постановки», так как в представленном виде он содержит неопределенность и, соответственно, судебное решение по такому требованию не может быть законным и обоснованным.
Считает, что на основании вышеизложенного исковые требования не подлежат удовлетворению.
Выслушав мнения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.
Статьей 9 Конституции Российской Федерации установлено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
В соответствии со ст.ст.209, 215 Гражданского Кодекса Российская Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
В силу ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
При этом, в силу ч.2 ст.1 Федерального закона №131-ФЗ местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов - местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Частью 2 ст.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) определено, что органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Статьей 128 ГК РФ к объектам гражданских прав относятся вещи, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги, иное имущество, в том числе безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права; результаты работ и оказание услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.
В силу ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитут, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества.
В силу ст.6 ЗК РФ объектом земельных отношений является земельный участок, границы которого описаны и удостоверены в установленном законом порядке.
Так, согласно ч.1 ст.5 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
Таким образом, по смыслу закона признание права собственности на вещь, в том числе земельный участок, возможно только в случае, если вещь обладает индивидуально-определенными признаками, дающими возможность выделить ее из других вещей, характеризующими ее как уникальную.
Статьей 215 ГК РФ предусмотрено, что имущество, находящееся в муниципальной собственности, составляет муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
Согласно ч.3 ст.3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениям находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований, являются собственностью соответствующего муниципального образования.
В силу ч. 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдать санитарные правила.
Разделом 7.1.10 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 установлены санитарно-защитные зоны, которые устанавливаются на местности в зависимости от разновидности котельных.
В соответствии с п.2.2 Положения о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом города Тулы, утвержденного решением Тульской городской Думы от 26 декабря 2007 года №39/880, полномочия собственника от имени муниципального образования город Тула в соответствии с Уставом муниципального образования город Тула осуществляют Тульская городская Дума, а также администрация города Тулы, которая наделяет соответствующими полномочиями комитет имущественных и земельных отношений администрации города Тулы и может передать отдельные полномочия непосредственно должностным лицам местного самоуправления.
Согласно абзаца 4 части 2 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество, и сделок с ним» государственная регистрации перехода права на объект недвижимого имущество, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущество возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-Фз «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество, и сделок с ним» государственная регистрация является единым доказательством существования зарегистрированного права.
Из свидетельства о государственной регистрации права от дата № усматривается, что собственником нежилого здания (котельной), общей площадью 29,4 кв.м. №, лит.Д, расположенного по адресу: <адрес> является муниципальной образование г.Тула.
Из письма Комитета имущественных и земельных отношений администрации г.Тулы от дата усматривается, что земельные участки на которых расположены котельные, в том числе котельная по <адрес>, лит.Д на кадастровый учет не поставлены, право муниципальной собственности на них не зарегистрировано.
С учетом изложенного, учитывая невыполнение ответчиками обязанности по учету муниципальной собственности и надлежащего установления границ земельного участка, на котором расположена котельная, что влечет невозможность осуществления контроля в отношении указанного объекта недвижимости, препятствует реализации защиты прав собственника от неправомерных посягательств третьих лиц, а также установлению охранных зон, предусмотренных санитарно-эпидемиологическим законодательством в отношении котельной, исковое заявление прокурора города Тулы к администрации муниципального образования города Тулы, комитету имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования г.Тулы об обязании поставить земельный участок на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности подлежит удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление прокурора города Тулы к администрации муниципального образования города Тулы, комитету имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования г.Тулы об обязании поставить земельный участок на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования города Тулы, комитет имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования г.Тулы произвести действия по постановке на кадастровый учет земельный участок, используемый нежилым зданием - котельной, общей площадью 29,4 кв.м., инв.№, лит.«Д», расположенный по адресу: <адрес> на кадастровый учет в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать администрацию муниципального образования города Тулы, комитет имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования г.Тулы обеспечить регистрацию права муниципальной собственности в течении одного месяца со дня постановки на кадастровый учет земельного участка, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 29,4 кв.м., инв.№, лит.«Д».
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Привокзальный районный суд г.Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий:
Дата принятия решения судом в окончательной форме 25 декабря 2015 года.
Судья