Дело №
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
11 октября 2016 года |
<адрес> |
Судья Чебоксарского районного суда Чувашской Республики Афанасьев Э.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении генерального директора Закрытого акционерного общества «Агрофирма «Ольдеевская», ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> и зарегистрированного по адресу <адрес>,
установил:
В ходе проведения плановой выездной проверки соблюдения ЗАО «Агрофирма «Ольдеевская» обязательных требований федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с охраной окружающей среды, выявлены факты нарушения требований природоохранного законодательства – осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии).
Для принятия решения по делу, материалы дела об административном правонарушении в отношении Закрытого акционерного общества «Агрофирма «Ольдеевская», были направлены в Чебоксарский районный суд Чувашской Республики.
На судебном заседании представители Управления Росприроднадзора по Чувашской Республике ФИО3 и ФИО4 пояснили, что просят привлечь данное должностное к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На судебное заседание должностное лицо – генеральный директор Закрытого акционерного общества «Агрофирма «Ольдеевская» ФИО1, надлежаще и своевременно извещённый, не явился, о причинах не известил, ходатайств, в том числе об отложении разбирательства дела, не заявлял.
Выслушав явившихся участников производства по делу об административном правонарушении, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Так, в соответствии со ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях выражается в осуществлении лицензируемого вида деятельности при отсутствии или лишении лицензии либо в нарушении условий, предусмотренных лицензией.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления (далее - отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии данным Федеральным законом, под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, под утилизацией отходов понимается использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а под обезвреживание отходов – уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом положений настоящего Федерального закона.
Так, в соответствии с положениями п. п. 30 п. 1 ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Положениями п. 2.3.1 Санитарных правил СП 1.2.1170-02 «Гигиена, токсикология, санитария. Гигиенические требования к безопасности агрохимикатов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.10.2002 г. под № 36, определено, что навоз и куриный помет, используемые для обогащения почвы азотом и другими элементами питания, должны подвергаться предварительному обезвреживанию (термической сушке, компостированию и др.), соответствовать требованиям действующих нормативных документов, не содержать патогенной микрофлоры, в том числе сальмонелл, и жизнеспособных яиц гельминтов.
Также, в соответствии с п. 5.8 Санитарных правил для животноводческих предприятий, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 31.12.1987 г. под № 4542-87, обеззараживание навоза крупного рогатого скота и свиней биологическим методом следует проводить путем его длительного (в течение 12 месяцев) выдерживания. Срок дегельминтизации полужидкого и жидкого навоза в открытых хранилищах биологическим способом должен составлять для отходов свиноводческих предприятий 12 месяцев.
Отнесение веществ (материалов), образующихся в результате производственной деятельности на предприятии, к отходам, а также отнесение технологических процессов и операций на предприятии к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов должно осуществляться на основании и в соответствии с уставной, проектной, технологической и иной документацией.
Вместе с тем вещества (материалы), образовавшиеся в результате хозяйственной и иной деятельности, при наличии соответствующих технических условий, технологического регламента могут быть реализованы в качестве продукции, для производства работ, оказания услуг или производства новой продукции. При этом принимаемые нормативно-технические документы на продукцию должны учитывать соответствующие государственные и отраслевые стандарты, санитарно-гигиенические нормативы и правила, природоохранные требования и соответствовать нормам законодательства о техническом регулировании.
Как указывает Управление Росприроднадзора по Чувашской Республике и представило об этом материалы, в ходе проведения плановой выездной проверки соблюдения ЗАО «Агрофирма «Ольдеевская» обязательных требований федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с охраной окружающей среды, выявлены факты нарушения требований природоохранного законодательства, которое по их мнению заключается в следующем: осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии). Результаты плановой выездной проверки Управлением Росприроднадзора по Чувашской Республике ЗАО «Агрофирма «Ольдеевская» отражены в акте Управления от ДД.ММ.ГГГГ №. Так, указано далее, что основной деятельностью ЗАО «Агрофирма «Ольдеевская» является выращивание овощей и в результате хозяйственной деятельности у ЗАО «Агрофирма «Ольдеевская» образуются отходы IV класса опасности – навоз крупного рогатого скота свежий, V класса опасности – навоз крупного рогатого скота перепревший. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в животноводческом комплексе отделения «<данные изъяты>» численность крупного рогатого скота составляет 360 голов. Согласно данным учета в области обращения с отходами и статистического федерального наблюдения по форме № (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживанию, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за 2015 год в результате хозяйственной деятельности Общества было образовано и передано на обезвреживание навоза крупного рогатого скота свежего в количестве 7010,0 т., в ходе обезвреживания которого образовано навоза крупного рогатого скота перепревшего – 4939 т. Образующийся навоз крупного рогатого скота Обществом накапливается и обезвреживается в специально оборудованной лагуне вместимостью 7000 т. Лагуна имеет гидроизоляционный слой, предотвращающий вероятность негативного воздействия на окружающую среду. У Общества на образующиеся отходы – навоз крупного рогатого скота перепревший имелись нормативы образования отходов и лимиты на их размещении, утвержденные 20.09.2010 г. № Л.21.16.7469.10, действовавшие до 13.08.2015 г. Обществом представлен в Управление Росприроднадзора паспорт на образующийся отход: навоз крупного рогатого скота свежий (письмо от ДД.ММ.ГГГГ №). В рамках проверки Управлением с привлечением специалистов Филиала «ЦЛАТИ по Чувашской Республике» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» был произведен отбор проб отходов навоза крупного рогатого скота свежего и навоза крупного рогатого скота перепревшего. Согласно протоколам биотестирования от ДД.ММ.ГГГГ №№, № следует, что отходы навоз крупного рогатого скота свежий и навоз крупного рогатого скота перепревший соответствует 4 и 5 классу опасности соответственно, что соответствует Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18.07.2014 г. № 445. Деятельность по обезвреживанию отхода – навоз крупного рогатого скота свежий не является специализированным видом экономической деятельности для ЗАО «Агрофирма «Ольдеевская». В ходе проведения проверки лицензия на осуществление деятельности по обезвреживанию навоза крупного рогатого скота свежего (отход 4 класса опасности) у ЗАО «Агрофирма «Ольдеевская» отсутствовала. Следовательно, как указано далее, ЗАО «Агрофирма «Ольдеевская» осуществляет деятельность по обезвреживанию отходов 4 класса опасности, не связанной с извлечением прибыли по адресу: <адрес>, без специального разрешения (лицензии). Руководство текущей деятельностью предприятия осуществляется единоличным исполнительным органом – генеральным директором ФИО1, согласно выписке из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, генеральным директором ЗАО «Агрофирма «Ольдеевская» ФИО1 нарушены нормы права, установленные п.п.30 п.1 ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», ст. 9 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».
Из объяснения привлекаемого к административной ответственности должностного лица (л.д. 3-4) следует, что он не согласен с привлечением его к административной ответственности по вышеуказанной норме права и указывает, что у ЗАО «Агрофирма «Ольдеевская» нет необходимости в получении дополнительной лицензии по обезвреживанию отходов IV класса опасности – для использования навоза крупного рогатого скота в качестве продукта по целевому назначению для собственных нужд, так как данный перепревший навоз используется для собственных нужд в качестве удобрения и таким образом он не является отходом и удалению не подлежит, поскольку используется в производстве.
При разрешении данного дела исхожу из того, что навоз, в том числе крупного рогатого скота, и иные органические вещества и материалы, образующиеся в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и являющиеся продуктами жизнедеятельности последних, после их обезвреживания и обеззараживания в соответствии с указанными выше санитарными правилами, а также органические удобрения на их основе, могут быть реализованы (использованы) в качестве продукции для собственных нужд, учитывая, что нормами права это не запрещено.
Так, юридическое лицо вправе использовать продукты, образующиеся в результате их хозяйственной и иной деятельности, в том числе, навоз и иные органические вещества и материалы, для собственных нужд по целевому назначению при дальнейшем осуществлении хозяйственной деятельности, в том числе, в качестве удобрения при ведении растениеводства в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство) в соответствии с уставной, проектной, технологической и иной документацией при соблюдении природоохранных, санитарно-гигиенических и иных требований законодательства.
В связи с этим в случае отнесения в соответствии с законодательством навоза и других органических веществ и материалов, которые образуются в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и являются продуктами жизнедеятельности последних, к продукции, и (или) их использования в качестве продуктов по целевому назначению для собственных нужд, требования природоохранного законодательства, включая требования к получению лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, оформлению паспортов, разработке проектов нормативов образования и лимитов на их размещение, расчету и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов производства и потребления на такие навоз, помет, органические вещества и материалы, распространяться не могут.
Как усматривается из материалов дела, основными видами деятельности ЗАО «Агрофирма «Ольдеевская» является ведение растениеводства в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство) и перепревший навоз крупного рогатого скота ЗАО «Агрофирма «Ольдеевская» используется в качестве продукции для собственных нужд в качестве удобрения. Следовательно, навоз крупного рогатого скота не является отходом, в деятельности Общества навоз удалению не подлежит, поскольку он используется в производстве.
Данное обстоятельство также следует, и суду не представлено доказательств обратного, из представленного в суд распечатки Федерального статистического наблюдения (л.д. 41), из которого следует, что ЗАО «Агрофирма «Ольдеевская» весь навоз крупного рогатого скота, относящийся к IV классу опасности, использовал в полном объёме, а не обезвреживал.
Таким образом судья приходит к выводу, что необходимости в получении лицензии по обезвреживанию отходов IV класса опасности, который используется в качестве продукта по целевому назначению для собственных нужд, не имеется.
Также при этом необходимо учитывать положения ч. 4 ст. 1.5. Кодекса РФ об административных правонарушениях о том, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Также в силу ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
То есть необходимым условием для признания виновным в совершении административного правонарушения по ч. 1 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях генерального директора ЗАО «Агрофирма «Ольдеевская» ФИО1 как должностного лица также является установление того, что он не исполнил либо ненадлежащим исполнил свои служебные обязанности.
Однако ни в протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, ни в иных представленных материалах, не указано, какие ФИО1 не исполнил либо ненадлежащим исполнением свои служебные обязанности, в том числе не представлены доказательства, что именно на него возложены обязанности по соблюдению данного природоохранного законодательства
С учетом изложенного, приведенные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что в действиях генерального директора ЗАО «Агрофирма «Ольдеевская» ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с чем производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях – в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 19.20 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░» ░░░1 ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 24.5 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░– ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.