Судья – Малышева М.А. Дело № 2-773/2021-33-439/2022
УИД 53RS0015-01-2021-001184-36
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 марта 2022 года Великий Новгород
Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего Смирновой Л.Н.
судей Тарасовой Н.В., Котовой М.А.
при секретаре Лютовой В.С.
c участием прокурора Ц.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Котовой М.А. гражданское дело по апелляционной жалобе муниципального бюджетного учреждения культуры «Батецкая межпоселенческая централизованная библиотечная система» на решение Солецкого районного суда Новгородской области от 20 декабря 2021 г.,
установила:
Прокурор Батецкого района Новгородской области, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному учреждению культуры «Батецкая межпоселенческая централизованная библиотечная система» (далее- МБУК «Батецкая межпоселенческая централизованная библиотечная система») о возложении обязанности в течение 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить инвалидам беспрепятственный доступ в здание по адресу: <...>, указав, что при проверке соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в части обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры установлено, что вход в здание МБУК «Батецкая межпоселенческая централизованная библиотечная система», осуществляется по ступеням, которые не оборудованы пандусами с поручнями и другими средствами подъема, кнопка вызова персонала отсутствует, что ограничивает возможность инвалидов на свободное передвижение и доступ к объектам социальной инфраструктуры.
Решением Солецкого районного суда Новгородской области от 20 декабря 2021 г. иск прокурора удовлетворен, на муниципальное бюджетное учреждение культуры «Батецкая межпоселенческая централизованная библиотечная система» возложена обязанность в течение 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить инвалидам беспрепятственный доступ в здание, расположенное по адресу: <...>.
В апелляционной жалобе МБУК «Батецкая межпоселенческая централизованная библиотечная система» ссылаясь на положения приказа Минкультуры России от 10 ноября 2015 г. № 2761 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов библиотек и библиотечного обслуживания в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов", просит решение суда отменить.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор указывает на законность и обоснованность судебного акта.
Третье лицо- администрация Батецкого муниципального района Новгородской области в отзыве на апелляционную жалобу указывает, что с приведенными ответчиком доводами согласна.
На основании ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив данные доводы и представленные на жалобу возражения, заслушав представителя ответчика С., просившую об отмене решения суда, выслушав прокурора Ц., возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда в связи со следующим.
В соответствии со ст.195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного суда РФ в Постановлении №23 от 19 декабря 2003 г. «О судебном решении» решение суда является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Согласно ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела допущены не были.
Государственная поддержка инвалидов в Российской Федерации гарантирована Конституцией Российской Федерации (ч. 2 ст. 7, ч. 1 ст. 39).
В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Согласно ч. 1 ст. 3 названного Федерального закона законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
В силу ст. 9 Конвенции о правах инвалидов меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.
Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на ряде принципов, одним из которых является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Перечисленные в ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" гарантии являются конституционными и направлены на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод.
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.
К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся, в числе прочего, здания социального значения, административные здания и сооружения.
В соответствии с ч.1 ст.12 указанного Федерального закона жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. Безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения (статья 36).
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» содержат конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. Так, п.5.1.1 указанных Правил предусмотрено, что в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения.
Согласно ГОСТ Р 51261-99 пандусы, предназначенные для передвижения инвалидов в креслах-колясках, должны быть оснащены с обеих сторон одиночными или парными поручнями.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, согласно акту проверки от 25 ноября 2021 г. прокуратурой Батецкого района Новгородской области проведена проверка, в результате которой установлено, что вход в здание МБУК «Батецкая межпоселенческая централизованная библиотечная система», расположенное по адресу: <...>, осуществляется по ступеням, которые не оборудованы пандусами с поручнями и другими средствами подъема, кнопка вызова персонала отсутствует, что препятствует доступу в здание инвалидов и других маломобильных групп населения.
В соответствии с п.2.1.1 и 2.1.2 Устава МБУК «Батецкая межпоселенческая централизованная библиотечная система» основными целями и задачами Учреждения являются: осуществление политики в области библиотечного обслуживания граждан или населения района в области в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, сохранение культурного наследия и необходимых условий для реализации права граждан на библиотечное обслуживание; организация библиотечного обслуживания с учетом интересов и потребностей граждан, местных традиций. Обеспечение свободного доступа к информации, знаниям, культуре.
Таким образом, МБУК «Батецкая межпоселенческая централизованная библиотечная система» является объектом социальной инфраструктуры, на который распространяется обязанность обеспечить инвалидам беспрепятственный доступ в занимаемое учреждением здание.
Судом установлено и из объяснений ответчика следует, что последним обеспечивается доступ к информации, знаниям, культуре, в том числе, взаимодействием с социальными службами и объединениями инвалидов, наличием сайта с обратной связью, специально обученного персонала, оказывающего помощь людям с ограниченными возможностями, заключением договоров со школами, проведением библиотечных мероприятий вне стен библиотек с возможностью доступа инвалидов. В настоящее время у входа в здание на улице установлена кнопка вызова персонала.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик, являющийся организацией социальной защиты граждан, обязан принимать меры и обеспечивать беспрепятственный доступ граждан, в том числе граждан с ограниченными возможностями, к услугам, предоставляемым организацией.
Однако, как установлено в ходе рассмотрения дела, доступ для маломобильных групп населения в здание, в котором располагается и предоставляет социальные услуги гражданам МБУК «Батецкая межпоселенческая централизованная библиотечная система», затруднен, в связи с чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц с ограниченными физическими возможностями (инвалидов).
При этом судом учтено, что ответчиком установлена кнопка вызова сотрудников, однако, как указал суд первой инстанции, сам по себе факт установки такой кнопки не свидетельствует о выполнении ответчиком требований закона, ответчиком не представлено доказательств технической невозможности установления пандуса для обеспечения доступа инвалидов и маломобильных групп населения, либо установления иного приспособления для входа, учитывающего особенности технического строения крыльца.
Учитывая изложенное, исковые требования прокурора признаны судом первой инстанции законными и удовлетворены в полном объеме.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции не имеется, поскольку данные выводы основаны на материалах дела, анализе письменных доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка.
Судебная коллегия отмечает, что порядок обеспечения и технические регламенты в сфере создания условий доступности для инвалидов социально значимых объектов утверждены законодателем.
Приказом от 9 сентября 2015 г. №2400 Министерство культуры РФ утвердило требования доступности к учреждениям культуры с учетом особых потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения.
Так в п.1 Требований указано, что учреждения культуры (музеи, библиотеки, организации исполнительских искусств, кинотеатры, культурно-досуговые учреждения) обеспечивают инвалидам и другим маломобильным группам населения: условия для беспрепятственного доступа к объектам и предоставляемым в них услугам в соответствии со сводом правил СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" ( с 1 августа 2020 г. - СП 59.13330.2020), включенных в пункт 41 перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521. возможность самостоятельного или с помощью сотрудников, предоставляющих услуги, передвижения по территории, на которой расположены объекты, входа в такие объекты и выхода из них.
Вопреки доводам апелляционной жалобы ссылка на невозможность создания беспрепятственного доступа в здание, в том числе, в связи с отсутствием капитального ремонта или реконструкции здания, не может быть принята во внимание, поскольку исполнение установленной в Федеральном законе от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" обязанности по осуществлению мер социальной защиты инвалидов по созданию беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры не поставлено в зависимость от строительства и реконструкции конкретного объекта.
Ссылка ответчика на отсутствие необходимого финансирования, суд признал не имеющим правового значения при разрешении указанного спора при наличии императивных норм закона, обязывающих создать условия, обеспечивающие беспрепятственный доступ инвалидов и маломобильных граждан в объекты социальной инфраструктуры.
Доводы жалобы ответчика о том, что согласно п.3 ст.26 Федерального закона от 1 декабря 2014 г. №419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» положения части 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 г. исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам судом первой инстанции также проверялись и обоснованно не приняты во внимание по подробно приведенным в обжалуемом судебном акте мотивам.
В целом, все доводы апелляционной жалобы ответчика фактически повторяют его правовую позицию, которую он приводил в суде первой инстанции, данные доводы были предметом исследования судом первой инстанции и обоснованно были отклонены по мотивам, подробно изложенным в решении, несогласие с данными выводами суда направлены на собственную оценку доказательств и фактических обстоятельств спора, установленных судом, что не влечет отмену обжалуемого судебного акта, поскольку правом оценки доказательств наделен суд первой инстанции в соответствии с процессуальной нормой закона (ст. 196 ГПК РФ) при вынесении решения.
Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. При этом, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствие с требованиями процессуальных норм. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом также допущено не было.
Руководствуясь ст.ст.327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Солецкого районного суда Новгородской области от 20 декабря 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального бюджетного учреждения культуры «Батецкая межпоселенческая централизованная библиотечная система» – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24 марта2022 г.