№2-852/2023
УИД №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 марта 2023 года город Батайск
Батайский городской суд Ростовской области в составе
председательствующего судьи Акименко Н.Н.,
при секретаре Пузенко Т.А.,
с участием Юринова Е.Н., Фалько О.А., Климченко Т.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковым требованиям Юринова <данные изъяты> к Министерству труда и социального развития Ростовской области, Управлению социальной защиты населения города Батайска о понуждении предоставить текст официально опубликованного законодательного акта, об оспаривании применения бюджетного стандарта в небюджетных целях,
УСТАНОВИЛ:
В суд обратился Юринов Е.Н. с иском к Управлению социальной защиты населения города Батайска о понуждении предоставить текст официально опубликованного законодательного акта, об оспаривании применения бюджетного стандарта в небюджетных целях. Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ на стороне ответчика привлечено Министерство труда и социального развития Ростовской области. В обоснование исковых требований истец указал, что является инвалидом № группы вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и получает меры социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в частности, ему выплачивается ежемесячная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Истец утверждал, что расчет данной компенсации осуществляется неправильно, исходя из федерального стандарта социальной нормы площади жилого помещения в размере 18 кв.м., тогда как существует региональный стандарт нормы площади жилого помещения для одиноко проживающего человека в размере 33 кв.м., что приводит к увеличению его текущих расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. С учетом уточненных исковых требований истец просит обязать Управление социальной защиты населения города Батайска представить ему текст официально опубликованного федерального законодательного акта, разрешающего использование в целях определения объема мер социальной поддержки к физическим лицам бюджетного стандарта, установленного пп. "в" п.1 Постановления правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ вместо стандартов социальных площадей жилья, указанных для семей разной численности в других законодательных актах. Также, просил в случае не предоставления такого законодательного акта признать и подтвердить незаконность применения бюджетного стандарта в не бюджетных целях.
Истец Юринов Е.Н. в судебное заседание явился, заявленные исковые требования поддержал по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель Управления социальной защиты населения города Батайска по доверенности Фалько О.А. в судебное заседание явилась, полагала, что исковые требования не подлежат удовлетворению.
Представитель Министерства труда и социального развития Ростовской области в судебное заседание не явился, уведомлялся судом о дне и времени рассмотрения.
Заслушав истца Юринова Е.Н., представителя Управления социальной защиты населения города Батайска по доверенности Фалько О.А., изучив собранные по делу доказательства, оценив их в совокупности, суд приходит к следующему выводу.
Возмещение вреда, причиненного здоровью граждан вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также предоставление мер социальной поддержки лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и членам их семей регулируются Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.
Согласно ст. 4 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" социальная поддержка граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, - это система мер, обеспечивающая социальные гарантии гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, устанавливаемая данным Законом и другими федеральными законами.
Меры социальной поддержки, предусмотренные указанным Законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 14 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 предусмотренным статьей 13 указанного Закона категориям граждан, в том числе инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, гарантируется:
оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе и членам их семей, проживающим с ними; оплата в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Юринов Е.Н. является инвалидом № группы вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и имеет право на компенсации и льготы, предусмотренные Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". В частности, истец является получателем ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с названным Законом.
Юринов Е.Н. проживает один в принадлежащей ему квартире №, расположенной по <адрес>, общей площадью 37,8 кв.м., в том числе жилой 18,9 кв.м..
Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50% предоставляется Юринову Е.Н. исходя из федерального стандарта социальной нормы площади жилого помещения в размере 18 кв.м. общей площади жилья на одного гражданина.
Спор по настоящему делу между сторонами возник по поводу порядка расчета ежемесячной компенсации расходов на оплату коммунальных услуг и жилого помещения.
В Ростовской области предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан регламентируется <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № "О предоставлении гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в Ростовской области".
Законом установлено, что региональный стандарт нормативной площади жилого помещения для расчета субсидий составляет в размере 33 кв. м общей площади жилого помещения для одиноко проживающего гражданина, 42 кв. м - для семьи из 2 человек, 54 кв. м - для семьи из 3 и более человек.
Истец Юринов Е.Н. полагает, что полномочия по предоставлению ежемесячной компенсации расходов на оплату коммунальных услуг и жилого помещения государством переданы органам власти субъектов Российской Федерации, в связи с чем полагает, что указанная льгота должна ему предоставляться в соответствии с Законом Ростовской области от 5 июля 2012 года № 593 "О предоставлении гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в Ростовской области", то есть в размере 50% исходя из регионального стандарта социальной нормы площади жилого помещения в размере 33 кв. м общей площади жилого помещения для одиноко проживающего гражданина.
Ст. 71 Конституции РФ и Федеральный закон от 15 мая 1991 г. N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" относят к компетенции федеральных органов государственной власти принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ о социальной защите инвалидов (в том числе регулирующих порядок и условия предоставления инвалидам единого федерального минимума мер социальной защиты), контроль за исполнением законодательства РФ о социальной защите инвалидов (ст. 4).
В силу положений ст. 12 Жилищного кодекса РФ установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы относится к компетенции органов государственной власти РФ в области жилищных отношений.
Во исполнение данных полномочий издано постановление Правительства РФ N 541 от 29.08.05 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг", которым в целях определения размера трансфертов, в том числе для оказания финансовой помощи по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, установлен федеральный стандарт социальной нормы площади жилого помещения в размере 18 кв. метров общей площади на 1 гражданина.
Пунктом 1 ст. 5 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 установлено, что предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.08.2005 г. N 542 "Об утверждении Правил финансирования расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" и Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" - финансирование расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству финансов Российской Федерации, за исключением расходных обязательств Российской Федерации, указанных в пункте 6 настоящих Правил (п. 2 Правил).
Пункт 6 указанных Правил содержит специальную норму, согласно которой финансирование расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению мер социальной поддержки военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов и федеральных органов налоговой полиции, а также пенсионерам из их числа, в том числе ныне работающим (независимо от места работы), подвергшимся радиационному воздействию, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба.
В указанном порядке осуществляется финансирование расходных обязательств Российской Федерации, связанных с возмещением вреда и предоставлением мер социальной поддержки гражданскому персоналу указанных федеральных органов исполнительной власти (работники федеральных государственных учреждений).Порядок расчета и предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлены Методикой распределения субвенций и Правилами предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются указанные субвенции, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.12.2007 года N 861.
В силу пункта 2 Методики распределения субвенций размер субвенции, предоставляемой бюджету соответствующего субъекта Российской Федерации, определяется по соответствующей формуле, учитывающей федеральный стандарт социальной нормы площади жилого помещения в размере 18 кв. м общей площади жилья на одного гражданина, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2005 г. N 541 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг", и федеральный стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг (содержание и текущий ремонт жилого помещения, теплоснабжение, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и газоснабжение) на один кв. м общей площади жилья в месяц по субъекту Российской Федерации, установленный Правительством Российской Федерации на соответствующий год.
Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных настоящим пунктом.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Фонда компенсаций федерального бюджета в виде субвенций.
Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций, образованном в федеральном бюджете, бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; утвержденных Правительством Российской Федерации федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на один квадратный метр общей площади жилья в месяц и федерального стандарта социальной нормы площади жилья, применяемых для расчета межбюджетных трансфертов.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Конституционно-правовой смысл п. 3 ч. 1 ст. 14 Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", предусматривающей льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, выявляется с учетом ее взаимосвязи с другими нормами данного Федерального закона, а также с иными федеральными законами и нормативными правовыми актами, из которых состоит законодательство Российской Федерации, предусматривающее принципы, условия и порядок предоставления мер социальной поддержки, порядок расчета.
Средства на реализацию переданных субъектам полномочий предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Объем данных средств по оплате жилищно-коммунальных услуг определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, утвержденных Правительством РФ федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц и федерального стандарта социальной нормы площади жилья. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения бюджета порядке на счета бюджетов субъектов РФ. Порядок расходования и учета указанных средств устанавливается Правительством РФ.
Таким образом, средства по оплате жилищно-коммунальных услуг, перечисляемые из федерального бюджета, имеют строго целевой характер использования средств на реализацию указанных полномочий.
Системный анализ положений упомянутых выше нормативных актов позволяет прийти к выводу о том, что предоставление льгот производится на основании и в пределах субвенции, выделяемой субъекту РФ, рассчитанной, в свою очередь, исходя из федерального стандарта предельной стоимости услуг и федерального стандарта социальной нормы площади жилого помещения.
Полномочия по предоставлению инвалидам-чернобыльцам мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, а также средства на осуществление данных полномочий передаются Российской Федерацией в ведение субъектов Российской Федерации, которые вправе определять форму предоставления таких мер, а следовательно, и устанавливать положения, определяющие условия и порядок получения мер социальной поддержки в определенной субъектом Российской Федерации форме.
В соответствии с Областным законом Ростовской области №274-ЗС от 31 июля 2009 года "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан" в местные администрации переданы полномочия по предоставлению социальных гарантий гражданам по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных пунктом 3 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В соответствии с п.1 ст.2 Областного закона №274-ЗС меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 1 настоящего Областного закона, предоставляются отдельным категориям граждан в форме денежных компенсаций и выплат.
Постановлением Правительства Ростовской области от 9 декабря 2011 г. N 212 "О порядке расходования субвенций, поступающих в областной бюджет из федерального бюджета на финансовое обеспечение расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых отдельным категориям гражданам, а также на выплату единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву" утверждено Положение о порядке расходования субвенций, поступающих в областной бюджет из федерального бюджета на финансовое обеспечение расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк" и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов, а также порядке предоставления им мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Согласно п.10 указанного положения расчет размера компенсации на ЖКУ осуществляется органами социальной защиты населения муниципальных районов и городских округов Ростовской области каждому получателю за одно жилое помещение индивидуально с учетом объема мер социальной поддержки, установленного законодательными актами, указанными в пункте 1 настоящего Порядка, и сведений, полученных от организаций, осуществляющих расчеты по оплате жилищно-коммунальных услуг, на основании заключенных соглашений о взаимодействии с соблюдением норм законодательства Российской Федерации о защите персональных данных.
Таким образом, на федеральном уровне реализация предусмотренных Законом "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" льгот обеспечивается с учетом федеральной социальной нормы площади жилья на гражданина, пострадавшего от радиационной катастрофы, и на каждого члена его семьи. Согласно порядку, установленному в Ростовской области, расчет компенсации осуществляется каждому получателю за одно жилое помещение.
В связи с изложенным, возложение на ответчиков ответственности по обязательствам Российской Федерации, не обеспеченным финансовыми средствами, а также бремени изыскания соответствующих средств на реализацию Закона (в том числе и за счет перераспределения средств внутри своего бюджета) незаконно, так как не предусмотрено действующим законодательством.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - это информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления (далее - подведомственные организации), либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности.
Согласно ст. 6 указанного Закона доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться следующими способами:
обнародование (опубликование) государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в средствах массовой информации;
размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети Интернет;
размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в помещениях, занимаемых указанными органами, и в иных отведенных для этих целей местах;
ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в помещениях, занимаемых указанными органами, а также через библиотечные и архивные фонды;
присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на заседаниях коллегиальных государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления, а также на заседаниях коллегиальных органов государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления;
предоставление пользователям информацией по их запросу информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
другими способами, предусмотренными законами и (или) иными нормативными правовыми актами, а в отношении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления - также муниципальными правовыми актами.
В силу ст. 7 того же Закона информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может предоставляться в устной форме и в виде документированной информации, в том числе в виде электронного документа.
Как видно из материалов дела, УСЗН города Батайска неоднократно предоставлял истцу информацию обо всех принятых законодательных актах по предоставлению мер социальных гарантий с указанием даты, номера таких законодательных актов.
С учетом изложенного отсутствуют правовые основания для признания незаконным бездействия Управления социальной защиты населения города Батайска в не информировании истца о применяемых ими законодательных актах. Следует, также, отметить, что принимаемые правовые акты публикуются в установленном порядке в средствах массовой информации, сети Интернет. Каких-либо препятствий для ознакомления с текстами указанных актов истцу не создано.
С учетом изложенного суд приходит к выводу об отсутствии бездействия ответчиков при обращении истца с заявлением о предоставлении перечня правовых актов, на основании чего исковые требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении исковых требований Юринова <данные изъяты> к Министерству труда и социального развития Ростовской области, Управлению социальной защиты населения города Батайска о понуждении предоставить текст официально опубликованного законодательного акта, об оспаривании применения бюджетного стандарта в небюджетных целях.
Решение может быть обжаловано в Ростовский Областной суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья
Решение в окончательной форме изготовлено 28 марта 2023 года