Решение по делу № 2-1901/2023 от 13.09.2023

Дело № 2-1901/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

пос. Ола 09 ноября 2023 года

Ольский районный суд Магаданской области в составе председательствующего судьи Ожеговой Е.Ю.,

при участвующем в качестве секретаря судебного заседания - помощнике судьи Мурадханян Г.А.,

с участием ответчика Романенко Н.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ольского районного суда гражданское дело по исковому заявлению индивидуального предпринимателя Кузьминых А.А. к Романенко Н.Д. о взыскании задолженности по оплате услуг хранения транспортного средства,

у с т а н о в и л:

ИП Кузьминых А.А. обратился в суд с иском к Романенко Н.Д. о взыскании задолженности по оплате услуг хранения транспортного средства. В обоснование иска указал, что истец включен в реестр специализированных организаций, оказывающих услуги по перемещению и (или) хранению, возврату задержанных транспортных средств на территории Магаданской области. 06.02.2021 на основании Закона Магаданской области № 1502-ОЗ от 09.07.2012 истцу по акту приема-передачи 49 АС № 1773 истцу было передано на хранение на принадлежащей ему автостоянке «Оборона» автотранспортное средство «<данные изъяты>» без государственного регистрационного знака, находящееся во владении ответчика и задержанное инспектором ДПС ГИБДД УМВД России по Магаданской области в связи совершением Романенко Н.Д. административного правонарушения. За период с 19.04.2023 по 30.08.2023 у ответчика образовалась задолженность за услуги хранения транспортного средства в размере 199392 руб. 02.08.2023 ответчику была направлена претензия об оплате задолженности, однако до настоящего времени претензия оставлена без ответа. На основании вышеизложенного просит взыскать с ответчика задолженность за перемещение и хранение задержанного транспортного средства в указанном размере, и расходы на оплату госпошлины в размере 5188 руб.

Истец, извещенный надлежащим образом, в суд не явился, посредством телефонограммы ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, на исковых требованиях настаивал в полном объеме.

При указанных обстоятельствах, в соответствии с ч. 5 ст.167 ГПК РФ, суд с учетом мнения ответчика, нашел возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.

В судебном заседании ответчик Романенко Н.Д. согласился с требованиями, заявленными истцом. По существу иска пояснил, что он обращался к истцу по вопросу возврата транспортного средства, но ему было отказано в связи с непредставлением им необходимых документов. Примерно с 9 по 15 мая он узнал, что машину со штрафстоянки продали, потому что её видели в городе.

Выслушав ответчика, исследовав и оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.

По общему правилу, сформулированному в части 1 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), основанием задержания транспортного средства, запрещения его эксплуатации является нарушение правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных частью 1 статьи 11.8.1, статьями 11.9, 11.26, 11.29, частью 1 статьи 12.3, частью 2 статьи 12.5, частями 1 и 2 статьи 12.7, частями 1, 3 и 4 статьи 12.8, частями 4 и 5 статьи 12.16, частями 3 - 4, 6 статьи 12.19, частями 1 - 3 статьи 12.21.1, частью 1 статьи 12.21.2, статьей 12.26, частью 3 статьи 12.27 КоАП РФ.

Административное задержание транспортного средства представляет собой исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку) и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания.

Решение о задержании транспортного средства соответствующего вида, запрещении его эксплуатации или о прекращении указанных задержания и запрещения принимается должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях. Применение соответствующей меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении оформляется протоколом (часть 3 статьи 27.13 КоАП РФ).

Установление порядка перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, отнесено данным Кодексом к компетенции субъектов Российской Федерации (часть 10 статьи 27.13).

При этом КоАП РФ предусматривает, что расходы на перемещение и хранение задержанного транспортного средства возмещаются лицом, совершившим административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства (часть 11 статьи 27.13).

Из содержания пункта 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) следует, что гражданское законодательство может применяться к административным правоотношениям в случаях, предусмотренных законодательством.

Следовательно, на основании указанных норм федеральных законов при помещении задержанного транспортного средства на стоянку и его хранении возникают обязательства хранения в силу закона, на которые распространяются правила главы 47 ГК РФ.

В силу пункта 1 статьи 886 ГК РФ по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности.

В соответствии со статьями 896 - 898 ГК РФ поклажедатель обязан выплатить хранителю вознаграждение за хранение вещи, а также возместить ему расходы на ее хранение.

Приведенные положения КоАП РФ, рассматриваемые, в том числе, во взаимосвязи с указанными статьями ГК РФ, не допускают возмещение расходов на хранение транспортного средства на специализированной стоянке вне связи с обстоятельством привлечения к административной ответственности лица, совершившего административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства.

Вместе с тем, как следует из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 22 апреля 2014 года N 984-О, оплата расходов на перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, их хранение не является санкцией за административное правонарушение, при этом, в силу указанных положений КоАП РФ, не исключается возмещение такой оплаты лицу, не совершившему административного правонарушения, в связи с которым было применено задержание транспортного средства.

Порядок перемещения на территории Магаданской области транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения и возврата, оплаты стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств урегулирован Законом Магаданской области от 09.06.2012 N 1502-ОЗ " (принят Магаданской областной Думой 05.06.2012).

Статьи 1 – 1.3 Закона, указывают на то, что лица, осуществляющие деятельность по перемещению, хранению задержанных транспортных средств - юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по перемещению на специализированную стоянку и (или) хранению транспортных средств, задержанных в соответствии со статьей 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - уполномоченные организации). Перечень уполномоченных организаций, а также перечень мест нахождения на территории Магаданской области специализированных стоянок размещаются уполномоченным Правительством Магаданской области исполнительным органом государственной власти Магаданской области (далее - уполномоченный орган) на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и поддерживается в актуальном состоянии.

Статья 4 Закона устанавливает, что стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства производится по тарифам, которые устанавливаются в соответствии с федеральным законодательством исполнительным органом государственной власти Магаданской области, осуществляющим государственное регулирование цен и тарифов на продукцию, товары (работы, услуги) и региональный государственный контроль (надзор) за их применением. Оплата стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства производится в сроки, которые устанавливаются постановлением Правительства Магаданской области. Отношения специализированной организации и лица, привлеченного к административной ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, владельца задержанного транспортного средства в части оплаты стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации.

Срок хранения транспортного средства исчисляется в часах с момента его помещения на специализированную стоянку до момента возврата его владельцу. При исчислении срока хранения транспортного средства учитывается полный час, который составляет шестьдесят минут (п. 11 ст. 3 Закона).

Согласно ст. 5 Закона, возврат задержанных транспортных средств, хранящихся на специализированной стоянке, осуществляется круглосуточно. Транспортное средство возвращается его владельцу лицом, ответственным за хранение транспортного средства, при предъявлении следующих документов: документа, удостоверяющего личность владельца; документа, подтверждающего право владения задержанным транспортным средством, или документов, необходимых для управления задержанным транспортным средством; копии решения уполномоченного должностного лица о прекращении задержания транспортного средства или о возврате задержанного транспортного средства со специализированной стоянки либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном частью 12 статьи 27.13 КоАП.

Согласно статье 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (пункт 3). Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4).

Статьей 10 названного кодекса установлено, что не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (пункт 1).

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Комитет по управлению муниципальным имуществом города Магадана на основании аренды от 30 октября 2009 года № АН-49-09-03 предоставил ЗАО «Специальный магазин “Оборона” в аренду земельный участок под автостоянкой для легковых автомобилей по адресу: город Магадан, улица Кольцевая. Впоследствии, 25 августа 2011 года ЗАО «Специальный магазин “Оборона”» и ИП Кузьминых А.А. заключили договор уступки прав и обязанностей к указанному договору аренды земель.

Приказом министерства дорожного хозяйства и транспорта Магаданской области от 9 апреля 2021 года № 42 ИП Кузьминых А.А. включён в Реестр специализированных организаций, оказывающих услуги по перемещению и (или) хранению, возврату задержанных транспортных средств на территории населённого пункта «город Магадан».

Приказом ИП Кузьминых А.А. от 1 января 2021 года № 1 на основании приказа Департамента цен и тарифов Магаданской области от 31 июля 2019 года № 2-ПР/26 «Об установлении базового уровня тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств на территории Магаданской области» установлен тариф на хранение задержанных транспортных средств категории «В» и «D» массой до 3,5 тонн в размере 62 рублей за 1 час.

Из протокола о задержании транспортного средства 49ХВ № 207227 от 18.04.2023 следует, что в 19 часов 40 минут 18 апреля 2023 года в городе Магадане за совершение Романенко Н.Д. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ, в соответствии со статьей 27.13 КоАП РФ, задержано транспортное средство «<данные изъяты>» (кузов ).

Согласно актам приема-передачи 18 апреля 2023 года № 1773 указанное транспортное средство передано водителю эвакуатора с последующей передачей его на специализированную стоянку «Оборона» для хранения. Соответствующая отметка о поступлении транспортного средства на специализированную стоянку имеется и в копии журнала регистрации приёма и выдачи транспортных средств, представленной истцом.

Постановлением по делу об административном правонарушении от 26 апреля 2023 года Романенко Н.Д. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.27 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей. Из содержания названного постановления следует, что в 18.04.2023 в 17 часов 50 минуты в районе дома № 5 по ул. Пролетарской в г.Магадане Романенко Н.Д., управлял транспортным средством <данные изъяты>, не зарегистрированным в установленном порядке (номер кузова ), не имея права управления транспортным средством. Постановление вступило в законную силу 07 мая 2023 года.

Исходя из приведённых положений закона, у ответчика как лица, привлечённого к административной ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, возникла соответствующая обязанность по оплате стоимости хранения транспортного средства.

Претензия истца, направленная ответчику 02 августа 2023 года с предложением в трёхдневный срок произвести оплату услуг транспортировки и хранения транспортного средства, оставлена последним без ответа.

Согласно пояснениям истца от 08.11.2023, автомобиль «<данные изъяты>» без государственного регистрационного знака, переданный на хранение на специализированную стоянку по акту № 1733 от 18.04.2023, не реализовывался и до сих пор находится на автостоянке. Ответчик при обращении на стоянку по вопросу возврата транспортного средства не представил необходимые документы, т.е. решение ГИБДД на возврат транспортного средства.

В ходе судебного разбирательства ответчик Романенко Н.Д. подтвердил, что в органы ГИБДД за получением соответствующего решения о возврате транспортного средства не обращался.

Учитывая, что ответчик Романенко Н.Д. не представил истцу предусмотренные статьёй 5 Закона Магаданской области от 09.06.2012 N 1502-ОЗ документы для возврата ему задержанного транспортного средства, оснований для вывода о неправомерном удержании транспортного средства не имеется.

Истцом в исковом заявлении произведён расчёт понесённых расходов, связанных с хранением автотранспортного средства «Тойота Чайзер» за период с 19 апреля по 30 августа 2023 года, которые составили 199392 рубля. Данный расчёт, по мнению суда, является правильным, арифметически верным, исчислен исходя из установленного тарифа и количества дней, затраченных на хранение транспортного средства.

Доказательств того, что расходы, связанные с хранением транспортного средства возмещены хранителю ответчиком в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ не представлены.

Принимая во внимание, что законом обязанность по оплате стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства возложена на лицо, привлечённое к административной ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, суд находит заявленные истцом требования законными, обоснованными, подлежащими удовлетворению.

В силу ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

При подаче иска истцом уплачена государственная пошлина в сумме 5188 руб., что подтверждается чеком-ордером от 22.09.2023.

Учитывая, что заявленные истцом требования удовлетворены судом в полном объёме, государственная пошлина в размере 5188 рублей, уплаченная при подаче настоящего иска, в соответствии со ст. 98 ГПК РФ подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 321 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования индивидуального предпринимателя Кузьминых А.А. к Романенко Н.Д. о взыскании задолженности по оплате услуг хранения транспортного средства, удовлетворить.

Взыскать с Романенко Н.Д. (паспорт <данные изъяты>) в пользу индивидуального предпринимателя Кузьминых А.А. (ИНН <данные изъяты>) задолженность по оплате услуг хранения транспортного средства в размере 199392 руб. 00 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 5188 руб. 00 коп., а всего взыскать 204580 (двести четыре тысячи пятьсот восемьдесят) руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд через Ольский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Установить дату составления мотивированного решения – 15.11.2023.

Судья                        подпись                Е.Ю. Ожегова

копия верна:

Судья                                            Е.Ю. Ожегова

2-1901/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кузьминых Анатолий Анатольевич (ИП)
Ответчики
Романенко Николай Дмитриевич
Суд
Ольский районный суд Магаданской области
Судья
Ожегова Елена Юрьевна
Дело на сайте суда
olskiy.mag.sudrf.ru
13.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.09.2023Передача материалов судье
15.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.10.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
06.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.11.2023Судебное заседание
09.11.2023Судебное заседание
15.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее