2-655/2024
УИД 26RS0017-01-2024-000119-65
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
13 марта 2024 года <адрес>
Кисловодский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Стойлова С.П.
секретаре судебного заседания Суторминой И.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к МБУ "СОШ с углублением английского языка №" об обязании создать звено по обслуживанию защитного сооружения,
У С Т А Н О В И Л:
прокурор <адрес>, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением обязать муниципальное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка №» города-курорта Кисловодска в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу создать звено по обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны - противорадиационного укрытия № расположенного по адресу: <адрес> в соответствии с «Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», утвержденных Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе надзорной деятельности установлены нарушения законодательства о муниципальной собственности, о гражданской обороне, допущенные при непринятии мер по приведению защитного сооружения гражданской обороны в нормативное состояние.
В соответствии с п. 28 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне.
В ходе проверки в деятельности комитета имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска выявлены нарушения при содержании недвижимого имущества - защитного сооружения гражданской обороны, находящегося в муниципальной собственности.
В соответствии с Положением о Комитете, утвержденным решением Думы города-курорта <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, основной целью Комитета является реализация вопросов местного значения городского округа в области владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов.
Основной задачей Комитета, в соответствии с п. 2.2 Положения, в том числе является эффективное управление муниципальным имуществом.
Установлено, что на основании договора о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления № от ДД.ММ.ГГГГ комитетом имущественных отношений администрации города- курорта Кисловодска муниципальному образовательному учреждению средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка №» переданы объекты недвижимости (Литеры А, А1, Б, В, Г), расположенные по адресу: <адрес>.
На основании выписки от ДД.ММ.ГГГГ № в Едином реестре муниципального имущества, состоит нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>, Литер А, кадастровый №, реестровый номер №
В соответствие с ч. 2 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - ФЗ № 28-ФЗ) органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований: проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения; поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию.
Во исполнение ст. 3 ФЗ № 28-ФЗ, ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» введены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее Правила), утвержденные Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны».
В соответствии с п. 2.1, ‘2.2 «Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», утвержденных Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны) учёт ЗС ГО ведется, в том числе и в органах местного самоуправления. Документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Паспорт ЗС ГО оформляется после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации ЗС ГО.
Защитное сооружение гражданской обороны (ПРУ), дата ввода в эксплуатацию - 1959 год, назначение - нежилое, площадь - 85 кв.м,, расположенное по адресу: <адрес>, статус защитного сооружения, как объекта гражданской обороны определен наличием паспорта противорадиационного укрытия №.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).
Согласно п. 17 Требований, антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения.
В силу п. 3.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений
5 к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружений гражданской обороны, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
Согласно п.п. 1.4, 1.5 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны для обслуживания ЗС ГО в мирное время в организациях, эксплуатирующих эти сооружения, создаются звенья по обслуживанию ЗС ГО. Для поддержания ЗС ГО в готовности к использованию по предназначению в период пребывания в них укрываемых создаются группы (звенья) по обслуживанию сооружений из расчета одна группа (звено) на каждый объект ГО в зависимости от их вместимости.
Схемы организации группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО приведены в приложении №.
Группы (звенья) по обслуживанию ЗС ГО обеспечиваются средствами индивидуальной защиты, радиационной и химической разведки, специальной обработки, связи, медицинским имуществом и инструментом согласно примерным нормам оснащения (табелизации), приведенным в приложении №.
В рамках осуществления надзора за соблюдением законодательства о гражданской обороне установлено, что согласно акту оценки состояния защитного сооружения гражданской обороны - укрытие (ПРУ) № по реестру МЧС России, инвентарный № от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Акт комиссионного обследования ЗС ГО) защитное сооружение, расположенное по адресу: <адрес> ограниченно готово к приему укрываемых.
По информации МКУ «Центр по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне города-курорта Кисловодска» в настоящее время ЗС ГО ограниченно готово к приему укрываемых в связи с отсутствием звена по обслуживанию ЗСГО.
С учетом того, что в нарушение Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны звено по обслуживанию ЗС ГО (ПРУ) № по реестру МЧС России, инвентарный №, расположенное по адресу: <адрес>, отсутствует, МБОУ СОШ № организацией эксплуатирующей это сооружение достаточные мероприятия по его содержанию в режиме к готовности к приему укрываемых не проводятся, что исключает возможность укрытия в нем граждан в военное время или в условиях чрезвычайной ситуации.
Указанное свидетельствует о невозможности реализации основных задач гражданской обороны: предоставление населению убежищ, обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны, влечет нарушение прав граждан на предоставление им средств индивидуальной и коллективной защиты, а также противоречит принципу минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма, закрепленному в п. 12 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Литвиненко Е.А. поддержала исковые требования, которые просила удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика МБУ "СОШ с углублением английского языка №" Хачанова Н.Н., с исковыми требованиями согласилась.
В судебное заседание представитель ответчика Управления образования администрации г-к Кисловодска, представитель третьего лица МКУ "Центр по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне города-курорта Кисловодска", представитель третьего лица КИО администрация города-курорта Кисловодска извещенные о времени и месте слушания дела надлежащим образом не явились.
Суд на основании ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов, в том числе, неопределенного круга лиц.
Поводом для обращения прокурора в суд с настоящим иском послужили результаты проверки соблюдения законодательства в деятельности комитета имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска выявлены нарушения при содержании недвижимого имущества - защитного сооружения гражданской обороны, находящегося в муниципальной собственности.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Согласно ст. ст. 50, 51 Закона № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных в ст. 16 Закона № 131-ФЗ вопросов местного значения, органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу ст. 35 Закона 131-ФЗ представительные органы местного самоуправления устанавливают порядок управления и распоряжения муниципальным имуществом, а исполнительные органы непосредственно владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом, в том числе через учреждение и наделение полномочиями компетентных организаций.
В соответствии с Положением о Комитете, утвержденным решением Думы города-курорта <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, основной целью Комитета является реализация вопросов местного значения городского округа в области владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов.
Основной задачей Комитета, в соответствии с п. 2.2 Положения, в том числе является эффективное управление муниципальным имуществом.
Установлено, что на основании договора о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления № от ДД.ММ.ГГГГ комитетом имущественных отношений администрации города- курорта Кисловодска муниципальному образовательному учреждению средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка №» переданы объекты недвижимости (Литеры А, А1, Б, В, Г), расположенные по адресу: <адрес>.
Согласно выписки от ДД.ММ.ГГГГ № в Едином реестре муниципального имущества, состоит нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>, Литер А, кадастровый №, реестровый номер №
В соответствие с ч. 2 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - ФЗ № 28-ФЗ) органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований: проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения; поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию.
Во исполнение ст. 3 ФЗ № 28-ФЗ, ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» введены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее Правила), утвержденные Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны».
В соответствии с п. 2.1, ‘2.2 «Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», утвержденных Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № учёт ЗС ГО ведется, в том числе и в органах местного самоуправления. Документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Паспорт ЗС ГО оформляется после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации ЗС ГО.
Защитное сооружение гражданской обороны (ПРУ), дата ввода в эксплуатацию - 1959 год, назначение - нежилое, площадь - 85 кв.м,, расположенное по адресу: <адрес>, статус защитного сооружения, как объекта гражданской обороны определен наличием паспорта противорадиационного укрытия №.
Согласно ст. 1, 2, 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ «О гражданской обороне» организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.
Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты.
Требования в области гражданской обороны - специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники, имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке создания убежищ и иных объектов ГО» порядок разработан в соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» и определяет правила создания в мирное время, период мобилизации и военное время на территории Российской Федерации убежищ и иных объектов гражданской обороны.
В соответствии с п. 2 Порядка противорадиационные укрытия и иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне, относятся к объектам гражданской обороны.
Частью 2 ст. 8 ФЗ № 28-ФЗ, п. 9 Порядка предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях: определяют общую потребность в объектах гражданской обороны; в мирное время создают, сохраняют существующие объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
Таким образом, учет и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию защитных сооружений, расположенных в границах городского округа и находящихся в муниципальной собственности, относится к компетенции органа местного самоуправления.
В силу п.п. 1, 3, 5, 7 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», основными принципами противодействия терроризму выступают обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, среди которых установленное Конституцией Российской Федерации право на жизнь, приоритет мер предупреждения терроризма и защиты прав лиц, подвергающихся террористической опасности, а также комплексное использование специальных и иных мер противодействия терроризму.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
Согласно п. 17 Требований, антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения.
В силу п. 3.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений
5 к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружений гражданской обороны, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
Согласно п.п. 1.4, 1.5 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны для обслуживания ЗС ГО в мирное время в организациях, эксплуатирующих эти сооружения, создаются звенья по обслуживанию ЗС ГО. Для поддержания ЗС ГО в готовности к использованию по предназначению в период пребывания в них укрываемых создаются группы (звенья) по обслуживанию сооружений из расчета одна группа (звено) на каждый объект ГО в зависимости от их вместимости.
Схемы организации группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО приведены в приложении №.
Группы (звенья) по обслуживанию ЗС ГО обеспечиваются средствами индивидуальной защиты, радиационной и химической разведки, специальной обработки, связи, медицинским имуществом и инструментом согласно примерным нормам оснащения (табелизации), приведенным в приложении №.
Согласно акту оценки состояния защитного сооружения гражданской обороны - укрытие (ПРУ) № по реестру МЧС России, инвентарный № от ДД.ММ.ГГГГ защитное сооружение, расположенное по адресу: <адрес> ограниченно готово к приему укрываемых.
Как видно из информации МКУ «Центр по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне города-курорта Кисловодска» в настоящее время ЗС ГО ограниченно готово к приему укрываемых в связи с отсутствием звена по обслуживанию ЗСГО.
С учетом того, что в нарушение Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны звено по обслуживанию ЗС ГО (ПРУ) № по реестру МЧС России, инвентарный №, расположенное по адресу: <адрес>, отсутствует, МБОУ СОШ № организацией эксплуатирующей это сооружение достаточные мероприятия по его содержанию в режиме к готовности к приему укрываемых не проводятся, что исключает возможность укрытия в нем граждан в военное время или в условиях чрезвычайной ситуации.
Указанное свидетельствует о невозможности реализации основных задач гражданской обороны: предоставление населению убежищ, обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны, влечет нарушение прав граждан на предоставление им средств индивидуальной и коллективной защиты, а также противоречит принципу минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма, закрепленному в п. 12 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований прокурора <адрес> и считает необходимым данные требования удовлетворить.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
исковое заявление прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к МБУ "СОШ с углублением английского языка №" об обязании создать звено по обслуживанию защитного сооружения, удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка №» города-курорта Кисловодска в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу создать звено по обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны - противорадиационного укрытия №, расположенного по адресу: <адрес> в соответствии с «Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», утвержденных Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Кисловодский городской суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья С.П. Стойлов