Именем Российской Федерации
7 октября 2024 года город Тула
Советский районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Дорохиной А.О.,
при секретаре Абросимовой А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 71RS0028-01-2024-002744-85 (производство № 2-1988/2024) по иску Киреевского межрайонного прокурора Тульской области в интересах Журавковой Елены Михайловны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области о признании права на назначение ежемесячной денежной выплаты,
установил:
Киреевский межрайонный прокурор Тульской области обратился в суд в интересах Журавкова Е.М. с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области о признании права на назначение ежемесячной денежной выплаты, указав в обоснование исковых требований, что Журавкова Е.М. с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время проживает в пос. Комсомольский Киреевского района Тульской области. Журавкова Е.М. обратилась в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты как гражданину, постоянно проживающему на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 27.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Решением ответчика от 23.01.2024 в удовлетворении данного заявления было отказано по причине не представления доказательств постоянного проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом не менее 4 лет, пос. Комсомольский впервые был поименован в распоряжении Правительства РФ от 28.03.2023 №745-р вступившего в силу 01.01.2024.
Просил суд, с учетом уточненных исковых требований признать незаконным отказ ОСФР по Тульской области от 23.01.2024 в назначении Журавковой Е.М. ЕДВ, признать за Журавковой Е.М. право на назначение ежемесячной денежной выплаты в соответствии с ст.27.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и обязать ответчика назначить Журавковой Е.М. ежемесячную денежную выплату в соответствии с ст.27.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 12.01.2024.
Помощник Киреевского межрайонного прокурора Тульской области Хилькович С.В. в судебном заседании доводы иска, с учетом уточненных исковых требований, поддержала по изложенным в нем основаниям, просила его удовлетворить, пояснив, что пос. Комсомольский это территория ранее входившая в состав г.Липки Киреевского района, с момента аварии являлась зоной загрязнения и г.Липки всегда был поименован в распоряжениях Правительства РФ, жителям поселка ранее предоставлялись льготы.
Истец Журавкова Е.М., в интересах которой подан иск прокурором, в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области по доверенности Савосина С.В. в судебном заседании доводы искового заявления не признала, просила отказать в его удовлетворении, полагая решение ответчика законным и обоснованным.
В соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание истца, заблаговременно и надлежащим образом извещенного о времени и месте его проведения.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, руководствуясь положениями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об обязанности доказывания обстоятельств по заявленным требованиям и возражениям каждой стороной, об отсутствии ходатайств о содействии в реализации прав в соответствии со статьей 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также требованиями статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об определении судом закона, подлежащего применению к спорному правоотношению, суд применяет нормы действующего законодательства, действующего на период спорных правоотношений, возникших между сторонами, и приходит к следующим выводам.
Российская Федерация – это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Положения Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" направлены на защиту прав и интересов граждан Российской Федерации, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26.04.1986, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы (статья 1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1).
В соответствии с положениями статьи 1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», настоящий Закон направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы.
Согласно абзацу первому статьи 4 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» социальная поддержка граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, - система мер, обеспечивающая социальные гарантии гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, устанавливаемая настоящим Законом и другими федеральными законами.
Статья 27.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 предусматривает ежемесячную денежную выплату гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы.
В соответствии с пунктом 7 части 1статьей 27.1 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" право на ежемесячную денежную выплату имеют, в том числе, граждане, указанные в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (ранее территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации).
Порядок осуществления выплат ежемесячной денежной выплаты установлен приказом Минтруда России от 22.01.2015 N 35н "Об утверждении Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации".
Согласно п.2 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 января 2015 г. N 35н, граждане из числа лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварий и ядерных испытаний, вправе обратиться за ежемесячной денежной выплатой в любое время после возникновения права на нее путем подачи заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты и представления в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации документов, подтверждающих право на ежемесячную денежную выплату, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 января 2015 г. N 35н, ежемесячная денежная выплата гражданам из числа лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварий и ядерных испытаний, устанавливается со дня обращения за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную выплату. Ежемесячная денежная выплата устанавливается на период, в течение которого гражданин относится к категории лиц, имеющих право на ежемесячную денежную выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, установленных пунктом 5 настоящего Порядка.
Таким образом, назначение ежемесячной выплаты гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, носит заявительный характер.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 27.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» право на меру социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты гарантировано гражданам, указанным в пункте 8 части 1 статьи 13 указанного Закона, то есть постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (часть 5 статьи 27.1).
Право на получение ежемесячной денежной выплаты лицами указанной выше категории неразрывно связано с фактом осуществления трудовой деятельности либо проживания на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В соответствии с пунктом 24 Постановления Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 19 августа 2019 года № 414п «Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации» в качестве документа, подтверждающего место жительства на территории Российской Федерации гражданина Российской Федерации, гражданин вправе представить паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, с отметкой о месте регистрации по месту жительства, временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, не достигшие 14-летнего возраста, - свидетельство о регистрации по месту жительства, выданное территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В пункте 109 Приказа Минтруда России от 04 августа 2021 года № 538н «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению» установлено, что постоянное проживание (период постоянного проживания) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», подтверждается удостоверениями установленного образца, документами, подтверждающими проживание в указанных зонах (регистрацию по месту жительства).
Согласно статье 7 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» действие настоящего Закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС:
из которых в 1986 году и в последующие годы проведена эвакуация и отселение граждан;
на которых начиная с 1991 года среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр);
на которых начиная с 1991 года плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 превышает 1 Ки/кв. км.
Указанные территории подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения, зона отселения, зона проживания с правом на отселение, зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.
Согласно статьи27 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" при осуществлении возложенных на него функций прокурор, в том числе, рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина.
В соответствии со статьей 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами. Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.
На основании поступившего от Журавковой Е.М. обращения, Киреевской межрайонной прокуратурой была проведена проверка доводов, изложенных в обращении, в ходе которой установлены нарушения, которые послужили, в свою очередь, основанием для обращения в суд с вышеуказанными исковыми требованиями.
Как следует из материалов дела, истец Журавкова Е.М. с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время проживает и состоит на регистрационном учете по адресу: <адрес> что подтверждается отметкой в ее паспорте.
Согласно Чернобыльскому удостоверению, единого образца для граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, Журавковой Е.М. серии №, выданного Комитетом Тульской области по природным ресурсам и экологии истец в г.Липки Киреевского р-на Тульской обл. проживала с 26.04.1986 по 31.01.1998 в зоне с правом на отселение.
Перечни населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.1991 года № 237-р, Постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 № 1582, Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 № 1074, распоряжением Правительства РФ от 28.03.2023 №745-р.
С 26.04.1986 по 31.01.1998 территория города Липки Киреевского района Тульской области была отнесена к зоне проживания с правом на отселение, с 01 февраля 1998 года на основании постановления Правительства РФ N 1582 от 18 декабря 1997 года территория города Липки Тульской области стала относиться к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, к этой же зоне город Липки относится и в настоящее время.
Распоряжением Правительства РФ от 28.03.2023 №745-р вступившем в силу с 01.01.2024 пос. Комсомольский Киреевского района Тульской области отнесен к зоне с льготным социально - экономическим статусом.
12.01.2024 года истец Журавкова Е.М. обратилась к ответчику с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты как гражданину, постоянно проживающему на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом в соответствии с подпунктом 7 части 1 статьи 27.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области от 23.01.2024 № 9335/24 в удовлетворении заявления Журавковой Е.М. было отказано по причине не представления доказательств постоянного проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом не менее 4 лет, поскольку пос. Комсомольский Киреевского района Тульской области впервые поименован в распоряжении Правительства Российской Федерации от 28 марта 2023 года № 745-р, вступившим в законную силу с 1 января 2024 года.
Между тем, суд полагает возможным не согласиться с данным решением, поскольку согласно справки администрации муниципального образования г.Липки Киреевский район от 17.09.2024 предоставленной по запросу суда, в состав муниципального образования г. Липки Киреевского района входят два населенных пункта: г. Липки и пос. Комсомольский. Согласно Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления пос. Комсомольский Киреевского района Тульской области входил в состав МО г.Липки Киреевского района (код 70228513001). Жителям поселка вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС предоставлялись льготы до 2014г.
Согласно «ОК 33-2005. Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований» (утв. Приказом Ростехрегулирования от 14.12.2005 N 310-СТ с учетом Изменений 1/2007 - 183/2012) Код 70 628 113 0 Наименование - город Липки Населенные пункты, находящиеся на территории муниципального образования (наименование и код ОКАТО): г Липки 70 228 513, п Комсомольский 70 228 513001.
Согласно представленных в материалы дела копий справочников административно-территориального устройства Тульской области на 01.08.1971 п.Комсомольский находится в административном подчинении городского Совета депутатов трудящихся Липковский Киреевского района, в справочнике на 01.01.2000 п.Комсомольский находится в административном подчинении городской администрации г.Липки МО Киреевский район.
С 01.01.2014 в связи с изданием нового приказа Росстандарта №159-ст., раздел 2. населенные пункты, входящие в состав муниципальных образований субъектов РФ п.Комсомольский Киреевского района Тульской области присвоен номер – 70628113106.
Согласно "ОК 033-2013. Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований" (Том 1. Центральный федеральный округ) (утв. Приказом Росстандарта от 14.06.2013 N 159-ст) (с учетом Изменений 1/2013 - 685/2024) Код 70 628 113000 0 Населенные пункты, входящие в состав городского поселения город Липки Киреевского муниципального района: 70 628 113001 1 г.Липки, 70 628 113106 4 п. Комсомольский. То есть поселок Комсомольский значится в составе городского поселения город Липки.
Поскольку пос. Комсомольский, входящий в состав городского поселения г. Липки, как отдельный населенный пункт не был поименован в Перечне населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации, а на его территории были проведены исследования уровня радиоактивного загрязнения почвы с 1986 года дважды в 2005 и в 2009 годах, отобрано 14 проб почвы и по состоянию на 1 января 2024 года уровень радиоактивного загрязнения в пос. Комсомольский составил 1,3 Ки/кв.км, что соответствует параметрам загрязнения зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом в адрес министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий направлялись предложения о включении ряда населенных пунктов, в том числе пос. Комсомольский Киреевского района, в новую редакцию Перечня.
В письме министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации представило информацию о том, что содержится информация о загрязнении пос. Комсомольский (количество проб 14, средний уровень загрязнения цезием-137 - 1,3 КИ/кв.км по состоянию на 1 января 2024 года). Данные о загрязнении населенных пунктов Российской Федерации взяты из Ежегодника «Данные по радиоактивному загрязнению территории населенных пунктов Российской Федерации цезием-137, стронцием-90 и плутонием-239 +240» и размещены на сайте Федерального государственного бюджетного учреждения «НПО «Тайфун» в разделе Продукция.
Согласно сведений Федерального государственного бюджетного учреждения «НПО «Тайфун» с 1986 года п.Комсомольский обследовался дважды в 2005 и в 2009 годах, отобрано 14 проб почвы и по состоянию на 1 января 2024 года уровень радиоактивного загрязнения в пос. Комсомольский цезием-137 составил 1,3 Ки/кв.км. Данные о загрязнении населенного пункта пос. Комсомольский размещены в Ежегодника «Данные по радиоактивному загрязнению территории населенных пунктов Российской Федерации цезием-137, стронцием-90 и плутонием-239 +240».
Согласно Ежегодников «Данные по радиоактивному загрязнению территории населенных пунктов Российской Федерации цезием-137, стронцием-90 и плутонием-239 +240» за 2015 – 2024 годы радиоактивное загрязнение в пос. Комсомольский цезием-137 составило в 2015 году 1,6 КИ/кв.км, в 2016 году 1,6 КИ/кв.км, в 2017 году 1,6 КИ/кв.км, в 2018 году 1,5 КИ/кв.км, в 2019 году 1,5 КИ/кв.км, в 2020 году 1,4 КИ/кв.км, в 2021 году 1,4 КИ/кв.км, в 2022 году 1,3 КИ/кв.км, в 2023 году 1,3 КИ/кв.км.
Проанализировав вышеизложенное, суд приходит к выводу, что данные доказательства подтверждают тот факт, что территория п. Комсомольский подверглась радиоактивному загрязнению после аварии на Чернобыльской АЭС.
Анализируя данные документы, учитывая масштабность катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также принимая во внимание радиационный мониторинг радиоактивного загрязнения природных сред после Чернобыльской аварии, усматривается, что территория МО г. Липки Киреевского района, в том числе и поселок Комсомольский, который относился Перечнем в состав МО г. Липки Киреевского района, с 26.04.1986 г. к территории с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-7,25 ки/кв. км, а с 01.02.1998 г. плотностью загрязнения составляющей - от 1,3 ки/кв. км, ввиду чего суд считает, что нераспространение ответчиком норм Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на истца, относящегося к числу лиц, проживавших с момента катастрофы на Чернобыльской АЭС на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, но не включенной отдельно в Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного заражения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, нарушает ее право на возмещение вреда, причиненного проживанием в экологически неблагоприятной среде.
Таким образом, истец фактически проживал и проживает на территории зоны загрязнения в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, в связи с чем данный факт не может игнорироваться, и в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", имеет право на предоставление мер социальной поддержки как постоянно проживающий (работающий) в зоне загрязнения, при том, что территория поселка не подверглась радиоактивному загрязнению с 01.01.2024, а очевидно была подвергнута воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС именно в следствии данной аварии, с момента аварии произошедшей 26.04.1986.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что вышеприведенные доказательства подтверждают факт того, что территория пос. Комсомольский подверглась радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с момента аварии. При этом установленное загрязнение в настоящее время соответствуют территории с льготным социально-экономическим статусом, факт загрязнения прослеживается на протяжении всего времени с даты катастрофы на Чернобыльской АЭС и вплоть до настоящего времени, в связи с чем с 1 января 2024 года данная территория включена в соответствующее распоряжение Правительства Российской Федерации.
Конституционными положениями, федеральный законодатель, в свою очередь, гарантировал гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы (статья 3 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"), в частности путем назначения ЕДВ. Эта мера - наряду с мерами социальной поддержки, направленными на возмещение вреда здоровью, - в определенной степени носит компенсаторный характер и должна неукоснительно обеспечиваться всем, кому она предназначена.
Требования о признании незаконным отказа ответчика в назначении истцу мер социальной поддержки суд находит заявленным излишне, поскольку признание за истцом право на предоставление мер социальной поддержки как постоянно проживающему (работающему) в зоне проживания с льготно-социально экономическим статусом подразумевает под собой признание соответствующего отказа незаконным и охватывается исполнением решения суда об удовлетворении основного требования с возложением обязанности на ОСФР по Тульской области назначить истцу ежемесячную денежную выплату с даты обращения за льготой.
Проанализировав вышеизложенные конкретные обстоятельства в совокупности с приведенными нормами права, учитывая, что социальная поддержка граждан является одним из направлений государственной политики, которая реализуется путем осуществления предусмотренных законом специальных мер, направленных на нейтрализацию негативных и нежелательных последствий, связанных с социальной поддержкой граждан, нуждающихся в дополнительной и особой защите государства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований о признании права на назначение ежемесячной денежной выплаты за проживание на территории с льготным социально-экономическим статусом с 12.01.2024 в связи с постоянным проживанием на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (до 01 февраля 1998 года зона проживания с правом на отселение) в период с 26 апреля 1986 года по настоящее время в г.Липки пос. Комсомольский Киреевского района Тульской области, а также обязании ответчика с 12.01.2024 назначить Журавковой Е.М. ежемесячную денежную выплату.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 196-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Киреевского межрайонного прокурора Тульской области в интересах Журавковой Елены Михайловны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области о признании права на назначение ежемесячной денежной выплаты удовлетворить.
Признать за Журавковой Еленой Михайловной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на назначение ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 27.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в связи с постоянным проживанием на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области назначить Журавковой Елене Михайловне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ежемесячную денежную выплату за постоянное проживание на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом в соответствии с п. 8 ч.1 ст. 13, п. 7 ч. 1 ст. 27.1 Закона РФ N 1244-1 от 15.05.1991 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с 12.01.2024.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г.Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда принято 07.10.2024 года.
Председательствующий
№ 71RS0028-01-2024-002744-85