Решение по делу № 2-1988/2024 от 30.08.2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

7 октября 2024 года город Тула

Советский районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Дорохиной А.О.,

при секретаре Абросимовой А.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 71RS0028-01-2024-002744-85 (производство № 2-1988/2024) по иску Киреевского межрайонного прокурора Тульской области в интересах Журавковой Елены Михайловны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области о признании права на назначение ежемесячной денежной выплаты,

установил:

Киреевский межрайонный прокурор Тульской области обратился в суд в интересах Журавкова Е.М. с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области о признании права на назначение ежемесячной денежной выплаты, указав в обоснование исковых требований, что Журавкова Е.М. с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время проживает в пос. Комсомольский Киреевского района Тульской области. Журавкова Е.М. обратилась в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты как гражданину, постоянно проживающему на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 27.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Решением ответчика от 23.01.2024 в удовлетворении данного заявления было отказано по причине не представления доказательств постоянного проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом не менее 4 лет, пос. Комсомольский впервые был поименован в распоряжении Правительства РФ от 28.03.2023 №745-р вступившего в силу 01.01.2024.

Просил суд, с учетом уточненных исковых требований признать незаконным отказ ОСФР по Тульской области от 23.01.2024 в назначении Журавковой Е.М. ЕДВ, признать за Журавковой Е.М. право на назначение ежемесячной денежной выплаты в соответствии с ст.27.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и обязать ответчика назначить Журавковой Е.М. ежемесячную денежную выплату в соответствии с ст.27.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 12.01.2024.

Помощник Киреевского межрайонного прокурора Тульской области Хилькович С.В. в судебном заседании доводы иска, с учетом уточненных исковых требований, поддержала по изложенным в нем основаниям, просила его удовлетворить, пояснив, что пос. Комсомольский это территория ранее входившая в состав г.Липки Киреевского района, с момента аварии являлась зоной загрязнения и г.Липки всегда был поименован в распоряжениях Правительства РФ, жителям поселка ранее предоставлялись льготы.

Истец Журавкова Е.М., в интересах которой подан иск прокурором, в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещена надлежащим образом.

Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области по доверенности Савосина С.В. в судебном заседании доводы искового заявления не признала, просила отказать в его удовлетворении, полагая решение ответчика законным и обоснованным.

В соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание истца, заблаговременно и надлежащим образом извещенного о времени и месте его проведения.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, руководствуясь положениями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об обязанности доказывания обстоятельств по заявленным требованиям и возражениям каждой стороной, об отсутствии ходатайств о содействии в реализации прав в соответствии со статьей 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также требованиями статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об определении судом закона, подлежащего применению к спорному правоотношению, суд применяет нормы действующего законодательства, действующего на период спорных правоотношений, возникших между сторонами, и приходит к следующим выводам.

Российская Федерация – это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).

Положения Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" направлены на защиту прав и интересов граждан Российской Федерации, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26.04.1986, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы (статья 1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1).

В соответствии с положениями статьи 1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», настоящий Закон направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы.

Согласно абзацу первому статьи 4 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» социальная поддержка граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, - система мер, обеспечивающая социальные гарантии гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, устанавливаемая настоящим Законом и другими федеральными законами.

Статья 27.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 предусматривает ежемесячную денежную выплату гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы.

В соответствии с пунктом 7 части 1статьей 27.1 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" право на ежемесячную денежную выплату имеют, в том числе, граждане, указанные в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (ранее территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации).

Порядок осуществления выплат ежемесячной денежной выплаты установлен приказом Минтруда России от 22.01.2015 N 35н "Об утверждении Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации".

Согласно п.2 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 января 2015 г. N 35н, граждане из числа лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварий и ядерных испытаний, вправе обратиться за ежемесячной денежной выплатой в любое время после возникновения права на нее путем подачи заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты и представления в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации документов, подтверждающих право на ежемесячную денежную выплату, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 января 2015 г. N 35н, ежемесячная денежная выплата гражданам из числа лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварий и ядерных испытаний, устанавливается со дня обращения за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную выплату. Ежемесячная денежная выплата устанавливается на период, в течение которого гражданин относится к категории лиц, имеющих право на ежемесячную денежную выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, установленных пунктом 5 настоящего Порядка.

Таким образом, назначение ежемесячной выплаты гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, носит заявительный характер.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 27.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» право на меру социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты гарантировано гражданам, указанным в пункте 8 части 1 статьи 13 указанного Закона, то есть постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (часть 5 статьи 27.1).

Право на получение ежемесячной денежной выплаты лицами указанной выше категории неразрывно связано с фактом осуществления трудовой деятельности либо проживания на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

В соответствии с пунктом 24 Постановления Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 19 августа 2019 года № 414п «Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации» в качестве документа, подтверждающего место жительства на территории Российской Федерации гражданина Российской Федерации, гражданин вправе представить паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, с отметкой о месте регистрации по месту жительства, временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, не достигшие 14-летнего возраста, - свидетельство о регистрации по месту жительства, выданное территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В пункте 109 Приказа Минтруда России от 04 августа 2021 года № 538н «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению» установлено, что постоянное проживание (период постоянного проживания) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», подтверждается удостоверениями установленного образца, документами, подтверждающими проживание в указанных зонах (регистрацию по месту жительства).

Согласно статье 7 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» действие настоящего Закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС:

из которых в 1986 году и в последующие годы проведена эвакуация и отселение граждан;

на которых начиная с 1991 года среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр);

на которых начиная с 1991 года плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 превышает 1 Ки/кв. км.

Указанные территории подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения, зона отселения, зона проживания с правом на отселение, зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.

Согласно статьи27 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" при осуществлении возложенных на него функций прокурор, в том числе, рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина.

В соответствии со статьей 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами. Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.

На основании поступившего от Журавковой Е.М. обращения, Киреевской межрайонной прокуратурой была проведена проверка доводов, изложенных в обращении, в ходе которой установлены нарушения, которые послужили, в свою очередь, основанием для обращения в суд с вышеуказанными исковыми требованиями.

Как следует из материалов дела, истец Журавкова Е.М. с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время проживает и состоит на регистрационном учете по адресу: <адрес> что подтверждается отметкой в ее паспорте.

Согласно Чернобыльскому удостоверению, единого образца для граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, Журавковой Е.М. серии , выданного Комитетом Тульской области по природным ресурсам и экологии истец в г.Липки Киреевского р-на Тульской обл. проживала с 26.04.1986 по 31.01.1998 в зоне с правом на отселение.

Перечни населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.1991 года № 237-р, Постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 № 1582, Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 № 1074, распоряжением Правительства РФ от 28.03.2023 №745-р.

С 26.04.1986 по 31.01.1998 территория города Липки Киреевского района Тульской области была отнесена к зоне проживания с правом на отселение, с 01 февраля 1998 года на основании постановления Правительства РФ N 1582 от 18 декабря 1997 года территория города Липки Тульской области стала относиться к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, к этой же зоне город Липки относится и в настоящее время.

Распоряжением Правительства РФ от 28.03.2023 №745-р вступившем в силу с 01.01.2024 пос. Комсомольский Киреевского района Тульской области отнесен к зоне с льготным социально - экономическим статусом.

12.01.2024 года истец Журавкова Е.М. обратилась к ответчику с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты как гражданину, постоянно проживающему на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом в соответствии с подпунктом 7 части 1 статьи 27.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области от 23.01.2024 № 9335/24 в удовлетворении заявления Журавковой Е.М. было отказано по причине не представления доказательств постоянного проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом не менее 4 лет, поскольку пос. Комсомольский Киреевского района Тульской области впервые поименован в распоряжении Правительства Российской Федерации от 28 марта 2023 года № 745-р, вступившим в законную силу с 1 января 2024 года.

Между тем, суд полагает возможным не согласиться с данным решением, поскольку согласно справки администрации муниципального образования г.Липки Киреевский район от 17.09.2024 предоставленной по запросу суда, в состав муниципального образования г. Липки Киреевского района входят два населенных пункта: г. Липки и пос. Комсомольский. Согласно Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления пос. Комсомольский Киреевского района Тульской области входил в состав МО г.Липки Киреевского района (код 70228513001). Жителям поселка вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС предоставлялись льготы до 2014г.

Согласно «ОК 33-2005. Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований» (утв. Приказом Ростехрегулирования от 14.12.2005 N 310-СТ с учетом Изменений 1/2007 - 183/2012) Код 70 628 113 0 Наименование - город Липки Населенные пункты, находящиеся на территории муниципального образования (наименование и код ОКАТО): г Липки 70 228 513, п Комсомольский 70 228 513001.

Согласно представленных в материалы дела копий справочников административно-территориального устройства Тульской области на 01.08.1971 п.Комсомольский находится в административном подчинении городского Совета депутатов трудящихся Липковский Киреевского района, в справочнике на 01.01.2000 п.Комсомольский находится в административном подчинении городской администрации г.Липки МО Киреевский район.

С 01.01.2014 в связи с изданием нового приказа Росстандарта №159-ст., раздел 2. населенные пункты, входящие в состав муниципальных образований субъектов РФ п.Комсомольский Киреевского района Тульской области присвоен номер – 70628113106.

Согласно "ОК 033-2013. Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований" (Том 1. Центральный федеральный округ) (утв. Приказом Росстандарта от 14.06.2013 N 159-ст) (с учетом Изменений 1/2013 - 685/2024) Код 70 628 113000 0 Населенные пункты, входящие в состав городского поселения город Липки Киреевского муниципального района: 70 628 113001 1 г.Липки, 70 628 113106 4 п. Комсомольский. То есть поселок Комсомольский значится в составе городского поселения город Липки.

Поскольку пос. Комсомольский, входящий в состав городского поселения г. Липки, как отдельный населенный пункт не был поименован в Перечне населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации, а на его территории были проведены исследования уровня радиоактивного загрязнения почвы с 1986 года дважды в 2005 и в 2009 годах, отобрано 14 проб почвы и по состоянию на 1 января 2024 года уровень радиоактивного загрязнения в пос. Комсомольский составил 1,3 Ки/кв.км, что соответствует параметрам загрязнения зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом в адрес министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий направлялись предложения о включении ряда населенных пунктов, в том числе пос. Комсомольский Киреевского района, в новую редакцию Перечня.

В письме министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации представило информацию о том, что содержится информация о загрязнении пос. Комсомольский (количество проб 14, средний уровень загрязнения цезием-137 - 1,3 КИ/кв.км по состоянию на 1 января 2024 года). Данные о загрязнении населенных пунктов Российской Федерации взяты из Ежегодника «Данные по радиоактивному загрязнению территории населенных пунктов Российской Федерации цезием-137, стронцием-90 и плутонием-239 +240» и размещены на сайте Федерального государственного бюджетного учреждения «НПО «Тайфун» в разделе Продукция.

Согласно сведений Федерального государственного бюджетного учреждения «НПО «Тайфун» с 1986 года п.Комсомольский обследовался дважды в 2005 и в 2009 годах, отобрано 14 проб почвы и по состоянию на 1 января 2024 года уровень радиоактивного загрязнения в пос. Комсомольский цезием-137 составил 1,3 Ки/кв.км. Данные о загрязнении населенного пункта пос. Комсомольский размещены в Ежегодника «Данные по радиоактивному загрязнению территории населенных пунктов Российской Федерации цезием-137, стронцием-90 и плутонием-239 +240».

Согласно Ежегодников «Данные по радиоактивному загрязнению территории населенных пунктов Российской Федерации цезием-137, стронцием-90 и плутонием-239 +240» за 2015 – 2024 годы радиоактивное загрязнение в пос. Комсомольский цезием-137 составило в 2015 году 1,6 КИ/кв.км, в 2016 году 1,6 КИ/кв.км, в 2017 году 1,6 КИ/кв.км, в 2018 году 1,5 КИ/кв.км, в 2019 году 1,5 КИ/кв.км, в 2020 году 1,4 КИ/кв.км, в 2021 году 1,4 КИ/кв.км, в 2022 году 1,3 КИ/кв.км, в 2023 году 1,3 КИ/кв.км.

Проанализировав вышеизложенное, суд приходит к выводу, что данные доказательства подтверждают тот факт, что территория п. Комсомольский подверглась радиоактивному загрязнению после аварии на Чернобыльской АЭС.

Анализируя данные документы, учитывая масштабность катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также принимая во внимание радиационный мониторинг радиоактивного загрязнения природных сред после Чернобыльской аварии, усматривается, что территория МО г. Липки Киреевского района, в том числе и поселок Комсомольский, который относился Перечнем в состав МО г. Липки Киреевского района, с 26.04.1986 г. к территории с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-7,25 ки/кв. км, а с 01.02.1998 г. плотностью загрязнения составляющей - от 1,3 ки/кв. км, ввиду чего суд считает, что нераспространение ответчиком норм Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на истца, относящегося к числу лиц, проживавших с момента катастрофы на Чернобыльской АЭС на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, но не включенной отдельно в Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного заражения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, нарушает ее право на возмещение вреда, причиненного проживанием в экологически неблагоприятной среде.

Таким образом, истец фактически проживал и проживает на территории зоны загрязнения в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, в связи с чем данный факт не может игнорироваться, и в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", имеет право на предоставление мер социальной поддержки как постоянно проживающий (работающий) в зоне загрязнения, при том, что территория поселка не подверглась радиоактивному загрязнению с 01.01.2024, а очевидно была подвергнута воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС именно в следствии данной аварии, с момента аварии произошедшей 26.04.1986.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что вышеприведенные доказательства подтверждают факт того, что территория пос. Комсомольский подверглась радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с момента аварии. При этом установленное загрязнение в настоящее время соответствуют территории с льготным социально-экономическим статусом, факт загрязнения прослеживается на протяжении всего времени с даты катастрофы на Чернобыльской АЭС и вплоть до настоящего времени, в связи с чем с 1 января 2024 года данная территория включена в соответствующее распоряжение Правительства Российской Федерации.

Конституционными положениями, федеральный законодатель, в свою очередь, гарантировал гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы (статья 3 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"), в частности путем назначения ЕДВ. Эта мера - наряду с мерами социальной поддержки, направленными на возмещение вреда здоровью, - в определенной степени носит компенсаторный характер и должна неукоснительно обеспечиваться всем, кому она предназначена.

Требования о признании незаконным отказа ответчика в назначении истцу мер социальной поддержки суд находит заявленным излишне, поскольку признание за истцом право на предоставление мер социальной поддержки как постоянно проживающему (работающему) в зоне проживания с льготно-социально экономическим статусом подразумевает под собой признание соответствующего отказа незаконным и охватывается исполнением решения суда об удовлетворении основного требования с возложением обязанности на ОСФР по Тульской области назначить истцу ежемесячную денежную выплату с даты обращения за льготой.

Проанализировав вышеизложенные конкретные обстоятельства в совокупности с приведенными нормами права, учитывая, что социальная поддержка граждан является одним из направлений государственной политики, которая реализуется путем осуществления предусмотренных законом специальных мер, направленных на нейтрализацию негативных и нежелательных последствий, связанных с социальной поддержкой граждан, нуждающихся в дополнительной и особой защите государства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований о признании права на назначение ежемесячной денежной выплаты за проживание на территории с льготным социально-экономическим статусом с 12.01.2024 в связи с постоянным проживанием на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (до 01 февраля 1998 года зона проживания с правом на отселение) в период с 26 апреля 1986 года по настоящее время в г.Липки пос. Комсомольский Киреевского района Тульской области, а также обязании ответчика с 12.01.2024 назначить Журавковой Е.М. ежемесячную денежную выплату.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 196-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Киреевского межрайонного прокурора Тульской области в интересах Журавковой Елены Михайловны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области о признании права на назначение ежемесячной денежной выплаты удовлетворить.

Признать за Журавковой Еленой Михайловной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на назначение ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 27.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в связи с постоянным проживанием на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области назначить Журавковой Елене Михайловне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ежемесячную денежную выплату за постоянное проживание на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом в соответствии с п. 8 ч.1 ст. 13, п. 7 ч. 1 ст. 27.1 Закона РФ N 1244-1 от 15.05.1991 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с 12.01.2024.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г.Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда принято 07.10.2024 года.

Председательствующий

№ 71RS0028-01-2024-002744-85

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

7 октября 2024 года город Тула

Советский районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Дорохиной А.О.,

при секретаре Абросимовой А.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 71RS0028-01-2024-002744-85 (производство № 2-1988/2024) по иску Киреевского межрайонного прокурора Тульской области в интересах Журавковой Елены Михайловны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области о признании права на назначение ежемесячной денежной выплаты,

установил:

Киреевский межрайонный прокурор Тульской области обратился в суд в интересах Журавкова Е.М. с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области о признании права на назначение ежемесячной денежной выплаты, указав в обоснование исковых требований, что Журавкова Е.М. с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время проживает в пос. Комсомольский Киреевского района Тульской области. Журавкова Е.М. обратилась в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты как гражданину, постоянно проживающему на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 27.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Решением ответчика от 23.01.2024 в удовлетворении данного заявления было отказано по причине не представления доказательств постоянного проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом не менее 4 лет, пос. Комсомольский впервые был поименован в распоряжении Правительства РФ от 28.03.2023 №745-р вступившего в силу 01.01.2024.

Просил суд, с учетом уточненных исковых требований признать незаконным отказ ОСФР по Тульской области от 23.01.2024 в назначении Журавковой Е.М. ЕДВ, признать за Журавковой Е.М. право на назначение ежемесячной денежной выплаты в соответствии с ст.27.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и обязать ответчика назначить Журавковой Е.М. ежемесячную денежную выплату в соответствии с ст.27.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 12.01.2024.

Помощник Киреевского межрайонного прокурора Тульской области Хилькович С.В. в судебном заседании доводы иска, с учетом уточненных исковых требований, поддержала по изложенным в нем основаниям, просила его удовлетворить, пояснив, что пос. Комсомольский это территория ранее входившая в состав г.Липки Киреевского района, с момента аварии являлась зоной загрязнения и г.Липки всегда был поименован в распоряжениях Правительства РФ, жителям поселка ранее предоставлялись льготы.

Истец Журавкова Е.М., в интересах которой подан иск прокурором, в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещена надлежащим образом.

Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области по доверенности Савосина С.В. в судебном заседании доводы искового заявления не признала, просила отказать в его удовлетворении, полагая решение ответчика законным и обоснованным.

В соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание истца, заблаговременно и надлежащим образом извещенного о времени и месте его проведения.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, руководствуясь положениями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об обязанности доказывания обстоятельств по заявленным требованиям и возражениям каждой стороной, об отсутствии ходатайств о содействии в реализации прав в соответствии со статьей 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также требованиями статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об определении судом закона, подлежащего применению к спорному правоотношению, суд применяет нормы действующего законодательства, действующего на период спорных правоотношений, возникших между сторонами, и приходит к следующим выводам.

Российская Федерация – это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).

Положения Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" направлены на защиту прав и интересов граждан Российской Федерации, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26.04.1986, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы (статья 1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1).

В соответствии с положениями статьи 1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», настоящий Закон направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы.

Согласно абзацу первому статьи 4 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» социальная поддержка граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, - система мер, обеспечивающая социальные гарантии гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, устанавливаемая настоящим Законом и другими федеральными законами.

Статья 27.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 предусматривает ежемесячную денежную выплату гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы.

В соответствии с пунктом 7 части 1статьей 27.1 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" право на ежемесячную денежную выплату имеют, в том числе, граждане, указанные в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (ранее территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации).

Порядок осуществления выплат ежемесячной денежной выплаты установлен приказом Минтруда России от 22.01.2015 N 35н "Об утверждении Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации".

Согласно п.2 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 января 2015 г. N 35н, граждане из числа лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварий и ядерных испытаний, вправе обратиться за ежемесячной денежной выплатой в любое время после возникновения права на нее путем подачи заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты и представления в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации документов, подтверждающих право на ежемесячную денежную выплату, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 января 2015 г. N 35н, ежемесячная денежная выплата гражданам из числа лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварий и ядерных испытаний, устанавливается со дня обращения за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную выплату. Ежемесячная денежная выплата устанавливается на период, в течение которого гражданин относится к категории лиц, имеющих право на ежемесячную денежную выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, установленных пунктом 5 настоящего Порядка.

Таким образом, назначение ежемесячной выплаты гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, носит заявительный характер.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 27.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» право на меру социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты гарантировано гражданам, указанным в пункте 8 части 1 статьи 13 указанного Закона, то есть постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (часть 5 статьи 27.1).

Право на получение ежемесячной денежной выплаты лицами указанной выше категории неразрывно связано с фактом осуществления трудовой деятельности либо проживания на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

В соответствии с пунктом 24 Постановления Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 19 августа 2019 года № 414п «Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации» в качестве документа, подтверждающего место жительства на территории Российской Федерации гражданина Российской Федерации, гражданин вправе представить паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, с отметкой о месте регистрации по месту жительства, временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, не достигшие 14-летнего возраста, - свидетельство о регистрации по месту жительства, выданное территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В пункте 109 Приказа Минтруда России от 04 августа 2021 года № 538н «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению» установлено, что постоянное проживание (период постоянного проживания) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», подтверждается удостоверениями установленного образца, документами, подтверждающими проживание в указанных зонах (регистрацию по месту жительства).

Согласно статье 7 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» действие настоящего Закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС:

из которых в 1986 году и в последующие годы проведена эвакуация и отселение граждан;

на которых начиная с 1991 года среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр);

на которых начиная с 1991 года плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 превышает 1 Ки/кв. км.

Указанные территории подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения, зона отселения, зона проживания с правом на отселение, зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.

Согласно статьи27 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" при осуществлении возложенных на него функций прокурор, в том числе, рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина.

В соответствии со статьей 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами. Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.

На основании поступившего от Журавковой Е.М. обращения, Киреевской межрайонной прокуратурой была проведена проверка доводов, изложенных в обращении, в ходе которой установлены нарушения, которые послужили, в свою очередь, основанием для обращения в суд с вышеуказанными исковыми требованиями.

Как следует из материалов дела, истец Журавкова Е.М. с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время проживает и состоит на регистрационном учете по адресу: <адрес> что подтверждается отметкой в ее паспорте.

Согласно Чернобыльскому удостоверению, единого образца для граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, Журавковой Е.М. серии , выданного Комитетом Тульской области по природным ресурсам и экологии истец в г.Липки Киреевского р-на Тульской обл. проживала с 26.04.1986 по 31.01.1998 в зоне с правом на отселение.

Перечни населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.1991 года № 237-р, Постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 № 1582, Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 № 1074, распоряжением Правительства РФ от 28.03.2023 №745-р.

С 26.04.1986 по 31.01.1998 территория города Липки Киреевского района Тульской области была отнесена к зоне проживания с правом на отселение, с 01 февраля 1998 года на основании постановления Правительства РФ N 1582 от 18 декабря 1997 года территория города Липки Тульской области стала относиться к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, к этой же зоне город Липки относится и в настоящее время.

Распоряжением Правительства РФ от 28.03.2023 №745-р вступившем в силу с 01.01.2024 пос. Комсомольский Киреевского района Тульской области отнесен к зоне с льготным социально - экономическим статусом.

12.01.2024 года истец Журавкова Е.М. обратилась к ответчику с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты как гражданину, постоянно проживающему на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом в соответствии с подпунктом 7 части 1 статьи 27.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области от 23.01.2024 № 9335/24 в удовлетворении заявления Журавковой Е.М. было отказано по причине не представления доказательств постоянного проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом не менее 4 лет, поскольку пос. Комсомольский Киреевского района Тульской области впервые поименован в распоряжении Правительства Российской Федерации от 28 марта 2023 года № 745-р, вступившим в законную силу с 1 января 2024 года.

Между тем, суд полагает возможным не согласиться с данным решением, поскольку согласно справки администрации муниципального образования г.Липки Киреевский район от 17.09.2024 предоставленной по запросу суда, в состав муниципального образования г. Липки Киреевского района входят два населенных пункта: г. Липки и пос. Комсомольский. Согласно Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления пос. Комсомольский Киреевского района Тульской области входил в состав МО г.Липки Киреевского района (код 70228513001). Жителям поселка вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС предоставлялись льготы до 2014г.

Согласно «ОК 33-2005. Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований» (утв. Приказом Ростехрегулирования от 14.12.2005 N 310-СТ с учетом Изменений 1/2007 - 183/2012) Код 70 628 113 0 Наименование - город Липки Населенные пункты, находящиеся на территории муниципального образования (наименование и код ОКАТО): г Липки 70 228 513, п Комсомольский 70 228 513001.

Согласно представленных в материалы дела копий справочников административно-территориального устройства Тульской области на 01.08.1971 п.Комсомольский находится в административном подчинении городского Совета депутатов трудящихся Липковский Киреевского района, в справочнике на 01.01.2000 п.Комсомольский находится в административном подчинении городской администрации г.Липки МО Киреевский район.

С 01.01.2014 в связи с изданием нового приказа Росстандарта №159-ст., раздел 2. населенные пункты, входящие в состав муниципальных образований субъектов РФ п.Комсомольский Киреевского района Тульской области присвоен номер – 70628113106.

Согласно "ОК 033-2013. Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований" (Том 1. Центральный федеральный округ) (утв. Приказом Росстандарта от 14.06.2013 N 159-ст) (с учетом Изменений 1/2013 - 685/2024) Код 70 628 113000 0 Населенные пункты, входящие в состав городского поселения город Липки Киреевского муниципального района: 70 628 113001 1 г.Липки, 70 628 113106 4 п. Комсомольский. То есть поселок Комсомольский значится в составе городского поселения город Липки.

Поскольку пос. Комсомольский, входящий в состав городского поселения г. Липки, как отдельный населенный пункт не был поименован в Перечне населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации, а на его территории были проведены исследования уровня радиоактивного загрязнения почвы с 1986 года дважды в 2005 и в 2009 годах, отобрано 14 проб почвы и по состоянию на 1 января 2024 года уровень радиоактивного загрязнения в пос. Комсомольский составил 1,3 Ки/кв.км, что соответствует параметрам загрязнения зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом в адрес министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий направлялись предложения о включении ряда населенных пунктов, в том числе пос. Комсомольский Киреевского района, в новую редакцию Перечня.

В письме министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации представило информацию о том, что содержится информация о загрязнении пос. Комсомольский (количество проб 14, средний уровень загрязнения цезием-137 - 1,3 КИ/кв.км по состоянию на 1 января 2024 года). Данные о загрязнении населенных пунктов Российской Федерации взяты из Ежегодника «Данные по радиоактивному загрязнению территории населенных пунктов Российской Федерации цезием-137, стронцием-90 и плутонием-239 +240» и размещены на сайте Федерального государственного бюджетного учреждения «НПО «Тайфун» в разделе Продукция.

Согласно сведений Федерального государственного бюджетного учреждения «НПО «Тайфун» с 1986 года п.Комсомольский обследовался дважды в 2005 и в 2009 годах, отобрано 14 проб почвы и по состоянию на 1 января 2024 года уровень радиоактивного загрязнения в пос. Комсомольский цезием-137 составил 1,3 Ки/кв.км. Данные о загрязнении населенного пункта пос. Комсомольский размещены в Ежегодника «Данные по радиоактивному загрязнению территории населенных пунктов Российской Федерации цезием-137, стронцием-90 и плутонием-239 +240».

Согласно Ежегодников «Данные по радиоактивному загрязнению территории населенных пунктов Российской Федерации цезием-137, стронцием-90 и плутонием-239 +240» за 2015 – 2024 годы радиоактивное загрязнение в пос. Комсомольский цезием-137 составило в 2015 году 1,6 КИ/кв.км, в 2016 году 1,6 КИ/кв.км, в 2017 году 1,6 КИ/кв.км, в 2018 году 1,5 КИ/кв.км, в 2019 году 1,5 КИ/кв.км, в 2020 году 1,4 КИ/кв.км, в 2021 году 1,4 КИ/кв.км, в 2022 году 1,3 КИ/кв.км, в 2023 году 1,3 КИ/кв.км.

Проанализировав вышеизложенное, суд приходит к выводу, что данные доказательства подтверждают тот факт, что территория п. Комсомольский подверглась радиоактивному загрязнению после аварии на Чернобыльской АЭС.

Анализируя данные документы, учитывая масштабность катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также принимая во внимание радиационный мониторинг радиоактивного загрязнения природных сред после Чернобыльской аварии, усматривается, что территория МО г. Липки Киреевского района, в том числе и поселок Комсомольский, который относился Перечнем в состав МО г. Липки Киреевского района, с 26.04.1986 г. к территории с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-7,25 ки/кв. км, а с 01.02.1998 г. плотностью загрязнения составляющей - от 1,3 ки/кв. км, ввиду чего суд считает, что нераспространение ответчиком норм Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на истца, относящегося к числу лиц, проживавших с момента катастрофы на Чернобыльской АЭС на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, но не включенной отдельно в Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного заражения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, нарушает ее право на возмещение вреда, причиненного проживанием в экологически неблагоприятной среде.

Таким образом, истец фактически проживал и проживает на территории зоны загрязнения в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, в связи с чем данный факт не может игнорироваться, и в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", имеет право на предоставление мер социальной поддержки как постоянно проживающий (работающий) в зоне загрязнения, при том, что территория поселка не подверглась радиоактивному загрязнению с 01.01.2024, а очевидно была подвергнута воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС именно в следствии данной аварии, с момента аварии произошедшей 26.04.1986.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что вышеприведенные доказательства подтверждают факт того, что территория пос. Комсомольский подверглась радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с момента аварии. При этом установленное загрязнение в настоящее время соответствуют территории с льготным социально-экономическим статусом, факт загрязнения прослеживается на протяжении всего времени с даты катастрофы на Чернобыльской АЭС и вплоть до настоящего времени, в связи с чем с 1 января 2024 года данная территория включена в соответствующее распоряжение Правительства Российской Федерации.

Конституционными положениями, федеральный законодатель, в свою очередь, гарантировал гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы (статья 3 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"), в частности путем назначения ЕДВ. Эта мера - наряду с мерами социальной поддержки, направленными на возмещение вреда здоровью, - в определенной степени носит компенсаторный характер и должна неукоснительно обеспечиваться всем, кому она предназначена.

Требования о признании незаконным отказа ответчика в назначении истцу мер социальной поддержки суд находит заявленным излишне, поскольку признание за истцом право на предоставление мер социальной поддержки как постоянно проживающему (работающему) в зоне проживания с льготно-социально экономическим статусом подразумевает под собой признание соответствующего отказа незаконным и охватывается исполнением решения суда об удовлетворении основного требования с возложением обязанности на ОСФР по Тульской области назначить истцу ежемесячную денежную выплату с даты обращения за льготой.

Проанализировав вышеизложенные конкретные обстоятельства в совокупности с приведенными нормами права, учитывая, что социальная поддержка граждан является одним из направлений государственной политики, которая реализуется путем осуществления предусмотренных законом специальных мер, направленных на нейтрализацию негативных и нежелательных последствий, связанных с социальной поддержкой граждан, нуждающихся в дополнительной и особой защите государства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований о признании права на назначение ежемесячной денежной выплаты за проживание на территории с льготным социально-экономическим статусом с 12.01.2024 в связи с постоянным проживанием на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (до 01 февраля 1998 года зона проживания с правом на отселение) в период с 26 апреля 1986 года по настоящее время в г.Липки пос. Комсомольский Киреевского района Тульской области, а также обязании ответчика с 12.01.2024 назначить Журавковой Е.М. ежемесячную денежную выплату.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 196-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Киреевского межрайонного прокурора Тульской области в интересах Журавковой Елены Михайловны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области о признании права на назначение ежемесячной денежной выплаты удовлетворить.

Признать за Журавковой Еленой Михайловной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на назначение ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 27.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в связи с постоянным проживанием на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области назначить Журавковой Елене Михайловне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ежемесячную денежную выплату за постоянное проживание на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом в соответствии с п. 8 ч.1 ст. 13, п. 7 ч. 1 ст. 27.1 Закона РФ N 1244-1 от 15.05.1991 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с 12.01.2024.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г.Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда принято 07.10.2024 года.

Председательствующий

№ 71RS0028-01-2024-002744-85

2-1988/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Киреевский межрайонный прокурор ТО
Журавкова Елена Михайловна
Ответчики
ОФП социального страхования РФ по ТО
Суд
Советский районный суд г. Тулы Тульской области
Судья
Дорохина Анна Олеговна
Дело на сайте суда
sovetsky.tula.sudrf.ru
30.08.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.08.2024Передача материалов судье
02.09.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.09.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.09.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.09.2024Судебное заседание
07.10.2024Судебное заседание
07.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее