Дело № 2-2121/2024 22 июля 2024 года
УИД 29RS0014-01-2024-001156-45
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Полицинской Е.В.,
при секретаре Воловой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по исковому заявлению Абрамова В. Н. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о включении в стаж периода работы, перерасчете размера пенсии,
установил:
Абрамов В.Н. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о включении в стаж периода работы, перерасчете размера пенсии.
Требования мотивировал тем, что <Дата> обратился к ответчику с заявлением о перерасчете размера пенсии. Согласно решению пенсионного органа в перерасчете отказано в связи с недостаточностью стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не включён период предпринимательской деятельности с <Дата> по <Дата>. Просил возложить на ответчика обязанность включить период предпринимательской деятельности с <Дата> по <Дата>. в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, произвести перерасчёт размера пенсии с момента назначения пенсии, то есть с <Дата>.
В судебном заседании истец и его представитель на удовлетворении иска настаивали, просили требования удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать. Полагала, что представленные истцом документы не подтверждают факт осуществления предпринимательской деятельности на территории местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Заслушав пояснения истца, представителя истца и представителя ответчика, исследовав письменные материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что с <Дата> истцу назначена страховая пенсия по старости в связи с достижением возраста 55 лет.
При назначении пенсии ответчик не установил истцу повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости, предусмотренную для лиц, проработавших более 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. При этом ответчик признал наличие у истца стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, дающего право на повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости, продолжительностью 16 лет 7 месяцев 16 дней.
В подсчёт данного вида стажа не включены оспариваемые истцом периоды предпринимательской деятельности с <Дата> по <Дата>.
Периоды предпринимательской деятельности с <Дата> по <Дата> не включены в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 16 Закона № 400-ФЗ фиксированная выплата к страховой пенсии по старости лицам (за исключением лиц, являющихся получателями пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», а также лиц, указанных в пункте 7 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»), к страховой пенсии по инвалидности (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности инвалидам III группы) устанавливается в сумме 4 982 рубля 90 копеек в месяц.
Как указано в части 3 статьи 16 Закона № 400-ФЗ, фиксированная выплата к страховой пенсии устанавливается одновременно с назначением страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу части 5 статьи 17 Закона № 400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 30 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.
Как указано в пункте 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, которые подлежат применению по настоящему спору, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Разрешая требования истца о понуждении ответчика включить в стаж оспариваемые периоды предпринимательской деятельности, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что с <Дата> по <Дата> истец был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в мэрии города Архангельска.
Индивидуальные предприниматели, как участники системы обязательного пенсионного страхования, имеют право на установление им страховой пенсии по старости на общих основаниях с учётом периодов предпринимательской деятельности, за которые ими уплачены соответствующие страховые взносы. При этом периоды осуществления предпринимательской деятельности могут рассматриваться как периоды работы в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, учитываемые при определении размера страховой пенсии (части 4 и 5 статьи 17 Закона № 400-ФЗ), в случае документального подтверждения уплаты за эти периоды обязательных платежей и осуществления указанной деятельности в таких районах и местностях.
Согласно пункту 6 Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 (далее – Правила № 1015), к уплате страховых взносов при применении настоящих Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вменённый доход для определённых видов деятельности (далее – обязательные платежи). Уплата следующих обязательных платежей подтверждается:
взносы на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 года – документами финансовых органов или справками архивных учреждений;
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 года и с 1 января 2002 года – документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации;
единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по 31 декабря 2001 года – документами территориальных налоговых органов;
единый налог на вменённый доход для определённых видов деятельности – свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами.
За спорные периоды осуществления предпринимательской деятельности с 1 января 2011 года по 31 декабря 2021 года истцом страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации уплачены, данное обстоятельство подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица.
Согласно сведениям о видах экономической деятельности, указанным в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, истец занимался изготовлением мебели.
На налоговый учёт истец был поставлен в Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску.
Так, согласно налоговым декларациям за 2011 год истец действительно занимался предпринимательской деятельностью, получал доходы от такой деятельности. Налоговые декларации он предоставлял в налоговый орган по месту своего учёта в г. Архангельске.
Согласно договору на оказание услуг <№> от <Дата> истец обязуется МДОУ «Детский сад <№> Теремок» изготовить и установить стенку стеллаж для хранения складных кроватей и постельных принадлежностей. Срок действия договора до окончания всех взаиморасчетов.
Из книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на <Дата> год следует, что на расчетный счет поступила оплата от покупателя МДОУ «Детский сад <№> Теремок».
Согласно платежных поручений <№> от <Дата> и <№> от <Дата> истец изготавливал табурет складной с художественной росписью и стол-подставку стилизованную для ГУК «Государственный Академический С. Р. Народный Хор».
ГУК «Государственный Академический С. Р. Народный Хор» и МДОУ «Детский сад <№> <***>» находятся в городе Архангельске.
Таким образом, факт постановки истца на учёт в качестве налогоплательщика в налоговом органе г. Архангельска, факт получения им доходов от осуществления предпринимательской деятельности с достоверностью подтверждают, что истец в периоды с <Дата> по <Дата> осуществлял предпринимательскую деятельность на территории местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Поскольку в отношении оспариваемого периода осуществления предпринимательской деятельности с <Дата> по <Дата> суду не представлено допустимых доказательств осуществления предпринимательской деятельности, суд приходит к выводу, что данный спорный период не может быть засчитан в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
При включении в стаж работы истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, указанных периодов предпринимательской деятельности у истца образуется достаточный стаж работы в таких районах для установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, предусмотренной частью 5 статьи 17 Закона № 400-ФЗ. Другое условие для назначения такой выплаты, а именно 25 лет страхового стажа, также соблюдается, что следует из материалов пенсионного дела.
В целях восстановления нарушенного ответчиком имущественного права истца на получение пенсии в определённом законом размере суд считает возможным удовлетворить заявленное истцом требование о перерасчёте размера пенсии и возложить на ответчика обязанность произвести перерасчёт размера страховой пенсии по старости со дня установления истцу пенсии, то есть с <Дата>.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. (░░░░░ <№>) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░ 2901038317) ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░> ░░ <░░░░>, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ <░░░░>.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 30 ░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░