именем Российской Федерации
Тюльганский районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Абросимова А.М.,
при секретаре Семещенко Н.В.,
с участием:
представителя административного истца – старшего помощника прокурора Тюльганского района Киреева С.А.,
представителя административного ответчика, администрации МО Репьевский сельсовет, - Гончарова С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Тюльганского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Репьевский сельсовет о признании бездействия незаконным и обязании выполнить определенные действия,
установил:
прокурор Тюльганского района обратился в суд с вышеназванным административным иском, указав, что прокуратурой района по результатам изучения состояния законности в сфере жилищных правоотношений выявлены нарушения закона, допускаемые администрацией сельсовета. При проведении проверки установлено, что на территории поселения маневренный жилищный фонд не создан и отсутствует. Обязанность по созданию маневренного жилищного фонда прямо предусмотрена законом, возложена на органы местного самоуправления и не ставится в зависимость от каких-либо условий, в том числе нуждаемости и необходимости. Отсутствие маневренного жилищного фонда создает угрозу нарушения прав граждан, как проживающих в настоящее время на территории муниципального образования, так и в последующее время, оказавшихся в ситуации, когда в силу определенных обстоятельств они становятся нуждающимися во внеочередном предоставлении жилого помещения по правилам, предусмотренным ст. 95 Жилищного кодекса Российской Федерации. Кроме того, отсутствие маневренного жилищного фонда на территории муниципального образования при возникновении определенных обстоятельств может повлечь возможное необоснованное расходование бюджетных средств администрации на оплату найма требуемого жилого помещения.
С учетом уточненных исковых требований просит суд:
признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Репьевский сельсовет Тюльганского района Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по созданию маневренного жилищного фонда;
обязать администрацию муниципального образования Репьевский сельсовет Тюльганского района Оренбургской области в срок до 01.01.2023 года создать маневренный жилищный фонд на территории муниципального образования Репьевский сельсовет Тюльганского района Оренбургской области.
В судебном заседании старший помощник прокурора Тюльганского района Киреев С.А. административные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика, администрации МО Репьевский сельсовет, - Гончаров С.В., действующий в силу доверенности, административные исковые требования признал.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
На основании ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Согласно ст. 4 Закона Оренбургской области от 21.02.1996 года "Об организации местного самоуправления в Оренбургской области", за сельскими поселениями помимо вопросов, предусмотренных частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", закрепляются вопросы, предусмотренные пунктами 4, 5, 6, 7, 7.1, 7.2, 8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 20, 22, 24, 26, 27, 31, 32, 33.1, 33.2, 34, 37, 38 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
По смыслу приведенных положений законов и исходя из содержания п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, относится к вопросам местного значения сельского поселения.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 19 ЖК РФ муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
В соответствии с п.п. 1, 4, 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, учет муниципального жилищного фонда, определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и осуществление муниципального жилищного контроля.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного относятся и жилые помещения маневренного фонда.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (ч. 2 ст. 92 ЖК РФ).
Ст. 95 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания: граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма; граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными; граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств; граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.
Из системного толкования приведенных выше требований закона следует, что вопросы создания маневренного жилищного фонда, порядок предоставления жилых помещений этого фонда на территории сельских поселений Оренбургской области, относятся к компетенции исполнительных органов муниципальных образований.
Согласно ответу администрации МО Репьевский сельсовет от 31.03.2021 года на запрос прокурора Тюльганского района, маневренного жилищного фонда на территории муниципального образования не имеется.
Согласно Уставу муниципального образования, к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Судом установлено, что на территории поселения маневренный жилищный фонд не создан.
Отсутствие маневренного жилищного фонда на территории муниципального образования создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих в этом населенном пункте и оказавшихся в ситуации, когда в силу определенных обстоятельств они становятся нуждающимися во внеочередном предоставлении жилого помещения по правилам, предусмотренным статьей 95 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Выполнение администрацией обязанности по созданию маневренного жилищного фонда прямо предусмотрено законом, и не ставится в зависимость от каких-либо условий, в том числе нуждаемости и необходимости в конкретный период времени.
При таких обстоятельствах, учитывая приведенные выше нормы права, суд считает административные исковые требования прокурора Тюльганского района законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
административные исковые требования прокурора Тюльганского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Репьевский сельсовет о признании бездействия незаконным и обязании выполнить определенные действия - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Репьевский сельсовет Тюльганского района Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по созданию маневренного жилищного фонда.
Обязать администрацию муниципального образования Репьевский сельсовет Тюльганского района Оренбургской области в срок до 01.01.2023 года создать маневренный жилищный фонд на территории муниципального образования Репьевский сельсовет Тюльганского района Оренбургской области.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Оренбургский областной суд через Тюльганский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья А.М. Абросимов
Решение в окончательной форме принято 13.05.2021.
Судья А.М. Абросимов