Дело № 2а-847/2021 (№-33а-3970/2021 (33а-91/2022) судья Бирюкова Ю.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 января 2022 года город Тула
Судебная коллегия по административным делам Тульского областного судав составе председательствующего Епихиной О.М.,
судей Голомидовой И.В., Юрковой Т.А.,
при секретаре Андреевой А.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе заинтересованного лица комитета имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы на решение Центрального районного суда г. Тулы от 3 сентября 2021 года по делу по административному исковому заявлению Тульского природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации г. Тулы, управлению по городскому хозяйству администрации г. Тулы, акционерному обществу «Тулагорводоканал» о признании бездействия незаконным, обязании устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Епихиной О.М., судебная коллегия
установила:
Тульский природоохранный прокурор, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением, впоследствии уточненным, к администрации города Тулы, управлению по городскому хозяйству администрации города Тулы, акционерному обществу «Тулагорводоканал», в котором просил обязать в установленном законодательством порядке определить гарантирующую организацию для эксплуатации централизованной системы водоотведения с. Архангельское и установить зоны её деятельности в течение 3-х месяцев со дня вступления решения в законную силу; получить решение о предоставлении водного объекта в пользование в течение 3-х месяцев со дня вступления решения в законную силу; поставить на государственный учет в соответствии с требованиями ч.1 ст.69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду: выпуск неочищенных сточных вод из сети водоотведения <адрес> в пруд на ручье Холькельца, в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу; принять меры к восстановлению (модернизации) очистных сооружений <адрес> для обеспечения надлежащей санитарной очистки стоков в течение 1 года со дня вступления решения в законную силу.
В обоснование заявленных требований административный истец сослался на положения Федеральных законов от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Водного кодекса РФ, и указал, что в связи с обращениями депутата Тульской областной думы ФИО5, секретаря Тульского регионального отделения партии «Единая Россия» ФИО6 в интересах жителей <адрес>, природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования <адрес> законодательства об охране окружающей среды и природопользования, о водоотведении на территории <адрес>.
Проверка проведена с привлечением специалистов министерства природных ресурсов и экологии Тульской области, Приокского межрегионального управления Росприроднадзора, управления Роспотребнадзора по Тульской области, а также управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям.
В ходе названной проверки Тульской природоохранной прокуратурой выявлены грубые нарушения требований действующего законодательства.
Так, в едином реестре имущества муниципального образования город Тула числятся: канализационная насосная станция общей площадью 24,6 кв.м, (К№); канализационные сети протяженностью 9590 м (К№), расположенные по адресу: <адрес>, <адрес>Б.
Согласно данным администрации МО г.Тула, система водоотведения <адрес> является централизованной системой водоотведения, поскольку является комплексом технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения с территории поселения.
В ходе прокурорской проверки установлено, что в нарушение требований действующего законодательства, должностными лицами администрации муниципального образования <адрес> не выполняются полномочия по организации надлежащего пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, организации мероприятий по водоотведению и охране окружающей среды.
В частности, до настоящего времени администрацией не определена гарантирующая организация для эксплуатации централизованной системы водоотведения <адрес>, в результате водоотведение, отвечающее установленным требованиям, на территории населенного пункта не обеспечено.
По данным генерального директора АО «Тулагорводоканал» ФИО7, вверенное ему учреждение не эксплуатирует сети водоотведения <адрес>, услуги в населенном пункте по водоотведению не представляет.
В соответствии с муниципальным контрактом №№ от ДД.ММ.ГГГГ на ООО «СтройЖКХСервис» возложены обязанности только по техническому обслуживанию указанных объектов.
В результате отсутствия гарантирующей организации для эксплуатации централизованной системы водоотведения <адрес>, в нарушение требований ч.1 ст.7 Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», п.2 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года №644, распространены случаи самовольного подключения юридических и физических лиц к централизованным системам водоотведения населенного пункта в отсутствие соответствующего договора на водоотведение.
Проведенной проверкой также установлено, что очистные сооружения <адрес>, расположенные на <адрес>-Б, находятся в разрушенном (не рабочем) состоянии, в этой связи в настоящее время также не эксплуатируются по назначению.
На момент обследования ДД.ММ.ГГГГ зафиксирован сброс неочищенных сточных вод из централизованной системы водоотведения <адрес> в пруд на ручье Холькельца.
Таким образом, в нарушение требований действующего законодательства, администрацией муниципального образования, как собственником централизованной системы водоотведения <адрес>, допускается причинение вреда окружающей среде в результате сброса в пруд на ручье Холькельца неочищенных сточных вод из централизованной системы водоотведения <адрес> не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя их недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов).
В ходе обследования специалистами ФБУ «Тульский ЦСМ» отобраны пробы сточной воды, сбрасываемой из централизованной системы водоотведения <адрес> в пруд на ручье Холькельца, а также пробы природной воды в пруду на ручье Холькельца, выше и ниже по течению от места сброса сточных вод из централизованной системы водоотведения <адрес>.
По результатам количественного химического анализа отобранных проб (заключения ФБУ «Тульский ЦСМ» от ДД.ММ.ГГГГ №№, № установлено, что в сточной воде содержатся загрязняющие вещества, ухудшается качество природной воды в пруду на ручье Холькельца, ниже сброса сточных вод, превышение концентрации загрязняющих веществ, установленных приказом Минсельхоза от ДД.ММ.ГГГГ №.
Кроме того, установлено, что сброс неочищенных сточных вод из централизованной системы водоотведения <адрес>, осуществляется в границах водоохранной зоны пруда на ручье Холькельца в отсутствие документов на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью.
Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду: выпуск неочищенных сточных вод из сети водоотведения <адрес> в пруд на ручье Холькельца, в нарушение требований ч.1 ст.69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» не поставлен на государственный учет.
По результатам проверки главе администрации муниципального образования г.Тулы ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства, которое рассмотрено, признано обоснованным, администрацией в настоящее время принимаются меры по устранению указанных нарушений.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ в отношении заместителя главы администрации г.Тулы – начальника управления по городскому хозяйству ФИО8 природоохранным прокурором возбуждены дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.7.6, ч.4 ст.8.13, ч.1 ст.8.42, ст.8.46 КоАП РФ. Постановлениями министерства природных ресурсов и экологии Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ указанное должностное лицо признано виновным и ему назначено наказание в виде штрафов на общую сумму 73000 рублей.
В настоящее время нарушения, указанные в представлении администрацией города не устранены, что послужило основанием для обращения в суд с настоящими требованиями.
Выявленные нарушения законодательства об охране окружающей среды и природопользования, водного законодательства, являются недопустимыми и подлежат незамедлительному устранению, поскольку нарушают экологические интересы общества в здоровой, благоприятной для жизни, продуктивной окружающей природной среде.
В судебном заседании старший помощник Тульского природоохранного прокурора ФИО9 требования административного искового заявления поддержал с учетом уточнения, по основаниям, изложенным в нем, настаивал на их удовлетворении.
Представитель административного ответчика администрации города Тулы по доверенности ФИО10, действующая одновременно по доверенности в интересах заинтересованного лица комитета имущественных и земельных отношений администрации города Тулы, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных административных исковых требований.
Представитель административного ответчика АО «Тулагорводоканал» по доверенности ФИО11 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных административных исковых требований, просила в иске к АО «Тулагорводоканал» отказать.
Представитель административного ответчика управления по городскому хозяйству администрации города Тулы в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица управления Росреестра по Тульской области в судебное заседания не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Решением Центрального районного суда г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление Тульского природоохранного прокурора удовлетворено; бездействие администрации муниципального образования <адрес>, выразившееся в нарушении законодательства об охране окружающей среды и природопользования, водного законодательства, и не организации водоотведения в <адрес>, признано незаконным; на администрацию муниципального образования город Тула возложена обязанность в установленном законодательством порядке определить гарантирующую организацию для эксплуатации централизованной системы водоотведения <адрес> и установить зоны её деятельности в течение 3-х месяцев со дня вступления решения в законную силу; обязанность получить решение о предоставлении водного объекта в пользование в течение 3-х месяцев со дня вступления решения в законную силу; обязанность поставить на государственный учет в соответствии с требованиями ч.1 ст.69.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду: выпуск неочищенных сточных вод из сети водоотведения <адрес> в пруд на ручье Холькельца, в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу; обязанность организовать в установленном законом порядке водоотведение и надлежащую санитарную очистку сточных вод из сети водоотведения <адрес> в пруд на ручье Холькельца в течение 1 года со дня вступления решения в законную силу путем восстановления, модернизации либо строительства новых очистных сооружений.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо комитет имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как незаконного и необоснованного, вынесенного с нарушениями норм материального и процессуального права. В обоснование указывает, что гарантирующая организация определена, обязанность по решению вопросов местного значения по организации деятельности по сбору, обезвреживанию твердых коммунальных отходов администрацией исполняется надлежащим образом в пределах финансовых средств и с в соответствии требованиями Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Бюджетного кодекса РФ.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ судебная коллегия рассмотрела административное дело по апелляционной жалобе в отсутствие извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и не просивших об отложении судебного разбирательства представителей административных ответчиков АО «Тулагорводоканал», управления по городскому хозяйству администрации города Тулы, представителя заинтересованного лица Управления Росреестра по Тульской области.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения старшего помощник Тульского природоохранного прокурора ФИО9, представителя административного ответчика администрации г. Тулы и заинтересованного лица комитета имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы по доверенности ФИО12, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены постановленного по делу решения.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что администрация муниципального образования г. Тула не исполняет возложенные на нее законом обязанности по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения, что приводит к нарушению конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, создает угрозу санитарно-эпидемиологической обстановке на территории муниципального образования.
Судебная коллегия не находит оснований для признания указанных выводов суда неправильными, поскольку они основаны на материалах дела и нормах материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, проанализировав положения Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Водного кодекса РФ, Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пришел к правильному выводу о том, что администрация муниципального образования г. Тулы ненадлежащим образом осуществляет решение вопросов местного значения, что выражается в непринятии мер по организации надлежащего пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, организации мероприятий по водоотведению и охране окружающей среды в <адрес>.
Как установлено судом и следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ признано право муниципальной собственности муниципального образования <адрес> на объекты недвижимого имущества, в том числе, канализационную насосную станцию, лит В, расположенную по адресу: <адрес>, сельское поселение Рождественское, <адрес>, строение 7-Б, площадью основного строения – 12,3 кв.м, подземной части – 12,3 кв.м; очистные сооружения лит.А, А1, Б, расположенные по адресу: <адрес>, <адрес>, строение 7-Б, общей площадью 89,3 кв.м; сети канализации, расположенные по адресу: <адрес>, сельское поселение Рождественское, сс. Архангельское, <адрес>, строение 7-Б, общей протяженностью 9590,44 п.м.
Таким образом, судом установлено, что канализационная насосная станция общей площадью 24,6 кв.м, (К№); канализационные сети протяженностью 9590 м (К№), расположенные по адресу: <адрес>, <адрес>Б, числятся в едином реестре имущества муниципального образования город Тула.
Согласно данным администрации города Тулы, система водоотведения <адрес> является централизованной системой водоотведения, так как является комплексом технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения с территории поселения.
Судом установлено, что на основании обращений депутата <адрес> думы ФИО5, секретаря Тульского регионального отделения партии «Единая Россия» ФИО6 в интересах жителей <адрес> природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования <адрес> законодательства об охране окружающей среды и природопользования, о водоотведении на территории <адрес>.
Проверка проведена с привлечением специалистов министерства природных ресурсов и экологии Тульской области, Приокского межрегионального управления Росприроднадзора, управления Роспотребнадзора по Тульской области, а также управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям.
В ходе названной проверки Тульской природоохранной прокуратурой установлено, что в нарушение требований действующего законодательства, должностными лицами администрации муниципального образования г.Тула не выполняются полномочия по организации надлежащего пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, организации мероприятий по водоотведению и охране окружающей среды.
В частности, до настоящего времени администрацией не определена гарантирующая организация для эксплуатации централизованной системы водоотведения <адрес>, в результате водоотведение, отвечающее установленным требованиям, на территории населенного пункта не обеспечено.
Согласно сообщению генерального директора АО «Тулагорводоканал» ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ №, вверенное ему учреждение не эксплуатирует объекты водоотведения <адрес>, услуги в населенном пункте по водоотведению, в том числе очистки сточных вод, не оказывает.
В соответствии с муниципальным контрактом №, заключенным между комитетом имущественных и земельных отношений администрации <адрес> и обществом с ограниченной ответственностью «СтройЖКХСервис» ДД.ММ.ГГГГ, на ООО «СтройЖКХСервис» возложены обязанности только по техническому обслуживанию муниципальных сетей водоснабжения и водоотведения, в том числе в <адрес>.
В ходе проверки Тульской природоохранной прокуратурой также установлено, что в результате отсутствия гарантирующей организации для эксплуатации централизованной системы водоотведения <адрес>, в нарушение требований ч.1 ст.7 Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», п.2 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года №644, распространены случаи самовольного подключения юридических и физических лиц к централизованным системам водоотведения населенного пункта в отсутствие соответствующего договора на водоотведение.
Кроме того, установлено, что очистные сооружения <адрес>, расположенные на <адрес>-Б, находятся в разрушенном (не рабочем) состоянии, в этой связи в настоящее время также не эксплуатируются по назначению.
Министерством природных ресурсов и экологии Тульской области по результатам данной поверки в акте № от ДД.ММ.ГГГГ указано, что на момент обследования зафиксирован сброс неочищенных сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя их недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов), из централизованной системы водоотведения <адрес> в пруд на ручье Холькельца.
В ходе обследования специалистами ФБУ «Тульский ЦСМ» отобраны пробы сточной воды, сбрасываемой из централизованной системы водоотведения <адрес> в пруд на ручье Холькельца, а также пробы природной воды в пруду на ручье Холькельца, выше и ниже по течению от места сброса сточных вод из централизованной системы водоотведения <адрес>.
Заключениями ФБУ «Тульский ЦСМ» от ДД.ММ.ГГГГ №№, 3338/9-5 по результатам количественного химического анализа отобранных проб установлено, что в сточной воде содержатся загрязняющие вещества: железо – 1,28 мг/л, сульфат-анион – 22,5 мг/л, хлорид-анион – 39,6 мг/л, нитрат-анион – 3,7 мг/л, фосфат-анион – 10,6 мг/л, железо – 1,28 мг/л, аммоний-ион – 3,4 мг/л, БПК5 – 68,8 мг/л; ухудшается качество природной воды в пруду на ручье Холькельца, ниже сброса сточных вод, превышение концентрации загрязняющих веществ, установленных приказом Минсельхоза от ДД.ММ.ГГГГ №, увеличивается по фосфат-аниону с 23 ПДК до 32 ПДК.
Кроме того, установлено, что сброс неочищенных сточных вод из централизованной системы водоотведения <адрес>, осуществляется в границах водоохранной зоны пруда на ручье Холькельца в отсутствие документов на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью.
Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду: выпуск неочищенных сточных вод из сети водоотведения <адрес> в пруд на ручье Холькельца, в нарушение требований ч.1 ст.69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» не поставлен на государственный учет.
По результатам проверки в адрес главы администрации города Тулы ДД.ММ.ГГГГ внесено представление.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела заключениями по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний филиала «ЦЛАТИ по <адрес>» ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» №-Т от ДД.ММ.ГГГГ, ФБУ «Тульский ЦСМ» от ДД.ММ.ГГГГ №№, 3339/9-5 по результатам проверки в рамках государственного экологического контроля, кроме того, подтверждены в судебном заседании заместителем начальника управления по городскому хозяйству администрации <адрес> ФИО13 Об этом также свидетельствуют протоколы испытаний.
Таким образом, судом достоверно установлено, и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, что очистные сооружения в <адрес> фактически отсутствуют и в настоящее время не функционируют.
Представленное в материалы дела письмо администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения вышеуказанного представления, не содержит сведений о выполнении требований прокурора в части организации водоотведения от населенного пункта <адрес>, то есть нарушение действующего законодательства на момент рассмотрения заявленных требований не устранено.
Непринятие администрацией муниципального образования <адрес> исчерпывающих мер по организации водоотведения от населенного пункта <адрес>, фактический сброс неочищенных сточных вод в пруд на ручье Холькельца, создает угрозу причинения вреда окружающей среде, загрязнения водоема и подземных вод в результате поступления неочищенных сточных вод в водный объект, а также санитарно-эпидемиологической обстановке в <адрес>.
Неочищенные сточные воды оказывают негативное воздействие на окружающую среду и сохранение жизненно важных интересов проживающих там лиц, препятствуют рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, являются источником микробного и химического загрязнения почвы, водного объекта, подземных вод.
Данные обстоятельства подтверждены доказательствами, оцененными судом по правилам ст. 84 КАС РФ.
Вместе с тем, доказательств принятия надлежащих мер по устранению допущенных нарушений административным ответчиком в соответствии с требованиями ст.ст. 63, 226 КАС РФ не представлено ни суду первой, ни суду апелляционной инстанции.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» закреплено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
В силу пунктов 3, 4, 11 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, а также организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа.
Под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно (абзац двенадцатый статьи 2 указанного федерального закона).
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (п.4.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
В соответствии с пунктами 2, 22, 23 статьи 2 Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водоотведение – прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения; состав и свойства сточных вод – совокупность показателей, характеризующих физические, химические, бактериологические и другие свойства сточных вод, в том числе концентрацию загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в сточных водах; сточные воды централизованной системы водоотведения – принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.
Как следует из ст.6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; согласование инвестиционных программ; принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; установление нормативов состава сточных вод; иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.
Исходя из ч.1 ст.34 и ч.1 ст.37 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) обладает собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
К одним из таких вопросов относится вопрос организации водоснабжения и водоотведения в границах городского округа, в целях решения которого местная администрация обладает соответствующими полномочиями, предусмотренными Федеральным законом от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федеральным законом от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в том числе полномочиями на принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств
Подпунктом 4 пункта 1 ст.16 Устава муниципального образования город Тула, к вопросам местного значения муниципального образования относятся в том числе организация в границах муниципального образования электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что администрация муниципального образования г. Тула наделена полномочиями и по решению именно тех вопросов местного значения, которые, как следует из административного искового заявления, непосредственно связаны с обеспечением жизнедеятельности населения данного муниципального образования, то есть неопределенного круга лиц, однако в отношении объекта, в отношении которого проведена проверка, обязанность по реализации указанных полномочий административным ответчиком не исполнена.
Доводы апелляционной жалобы относительно наделения АО «Тулагорводоканал» статусом гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территории муниципального образования город Тула, в том числе водоснабжение населенного пункта Архангельское, на основании постановления администрации города Тулы от 23 марта 2015 года №1438 «Об определении гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территории муниципального образования город Тула», были предметом рассмотрения суда первой инстанции и были обоснованно им отвергнуты.
В данном случае на момент определения гарантирующей организации право муниципальной собственности на объекты, входящие в состав централизованной системы водоотведения <адрес>, отсутствовало. После признания права собственности на указанное имущество в 2016 году гарантирующая организация не определена.
Доводы апелляционной жалобы относительно того, что суд по существу обязал построить новые очистные сооружения, что нарушает принцип самостоятельности органов местного самоуправления, несостоятелен, поскольку в данном случае судом установлено незаконное бездействие органа местного самоуправления по реализации полномочий в соответствии с требованиями Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и правомерно возложена обязанность устранить допущенные нарушения.
Выводы суда об обязании устранения выявленных нарушений в установленные в решении сроки соответствуют требованиям ст.ст. 187, 227 КАС РФ. Данный срок, с учетом предоставленных суду сведений о том, что административный ответчик активно принимает меры по устранению допущенных им нарушений, доказательств наличия уважительных, независящих от административного ответчика причин, объективно препятствующих незамедлительному устранению данных нарушений, является разумным.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Материалы дела свидетельствуют о том, что предусмотренные ст. 310 КАС РФ основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 308, 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Тулы от 3 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу заинтересованного лица комитета имущественных и земельных отношений администрации <адрес> – без удовлетворения.