УИД 69RS0040-02-2021-000494-40
Дело № 2-474/2021
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 августа 2021 года г. Тверь
Центральный районный суд г. Твери в составе:
председательствующего судьи Кузьминой Т.В.,
при секретаре Величко Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации города Твери к ООО «Управляющая компания Тверьжилфонд» о возложении обязанности демонтировать контейнерную площадку,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Твери обратилась в суд ООО «Управляющая компания Тверьжилфонд» о возложении обязанности демонтировать контейнерную площадку.
В обоснование исковых требований указано, что ООО «Управляющая компания Тверьжилфонд» является юридическим лицом, осуществляющим функции управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Тверь, Свободный пер., д. 3, корп. 2. 23 октября 2020 года в 11 часов 40 минут в ходе обследования территорий общего пользования в Центральном районе города Твери установлено, что на придомовой территории дома № 3 корп. 2 по Свободному пер. в г. Твери размещена контейнерная площадка, предназначенная для накопления твердых коммунальных отходов, образующихся у жителей дома. Размещение контейнерной площадки осуществлено на расстоянии 5,3 м от дома № 3 корп. 2 по Свободному пер. в г. Твери, 13 м от дома № 3 корп. 1 по Свободному пер. в г. Твери, 15 м от дома № 1 по Свободному пер. г. Твери. Согласно абз. 12 п. 3.4 Правил благоустройства территории расстояние от жилых домов, детских учреждений, детских площадок и мест отдыха населения до контейнерных площадок должно быть не менее 20 м, но не более 100 м, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством РФ и принятыми в соответствии с ним правилами и нормативами. Установив в ходе обследования городских территорий общего пользования Центрального района города Твери 23 октября 2020 года в 11 часов 40 минут, что расположенная на придомовой территории дома № 3 корп. 2 по Свободному пер. в г. Твери контейнерная площадка, предназначенная для накопления твердых коммунальных отходов, не соответствует требованиям абз. 12 п. 3.4 Правил благоустройства территории, 20 ноября 2020 года уполномоченное должностное лицо администрации Центрального района в городе Твери возбудило производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном п. 4 ст. 28 Закона Тверской области от 14 июля 2003 года № 46-30 «Об административных правонарушениях», о чем был составлен протокол об административном правонарушении № 319 от 20 ноября 2020 года. Дело об административном правонарушении в отношении ответчика рассмотрено по существу административной комиссией города Твери 08 декабря 2020 года. Постановлением административной комиссии города Твери от 08 декабря 2020 года № 1822-АК/20 производство по делу об административном правонарушении прекращено по нереабилитирующему основанию, предусмотренному ст. 2.9, п. 9 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с признанием деяния малозначительным с объявлением обществу устного замечания. Постановление обществом не обжаловано, вступило в законную силу 22 декабря 2020 года. Как установлено при производстве по делу об административном правонарушении, контейнерная площадка, расположенная у дома № 3 корпус 2 по Свободному переулку в городе Твери, вышеуказанным требованиям Правил благоустройства территории, равно как и СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях не соответствует. До настоящего времени контейнерная площадка, установленная в нарушение требований федерального и муниципального правовых актов, не демонтирована, с придомовой территории не удалена. Несоответствие данной контейнерной площадки установленным требованиям Правил благоустройства территории ответчиком фактически не отрицается. Поскольку, несмотря на установленное вступившим в законную силу постановлением по делу об административном правонарушении нарушение требований Правил благоустройства территории, данное нарушение ответчиком не устранено, Администрация города Твери полагает необходимым предъявить требование о взыскании судебной неустойки. Администрация г. Твери просит обязать ООО «Управляющая компания Тверьжилфонд» в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу демонтировать контейнерную площадку, расположенную у многоквартирного дома по адресу: г. Тверь, Свободный пер., д. 3 корп. 2; на случай неисполнения судебного акта в установленный судом срок взыскать с ответчика в пользу истца судебную неустойку в размере 5000 рублей за каждую неделю просрочки исполнения решения суда.
Определением суда от 12 марта 2021 года, занесенным в протокол судебного заседания, принято уточненное исковое заявление, согласно которому по состоянию на 12 марта 2021 года контейнерная площадка, установленная ответчиком в нарушение требований Правил благоустройства, не демонтирована. Администрация г. Твери просит обязать ООО «Управляющая компания Тверьжилфонд» в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу демонтировать контейнерную площадку, расположенную у многоквартирного дома по адресу: г. Тверь, Свободный пер., д. 3 корп. 2; на случай неисполнения судебного акта в установленный судом срок взыскать с ответчика в пользу истца судебную неустойку в размере 5000 рублей за каждую неделю просрочки исполнения решения суда.
Определением суда от 28 апреля 2021 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО «Тверьспецавтохозяйство».
Определением суда от 02 июня 2021 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства Администрации г. Твери.
Определением суда от 02 августа 2021 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области, Министерство Тверской области по обеспечению контрольных функций.
В судебное заседание представитель истца не явился, будучи извещенным о дате, времени и месте слушания дела надлежащим образом, об отложении дела слушанием не просил.
В судебное заседание представитель ответчика – ООО «Управляющая компания Тверьжилфонд» не явился, будучи извещенным о дате, времени и месте слушания дела надлежащим образом, об отложении дела слушанием не просил. Согласно представленным отзыву и дополнениям к нему обязанность по оборудованию контейнерных площадок возлагается на собственников зданий, строений, сооружений, а в случае передачи обязанностей по управлению многоквартирным жилым домом - на соответствующие организации, осуществляющие функции по управлению многоквартирными жилыми домами. Площадки для установки мусоросборников (контейнерные площадки) размещают на удалении от окон жилых зданий, границ участков детских учреждений, мест отдыха на расстояние не менее чем 20 м. на участках жилой застройки - не далее 100 м от входов, считая по пешеходным дорожкам от дальнего подъезда, при этом территория площадки должна примыкать к проездам, но не мешать проезду транспорта. Допускается в исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов, устанавливать эти расстояния комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача), что не противоречит действующему законодательству и СанПиН 2.1.2.2645-10, и не нарушает прав потребителя на благоприятную среду обитания, поскольку размещение контейнеров на расстоянии менее 20 метров само по себе не является фактором, оказывающим вредное воздействие на человека. Предлагаемая норма указана в Решении Верховного Суда РФ от 13 декабря 2011 года № ГКПИ11-1881 «Об отказе в признании частично не действующим абзаца третьего пункта 2.2.3 санитарных правил СанПиН 42-128-4690-88, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 5 августа 1988 года № 4690-88». В настоящее время на придомовой территории многоквартирного дома по адресу: г. Тверь, пер. Свободный, д. 3, корп. 2 имеется контейнерная площадка, установленная при застройке дома. По инициативе ООО «УК Тверьжилфонд» на основании требований Администрации Центрального района было созвано внеочередное собрание собственников многоквартирного дома по адресу: Тверь, пер. Свободный, д. 3, корп. 2, с повесткой дня о снижении требований, указанных в СанПин 2.1.7.3550-19 и Правилах благоустройства города Твери, утвержденных Решением Тверской городской Думы от 16 октября 2014 года № 368. Согласно протоколу № 1 от 23 ноября 2020 года внеочередного собрания собственников многоквартирного дома решение по повестке дня не принято из-за отсутствия кворума. О сложившейся ситуации было доведено на административной комиссии Администрации города Твери в письменном объяснении. Согласно заключению от 11 апреля 2013 года архитектора района при приемке объекта капитального строительства в эксплуатацию по адресу: г. Тверь, Свободный пер., д. 3, корп. 2, объект выполнен в соответствии с проектом и все работы по благоустройству выполнены в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления г. Твери. На момент ввода дома в эксплуатацию действовал Кодекс благоустройства г. Твери, принятый решением Тверской городской Думы от 24 апреля 2001 года № 56, в соответствии с которым дано заключение архитектора района и дом введен в эксплуатацию. Считает, что требования истца неправомерны, просит отказать в их удовлетворении. По мнению истца, контейнерная площадка не соответствует требованиям Правил благоустройства территории города Твери, а, значит, нельзя говорить о наличии контейнерной площадки в правовом смысле. Можно говорить о наличии пластиковых мусорных контейнеров, принадлежащих и установленных ООО «ТСАХ».
В судебное заседание представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требований относительно предмета спора, - Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области, Администрации Центрального района в городе Твери не явились, будучи извещенными о дате, времени и месте слушания дела надлежащим образом, заявлениями просили рассмотреть гражданское дело в их отсутствие.
В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамент жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства Администрации г. Твери не явился, будучи извещенным о дате, времени и месте слушания дела надлежащим образом, заявлением просил рассмотреть гражданское дело в его отсутствие, согласно представленному отзыву с 01 января 2019 года вступили в законную силу Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации № 1039 от 31 августа 2018 года. Постановлением Администрации города Твери от 04 марта 2019 № 231 «О реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории города Твери» полномочиями по формированию и ведению реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории города Твери наделен Департамент ЖКХ и строительства. Аналогичная норма закреплена и в п. 3.1.1.23 Положения о Департаменте ЖКХ и строительства, утвержденного постановлением Администрации города Твери от 02 марта 2018 года № 314. Во исполнение требований Правил Департаментом ЖКХ и строительства в 2018 году в администрации районов в городе Твери и ООО «Тверьспецавтохозяйство» были направлены запросы о существующих контейнерных площадках на территории города Твери. По предоставленной в рабочем порядке администрациями районов в городе Твери и ООО «Тверьспецавтохозяйство» информации был сформирован Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории города Твери. Реестр утвержден приказом Департамента ЖКХ и строительства от 25 марта 2019 года № 34-ОД и размещен на официальном сайге Администрации города Твери в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В Реестр включена контейнерная площадка, расположенная по адресу: г. Тверь, Свободный пер., дом № 3, корп. 2. Согласно п. 21 Правил в случае, если место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов создано заявителем, он обязан обратиться в уполномоченный орган с заявкой о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр не позднее 3 рабочих дней со дня начала его использования. Заявитель направляет в уполномоченный орган заявку о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр по форме, установленной уполномоченным органом. В соответствии с п. 4 Правил к заявке, подаваемой в Департамент ЖКХ и строительства, о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в Реестр, прилагается копия решения уполномоченного органа о согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории города Твери (на основании постановления Администрации города Твери от 12 марта 2019 года № 267 такими уполномоченными органами являются администрации районов в городе Твери). Таким образом, в Департаменте ЖКХ и строительства имеются документы только по вновь обустроенным контейнерным площадкам, ООО «Управляющая компания Тверьжилфонд» с заявлением о включении в Реестр контейнерной площадки, расположенной по адресу: г. Тверь, Свободный пер., дом № 3, корп. 2, не обращалась.
В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - ООО «ТСАХ» не явился, будучи извещенным о дате, времени и месте слушания дела надлежащим образом, согласно представленному отзыву на территории Тверской области региональным оператором является ООО «ТСАХ», которое приступило к исполнению обязательств в полном объеме с 01 января 2019 года. Со всеми жителями многоквартирного дома, расположенного по адресу: гор. Тверь, Свободный переулок, д. 3, корп. 2, заключен типовой договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании оферты.
В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области, не явился, будучи извещенными о дате, времени и месте слушания дела надлежащим образом, об отложении дела слушанием не просил, возражений на исковое заявление не представил.
В соответствии со ст. 233 ГПК РФ, в отсутствие возражений со стороны истца, суд полагает возможным вынести по делу заочное решение.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 46 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 "О защите прав потребителей" орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.
Согласно п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года № 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" в соответствии со статьями 45 и 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации РФ, статьями 44, 45 и 46 Закона о защите прав потребителей суду общей юрисдикции подведомственны дела по искам прокуроров, уполномоченных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов), имеющих статус юридического лица, к изготовителю (продавцу, исполнителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру), поданным в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей. В защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей указанными лицами могут быть заявлены лишь требования, целью которых является признание действий ответчика противоправными или прекращение противоправных действий ответчика (статья 1065 ГК РФ, статья 46 Закона).
Согласно подп. 51 п. 1 ст. 41 Устава города Твери в пределах своей компетенции Администрация города Твери организует благоустройство территории города Твери в соответствии с правилами благоустройства территории города Твери.
Поскольку в данном случае невозможно привлечь к участию всех жителей многоквартирного дома, как собственников, так и иных лиц, чьи права нарушены, администрация города Твери правомерно обратилась в суд с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц.
Согласно ч. 1 ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
В соответствии с ч. 4 ст. 3 ЖК РФ никто не может быть ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу п. 4 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Пункт 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к числу вопросов местного значения городского округа относит утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организацию благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами.
В соответствии со ст. 161 ч. 1 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
На основании ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Согласно п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 года № 64, для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м. В настоящее время СанПиН 2.1.2.2645-10 утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 08 октября 2020 года № 1631.
П. 4 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года установлено, что расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.
Допускается уменьшение не более чем на 25% указанных в настоящем пункте Санитарных правил расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, изложенным в приложении № 1 к Санитарным правилам.
В случае раздельного накопления отходов расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 8 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 10 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.
Регламентация деятельности в сфере благоустройства направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.
Решением Тверской городской Думы от 16 октября 2014 года № 368 утверждены Правила благоустройства территории города Твери, согласно абз. 12 п. 3.4 которых расстояние от жилых домов, детских учреждений, детских площадок и мест отдыха населения должно быть не менее 20 м, но не более 100 м, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним правилами и нормативами.
Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также настоящих Правил. Размещение мест (площадок) накопления отходов согласовывается с уполномоченными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, правовыми актами Администрации города Твери (п. 3.9 Правил благоустройства территории города Твери).
Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 года № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, согласно которому настоящие Правила определяют порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Как установлено в судебном заседании, ООО «Управляющая компания Тверьжилфонд» является организацией, осуществляющей функции управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Тверь, Свободный пер., д. 3, корп. 2.
Согласно п. 2.1.1. договора управления многоквартирным домом по адресу: г. Тверь, Свободный пер., д. 3, корп. 2, управляющая компания обязана осуществлять управление многоквартирным домом в соответствии с условиями договора и действующим законодательством с наибольшей выгодой в интересах собственников и в соответствии с требованиями действующих руководящих документов, регламентирующих оказание жилищно-коммунальных услуг и выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В силу того, что обязанности по управлению многоквартирным жилым домом возложены на ответчика, обязанность по оборудованию и надлежащему содержанию контейнерной площадки несет ООО «Управляющая компания Тверьжилфонд».
23 октября 2020 года в 11 часов 40 минут заместителем начальника отдела благоустройства и ЖКК Администрации Центрального района в г. Твери было проведено обследование территории Центрального района г. Твери по адресу: г. Тверь, Свободный пер., д. 3, корп. 2, в результате которого было установлено, что осматриваемая территория представляет собой участок местности площадью 20 м на 13 м, расположенного между зданиями. На осматриваемой территории установлена контейнерная площадка, при этом расстояние от нее до дома № 3 корп. 2 на Свободном пер. составляет 5,3 м., до дома № 3 корп. 1 на Свободном пер. – 13 м., до дома № 1 на Свободном пер. – 15 м, что подтверждается актом обследования территории (объекта), фотоматериалом.
20 ноября 2020 года главным специалистом отдела благоустройства и жилищно-коммунального комплекса Администрации Центрального района в г. Твери был составлен протокол об административном правонарушении по п. 4 ст. 28 Закона Тверской области от 14 июля 2003 года № 46-30 «Об административных правонарушениях» в отношении ООО «Управляющая компания Тверьжилфонд», совершившего административное правонарушение, выразившееся в том, что 23 октября 2020 года не позднее 11 часов 40 минут ООО «УК Тверьжилфонд» допустило нарушение установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области требований к оборудованию контейнерных площадок, а именно контейнерной площадки на придомовой территории дома № 3 корп. 2 по Свободному пер.
Постановлением Административной комиссии г. Твери от 08 декабря 2020 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном п. 4 ст. 28 Закона Тверской области от 14 июля 2003 года № 46-30 «Об административных правонарушениях», возбужденное в отношении ООО «Управляющая компания Тверьжилфонд» прекращено в связи с малозначительностью деяния, юридическому лицу объявлено устное замечание.
Постановление обжаловано не было и вступило в законную силу 22 декабря 2020 года.
15 июня 2021 года заместителем начальника отдела благоустройства и ЖКК Администрации Центрального района в г. Твери было проведено обследование территории Центрального района г. Твери по адресу: г. Тверь, Свободный пер., д. 3, корп. 2, в результате которого было установлено, что обследуемая территория представляет собой участок возле дома №м 3 корп. 2 по Свободному пер. Около дома № 3 корп. 2 по Свободному пер. обустроена контейнерная площадка с бетонным основанием (без пандуса), огороженная профлистом. На контейнерной площадке отсутствует отсек для крупногабаритных отходов, установлены 2 контейнера. Контейнерная площадка расположена в 5,3 м. от стены дома № 3 корп. 2 на Свободном пер., что подтверждается актом обследования территории (объекта), фотоматериалом.
Как следует из материалов дела, контейнерная площадка, расположенная по адресу: г. Тверь, Свободный пер., дом № 3, корп. 2, включена в Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории города Твери, утвержденный приказом Департамента ЖКХ и строительства от 25 марта 2019 года № 34-ОД.
Как следует из отзыва третьего лица, в Департаменте ЖКХ и строительства имеются документы только по вновь обустроенным контейнерным площадкам, ООО «Управляющая компания Тверьжилфонд» с заявлением о включении в Реестр контейнерной площадки, расположенной по адресу: г. Тверь, Свободный пер., дом № 3, корп. 2, не обращалась.
Согласно ответу ООО «ТСАХ» от 25 августа 2021 года со всеми жителями многоквартирного дома, расположенного по адресу: гор. Тверь, Свободный переулок, д. 3, корп. 2, заключен типовой договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании оферты.
Таким образом, спорная контейнерная площадка включена в Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории города Твери в учетном порядке, в связи с чем оценка соответствия контейнерной площадки установленным нормам и правилам не была произведена. С момента вступления в законную силу постановления Административной комиссии г. Твери от 08 декабря 2020 года ответчиком надлежащих мер к приведению места размещения контейнерной площадки в соответствии с требованиями законодательства не предпринято, доказательств обратного не представлено. При этом попытка ответчика к созыву и проведению общего собрания собственников не является исчерпывающим перечнем действий, необходимых для приведения контейнерной площадки в соответствии с требованиями законодательства.
На настоящий момент сведения о демонтаже контейнерной площадки, о согласовании в установленном порядке уменьшения расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям ответчиком не представлены, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что контейнерная площадка, расположенная у многоквартирного дома по адресу: г. Тверь, Свободный пер., д. 3, корп. 2, не соответствует требованиям абз. 12 п. 3.4. Правил благоустройства города Твери, требованиям п. 4 СанПиН 2.1.3684-21, до введения в действие которых не соответствовала требованиям п. 8.2.5. СанПиН 2.1.2.2645-10, вследствие чего подлежит демонтажу, а исковые требования в данной части – удовлетворению.
На основании ст. 206 ч. 2 ГПК РФ, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд полагает правильным установить ответчикам срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, - один месяц со дня вступления в законную силу решения суда.
Истцом заявлены требования о взыскании судебной неустойки на случай неисполнения судебного акта в размере 5000 рублей за каждую неделю просрочки исполнения решения суда.
Согласно п. 1 ст. 308.3 ГК РФ в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. Суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (пункт 1 статьи 330) на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1).
Как указано в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 года № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», в целях побуждения должника к своевременному исполнению обязательства в натуре, в том числе предполагающего воздержание должника от совершения определенных действий, а также к исполнению судебного акта, предусматривающего устранение нарушения права собственности, не связанного с лишением владения (статьи 304 ГК РФ), судом могут быть присуждены денежные средства на случай неисполнения соответствующего судебного акта в пользу кредитора-взыскателя.
Уплата судебной неустойки не влечет прекращения основного обязательства, не освобождает должника от исполнения его в натуре, а также от применения мер ответственности за его неисполнение или ненадлежащее исполнение (п. 2 ст. 308.3 ГК РФ).
П. 31 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 года № 7 разъяснено, что судебная неустойка может быть присуждена только по заявлению истца (взыскателя) как одновременно с вынесением судом решения о понуждении к исполнению обязательства в натуре, так и в последующем при его исполнении в рамках исполнительного производства (часть 4 статьи 1 ГПК РФ, части 1 и 2.1 статьи 324 АПК РФ).
Неустойка должна отвечать принципу недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения. Допустимых доказательств, указывающих о намерении ответчика действовать при исполнении судебного акта недобросовестно, истцом не представлено, в связи с чем суд считает в удовлетворении требований о взыскании судебной неустойки надлежит отказать.
Принимая во внимание, что исковые требования были заявлены Администрацией города Твери в интересах неопределенного круга лиц, исковые требования неимущественного характера к ответчику удовлетворены, с ответчика в бюджет муниципального образования город Тверь в счет государственной пошлины подлежит взысканию 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Администрации города Твери к ООО «Управляющая компания Тверьжилфонд» о возложении обязанности демонтировать контейнерную площадку удовлетворить.
Возложить на ООО «Управляющая компания Тверьжилфонд» обязанность в течение 1 месяца со дня вступления в законную силу решения суда демонтировать контейнерную площадку, расположенную у многоквартирного дома по адрес: г. Тверь, Свободный пер., д. 3, корп. 2.
Требования Администрации города Твери к ООО «Управляющая компания Тверьжилфонд» о взыскании судебной неустойки оставить без удовлетворения.
Взыскать с ООО «Управляющая компания Тверьжилфонд» в бюджет муниципального образования г. Тверь государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий Т.В. Кузьмина
Заочное решение в окончательной форме изготовлено 02 сентября 2021 года.
Председательствующий Т.В. Кузьмина
УИД 69RS0040-02-2021-000494-40
Дело № 2-474/2021
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 августа 2021 года г. Тверь
Центральный районный суд г. Твери в составе:
председательствующего судьи Кузьминой Т.В.,
при секретаре Величко Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации города Твери к ООО «Управляющая компания Тверьжилфонд» о возложении обязанности демонтировать контейнерную площадку,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Твери обратилась в суд ООО «Управляющая компания Тверьжилфонд» о возложении обязанности демонтировать контейнерную площадку.
В обоснование исковых требований указано, что ООО «Управляющая компания Тверьжилфонд» является юридическим лицом, осуществляющим функции управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Тверь, Свободный пер., д. 3, корп. 2. 23 октября 2020 года в 11 часов 40 минут в ходе обследования территорий общего пользования в Центральном районе города Твери установлено, что на придомовой территории дома № 3 корп. 2 по Свободному пер. в г. Твери размещена контейнерная площадка, предназначенная для накопления твердых коммунальных отходов, образующихся у жителей дома. Размещение контейнерной площадки осуществлено на расстоянии 5,3 м от дома № 3 корп. 2 по Свободному пер. в г. Твери, 13 м от дома № 3 корп. 1 по Свободному пер. в г. Твери, 15 м от дома № 1 по Свободному пер. г. Твери. Согласно абз. 12 п. 3.4 Правил благоустройства территории расстояние от жилых домов, детских учреждений, детских площадок и мест отдыха населения до контейнерных площадок должно быть не менее 20 м, но не более 100 м, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством РФ и принятыми в соответствии с ним правилами и нормативами. Установив в ходе обследования городских территорий общего пользования Центрального района города Твери 23 октября 2020 года в 11 часов 40 минут, что расположенная на придомовой территории дома № 3 корп. 2 по Свободному пер. в г. Твери контейнерная площадка, предназначенная для накопления твердых коммунальных отходов, не соответствует требованиям абз. 12 п. 3.4 Правил благоустройства территории, 20 ноября 2020 года уполномоченное должностное лицо администрации Центрального района в городе Твери возбудило производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном п. 4 ст. 28 Закона Тверской области от 14 июля 2003 года № 46-30 «Об административных правонарушениях», о чем был составлен протокол об административном правонарушении № 319 от 20 ноября 2020 года. Дело об административном правонарушении в отношении ответчика рассмотрено по существу административной комиссией города Твери 08 декабря 2020 года. Постановлением административной комиссии города Твери от 08 декабря 2020 года № 1822-АК/20 производство по делу об административном правонарушении прекращено по нереабилитирующему основанию, предусмотренному ст. 2.9, п. 9 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с признанием деяния малозначительным с объявлением обществу устного замечания. Постановление обществом не обжаловано, вступило в законную силу 22 декабря 2020 года. Как установлено при производстве по делу об административном правонарушении, контейнерная площадка, расположенная у дома № 3 корпус 2 по Свободному переулку в городе Твери, вышеуказанным требованиям Правил благоустройства территории, равно как и СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях не соответствует. До настоящего времени контейнерная площадка, установленная в нарушение требований федерального и муниципального правовых актов, не демонтирована, с придомовой территории не удалена. Несоответствие данной контейнерной площадки установленным требованиям Правил благоустройства территории ответчиком фактически не отрицается. Поскольку, несмотря на установленное вступившим в законную силу постановлением по делу об административном правонарушении нарушение требований Правил благоустройства территории, данное нарушение ответчиком не устранено, Администрация города Твери полагает необходимым предъявить требование о взыскании судебной неустойки. Администрация г. Твери просит обязать ООО «Управляющая компания Тверьжилфонд» в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу демонтировать контейнерную площадку, расположенную у многоквартирного дома по адресу: г. Тверь, Свободный пер., д. 3 корп. 2; на случай неисполнения судебного акта в установленный судом срок взыскать с ответчика в пользу истца судебную неустойку в размере 5000 рублей за каждую неделю просрочки исполнения решения суда.
Определением суда от 12 марта 2021 года, занесенным в протокол судебного заседания, принято уточненное исковое заявление, согласно которому по состоянию на 12 марта 2021 года контейнерная площадка, установленная ответчиком в нарушение требований Правил благоустройства, не демонтирована. Администрация г. Твери просит обязать ООО «Управляющая компания Тверьжилфонд» в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу демонтировать контейнерную площадку, расположенную у многоквартирного дома по адресу: г. Тверь, Свободный пер., д. 3 корп. 2; на случай неисполнения судебного акта в установленный судом срок взыскать с ответчика в пользу истца судебную неустойку в размере 5000 рублей за каждую неделю просрочки исполнения решения суда.
Определением суда от 28 апреля 2021 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО «Тверьспецавтохозяйство».
Определением суда от 02 июня 2021 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства Администрации г. Твери.
Определением суда от 02 августа 2021 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области, Министерство Тверской области по обеспечению контрольных функций.
В судебное заседание представитель истца не явился, будучи извещенным о дате, времени и месте слушания дела надлежащим образом, об отложении дела слушанием не просил.
В судебное заседание представитель ответчика – ООО «Управляющая компания Тверьжилфонд» не явился, будучи извещенным о дате, времени и месте слушания дела надлежащим образом, об отложении дела слушанием не просил. Согласно представленным отзыву и дополнениям к нему обязанность по оборудованию контейнерных площадок возлагается на собственников зданий, строений, сооружений, а в случае передачи обязанностей по управлению многоквартирным жилым домом - на соответствующие организации, осуществляющие функции по управлению многоквартирными жилыми домами. Площадки для установки мусоросборников (контейнерные площадки) размещают на удалении от окон жилых зданий, границ участков детских учреждений, мест отдыха на расстояние не менее чем 20 м. на участках жилой застройки - не далее 100 м от входов, считая по пешеходным дорожкам от дальнего подъезда, при этом территория площадки должна примыкать к проездам, но не мешать проезду транспорта. Допускается в исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов, устанавливать эти расстояния комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача), что не противоречит действующему законодательству и СанПиН 2.1.2.2645-10, и не нарушает прав потребителя на благоприятную среду обитания, поскольку размещение контейнеров на расстоянии менее 20 метров само по себе не является фактором, оказывающим вредное воздействие на человека. Предлагаемая норма указана в Решении Верховного Суда РФ от 13 декабря 2011 года № ГКПИ11-1881 «Об отказе в признании частично не действующим абзаца третьего пункта 2.2.3 санитарных правил СанПиН 42-128-4690-88, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 5 августа 1988 года № 4690-88». В настоящее время на придомовой территории многоквартирного дома по адресу: г. Тверь, пер. Свободный, д. 3, корп. 2 имеется контейнерная площадка, установленная при застройке дома. По инициативе ООО «УК Тверьжилфонд» на основании требований Администрации Центрального района было созвано внеочередное собрание собственников многоквартирного дома по адресу: Тверь, пер. Свободный, д. 3, корп. 2, с повесткой дня о снижении требований, указанных в СанПин 2.1.7.3550-19 и Правилах благоустройства города Твери, утвержденных Решением Тверской городской Думы от 16 октября 2014 года № 368. Согласно протоколу № 1 от 23 ноября 2020 года внеочередного собрания собственников многоквартирного дома решение по повестке дня не принято из-за отсутствия кворума. О сложившейся ситуации было доведено на административной комиссии Администрации города Твери в письменном объяснении. Согласно заключению от 11 апреля 2013 года архитектора района при приемке объекта капитального строительства в эксплуатацию по адресу: г. Тверь, Свободный пер., д. 3, корп. 2, объект выполнен в соответствии с проектом и все работы по благоустройству выполнены в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления г. Твери. На момент ввода дома в эксплуатацию действовал Кодекс благоустройства г. Твери, принятый решением Тверской городской Думы от 24 апреля 2001 года № 56, в соответствии с которым дано заключение архитектора района и дом введен в эксплуатацию. Считает, что требования истца неправомерны, просит отказать в их удовлетворении. По мнению истца, контейнерная площадка не соответствует требованиям Правил благоустройства территории города Твери, а, значит, нельзя говорить о наличии контейнерной площадки в правовом смысле. Можно говорить о наличии пластиковых мусорных контейнеров, принадлежащих и установленных ООО «ТСАХ».
В судебное заседание представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требований относительно предмета спора, - Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области, Администрации Центрального района в городе Твери не явились, будучи извещенными о дате, времени и месте слушания дела надлежащим образом, заявлениями просили рассмотреть гражданское дело в их отсутствие.
В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамент жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства Администрации г. Твери не явился, будучи извещенным о дате, времени и месте слушания дела надлежащим образом, заявлением просил рассмотреть гражданское дело в его отсутствие, согласно представленному отзыву с 01 января 2019 года вступили в законную силу Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации № 1039 от 31 августа 2018 года. Постановлением Администрации города Твери от 04 марта 2019 № 231 «О реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории города Твери» полномочиями по формированию и ведению реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории города Твери наделен Департамент ЖКХ и строительства. Аналогичная норма закреплена и в п. 3.1.1.23 Положения о Департаменте ЖКХ и строительства, утвержденного постановлением Администрации города Твери от 02 марта 2018 года № 314. Во исполнение требований Правил Департаментом ЖКХ и строительства в 2018 году в администрации районов в городе Твери и ООО «Тверьспецавтохозяйство» были направлены запросы о существующих контейнерных площадках на территории города Твери. По предоставленной в рабочем порядке администрациями районов в городе Твери и ООО «Тверьспецавтохозяйство» информации был сформирован Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории города Твери. Реестр утвержден приказом Департамента ЖКХ и строительства от 25 марта 2019 года № 34-ОД и размещен на официальном сайге Администрации города Твери в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В Реестр включена контейнерная площадка, расположенная по адресу: г. Тверь, Свободный пер., дом № 3, корп. 2. Согласно п. 21 Правил в случае, если место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов создано заявителем, он обязан обратиться в уполномоченный орган с заявкой о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр не позднее 3 рабочих дней со дня начала его использования. Заявитель направляет в уполномоченный орган заявку о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр по форме, установленной уполномоченным органом. В соответствии с п. 4 Правил к заявке, подаваемой в Департамент ЖКХ и строительства, о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в Реестр, прилагается копия решения уполномоченного органа о согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории города Твери (на основании постановления Администрации города Твери от 12 марта 2019 года № 267 такими уполномоченными органами являются администрации районов в городе Твери). Таким образом, в Департаменте ЖКХ и строительства имеются документы только по вновь обустроенным контейнерным площадкам, ООО «Управляющая компания Тверьжилфонд» с заявлением о включении в Реестр контейнерной площадки, расположенной по адресу: г. Тверь, Свободный пер., дом № 3, корп. 2, не обращалась.
В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - ООО «ТСАХ» не явился, будучи извещенным о дате, времени и месте слушания дела надлежащим образом, согласно представленному отзыву на территории Тверской области региональным оператором является ООО «ТСАХ», которое приступило к исполнению обязательств в полном объеме с 01 января 2019 года. Со всеми жителями многоквартирного дома, расположенного по адресу: гор. Тверь, Свободный переулок, д. 3, корп. 2, заключен типовой договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании оферты.
В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области, не явился, будучи извещенными о дате, времени и месте слушания дела надлежащим образом, об отложении дела слушанием не просил, возражений на исковое заявление не представил.
В соответствии со ст. 233 ГПК РФ, в отсутствие возражений со стороны истца, суд полагает возможным вынести по делу заочное решение.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 46 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 "О защите прав потребителей" орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.
Согласно п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года № 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" в соответствии со статьями 45 и 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации РФ, статьями 44, 45 и 46 Закона о защите прав потребителей суду общей юрисдикции подведомственны дела по искам прокуроров, уполномоченных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов), имеющих статус юридического лица, к изготовителю (продавцу, исполнителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру), поданным в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей. В защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей указанными лицами могут быть заявлены лишь требования, целью которых является признание действий ответчика противоправными или прекращение противоправных действий ответчика (статья 1065 ГК РФ, статья 46 Закона).
Согласно подп. 51 п. 1 ст. 41 Устава города Твери в пределах своей компетенции Администрация города Твери организует благоустройство территории города Твери в соответствии с правилами благоустройства территории города Твери.
Поскольку в данном случае невозможно привлечь к участию всех жителей многоквартирного дома, как собственников, так и иных лиц, чьи права нарушены, администрация города Твери правомерно обратилась в суд с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц.
Согласно ч. 1 ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
В соответствии с ч. 4 ст. 3 ЖК РФ никто не может быть ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу п. 4 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Пункт 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к числу вопросов местного значения городского округа относит утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организацию благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами.
В соответствии со ст. 161 ч. 1 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
На основании ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Согласно п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 года № 64, для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м. В настоящее время СанПиН 2.1.2.2645-10 утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 08 октября 2020 года № 1631.
П. 4 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года установлено, что расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.
Допускается уменьшение не более чем на 25% указанных в настоящем пункте Санитарных правил расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, изложенным в приложении № 1 к Санитарным правилам.
В случае раздельного накопления отходов расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 8 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 10 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.
Регламентация деятельности в сфере благоустройства направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.
Решением Тверской городской Думы от 16 октября 2014 года № 368 утверждены Правила благоустройства территории города Твери, согласно абз. 12 п. 3.4 которых расстояние от жилых домов, детских учреждений, детских площадок и мест отдыха населения должно быть не менее 20 м, но не более 100 м, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним правилами и нормативами.
Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также настоящих Правил. Размещение мест (площадок) накопления отходов согласовывается с уполномоченными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, правовыми актами Администрации города Твери (п. 3.9 Правил благоустройства территории города Твери).
Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 года № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, согласно которому настоящие Правила определяют порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Как установлено в судебном заседании, ООО «Управляющая компания Тверьжилфонд» является организацией, осуществляющей функции управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Тверь, Свободный пер., д. 3, корп. 2.
Согласно п. 2.1.1. договора управления многоквартирным домом по адресу: г. Тверь, Свободный пер., д. 3, корп. 2, управляющая компания обязана осуществлять управление многоквартирным домом в соответствии с условиями договора и действующим законодательством с наибольшей выгодой в интересах собственников и в соответствии с требованиями действующих руководящих документов, регламентирующих оказание жилищно-коммунальных услуг и выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В силу того, что обязанности по управлению многоквартирным жилым домом возложены на ответчика, обязанность по оборудованию и надлежащему содержанию контейнерной площадки несет ООО «Управляющая компания Тверьжилфонд».
23 октября 2020 года в 11 часов 40 минут заместителем начальника отдела благоустройства и ЖКК Администрации Центрального района в г. Твери было проведено обследование территории Центрального района г. Твери по адресу: г. Тверь, Свободный пер., д. 3, корп. 2, в результате которого было установлено, что осматриваемая территория представляет собой участок местности площадью 20 м на 13 м, расположенного между зданиями. На осматриваемой территории установлена контейнерная площадка, при этом расстояние от нее до дома № 3 корп. 2 на Свободном пер. составляет 5,3 м., до дома № 3 корп. 1 на Свободном пер. – 13 м., до дома № 1 на Свободном пер. – 15 м, что подтверждается актом обследования территории (объекта), фотоматериалом.
20 ноября 2020 года главным специалистом отдела благоустройства и жилищно-коммунального комплекса Администрации Центрального района в г. Твери был составлен протокол об административном правонарушении по п. 4 ст. 28 Закона Тверской области от 14 июля 2003 года № 46-30 «Об административных правонарушениях» в отношении ООО «Управляющая компания Тверьжилфонд», совершившего административное правонарушение, выразившееся в том, что 23 октября 2020 года не позднее 11 часов 40 минут ООО «УК Тверьжилфонд» допустило нарушение установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области требований к оборудованию контейнерных площадок, а именно контейнерной площадки на придомовой территории дома № 3 корп. 2 по Свободному пер.
Постановлением Административной комиссии г. Твери от 08 декабря 2020 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном п. 4 ст. 28 Закона Тверской области от 14 июля 2003 года № 46-30 «Об административных правонарушениях», возбужденное в отношении ООО «Управляющая компания Тверьжилфонд» прекращено в связи с малозначительностью деяния, юридическому лицу объявлено устное замечание.
Постановление обжаловано не было и вступило в законную силу 22 декабря 2020 года.
15 июня 2021 года заместителем начальника отдела благоустройства и ЖКК Администрации Центрального района в г. Твери было проведено обследование территории Центрального района г. Твери по адресу: г. Тверь, Свободный пер., д. 3, корп. 2, в результате которого было установлено, что обследуемая территория представляет собой участок возле дома №м 3 корп. 2 по Свободному пер. Около дома № 3 корп. 2 по Свободному пер. обустроена контейнерная площадка с бетонным основанием (без пандуса), огороженная профлистом. На контейнерной площадке отсутствует отсек для крупногабаритных отходов, установлены 2 контейнера. Контейнерная площадка расположена в 5,3 м. от стены дома № 3 корп. 2 на Свободном пер., что подтверждается актом обследования территории (объекта), фотоматериалом.
Как следует из материалов дела, контейнерная площадка, расположенная по адресу: г. Тверь, Свободный пер., дом № 3, корп. 2, включена в Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории города Твери, утвержденный приказом Департамента ЖКХ и строительства от 25 марта 2019 года № 34-ОД.
Как следует из отзыва третьего лица, в Департаменте ЖКХ и строительства имеются документы только по вновь обустроенным контейнерным площадкам, ООО «Управляющая компания Тверьжилфонд» с заявлением о включении в Реестр контейнерной площадки, расположенной по адресу: г. Тверь, Свободный пер., дом № 3, корп. 2, не обращалась.
Согласно ответу ООО «ТСАХ» от 25 августа 2021 года со всеми жителями многоквартирного дома, расположенного по адресу: гор. Тверь, Свободный переулок, д. 3, корп. 2, заключен типовой договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании оферты.
Таким образом, спорная контейнерная площадка включена в Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории города Твери в учетном порядке, в связи с чем оценка соответствия контейнерной площадки установленным нормам и правилам не была произведена. С момента вступления в законную силу постановления Административной комиссии г. Твери от 08 декабря 2020 года ответчиком надлежащих мер к приведению места размещения контейнерной площадки в соответствии с требованиями законодательства не предпринято, доказательств обратного не представлено. При этом попытка ответчика к созыву и проведению общего собрания собственников не является исчерпывающим перечнем действий, необходимых для приведения контейнерной площадки в соответствии с требованиями законодательства.
На настоящий момент сведения о демонтаже контейнерной площадки, о согласовании в установленном порядке уменьшения расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям ответчиком не представлены, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что контейнерная площадка, расположенная у многоквартирного дома по адресу: г. Тверь, Свободный пер., д. 3, корп. 2, не соответствует требованиям абз. 12 п. 3.4. Правил благоустройства города Твери, требованиям п. 4 СанПиН 2.1.3684-21, до введения в действие которых не соответствовала требованиям п. 8.2.5. СанПиН 2.1.2.2645-10, вследствие чего подлежит демонтажу, а исковые требования в данной части – удовлетворению.
На основании ст. 206 ч. 2 ГПК РФ, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд полагает правильным установить ответчикам срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, - один месяц со дня вступления в законную силу решения суда.
Истцом заявлены требования о взыскании судебной неустойки на случай неисполнения судебного акта в размере 5000 рублей за каждую неделю просрочки исполнения решения суда.
Согласно п. 1 ст. 308.3 ГК РФ в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. Суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (пункт 1 статьи 330) на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1).
Как указано в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 года № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», в целях побуждения должника к своевременному исполнению обязательства в натуре, в том числе предполагающего воздержание должника от совершения определенных действий, а также к исполнению судебного акта, предусматривающего устранение нарушения права собственности, не связанного с лишением владения (статьи 304 ГК РФ), судом могут быть присуждены денежные средства на случай неисполнения соответствующего судебного акта в пользу кредитора-взыскателя.
Уплата судебной неустойки не влечет прекращения основного обязательства, не освобождает должника от исполнения его в натуре, а также от применения мер ответственности за его неисполнение или ненадлежащее исполнение (п. 2 ст. 308.3 ГК РФ).
П. 31 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 года № 7 разъяснено, что судебная неустойка может быть присуждена только по заявлению истца (взыскателя) как одновременно с вынесением судом решения о понуждении к исполнению обязательства в натуре, так и в последующем при его исполнении в рамках исполнительного производства (часть 4 статьи 1 ГПК РФ, части 1 и 2.1 статьи 324 АПК РФ).
Неустойка должна отвечать принципу недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения. Допустимых доказательств, указывающих о намерении ответчика действовать при исполнении судебного акта недобросовестно, истцом не представлено, в связи с чем суд считает в удовлетворении требований о взыскании судебной неустойки надлежит отказать.
Принимая во внимание, что исковые требования были заявлены Администрацией города Твери в интересах неопределенного круга лиц, исковые требования неимущественного характера к ответчику удовлетворены, с ответчика в бюджет муниципального образования город Тверь в счет государственной пошлины подлежит взысканию 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Администрации города Твери к ООО «Управляющая компания Тверьжилфонд» о возложении обязанности демонтировать контейнерную площадку удовлетворить.
Возложить на ООО «Управляющая компания Тверьжилфонд» обязанность в течение 1 месяца со дня вступления в законную силу решения суда демонтировать контейнерную площадку, расположенную у многоквартирного дома по адрес: г. Тверь, Свободный пер., д. 3, корп. 2.
Требования Администрации города Твери к ООО «Управляющая компания Тверьжилфонд» о взыскании судебной неустойки оставить без удовлетворения.
Взыскать с ООО «Управляющая компания Тверьжилфонд» в бюджет муниципального образования г. Тверь государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий Т.В. Кузьмина
Заочное решение в окончательной форме изготовлено 02 сентября 2021 года.
Председательствующий Т.В. Кузьмина