П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 5-6/2016
по делу об административном правонарушении
17 февраля 2016 года гор.Сочи
Судья Хостинский районный суд гор.Сочи Краснодарского края
Маслакова О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материал об административном правонарушении в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Союз» в совершении правонарушения, предусмотренного ст.8.39 Кодекса Российской Федерации, поступивший из Федерального государственного бюджетного учреждения «Сочинский национальный парк» Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации,
У с т а н о в и л :
Общества с ограниченной ответственностью «Союз», являясь юридическим лицом, нарушило установленный режим или иные правила охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах при следующих обстоятельствах.
Так, 13.10.2015 года был выявлен факт нарушения природоохранного законодательства, которое выразилось в организации и допущении 13.10.2015 года в 15-30 часов выжигания пожнивых остатков после уборки урожая риса методом сплошного пала в 5 км юго-западнее п.Голубая Нива,в рисовых системах ООО «Союз»,находящихся в границах государственного природного заказника федерального значения «Приазовский». Положением о государственном природном заказнике федерального значения «Приазовский», утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ, от 10.06.2010 г., за № 201 ФГБУ «Сочинский национальный парк» осуществляет охрану территории и обеспечивает мероприятия по сохранению биологического разнообразия и поддержанию в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов государственного природного заказника федерального значения «Приазовский», то есть юридическим лицом - ООО «Союз» - нарушен п. 10, п. 3.1 Раздела III Положения о государственном природном заказнике федерального значения «Приазовский», которым регламентировано, что на территории заказника запрещается пускание палов. Согласно п.п. 21 п. 3.1 Раздела III Положения о государственном природном заказнике федерального значения «Приазовский», которым регламентировано, что на территории заказника запрещаются иные виды деятельности, влекущие за собой снижение экологической ценности данной территории или причиняющее вред охраняемым объектам животного мира и среде их обитания. Противоправные действия по организации и допущении палов юридического лица - ООО «Союз» противоречат основным целям, задачам и направлениям развития государственного природного заказника федерального значения «Приазовский». Противоправные действия юридического лица- ООО «Союз» негативно влияют на обеспечение выполнения обязательств Российской Стороны, вытекающих из Конвенции о водно- болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве места обитания водоплавающих птиц, от 02 февраля 1971г., определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1994г. № 1050 и отрицательно сказывается на выполнение Стратегического плана Рамсарской Конвенции на 2009-2015 г.г. Таким образом, юридическим лицом - ООО «Союз» - не соблюден режим особо охраняемых природных территорий,что повлекло за собой снижение экологической ценности данной территории и причинило вред охраняемым объектам животного мира и среде их обитания.
В судебном заседании представитель Федерального государственного бюджетного учреждения «Сочинский национальный парк» Пеньковский М.Н. просил привлечь ООО «Союз» к административной ответственности по ст.8.39 Кодекса РФ об административных правонарушениях, 26 ноября 2015 года участковым государственным инспектором ФГБУ «Сочинский национальный парк» А.А. Анисимовой был составлен протокол об административном правонарушении за № на юридическое лицо - ООО «Союз», которое совершило административное правонарушение, выразившееся в в организации и допущении 13.10.2015 года в 15-30 часов выжигания пожнивых остатков после уборки урожая риса методом сплошного пала в 5 км юго-западнее п.Голубая Нива,в рисовых системах ООО «Союз»,находящихся в границах государственного природного заказника федерального значения «Приазовский».
Представитель ООО «Союз» Сиротюк М.В. просил прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Союз»,ссылаясь на то,что ООО «Союз» в мае 2015 года заключила договора на оказание услуг с индивидуальными предпринимателями С. и И. в области растениеводства, уборку территорий и аналогичную деятельность,в том числе, и на уборку пожнивых остатков после уборки урожая риса.Так как выжигание осуществлялось лицами на основании гражданско-правовых договоров,а не работниками ООО «Союз»,ответственность за их действия ООО «Союз» полностью исключается.
Суд, заслушав представителя Федерального государственного бюджетного учреждения «Сочинский национальный парк» Пеньковского М.Н.,представителя ООО «Союз» Сиротюка М.В. проверив материалы дела, находит вину юридического лица – ООО «Союз» - в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.39. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказанной по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 8.39. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах) - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
Вина ООО «Союз» подтверждается материалами административного расследования, проведенного в соответствии со статьей 28.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно, протоколом об административном правонарушении № от 26 ноября 2015 года, определением № от 10 декабря 2015 года о передаче дела по подведомственности,протоколом натурного обследования места вещественных следов правонарушения от 13.10.2015 года, фототаблицей к протоколу натурного обследования места вещественных следов правонарушения,путевым листом от 13.10.2015 года,объяснениями водителя ООО «Союз» Г. и рисовода ООО «Союз» С. и другими материалами дела.
Суд приходит к выводу о том, что в действиях юридического лица – ООО «Союз» имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так как юридическим лицом нарушен установленный режим или иные правила охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах, так как имеется причинная связь между совершенным деянием и возникновением угрозы причинения вреда окружающей среде.
Действия юридического лица – ООО «Союз» правильно квалифицированы по ст.8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах, так как под нарушением установленного режима следует понимать действия, совершаемые вопреки требованиям, содержащимся в разделе "Режим" ("Режим особой охраны") соответствующих индивидуальных положений - о заповеднике, о биосферном полигоне заповедника, о национальном парке, о государственном заказнике, находящемся в ведении заповедника, об охранной зоне заповедника или национального парка, а также в положении о любой другой особо охраняемой природной территории (далее - ООПТ) либо ее охранной зоне.
Суд учитывает, что для наступления ответственности по статье 8.39. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прежде всего необходимо установить, действительно ли объект или территория взяты под особую охрану государства и приходит к выводу, что статус природного заказника федерального значения «Приозовский» подтвержден представленными суду материалами административного расследования.
Государственные природные заказники - это территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.
Режим заповедников, заказников, памятников природы и др. означает установленную нормативными правовыми актами совокупность правил их использования в соответствии с целями создания особо охраняемых природных объектов. Указанные требования могут нарушаться путем как действия, так и бездействия.
Предмет правонарушения - окружающая среда и природные ресурсы на особо охраняемых природных территориях, т.е. участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъятые решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования, относящиеся к объектам общенационального достояния.К ним относятся участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особо охранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Они изъяты полностью или частично из хозяйственного использования ( Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (ред. от 25.06.2012).
С объективной стороны данное правонарушение выразилось в нарушении режима особо охраняемой территории - природного заказника федерального значения «Приозовский». Понятие, перечень, правовой режим указанной территорий устанавливается Федеральными законами "Об охране окружающей среды", "Об особо охраняемых природных территориях" и другими нормативными актами, в том числе субъектов Федерации.
Суд не принимает во внимание заявление представителя ООО «Союз» Сиротюка М.В. о том,что индивидуальные предприниматели выжигали рисовую солому по своей инициативе и именно они должны нести за это ответственность,так как данное заявление опровергается всеми материалами административного расследования,в том числе и объяснением водителя ООО «Союз» Г.
В силу ч.1 ст.4.5.Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
В соответствии со ст.4.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Как следует из материалов дела, факт административного правонарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования юридическим лицом – ООО «Союз» был выявлен участковым государственным инспектором ФГБУ «Сочинский национальный парк» Чеверда А.С. 13 октября 2015 года. Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности по данному делу не истек.
При назначении административного наказания, суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность.
Руководствуясь ст.8.39., ст.ст. 29.7.-29.11. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
П о с т а н о в и л :
Юридическое лицо – Общество с ограниченной ответственностью «Союз» – привлечь к административной ответственности по ст.8.39. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей, который подлежит взысканию в пользу Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея путем перечисления на р/счет 4010581080000010001 л/сч 03181780460, БИК 040349001 УФК по Краснодарскому краю (Управление Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея) ИНН 2309089375 КПП 230901001 ОГРН 1042304949752
Банк получатель: Южное ГУ Банка России по Краснодарскому кр., г. Краснодар ОКПО 20704996 ОКТМО 03701000 ОКВЭД 75.11.12..
Постановление может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Краснодарского краевого суда в течение 10 суток.
Постановление отпечатано в совещательной комнате.
Судья О.В.Маслакова
На момент публикации не вступило в законную силу