Копия
УИД 66RS0044-01-2022-003107-84 Дело № 2-2488/2022
Мотивированное решение суда составлено 12 июля 2022 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 июля 2022 года г. Первоуральск Свердловская область
Первоуральский городской суд Свердловской области в составе
председательствующего Бородулиной А.Г.,
при секретаре Пальшиной Ю.В..,
с участием истца Косарева В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-488/2022 по иску Косарева Владимира Витальевича к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, обязании включить в специальный трудовой стаж периоды работы, назначить досрочную страховую пенсию по старости,
УСТАНОВИЛ:
Истец Косарев В.В. обратился в суд с требованиями к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области о признании незаконным решение ответчика № 109180/22 от 20.04.2022 г., возложении обязанности включить в специальный трудовой стаж периоды работы:
- с 29.05.1995 года по 24.09.2000 года в должности врача-психиатра-нарколога в Муниципальном унитарном лечебно-профилактическом учреждении «Объединение Психиатрия» - 05 лет 03 мес. 26 дн. (в календарном исчислении);
- с 31.08.1990 года по 17.11.1991 года – период прохождения военной службы по контракту в должности начальника медицинской службы - начальника медицинского пункта в Вооруженных силах СССР – 1 год 09 мес. 26 дн. (в льготном исчислении - один месяц службы за полтора месяца), и досрочном назначении пенсии со дня обращения за ее назначением с 03.02.2022 г.
В обоснование заявленных требований истец указал, что 03.02.2022 года обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии п.п.20 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Государственным учреждением – Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области был установлен страховой стаж – 33 лет 09 мес. 23 дн., из них специальный стаж, связанный с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения составил 25 лет 01 месяц 12 дней.
Решением Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области №109180/22 от 20.04.2022 года в назначении страховой пенсии было отказано в связи с отсутствием необходимой продолжительности специального стажа на соответствующих видах работ и возраста.
Данный отказ в назначении мне досрочной страховой пенсии по старости истец считает незаконным в оспариваемой части.
I. С 29.05.1995 года по 24.09.2000 года в должности врача-психиатра-нарколога в Муниципальном унитарном лечебно-профилактическом учреждении «Объединение Психиатрия», т.к. наименование учреждения не предусмотрены Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года. В соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года №464, в стаж работы, дающей право на назначение пенсии за выслугу лет, включалась работа врачей и среднего медицинского персонала лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности (пункт 1).
Таким образом, в спорный период работы в Муниципальном унитарном лечебно-профилактическом учреждении «Объединение Психиатрия» истец осуществлял лечебную и иная работу по охране здоровья населения в муниципальном учреждении здравоохранения. С момента трудовой деятельности в Наркологической больнице г. Первоуральска по настоящее время менялось лишь наименование учреждения – его организационно-правовая форма, а не вид деятельности. Истец в течение всего времени занимался работой, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости. Смена организационно-правовых форм имела объективный характер и не зависела от воли истца. При этом, в период трудовой деятельности в предприятии сохранялся прежний характер профессиональной деятельности. Поэтому право на получение пенсии не может быть поставлено в зависимость от организационно-правовой формы организации, в которой осуществлялась лечебная деятельность, ее формы собственности (государственная или частная), коммерческой или некоммерческой цели деятельности.
II. С 31.08.1990 года по 17.11.1991 года – период прохождения военной службы по контракту в должности начальника медицинской службы - начальника медицинского пункта в Вооруженных силах СССР мог бы быть взят в специальный стаж, если бы справкой от 29.03.2019 года № 2/1806 было бы доказано осуществление врачебной деятельности.
С 12.07.1988 года по 17.11.1991 года истец проходил военную службу по контракту в Вооруженных силах СССР на должностях офицерского состава. В период военной службы по контракту с 31.08.1990 года по 17.11.1991 года в должности начальника медицинской службы-начальника медицинского пункта. Истец имеет специальное воинское звание старшего лейтенанта медицинской службы.
Выработав стаж в должностях, продолжительностью более 20 лет (2/3 от 30 лет), истец считает, что имеет право на включение спорного периода службы по призыву в Вооруженных Силах СССР в специальный стаж.
В период с 31.08.1990 года по 17.11.1991 года истец фактически осуществлял лечебную деятельность: проводил лечебно-профилактические и противоэпидемиологические мероприятия и осуществлял контроль за выполнением санитарно-гигиенических требований в отряде; организовывал медицинские обследования личного состава, проводил амбулаторный прием оказывал необходимую помощь больным; осматривал больных, находящихся в лазарете и направляемых в лечебные учреждения. Кроме больных отряда оказывал экстренную медицинскую помощь семьям военнослужащих, детям, организовывал проставление прививок, т.к. среди личного состава отряда в местных жителей было много больных инфекционными заболеваниями (Боткина, дерматит, стрептодермия).
Поскольку период военной службы имел место до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий, то он подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.
При этом спорный период подлежит включению в специальный стаж в льготном исчислении один месяц службы за полтора месяца, поскольку Косарев В.В. проходил службу в отдаленных районах на территории г.Кандалакша Мурманской области, что прямо было предусмотрено ранее действующим законодательством.
Период службы с 31.08.1990 года по 17.11.1991 года составляет 1 год 02 месяцев 17 дней, который из расчета один месяц службы за полтора месяца, с учетом льготного исчисления составит – 1 год 09 мес. 26 дней.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, связанные с увеличением возраста выхода на пенсию, при включении в специальный стаж периодов на момент обращения за назначением пенсии на 03.02.2022 года специальный стаж составлял - 32 года 03 мес. 04 дн. (25 лет 01 мес. 12 дн., принятых к зачету УПФР г. Первоуральска + 05 лет 03 мес. 26 дн. + 1 год 09 мес. 26 дн. – подлежащие учету УПФР г. Первоуральска), что превышает требуемый для назначения досрочной страховой пенсии по старости по указанному основанию стаж. Право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с медицинской деятельностью указанной категории граждан считается отложенным, но не более чем на 6 месяцев со дня возникновения такого права у граждан, которые приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии в 2019 году.
Следовательно, право на назначение пенсии у истца возникло 29.10.2019 года в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет (исходя из следующего расчета: на 03.02.3022 года специальный стаж составлял 32 года 03 мес. 04 дн., при необходимом 30 летнем стаже, истцом уже переработано 2 года 03 мес. 04 дн., следовательно, получаем 03.02.2022 года – 2 года 03 мес. 04 дн. = 29.10.2019 года).
На основании изложенного, досрочная страховая пенсия по старости должна быть назначена через 6 месяцев со дня возникновения права на нее, то есть через шесть месяцев исчисляемых с 29.10.2019 года + 6 мес. = 29.04.2020 года.
Учитывая, что право на назначение пенсии у меня возникло с 29.04.2020 года, а за ее назначением я обратился 03.02.2022 года, то и пенсия должна быть назначена со дня обращения за ее назначением.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика в Отделения ПФР по Свердловской области в судебном заседании не присутствовал, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще, что подтверждается записью в справочном листе, распиской в получении судебной повестки, отзывом, согласно которому просил в удовлетворении исковых требований отказать, в обоснование своих возражений представителем указано, что не были приняты к зачету периоды с 29.05.1995 по 24.09.2000 в должности врача-психиатра-нарколога в Муниципальном унитарном лечебно-профилактическом учреждении «Объединение Психиатрия», так как наименование учреждения не предусмотрено Списком. Кроме того истец просит включить в льготный стаж – начальника медицинского пункта с 31.08.1990 по 17.11.1991. При варианте расчета льготного стажа на соответствующих видах работ, период прохождения военной службы по контракту с 31.08.1990 по 17.11.1991 мог быть взят в специальный стаж, если бы справкой от 29.03.2019 было доказано осуществление врачебной деятельности. Сохранение возможности зачета в стаж работы по специальности врачам и другим работникам и здравоохранения иных периодов деятельности предусмотрено только при наличии у этих лиц стажа медицинской деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 01.01.1992 г., в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета министров СССР от 17.12.1959 № 1379. Однако у истца специального стажа не имелось. Истцом осуществлялась служба не по специальности, так как истец занимал должность начальника медицинской службы – начальника медицинского пункта, которая не предусмотрена перечнем от 17.12.1959 № 1397. Никаких письменных доказательств осуществления медицинской деятельности в спорный период истцом не предоставлено. Кроме того, в иске указано на исчисление данного стажа 1 месяц за полтора месяца за службу в отдаленной местности. Однако пенсионным законодательством такое исчисление медицинского стажа не предусмотрено. Законодательство о военной службе при исчислении льготного медицинского стажа не применяется. Право на досрочную страховую пенсию Косарев В.В. будет иметь при наличии специального стажа 30 лет, с учетом п. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ.
Представитель третье лица ГБУЗ СО СОКПБ в судебном заседании не присутствовал, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще (л.д.41).
Суд, заслушав пояснения истца, исследовав письменные доказательства по делу, материалы пенсионного дела приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 03.02.2022 Косарев В.В. обратился в Отделение ПФР по Свердловской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости по пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в г. Первоуральске (межрайонное) № 109180/22 от 20.04.2022 г. Косареву В.В. было отказано в назначении пенсии по пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" ввиду отсутствия требуемого медицинского стажа и возраста (л.д.17-20). На день обращения, на 03.02.2022 г. у заявителя имеется 25 лет 01 месяц 12 дней лечебной деятельности, страховой стаж составляет 33 года 09 месяцев 23 дня.
Кроме того, согласно указанному решению стаж на соответствующих видах работ, не приняты к зачету за периоды:
- с 29.05.1995 года по 24.09.2000 года в должности врача-психиатра-нарколога в Муниципальном унитарном лечебно-профилактическом учреждении «Объединение Психиатрия» так как наименование учреждения не предусмотрены Списком, утвержденным постановлением правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г.;
- с 31.08.1990 года по 17.11.1991 года – период прохождения военной службы по контракту в должности начальника медицинской службы - начальника медицинского пункта в Вооруженных силах СССР мог быть взят в специальный стаж, если бы справкой от 29.03.2019 № 2/1806 РФ было бы доказано осуществление врачебной деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Аналогичные положения были закреплены в ранее действовавшем в период с 01 января 2002 года до 01 января 2015 года Федеральном законе от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 7, п. 20 ч. 1, ч. 2 ст. 27).
Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", п. "н" ст. 1 которого установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются:
при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абз. 4 и 5 п. 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 11 декабря 2012 г. N 30 разъяснил, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.
Из Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года следует, что при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в части, не урегулированной настоящими Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516.
В свою очередь, согласно абз. 1 пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено названными Правилами или иными нормативными правовыми актами.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан» содержится правовая позиция, согласно которой при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
Как следует из материалов дела, 17.12.1991 Косарев В.В. был принят в Первоуральскую наркологическую больницу на должность врача психиатра-нарколога, 29.05.1995 наркологическая больница реорганизована в Муниципальное унитарное лечебно-профилактическое учреждение «Объединение Психиатрия», 27.10.1997 истец переведен врачом психиатром- ординатором мужского отделения, 01.01.2001 переведён на должность завидущего женским психиатрическим отделением, что подтверждается записями в трудовой книжке (л.д.22-23).
Согласно справке ГБУЗ СО «СОКПБ» от 23.10.2018 г. (л.д.36) Наркологическая больница г. Первоуральска реорганизована в Муниципальное унитарном лечебно-профилактическом учреждении «Объединение Психиатрия», на основании Постановления главы администрации от 29.05.1995 года.
Муниципальное унитарном лечебно-профилактическом учреждении «Объединение Психиатрия» перерегистрировано в МУ «Первоуральская психиатрическая больница» согласно постановлению Главы муниципального образования города Первоуральска от 25.09.2000 года №2883.
Постановлением Правительства Свердловской области от 20.02.2006 года №146-ПП Муниципальное учреждение «Первоуральская психиатрическая больница» переименовано в Государственное учреждение здравоохранения Свердловской области «Психиатрическая больница № 8».
Приказом Министерства здравоохранения Свердловской области от 01.11.2011 года №1149-ПГУЗ СО «Психиатрическая больница № 8» переименовано в Государственной бюджетное учреждение здравоохранения Свердловской области «Психиатрическая больница № 8».
ГБУЗ СО «Психиатрическая больница № 8» с 01.01.2016 года реорганизована в форме присоединения к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Свердловской области «Свердловская областная клиническая психиатрическая больница» на основании Постановления Правительства Свердловской области от 26.08.2015 года №771-ПП.
Из справки ГБУЗ СО «СОКПБ» от 23.10.2018 г. (л.д.34) следует, что Косарев В.В. работал в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Свердловской области «Психиатрическая больница № 8» с 17.12.1991 по 26.10.1997 в должности врача-психиатра-нарколога, с 27.10.1997 по 31.12.2000 в должности врача-психиатра-ординатора мужского психиатрического отделения; с 01.01.2001 по 16.05.2004 в должности заведующего женским психиатрическим отделением – врача-психиатра, с 17.05.2004 по 30.04.2011 в должности заведующего отделением по оказанию неотложной наркологической помощи – врача-психиатра-нарколога; с 01.05.2011 по 11.05.2015 в должности в должности врача-психиатра-нарколога наркологического отделения, с 12.05.2015 по 31.12.2016 в должности заведующего мужским психиатрическим отделением № 1 – врача-психиатра. Косарев В.В. в период с 17.12.1991 по настоящее время работал в режиме нормальной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством. За весь период работы функциональная деятельность больниц не прекращалась, прием больных производился в полном объеме.Как следует из пояснений истца, с момента начала трудовой деятельности в Наркологической больнице г. Первоуральска по настоящее время менялось лишь наименование учреждения – его организационно-правовая форма, а не вид деятельности. Он в течение всего времени занимался работой, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости.
В период работы истца с 29.05.1995 года по 31 октября 1999 года включительно года действовало Постановление Совмина РСФСР от 06.09.1991 года №464 (ред. от 22.09.1993) «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», а в период с 01.11.1999 по 24.09.2000 действовало постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения".
В соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года №464, в стаж работы, дающей право на назначение пенсии за выслугу лет, включалась работа врачей и среднего медицинского персонала лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности (пункт 1).
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года №1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», указывает на наличие должности врача-специалиста, осуществляющего врачебную деятельность и вид учреждения – Специализированные больницы (наркологическая, психиатрическая).
Таким образом, в спорный период работы в Муниципальном унитарном лечебно-профилактическом учреждении «Объединение Психиатрия» истец осуществлял лечебную и иную работу по охране здоровья населения в муниципальном учреждении здравоохранения.
Как указано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 года №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», в соответствии с абз. 2 п. 17 которого, при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона №173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
Из правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04 марта 2004 года №81-О, вытекает, что право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не связывается законодателем с организационно-правовой формой и наименованием организации, в которой осуществляется лечебная деятельность. Решающее значение имеет вопрос о тождественности должностей и учреждений здравоохранения, с учетом работы в которых досрочно назначается пенсия и которые предусмотрены постановлением Правительства Российской Федерации №781 от 29 октября 2002 года, и аналогичных должностей и учреждений (организаций), имевших ранее иные наименования, а также тождественность выполняемой работником лечебной и иной работы по охране здоровья населения, дающей право на пенсию.
С учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации термин «учреждение здравоохранения» должен толковаться расширительно и применяться ко всем субъектам здравоохранения, в том числе к коммерческим организациям здравоохранения, целью деятельности которых является лечебная и иная работа по охране здоровья населения.
Поэтому право истца на получение пенсии не может быть поставлено в зависимость от организационно-правовой формы организации, в которой им осуществлялась лечебная деятельность, ее формы собственности (государственная или частная), коммерческой или некоммерческой цели деятельности.
Поскольку различное наименование лечебного учреждения не может служить основанием для исключения из стажа спорного периода для расчета стажа по досрочному назначению страховой пенсии, период с 29.05.1995 года по 24.09.2000 подлежит включению в специальный медицинский стаж в календарном исчислении - 05 лет 03 мес. 26 дн.
Разрешая требование истца о включении в специальный медицинский стаж периода прохождения военной службы по контракту в должности начальника медицинской службы - начальника медицинского пункта в Вооруженных силах СССР суд приходит к следующему.
Косарев В.В. окончил полный курс Военно-медицинского факультета при Томском медицинском институте в 1990 г. по специальности «Лечебное дело», с 12.08.1990 года по 17.11.1991 года проходил военную службу по контракту в должности начальника медицинской службы - начальника медицинского пункта в Вооруженных силах СССР, истец имеет специальное воинское звание старшего лейтенанта медицинской службы. что подтверждается дипломом (л.д.28), военным билетом (л.д.29-31), справкой Военного комиссариата г. Первоуральск от 29.03.2019 (л.д.32).
Как следует из пояснений истца, в период с 31.08.1990 года по 17.11.1991 года истец фактически осуществлял лечебную деятельность: проводил лечебно-профилактические и противоэпидемиологические мероприятия и осуществлял контроль за выполнением санитарно-гигиенических требований в отряде; организовывал медицинские обследования личного состава, проводил амбулаторный прием оказывал необходимую помощь больным; осматривал больных, находящихся в лазарете и направляемых в лечебные учреждения. Кроме больных отряда оказывал экстренную медицинскую помощь семьям военнослужащих, детям, организовывал проставление прививок, т.к. среди личного состава отряда в местных жителей было много больных инфекционными заболеваниями (Боткина, дерматит, стрептодермия).
Из справки Военного комиссара г. Первоуральск и Шалинского района Свердловской области от 27.12.1991 (л.д.59) следует, что Косарева В.В. с 13.08.1990 г. по 17.11.1991 г. истец проходил военную службу по контракту в Вооруженных силах СССР врачом в отдаленной местности и имеет право на льготы, установленные Постановлением СНК СССР № 2358 от 14.09.1945 г.
В соответствии с разделом 4 Приказа Министра обороны РФ от 28.10.1993 года № 096, главой 2 части 1 (ст.ст.6,12) Руководства по медицинскому обеспечению Советской Армии и Военно-Морского Флота, введенного в действие приказом заместителя Министра обороны – начальника тыла ВС СССР от 31.05.1989 года № 64, а также согласно Перечню военно- медицинских частей и учреждений, утвержденному 18.02.1993года, Министром здравоохранения РФ – начальником медицинской службы ВС РФ, медицинские пункты включены в Классификацию воинских формирований медицинской службы ВС. Медицинский пункт воинской части является медицинским воинским подразделением, являющимся самостоятельным структурным подразделением воинской части, имеющем в своем составе амбулаторию и лазарет, выполняет задачи по медицинскому обеспечению воинской части. Медицинский персонал, работающий на штатных должностях и выполняющий мероприятия по медицинскому обеспечению воинских частей, имеет соответствующие медицинские учетные специальности. Воинское формирование - медицинский пункт постановлено считать лечебно-профилактическим учреждением (подразделением) войсковой части медицинской службы ВС.
В соответствии с п. 29 гл. 3 «Руководства по медицинскому обеспечению Вооруженных Сил РФ на мирное время», утвержденного приказом начальника Тыла заместителем Министра обороны РФ от 15.01.2001 года №1, начальник медицинского пункта отвечает за проведение лечебно-профилактических мероприятий и осуществление медицинского контроля за условиями жизнедеятельности личного состава полка. В числе обязанностей начальника медицинского пункта: оказание неотложной помощи больным и пострадавшим при острых заболеваниях и травмах; лечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на дому; периодически лично проводит амбулаторный прием больных, участвует во врачебных обходах, и т.д.
Исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке (п.18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 (ред. от 28.05.2019) "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии").
Согласно подпункту "в" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, применяется, в частности, положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Подпунктом "г" пункта 1 Положения от 17 декабря 1959 года N 1397 устанавливалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах, служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства внутренних дел СССР и органах милиции.
Согласно пункту 4 названного положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Служба медицинских работников по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и в партизанских отрядах, а также в войсках и органах, указанных в подпункте "г" пункта 1 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности, независимо от этого условия.
С 1 января 1992 года постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 были изменены правила исчисления стажа работы (деятельности) для назначения пенсий за выслугу лет работникам здравоохранения. Служба в составе Вооруженных Сил СССР за исключением службы по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и правоохранительных органов, не стала учитываться при исчислении специального стажа для назначения досрочной пенсии.
На момент обращения истца в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано более 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должности и учреждении, работа в которых дает право на эту пенсию, в связи с чем период прохождения истцом службы в Вооруженных Силах СССР подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Аналогичная позиция была изложена в определении Верховного Суда РФ от 01.11.2013 N 5-КГ13-118 по требованию: О признании права на досрочную пенсию, обязании включить периоды в стаж, назначить пенсию.
Таким образом, поскольку истец осуществлял медицинскую деятельность с 20.10.1987, выработав стаж в должностях по специальности, продолжительностью более 20 лет (2/3 от 30 лет) на момент обращения к ответчику за установлением пенсии, а также в связи с тем, что служба осуществлялась по специальности, так как Косарев В.В. занимал должность начальника медицинского пункта при этом осуществляя обязанности в должности врача (как указано в справке Военного комиссариата), которая предусмотрена Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397, в связи с чем имеются правовые основания для включения указанного спорного периода в специальный стаж.
При этом, доводы истца о том, что спорный период подлежит включению в специальный стаж в льготном исчислении один месяц службы за полтора месяца, не основаны.
Так, в соответствии с п.76 Постановление Совмина СССР от 17.02.1981 № 193 «Об утверждении Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей», действующим на момент прохождения истцом военной службы, время нахождения граждан на действительной военной службе в рядах Вооруженных Сил СССР засчитывается в их общий трудовой стаж, а также в непрерывный трудовой стаж и стаж работы по специальности в соответствии с действующим законодательством.
Согласно п.3 Постановления Совета Министров СССР от 6 апреля 1988 г. № 445 «О службе военнослужащих Министерства обороны СССР, Комитета государственной безопасности СССР и Министерства внутренних дел СССР в местностях СССР с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями и в советских войсках, временно находящихся за границей», действовавшем на момент прохождения истцом военной службы и до 01.01.1991 г лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы в выслугу лет, дающую право на пенсию, один месяц службы за полтора месяца, если им не установлены более льготные условия исчисления выслуги лет, засчитывалось время службы в том числе в местностях СССР с тяжелыми климатическими условиями, где в соответствии с подпунктом «а» п.1 настоящего Постановления для лиц офицерского состава установлены сроки службы.
Согласно справки Военного комиссара г. Первоуральск и Шалинского района Свердловской области от 27.10.2008 (л.д.33), Косарев В.В. имеет право на льготы, установленные Постановлением СНК СССР № 2358 от 14.09.1945 г. (льготное исчисление выслуги лет один месяц службы за полтора месяца, как проходивший службу в районах с тяжелыми климатическими условиями).
В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 (регулировавшим вопросы пенсионного обеспечения педагогических и медицинских работников за периоды до 01.10.1993) в стаж работы врачей кроме периодов работы в должностях и учреждениях, засчитываются периоды работы (деятельности), предусмотренные п.1 Положения № 1397, в том числе и служба в составе Вооруженных сил СССР. В соответствии с данным Постановлением в стаж работы врачей и других работников здравоохранения кроме периодов работы в должностях и учреждениях засчитываются периоды работы (деятельности), предусмотренные пунктом 1 Положения № 1397, в том числе и служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Пунктом 5 данного Положения льготное исчисление медицинского стажа предусмотрено только в отношении периодов работы врачей и других работников здравоохранения, протекавших в сельской местности и в поселке городского типа.
В отношении других периодов работы и иной деятельности, поименованных в Постановлении № 1397 в т.ч. и периодов военной службы льготное исчисление стажа не предусмотрено.
В данном случае не имеет значения ссылка истца на Постановлением СНК СССР № 2358 от 14.09.1945 г. (льготное исчисление выслуги лет один месяц службы за полтора месяца, как проходивший службу в районах с тяжелыми климатическими условиями), поскольку данное постановление не подлежит применению при исчислении стажа Косарева В.В. для назначения досрочной страховой пенсии по старости, вопросы назначения страховых пенсий регулируются Федеральным законом «О страховых пенсиях». Указанным Постановлением льготное исчисление периодов военной службы для назначении пенсии за выслугу лет установлено для исчисления выслуги лет военнослужащим, пенсионное обеспечение которых регулируется законодательством о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу.
Как указал Конституционный Суд РФ в определении от 25 мая 2017 года № 992-О, установление различного порядка зачета военной службы по призыву в выслугу лет и в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (с учетом законодательства, действовавшего в период выполнения указанных работ), в зависимости от того, какого вида пенсия назначается гражданину (пенсия за выслугу лет военнослужащим или досрочная страховая пенсия по старости), будучи основанным на объективных критериях, само по себе не может рассматриваться как нарушающее принцип равенства всех перед законом либо как ограничивающее право граждан на пенсионное обеспечение.
Как указано выше, действовавшее в спорный период пенсионное законодательство позволяло включать в специальный стаж период службы в Вооруженных Силах СССР, вместе с тем законодательство не предусматривало возможности льготного исчисления периода военной службы для зачета его в специальный стаж для назначения досрочной пенсии в связи с медицинской деятельностью.
Данная позиция также была изложена в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26.06.2017 N 78-КГ17-7 по требованию: О включении в специальный стаж периодов работы, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
С учетом изложенных обстоятельств у суда не имеется оснований для включения в специальный стаж Косарева В.В. службы в Вооруженных Силах СССР в льготном исчислении, в удовлетворении требований в этой части необходимо отказать.
Период службы с 31.08.1990 года по 17.11.1991 года составляет 1 год 02 месяца 17 дней.
Согласно ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 06.03.2019) "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
В соответствии с п. 3 ст. 10 Федерального закона от 03 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" Гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Таким образом, с учетом включенных периодов в специальный стаж пенсионным органом и судом, суд пришел к выводу о том, что стаж лечебной деятельности Косарева В.В. выработан 07.06.2020 г., соответственно в силу приведенных нормативных положений, при возникновении у истца в 2020 г. права на досрочную страховую пенсию в связи с осуществлением медицинской деятельности, такая пенсия может быть назначена не ранее чем через 18 месяцев (24 мес.-6 мес.) со дня возникновения права на ее получение, соответственно не ранее 07.12.2021 г. (07.06.2022 + 24 мес. -6 мес.), за назначением пенсии истец обратился 03.02.2022 г., поэтому отказ пенсионного органа в досрочном назначении страховой пенсии по старости является не законным.
Иных требований, равно как и требований по иным основаниям на рассмотрение суда сторонами не заявлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 109180/22 ░░ 20.04.2022 ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░:
░ 29.05.1995 ░. ░░ 24.09.2000 ░., ░ 31.08.1990 ░. ░░ 17.11.1991 ░.,
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ 03.02.2022 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░: ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░. ░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░ 13 ░░░░ 2022 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ 2-2488/2022 ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░