Решение по делу № 2-1854/2021 от 09.09.2021

66RS0012-01-2020-003210-81

Дело № 2-1854/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Каменск-Уральский                                       25 октября 2021 года

Свердловской области

Синарский районный суд города Каменска-Уральского Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Третьяковой О.С.,

с участием помощника прокурора Вьюгова А.В.,

при секретаре Томиловой М.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Свердловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Свердловской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 47» Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области, Главному Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области, Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации, Министерству Юстиции Российской Федерации о возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Свердловский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Свердловской области обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №47» ГУФСИН России по Свердловской области (далее ФКУ ИК-47 ГУФСИН России по Свердловской области), Главному Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области (далее ГУФСИН России по Свердловской области) об устранении выявленных нарушений требований ч. 2 ст. 80 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, а также осужденных при особо опасном рецидиве преступлений от других осужденных. Просит суд возложить на ФКУ ИК-47 ГУФСИН России по Свердловской области обязанность в течение 6 месяцев устранить нарушения закона, изолировано содержать от других осужденных, осужденных при опасном рецидиве, а также осужденных при особо опасном рецидиве преступлений, также возложить обязанность на ГУФСИН России по Свердловской области организовать содействие администрации ФКУ ИК-47 ГУФСИН России по Свердловской области в переводе осужденных отрядов ОСУОН (отряда с особыми условиями отбытия наказания) и отряда для содержания осужденных-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями по здоровью в иные исправительные учреждения или иным способом в целях создания возможности соблюдения требований ч. 2 ст. 80 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации на территории ФКУ ИК-47 ГУФСИН России по Свердловской области в части раздельного содержания осужденных с опасным и особо опасным рецидивом.

07.10.2021 определением суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Федеральная служба исполнения наказаний Российской Федерации (далее ФСИН России), Министерство Юстиции Российской Федерации.

В судебном заседании старший помощник Свердловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Вьюгов А.В. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, суду дал аналогичные объяснения. Просит суд удовлетворить заявленные исковые требования.

Представитель ответчиков ФСИН России, ГУФСИН России по Свердловской области, ФКУ ИК-47 ГУФСИН России по Свердловской области Бабкина А.А., действующая на основании доверенностей, исковые требования не признала. Указала о том, что распределение осужденных по видам рецидива в отрядах строгих условий содержания и в отрядах осужденных с ограниченными возможностями здоровья не представляется возможным в связи с ограничением жилой площади. ФКУ ИК-47 ГУФСИН России по Свердловской области направлено информационное письмо в ГУФСИН России по Свердловской области с просьбой оказать содействие в решении данного вопроса. Таким образом, учреждением приняты все меры в пределах их компетенции. Просит суд отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.

Представитель ответчика Министерства Юстиции Российской Федерации в судебное заседание не явился, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, содержащее просьбу об исключении их из числа ответчиков.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства в материалах гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Уголовный кодекс Российской Федерации устанавливает основание и принципы уголовной ответственности, определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, и устанавливает виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений (ст. 2 УК Российской Федерации).

Согласно ч. 2 ст. 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправлений осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

В ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации закреплено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

На основании со ст.5 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» уголовно-исполнительная система включает в себя: учреждения, исполняющие наказания; территориальные органы уголовно-исполнительной системы; федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных.

Территориальные органы уголовно-исполнительной системы осуществляют руководство подведомственными учреждениями, исполняющими наказания, а также специальными подразделениями уголовно-исполнительной системы по конвоированию. Они являются юридическими лицами и в порядке, предусмотренном ст. 11 настоящего Закона, владеют, распоряжаются и пользуются закрепленным за ними имуществом (ст. 7 указанного Закона).

Финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с настоящим Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации (ст. 9 Закона № 5473-1).

В соответствии с под. 6 п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказания, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2014 № 1314, ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций. В силу полномочий, предоставленных ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, оно осуществляет финансовое обеспечение деятельности территориальных органов уголовно-исполнительной системы и учреждений, исполняющих уголовные наказания, в том числе ФКУ ИК-47 ГУ ФСИН России по Свердловской области и ГУФСИН России по Свердловской области.

Кроме того, Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 утверждено Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, согласно которому Министр юстиции Российской Федерации принимает решения об изменении вида режима, об установлении и изменении лимита наполнения исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы, о создании и ликвидации изолированных участков с различными видами режима в указанных учреждениях (Раздел III, под. 17.1 п. 12 Положения).

Согласно ч. 1 ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.

В силу ч. 2 ст. 80 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лица, впервые осужденные к лишению свободы, содержатся отдельно от осужденных, ранее отбывавших лишение свободы. Изолированно от других осужденных содержатся: осужденные при опасном рецидиве, осужденные при особо опасном рецидиве преступлений; осужденные к пожизненному лишению свободы; осужденные, которым смертная казнь заменена в порядке помилования лишением свободы на определенный срок.

Пунктом 1 Положения о Главном управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области, утвержденного приказом Федеральной службы исполнения наказаний России от 11.06.2015 № 518 установлено, что территориальный орган Федеральной службы исполнения наказаний осуществляет в пределах своих полномочий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию.

Как следует из объяснений участников процесса и п. 2.1 Устава ФКУ ИК-47 ГУФСИН России по Свердловской области предметом и целью деятельности учреждения является создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, международного права, положениям международных договоров Российской Федерации.

В результате проверки, проведенной Свердловской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Свердловской области выявлено, что в ФКУ ИК-47 ГУФСИН России по Свердловской области содержались осужденных, из которых совершили преступления при особо опасном рецидиве - 56 человек, при опасном рецидиве - 429 человек.

С целью устранения нарушения закона в части раздельного проживания осужденных, в ФКУ ИК-47 ГУФСИН России по Свердловской области созданы отряд № 1, в котором содержится 92 осужденных, совершивших преступление при опасном рецидиве, отряд № 2, в котором содержатся 88 осужденных, совершивших преступление при опасном рецидиве, отряд № 4/1, в котором содержатся 48 осужденных, совершивших преступление при особо опасном рецидиве, 45 осужденных, совершивших преступление при опасном рецидиве, отряд № 12, в котором содержатся 79 осужденных, совершивших преступление при опасном рецидиве, отряд № 15, в котором содержатся 78 осужденных, совершивших преступление при опасном рецидиве.

Для выполнения требования норм ч. 2 ст. 80 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации на территории ФКУ ИК-47 ГУФСИН России по Свердловской области создан отряд для содержания осужденных, переведенных в строгие условия отбывания наказания (СУОН) в связи с признанием злостными нарушителями установленного порядка отбытия наказания. Кроме того, создан отряд для содержания лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В отряде СУОН содержится 11 осужденных, совершивших преступление при опасном рецидиве, 9 осужденных, совершивших преступление без рецидива или имеющего простой рецидив.

В отряде для содержания лиц с ограниченными возможностями здоровья содержится 8 осужденных, совершивших преступление при опасном рецидиве, 56 осужденных, совершивших преступление без рецидива или имеющего простой рецидив.

Создание дополнительных отрядов СУОН и отряда для содержания лиц с ограниченными возможностями здоровья не представляется возможным в связи с ограниченными возможностями по площадям.

22.12.2020 указанная информация направлена ФКУ ИК-47 ГУФСИН России по Свердловской области в ГУФСИН России по Свердловской области.

На 16.02.2021 ответ на запрос из ГУФСИН России не получен.

Исходя из буквального толкования указанных выше правовых норм в их совокупности, п. 2 ст. 80 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации связывает обязанность по содержанию лиц, впервые осужденных к лишению свободы, отдельно от лиц, ранее отбывавших лишение свободы, не с наличием либо отсутствием у таких лиц судимости, а с наличием самого факта отбывания наказания в виде лишения свободы. Наличие судимости в качестве критерия отдельного содержания законом не установлено.

Раздельное содержание осужденных по данному принципу обусловлено необходимостью огородить лиц, ранее не сталкивавшихся с криминальной субкультурой и не подвергшихся ее влиянию, от тех, кто уже имеет криминальный опыт и может свести на нет работу сотрудников УИС по исправлению осужденных. В противном случае нивелируется одна из главных целей уголовного наказания - исправление. Подобное разделение осужденных связано в первую очередь с защитой прав осужденных, впервые попавших в места лишения свободы, и никак не затрагивает права лиц, ранее отбывавших наказание в исправительных учреждениях.

Частью 1 ст. 75 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что порядок направления осужденных в исправительное учреждение определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

В соответствии с ч. 1 ст. 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные к лишению свободы должны отбывать весь срок наказания, как правило, в одном исправительном учреждении либо следственном изоляторе, в том числе в случае назначения им в период отбывания лишения свободы нового наказания, если при этом судом не изменен вид исправительного учреждения.

Согласно ч. 2 ст. 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные к лишению свободы должны отбывать весь срок наказания, как правило, в одной исправительной колонии.

Перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении. Перевод осужденных за преступления, указанные в ч. 4 ст. 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается также по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы. Порядок перевода осужденных определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (ч. 2 ст. 81 названного Кодекса).

Аналогичное положение содержится в п. 9 Порядка направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в исправительные учреждения и их перевода из одного исправительного учреждения в другое, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 26.01.2018 № 17.

Перевод осуществляется в исправительные учреждения, расположенные в пределах одного субъекта Российской Федерации, по решению территориального органа УИС. Решение о переводе осужденного принимается, в том числе территориальным органом УИС (п. 13 Порядка).

Поскольку ФКУ ИК-47 ГУФСИН России по Свердловской области в нарушение требований законодательства не обеспечено раздельное, изолированное содержание лиц, имеющих опасный и особо опасный рецидивы преступлений в отрядах ОСУОН и для содержания осужденных-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями по здоровью от основной массы осужденных, суд полагает обоснованными требования административного истца в части возложения обязанности на ФКУ ИК-47 ГУФСИН России по Свердловской области, ГУФСИН России по Свердловской области, ФСИН России устранить допущенные нарушения, обеспечив раздельное содержание осужденных при опасном и особо опасном рецидиве преступлений от осужденных при рецидиве преступлений, и не имеющих рецидива преступлений, а также лиц, впервые осужденных к лишению свободы.

Доводы представителя ответчиков о том, что уголовно-исполнительным законодательством не определен порядок реализации ст. 80 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, в связи с чем, исправительной колонией реализация этой нормы осуществляется по мере возможностей в уже созданных условиях, судом отклоняются.

Законом четко определено, что осужденные при опасном и особо опасном рецидиве преступлений содержатся изолированно от других осужденных. Это подразумевает то, что данные категории осужденных не должны отбывать наказание совместно с другими осужденными, не должны с ними пересекаться, и никакие мероприятия контроля и надзора в данном случае не могут свидетельствовать об исполнении закона. При этом выполнение требования ч. 2 ст. 80 Уголовно-исполнительного кодекса РФ не может ставиться в зависимость от данных, характеризующих личность таких осужденных, наличия или отсутствия возможности их отрицательного влияния на других осужденных и изменения им условий отбывания наказания.

Определяя способ восстановления нарушенных прав и законных интересов неопределенного круга осужденных, суд полагает необходимым отметить, что полномочия по переводу осужденных в иные исправительные учреждения возложены законом на уполномоченные органы и суд не вправе их подменять.

Кроме того, суд считает возможным согласиться с указанным прокурором в исковом заявлении и судебном заседании сроке исполнения решения суда – в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Доказательств невозможности устранения нарушения в указанный срок стороной ответчиков не представлено. В том случае, если в указанные сроки решение ответчиками не может быть исполнено, при наличии к тому оснований последние не лишены возможности обратиться в суд с заявлением об отсрочке его исполнения.

                                                                Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Свердловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Свердловской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 47» Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области, Главному Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области, Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации, Министерству Юстиции Российской Федерации о возложении обязанности удовлетворить.

Возложить на Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 47» Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области, Главное Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области, Федеральную службу исполнения наказаний Российской Федерации обязанность в течение 6 месяцев устранить нарушения закона, обеспечив раздельное содержание осужденных при опасном и особо опасном рецидиве преступлений от осужденных при рецидиве преступлений, и не имеющих рецидива преступлений, а также лиц, впервые осужденных к лишению свободы.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Синарский районный суд.

Судья                                О.С.Третьякова

Мотивированное решение изготовлено 01.11.2021.

2-1854/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Свердловский прокурор по надзору за соблюдением законов в ИУ
Ответчики
Министерство юстиции РФ
ГУФСИН России по Свердловской области
ФСИН России
ФКУ ИК - 47 ГУФСИН России по Свердловской области
Суд
Синарский районный суд г. Каменск-Уральского
Судья
Третьякова О.С.
Дело на сайте суда
sinarsky.svd.sudrf.ru
09.09.2021Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
14.09.2021Передача материалов судье
15.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.09.2021Судебное заседание
07.10.2021Судебное заседание
25.10.2021Судебное заседание
01.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее