Решение по делу № 3а-396/2018 от 30.03.2018

Дело №3а-396/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Архангельск 17 мая 2018 г.

Архангельский областной суд в составе:

председательствующего судьи Архангельского областного суда Вершинина А.В.,

при секретаре Ткаченко С.В.,

с участием прокурора Подчередниченко О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания №2» о признании недействующим постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 20 декабря 2017 года №76-т/40 «Об установлении платы за подключение к системе теплоснабжения ПАО «ТГК-2» на территории муниципальных образований «Город Архангельск» и «Северодвинск» в части и о возложении на агентство по тарифам и ценам Архангельской области обязанности принять новый нормативный правовой акт об установлении платы за подключение к системе теплоснабжения ПАО «ТГК-2» на территории муниципальных образований «Город Архангельск» и «Северодвинск»,

установил:

публичное акционерное общество «Территориальная генерирующая компания №2» (далее – ПАО «ТГК №2», Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области (далее – Агентство) от 20 декабря 2017 года №76-т/40 «Об установлении платы за подключение к системе теплоснабжения ПАО «ТГК-2» на территории муниципальных образований «Город Архангельск» и «Северодвинск» (далее – оспариваемое постановление) в части пунктов 2, 3, 4, 5 и Приложений №1, 2, 3, 4 и о возложении на Агентство обязанности принять новый нормативный правовой акт об установлении платы за подключение к системе теплоснабжения ПАО «ТГК-2» на территории муниципальных образований «Город Архангельск» и «Северодвинск».

В обоснование требований Общество указало, что оно является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым постановлением. Оспариваемым постановлением расчет платы за подключение к системе теплоснабжения произведен без учета:

- коэффициента в размере 1, 06 при прокладке сетей в стесненных условиях застроенной части города, что противоречит пункту 11 Укрупненных нормативов цен строительства 81-02-13-2017, утвержденных Приказом Минстроя России от 21 июля 2017 года №1011/пр;

- затрат на восстановительное благоустройство (озеленение, автодороги, тротуары и т.д.), что противоречит пункту 15 указанных Укрупненных нормативов цен строительства 81-02-13-2017;

- коэффициента в размере 1,18 к показателям нормативов цен строительства при переходе от цен базового региона (Московская область) к уровню цен субъектов Российской Федерации, учитывающего регионально-экономические условия осуществления строительства, что противоречит Приказу Минстроя России от 28 августа 2014 года №506/пр, утвердившему «НЦС 81-02-2014. Государственные сметные нормативы. Укрупненные нормативы цены строительства»;

- коэффициента в размере 1,09, учитывающего регионально-климатические условия при прокладке сетей на территории региона, что противоречит пункту 22 Приложения №1 к Приказу Министерства регионального развития Российской Федерации от 04 октября 2011 года №481 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению государственных сметных нормативов - укрупненных нормативов цены строительства различных видов объектов капитального строительства непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры».

Следовательно, по мнению административного истца, утвержденная оспариваемыми пунктами постановления плата за подключение к системе теплоснабжения занижена примерно в 1,5 раза, что привело к нарушению прав ПАО «ТГК №2».

В судебном заседании представитель Общества Стахеева Е.Н. административные исковые требования поддержала.

Представитель Агентства Главацкая А.Н. административные исковые требования не признала. Пояснила, что необходимость применения повышающего коэффициента при прокладке сетей в стесненных условиях застроенной части города Обществом при обращении для формирования оспариваемого тарифа не доказана, так как не было представлено каких-либо доказательств наличия нормативно-установленных факторов стесненных условий в местах прокладки сетей. Необходимость затрат на восстановительное благоустройство Обществом при обращении для формирования оспариваемого тарифа также не доказана, так как не было представлено документов (локальные сметы, согласования) указанных работ для каждого объекта заявителя. Необходимости применять учитывающих регионально-экономические условия и регионально-климатические условия коэффициентов (1,18 и 1,09, соответственно), у Агентства не было, поскольку указанные коэффициенты применимы к укрупненным нормативам цен строительства для 2011 и 2014 годов, а в укрупненных нормативах цен строительства для 2017 года отсутствует информация по применению коэффициентов перехода от цен базового района (Московская область) к уровню цен Архангельской области.

Заинтересованные лица Федеральная антимонопольная служба России, министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области извещены о времени и месте судебного заседания, представителей не направили.

Прокурор Подчередниченко О.С. в судебном заседании дал заключение о том, что Агентство обоснованно не применило при расчете платы за подключение к системе теплоснабжения коэффициент в размере 1, 06 при прокладке сетей в стесненных условиях застроенной части города, не включило в расчет затраты на восстановительное благоустройство в виду отсутствия доказательств, но не обоснованно не применило к расчету коэффициенты: в размере 1,18 к показателям нормативов цен строительства при переходе от цен базового региона (Московская область) к уровню цен субъектов Российской Федерации, учитывающего регионально-экономические условия осуществления строительства, а также в размере 1,09, учитывающего регионально-климатические условия при прокладке сетей на территории региона. Следовательно, полагал, что оспариваемый нормативный правовой акт, как утвердивший экономически не обоснованные тарифы, противоречащим федеральному законодательству.

Суд рассмотрел дело при имеющейся явке.

Выслушав объяснения участвующих лиц, заключение прокурора Подчередниченко О.С., изучив материалы административного дела, тарифного дела, суд приходит к следующему.

Государственное регулирование цен на тепловую энергию осуществляется в том числе Федеральным законом от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года №1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования тарифов), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года №760-э (далее - Методические указания).

Согласно части 8 статьи 14 Закона о теплоснабжении плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения устанавливается органом регулирования в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки и может быть дифференцирована в зависимости от параметров данного подключения (технологического присоединения), определенных Основами ценообразования и Правилами регулирования тарифов.

Плата за подключение к системе теплоснабжения относится к регулируемым ценам (тарифам) на товары и услуги в сфере теплоснабжения (пункт 4 Основ ценообразования), ее определение регулируется пунктами 106 - 111 Основ.

Согласно пункту 106 Основ ценообразования плата за подключение к системе теплоснабжения определяется для каждого потребителя, в отношении которого принято решение о подключении к системе теплоснабжения в соответствии с законодательством о теплоснабжении исходя из подключаемой тепловой нагрузки.

В соответствии с пунктом 110 Основ ценообразования в размер платы за подключение, устанавливаемой в индивидуальном порядке, включаются средства для компенсации регулируемой организации: а) расходов на проведение мероприятий по подключению объекта капитального строительства потребителя, в том числе - застройщика; б) расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения объекта капитального строительства потребителя, рассчитанных в соответствии со сметной стоимостью создания (реконструкции) соответствующих тепловых сетей; в) расходов на создание (реконструкцию) источников тепловой энергии и (или) развитие существующих источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей, необходимых для создания технической возможности такого подключения, в том числе в соответствии со сметной стоимостью создания (реконструкции, модернизации) соответствующих тепловых сетей и источников тепловой энергии; г) налога на прибыль, определяемого в соответствии с налоговым законодательством.

Расчет платы за подключение к системе теплоснабжения определен пунктами 163 - 174 раздела IX.IX Методических указаний.

В силу пункта 163 Методических указаний органом регулирования утверждается:

1) плата за подключение к системе теплоснабжения, равная 550 рублям (с НДС), в случае если подключаемая тепловая нагрузка объекта капитального строительства заявителя, в том числе застройщика, не превышает 0,1 Гкал/ч;

2) на расчетный период регулирования плата за подключение в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки, в случае если подключаемая тепловая нагрузка объекта заявителя более 0,1 Гкал/ч и не превышает 1,5 Гкал/ч (в тыс. руб./Гкал/ч);

3) на расчетный период регулирования плата за подключение в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки, в случае если подключаемая тепловая нагрузка объекта заявителя превышает 1,5 Гкал/ч при наличии технической возможности подключения (в тыс. руб./Гкал/ч);

4) плата за подключение в индивидуальном порядке, в случае если подключаемая тепловая нагрузка объекта заявителя превышает 1,5 Гкал/ч при отсутствии технической возможности подключения (в тыс. руб.).

Согласно пункту 167 Методических указаний расчет платы за подключение в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки производится по представленным в орган регулирования прогнозным данным о планируемых на календарный год расходах на подключение, определенных в соответствии с прогнозируемым спросом на основе представленных заявок на подключение в зонах существующей и будущей застройки на основании утвержденных в установленном порядке схемы теплоснабжения и (или) инвестиционной программы, а также с учетом положений пункта 173 Методических указаний.

Пунктом 173 Методических указаний установлено, что расходы на создание (реконструкцию) тепловых сетей от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения объекта заявителя и расходы на создание (реконструкцию) источников тепловой энергии и (или) развитие существующих источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей, включаемые в состав платы за подключение, не должны превышать укрупненные сметные нормативы для объектов непроизводственной сферы и инженерной инфраструктуры. В случае отсутствия укрупненных сметных нормативов для отдельных видов объектов капитального строительства расходы на создание (реконструкцию, развитие) указанных объектов не должны превышать федеральные единичные расценки 2001 года, рекомендуемые Министерством регионального развития Российской Федерации в рамках реализации полномочий в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности, с учетом индексов изменения сметной стоимости.

19 апреля 2017 года ПАО «ТГК №2» обратилось с заявлениями об установлении платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения ПАО «ТГК №2» на территории муниципальных образований «Город Архангельск» и «Северодвинск».

К заявлениям были приложены расчеты на основании Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 августа 2014 года №506/пр, утвердившего «НЦС 81-02-2014. Государственные сметные нормативы. Укрупненные нормативы цены строительства». Расходы на проведение мероприятий по подключению объектов заявителей на 2018 год составили 3 609 тыс.руб.

Распоряжениями Агентства от 10 мая 2017 года №67-о/т и №68-о/т были открыты дела об установлении платы за подключение к системе теплоснабжения.

15 декабря 2017 года ПАО «ТГК №2» направило в Агентство измененное заявление об установлении платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения ПАО «ТГК №2» на территории муниципальных образований «Город Архангельск» и «Северодвинск» к которому были приложены расчеты, сделанные на основании Укрупненных сметных нормативов 81-02-13-2017, утвержденных Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21 июля 2017 года №1011/пр. Расходы на проведение мероприятий по подключению объектов заявителей на 2018 год по уточненному расчету составили 4 701 тыс.руб.

По результатам исследования представленных Обществом обосновывающих документов 20 декабря 2017 года Агентством составлено экспертное заключение.

20 декабря 2017 года по результатам проведенной экспертизы на заседании коллегии Агентства была установлена плата за подключение к системе теплоснабжения ПАО «ТГК-2» на территории муниципальных образований «Город Архангельск» и «Северодвинск», принято оспариваемое постановление.

Постановление принято в пределах полномочий Агентства, установленных подпунктом 5.3 пункта 9 Постановления Правительства Архангельской области от 18 декабря 2009 года №214-пп «Об утверждении Положения об агентстве по тарифам и ценам Архангельской области».

Оспариваемое постановление опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 28 декабря 2017 года и является действующим.

Порядок принятия и опубликования оспариваемого постановления был соблюден.

Пунктом 2 постановления установлена плата за подключение к системе теплоснабжения ПАО «ТГК-2» на территории муниципального образования «Город Архангельск» в отношении объектов заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых более 0,1 Гкал/ч и не превышает 1,5 Гкал/ч, согласно приложению №1, которая составляет (Плата, тыс. руб./Гкал/ч):

- расходы на проведение обязательных мероприятий по подключению объектов заявителей (П1) – 225,8;

- расходы на создание (реконструкцию) тепловых сетей (за исключением создания (реконструкции) тепловых пунктов) от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точек подключения объектов заявителей (П2.1), подземная прокладка, в том числе канальная прокладка 50 - 250 мм – 8677,18.

Пунктом 3 постановления установлена плата за подключение к системе теплоснабжения ПАО «ТГК-2» на территории муниципального образования «Город Архангельск» в отношении объектов заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых превышает 1,5 Гкал/ч, при наличии технической возможности подключения, согласно приложению №2, которая составляет (Плата, тыс. руб./Гкал/ч):

- расходы на проведение обязательных мероприятий по подключению объектов заявителей (П1) – 225,86;

- расходы на создание (реконструкцию) тепловых сетей (за исключением создания (реконструкции) тепловых пунктов) от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точек подключения объектов заявителей (П2.1), подземная прокладка, в том числе канальная прокладка 50 - 250 мм – 7662,09.

Пунктом 4 постановления установлена плата за подключение к системе теплоснабжения ПАО «ТГК-2» на территории муниципального образования «Северодвинск» в отношении объектов заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых более 0,1 Гкал/ч и не превышает 1,5 Гкал/ч, согласно приложению №3, которая составляет (Плата, тыс. руб./Гкал/ч):

- расходы на проведение обязательных мероприятий по подключению объектов заявителей (П1) – 152,05;

- расходы на создание (реконструкцию) тепловых сетей (за исключением создания (реконструкции) тепловых пунктов) от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точек подключения объектов заявителей (П2.1), подземная прокладка, в том числе бесканальная прокладка 50 - 250 мм – 3077,08.

Пунктом 5 постановления установлена плата за подключение к системе теплоснабжения ПАО «ТГК-2» на территории муниципального образования «Северодвинск» в отношении объектов заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых превышает 1,5 Гкал/ч, при наличии технической возможности подключения, согласно приложению №4, которая составляет (Плата, тыс. руб./Гкал/ч):

- расходы на проведение обязательных мероприятий по подключению объектов заявителей (П1) – 152,05;

- расходы на создание (реконструкцию) тепловых сетей (за исключением создания (реконструкции) тепловых пунктов) от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точек подключения объектов заявителей (П2.1), подземная прокладка, в том числе бесканальная прокладка 50 - 250 мм – 6650,77.

Как видно из экспертного заключения стоимость строительства определена на основании «НЦС-2017. НЦС 81-02-13-2017. Укрупненные нормативы цены строительства. Сборник 13. Наружные тепловые сети», утвержденных Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21 июля 2017 года №1011/пр (далее – Укрупненные нормативы цен строительства 81-02-13-2017).

Из протокола заседания коллегии Агентства от 20 декабря 2017 года №76 следует, что представители Общества выразили несогласие с позицией Агентства о неприменении: коэффициента в размере 1, 06 при прокладке сетей в стесненных условиях застроенной части города, затрат на восстановительное благоустройство (озеленение, автодороги, тротуары и т.д.), коэффициента в размере 1,18 к показателям нормативов цен строительства при переходе от цен базового региона (Московская область) к уровню цен субъектов Российской Федерации, учитывающего регионально-экономические условия осуществления строительства и коэффициента в размере 1,09, учитывающего регионально-климатические условия при прокладке сетей на территории региона.

Согласно позиции Агентства, изложенной специалистом Родионовой Е.А. (л.д. 44-45) в материалах тарифного дела отсутствуют документы: (схемы застройки), подтверждающие основания для применения коэффициента 1,06; документы (локальные сметы, согласования), подтверждающие обоснованную необходимость проведения работ, указанных в пункте 15 Укрупненных нормативов цен строительства 81-02-13-2017, конкретно для каждого объекта заявителя.

С указанными доводами Агентства, суд согласен, поскольку Общество Агентству при формировании тарифа не предоставило обосновывающих документов.

Согласно пункту 11 Укрупненных нормативов цен строительства 81-02-13-2017, при прокладке сетей в стесненных условиях застроенной части города к показателям НДС применяется коэффициент - 1,06.

Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденной Постановлением Госстроя России от 05 марта 2004 года №15/1 (пункт 2 приложения №1) установлено, что стесненные условия в застроенной части городов характеризуются наличием трех из указанных ниже факторов:

- интенсивного движения городского транспорта и пешеходов в непосредственной близости от места работ, обусловливающих необходимость строительства короткими захватками с полным завершением всех работ на захватке, включая восстановление разрушенных покрытий и посадку зелени;

- разветвленной сети существующих подземных коммуникаций, подлежащих подвеске или перекладке;

- жилых или производственных зданий, а также сохраняемых зеленых насаждений в непосредственной близости от места работ;

- стесненных условий складирования материалов или невозможности их складирования на строительной площадке для нормального обеспечения материалами рабочих мест;

- при строительстве объектов, когда плотность застройки объектов превышает нормативную на 20% и более;

- при строительстве объектов, когда в соответствии с требованиями правил техники безопасности, проектом организации строительства предусмотрено ограничение поворота стрелы башенного крана.

Схожие факторы описаны в методических рекомендациях по применению федеральных единичных расценок на строительные, специальные строительные, ремонтно-строительные, монтаж оборудования и пусконаладочные работы, утвержденных Приказом Минстроя России от 09 февраля 2017 года №81/пр, согласно пункту 3 таблицы 4 которых установлено, что стесненные условия в застроенной части населенных пунктов определяются наличием трех из перечисленных ниже факторов:

- интенсивное движение городского транспорта и пешеходов в непосредственной близости от зоны производства работ;

- разветвленные сети подземных коммуникаций, подлежащие перекладке или подвеске;- расположение объектов капитального строительства и сохраняемых зеленых насаждений в непосредственной близости (в пределах 50 м) от зоны производства работ;

- стесненные условия или невозможность складирования материалов;

- ограничение поворота стрелы грузоподъемного крана в соответствии с данными проекта организации строительства.

Следовательно, стесненные условия в застроенной части города представляют собой совокупность не менее трех из указанных факторов, которые подлежат документальному подтверждению и доказыванию их влияния на увеличение сметы строительства.

Возможность предоставления обосновывающих документов у Общества была. Так, в соответствии с пунктом 12 Порядка подключения к системам теплоснабжения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года №307 к заявке на подключение к системе теплоснабжения прилагаются в том числе такие документы как: ситуационный план расположения подключаемого объекта с привязкой к территории населенного пункта или элементам территориального деления в схеме теплоснабжения; топографическая карта земельного участка в масштабе 1:500 (для квартальной застройки 1:2000) с указанием всех наземных и подземных коммуникаций и сооружений.

В судебном заседании представитель Общества ссылалась на то, что при формировании тарифного дела в Агентство предоставлены лишь заявки на подключение к сетям Общества, при этом Общество исходило лишь из того, что предполагаемое исполнение заявок находится в границах муниципальных образований, в застроенной их части. Наличие стесненных условий и факторов их характеризующих не анализировалось, не обосновывалось и не доказывалось ни в целом, ни по каждому объекту указанному в заявке.

В материалах дела и материалах тарифного дела нет доказательств, указывающих на то, что места подключения к системе теплоснабжения находятся в стесненных условиях застроенной части городов. Следовательно, коэффициент - 1,06 к предоставленным Обществом расчетам указан произвольно и не применен Агентством правомерно.

Согласно пункту 15 Укрупненных нормативов цен строительства 81-02-13-2017 показателями норматива цены строительства не учтены и при необходимости могут учитываться дополнительно затраты на выполнение следующих комплексов работ: подготовка территории строительства, включая отвод земель, снос существующих строений (демонтаж гаражей, заборов, детских площадок и других сооружений некапитального характера), вынос (перенос) действующих инженерных коммуникаций, попадающих в зону прокладки, вырубка зеленых насаждений и компенсационная стоимость озеленения; работы по срезке и подсыпке грунта при планировке, которые нормируются по соответствующим нормам сборника; восстановление дорожного покрытия и благоустройства территории; устройство временных дорог (не учтенных нормой на строительство временных зданий и сооружений); демонтажные работы (в т.ч. стоимость демонтажа дорожных покрытий).

Стоимость выполнения данных работ определяется по ГЭСН, а также другим нормативам на соответствующие работы, включенным в Федеральный реестр сметных нормативов, а также в соответствии с действующими на момент разработки НЦС нормами и иными обязательными требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.

Стоимость восстановительного благоустройства (озеленение, автодороги, велодорожки, площадки, тротуары и т.д.) дополнительно определяется по соответствующим сборникам НЦС-08 «Автомобильные дороги», НЦС-16 «Малые архитектурные формы» и НЦС-17 «Озеленение».

Вместе с тем, Обществом при формировании тарифа в Агентство не предоставлено обосновывающих предстоящие расходы документы (локальные сметы, согласования), подтверждающие обоснованную необходимость проведения работ, указанных в пункте 15 Укрупненных нормативов цен строительства 81-02-13-2017, конкретно для каждого объекта заявителя.

В то же время, в зависимости от места предполагаемых работ по благоустройству будет различаться и содержание этих работ.

Регулирующему органу были представлены лишь предполагаемые расчеты прокладки 1 км трубопровода теплоснабжения со ссылкой на вид расходов «благоустройство», без конкретизации видов работ, места их проведения и подробного расчета стоимости.

В материалах тарифного дела нет документов, подтверждающих предстоящие расходы на благоустройство.

Единственное упоминание о благоустройстве содержится в пункте 5.1.10 технического задания (т.4 тарифного дела) на выполнение проектно-изыскательских работ и строительно-монтажных работ на объекте «Строительство теплотрасс от ТК 55-7 к МЖД №1,2,3,4,5» в рамках договора Общества с ООО «Комтехэнерго». Указано на необходимость предусмотреть работы по восстановлению благоустройства в местах прохождения теплотрассы. Конкретный состав и объем этих работ не указаны. Иных упоминаний о благоустройстве в материалах тарифного дела нет.

Как пояснила суду представитель административного истца, расчеты конкретных видов работ по благоустройству, в том числе расчеты применительно к предполагаемым местам подключения к теплоснабжению Обществом не производились и не предъявлялись при формировании тарифа.

Локальный сметный расчет расходов на благоустройство, копия которого предоставлена суду для обозрения представителем Общества, регулирующему органу при формировании тарифа не предоставлялся.

Суд отмечает, что при осуществлении всех арифметических обоснований в предоставленном локальном сметном расчете Обществом неправомерно использовался недействующий Приказ Минстроя России от 30 января 2014 года №31/пр, утвердивший «ГЭСНм-2001. ГЭСНм 81-03-ОП-2001. Государственные сметные нормативы. Государственные элементные сметные нормы на монтаж оборудования. Общие положения. Исчисление объемов работ» (утратил силу с 28 апреля 2017 года в связи с изданием Приказа Минстроя России от 30 декабря 2016 года №1038/пр).

Следовательно, расчет Общества по указанной статьей предполагаемых расходов является необоснованным.

Необходимо отметить, что включение в регулируемый тариф работ по благоустройству, согласно Укрупненных нормативов цен строительства 81-02-13-2017, не является обязательным. Так же, указанным нормативным правовым актом предусмотрено (пункт 13), что показатели НЦС на устройство теплосетей дифференцированы в зависимости от типа грунтов (мокрые, сухие), а также от способа производства земляных работ: застроенной части города вывоз лишнего грунта на расстояние 15 км и привозом для обратной засыпки на расстояние 1 км; в свободной от застройки местности - работа в отвал.

В случае увеличения расстояния перевозки (вывоза) разработанного грунта сверх 15 км, а также увеличения расстояния перевозки (подвоза) недостающего грунта (для обратной засыпки) сверх 1 км следует учитывать дополнительные затраты по нормативам, включенным в Федеральный реестр сметных нормативов.

Засыпка траншей предусмотрена местным грунтом и песком на высоту подстилающего слоя под трубопроводы. В случае, когда производится полная замена грунта и засыпка песком, объем излишнего грунта, стоимость погрузки и вывоза следует определять дополнительно по соответствующим нормативам, включенным в Федеральный реестр сметных нормативов.

При обратной засыпке траншей песком стоимость песка следует учитывать дополнительно.

Показателями НЦС (пункт 14) учтены основные виды работ по устройству тепловых сетей, в том числе: земляные работы с учетом характера грунта и способов производства работ; устройство основания под трубопроводы в сухих грунтах - песчаного, в мокрых грунтах - щебеночного и песчаного.

Следовательно, Обществу при формировании тарифа следовало аргументировать необходимость проведения дополнительных работ по благоустройству, конкретизировать их и рассчитать стоимость.

Доводы Общества о том, что Агентством при принятии оспариваемого постановления должны быть по собственной инициативе запрошены недостающие документы не основан на нормах права.

Согласно пункту 7 Регламента открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденного Приказом ФСТ России от 07 июня 2013 года №163, по инициативе регулируемой организации помимо документов и материалов, указанных в пункте 16 Правил регулирования, могут быть представлены иные документы и материалы, которые, по ее мнению, имеют существенное значение для рассмотрения дела об установлении цен (тарифов), в том числе экспертное заключение.

В случае если в ходе анализа представленного регулируемой организацией предложения об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнения предложения об установлении цен (тарифов), орган регулирования запрашивает дополнительные сведения, в том числе подтверждающие фактически понесенные регулируемой организацией расходы в предыдущем периоде регулирования. Срок представления таких сведений определяется органом регулирования, но не может быть менее 7 рабочих дней (пункт 14).

Следовательно, предоставление определенного комплекта документов является обязанностью регулируемой организации. Бремя неблагоприятных последствий непредставления в регулирующий орган документов, подтверждающих наличие определенного статуса и обоснованность включения расходов в тариф лежит на регулируемой организации, а не на регулирующем органе.

Кроме того, Общество, действуя в целях извлечения прибыли и являясь профессиональным участником рынка теплоснабжения, должно быть заинтересовано в проявлении собственной инициативы по представлению обосновывающих материалов для установления регулируемого тарифа, выгодного для осуществления деятельности по оказанию услуг по теплоснабжению. В этой связи законодательством на него возложена обязанность предоставления соответствующего комплекта документов, содержащего необходимые и достаточные сведения для установления нужного тарифа. Неисполнение данной обязанности имеет неблагоприятные последствия в виде риска принятия регулирующим органом решения без учета всех, возможно и объективно существующих, обстоятельств.

Вопреки доводам административного истца, действующим правовым регулированием не предусмотрена обязанность регулирующего органа в любом случае запрашивать дополнительные материалы.

Необходимо отметить, что уточненный расчет тарифа Обществом предоставлен за 4 дня до заседания коллегии Агентства и принятия оспариваемого постановления.

Отсутствие каких-либо из документов не являлось непреодолимым препятствием для регулирующего органа в установлении соответствующего тарифа.

Применительно к вопросу о необходимости применять учитывающие регионально-экономические условия и регионально-климатические условия коэффициентов (1,18 и 1,09, соответственно), суд приходит к следующему.

Согласно позиции Агентства, изложенной специалистом Родионовой Е.А. (л.д. 44-45) в укрупненных нормативах цен строительства 81-02-13-2017 отсутствует информация по применению коэффициента перехода от цен базового района (Московская область) к уровню цен Архангельской области. Кроме того, Методические рекомендации, утвержденные Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 04 октября 2011 года №481, применимы к укрупненным нормативам цен строительства, утвержденным в 2011 году.

С позицией регулирующего органа, не применившего при расчете тарифа указанные коэффициенты суд согласиться не может.

Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 04 октября 2011 года №481 утверждены Методические рекомендации по применению государственных сметных нормативов - укрупненных нормативов цены строительства различных видов объектов капитального строительства непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры.

Пунктом 5 указанных Методических указаний предусмотрено, что при применении НЦС рекомендуется учитывать регионально-экономические, регионально-климатические, инженерно-геологические и другие условия осуществления строительства.

Согласно пункту 7 Методических указаний в сбор исходных данных по планируемому к строительству объекту рекомендуется включать также регион строительства.

В пункте 9 Методических указаний указана формула, по которой осуществляется определение прогнозной стоимости планируемого к строительству объекта.

Формула, помимо других неоспариваемых составляющих, включает в себя в том числе:

- используемый показатель государственного сметного норматива - укрупненного норматива цены строительства по конкретному объекту для базового района (Московская область) в уровне цен на начало текущего года;

- коэффициент перехода от цен базового района (Московская область) к уровню цен субъектов Российской Федерации, применяемый при расчете планируемой стоимости строительства объектов, финансируемых с привлечением средств федерального бюджета, определяемой на основании государственных сметных нормативов - нормативов цены строительства. Величина указанных коэффициентов перехода ежегодно устанавливается приказами Минрегиона России;

- коэффициент, учитывающий регионально-климатические условия осуществления строительства (отличия в конструктивных решениях) в регионах Российской Федерации по отношению к базовому району (приложение №1 к настоящим Методическим рекомендациям).

Указано, что в региональном разрезе рекомендуется осуществлять расчет с применением коэффициентов, учитывающих регионально-экономические, регионально-климатические, инженерно-геологические и другие условия осуществления строительства.

Пунктом 22 Приложения №1 указанных Методических указаний указаны рекомендуемые коэффициенты, учитывающие регионально-климатические условия осуществления строительства. Для Архангельской области этот коэффициент установлен в размере 1, 09.

Коэффициенты перехода от цен базового района (Московская область) к уровню цен субъектов Российской Федерации установлены «НЦС 81-02-2014. Государственные сметные нормативы. Укрупненные нормативы цены строительства», которые внесены Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 августа 2014 года №506/пр. Для субъекта Российской Федерации – Архангельская область применительно к наружным тепловым сетям установлен коэффициент 1,18.

При этом, вопреки доводу Агентства, специального для необходимости применения указанных коэффициентов в укрупненных нормативах цен строительства 81-02-13-2017 не требовалось.

В пункте 2 раздела 1 укрупненных нормативах цен строительства 81-02-13-2017 указано, что показатели НЦС рассчитаны в уровне цен по состоянию на 01 января 2017 года для базового района (Московская область).

Учитывая расчет укрупненных нормативах цен строительства для базового района (Московская область), действие ранее принятых нормативных правовых актов о необходимости расчета прогнозной стоимости планируемого к строительству объекта с учетом оспариваемых коэффициентов, правовое действие указанных учитывающих регионально-экономические условия и регионально-климатические условия коэффициентов, то регулирующему органу при принятии оспариваемого тарифа, следовало учитывать указанные коэффициенты.

Кроме того, согласно письму Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17 января 2018 года №1654-ОГ/09 «О применении укрупненных нормативов цены строительства (НЦС)», перечень и размер коэффициентов, учитывающих регионально-экономические, регионально-климатические, инженерно-геологические и другие условия осуществления строительства, определен приложением №17 к приказу Минстроя России от 28 августа 2014 года №506/пр и Методическими рекомендациями по применению государственных сметных нормативов - укрупненных нормативов цены строительства различных видов объектов капитального строительства непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденными приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 04 октября 2011 года №481, включенными в раздел 1 «Государственные сметные нормативы» федерального реестра сметных нормативов. Указанные коэффициенты применяются к показателям НЦС, разработанным в уровне цен по состоянию на 1 января 2017 года.

Учитывая то, что деятельность ПАО «ТГК №2» осуществляется на территории Архангельской области, при расчете оспариваемого тарифа регулирующий орган должен был применить учитывающие регионально-экономические условия и регионально-климатические условия коэффициенты (1,18 и 1,09, соответственно).

Поскольку оспариваемые тарифы применялись в 2018 году, суд считает необходимым признать их недействующими со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Следовательно, суд признает недействующим со дня вступления решения суда в законную силу оспариваемое постановление Агентства в части пунктов 2, 3, 4, 5 и Приложений №1, 2, 3, 4.

Согласно части 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, принявший оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.

Учитывая, что признание недействующим в части оспариваемого постановления Агентства влечет неурегулированность правоотношений в рассматриваемой сфере, что может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд, с учетом заявленных исковых требований, возлагает на Агентство обязанность принять новый нормативный правовой акт об установлении платы за подключение к системе теплоснабжения ПАО «ТГК-2» на территории муниципальных образований «Город Архангельск» и «Северодвинск», заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим в части в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В силу требований пункта 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», статьи 35 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №2124-1 «О средствах массовой информации» после вступления решения суда в законную силу сообщение о нем должно быть опубликовано в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Правительства Архангельской области: https://dvinalaland.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации понесенные Обществом судебные расходы в сумме 4 500 рублей (государственная пошлина) подлежат возмещению Агентством.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания №2» удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 20 декабря 2017 года №76-т/40 «Об установлении платы за подключение к системе теплоснабжения ПАО «ТГК-2» на территории муниципальных образований «Город Архангельск» и «Северодвинск» в части пунктов 2, 3, 4, 5 и Приложений №1, 2, 3, 4.

Возложить на агентство по тарифам и ценам Архангельской области обязанность принять новый нормативный правовой акт об установлении платы за подключение к системе теплоснабжения ПАО «ТГК-2» на территории муниципальных образований «Город Архангельск» и «Северодвинск» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда подлежит опубликованию в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Правительства Архангельской области: https://dvinalaland.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с агентства по тарифам и ценам Архангельской области в пользу публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания №2» расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей.

На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Архангельский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий: судья А.В. Вершинин

3а-396/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ПАО Территориальная генерирующая компания № 2
Ответчики
Агентство по тарифам и ценам Архангельской области
Другие
Федеральная антимонопольная служба России
Министерство ТЭК и ЖКХ Архангельской области
Суд
Архангельский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.arh.sudrf.ru
30.03.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
30.03.2018[Адм.] Передача материалов судье
02.04.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.04.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
02.04.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
20.04.2018[Адм.] Предварительное судебное заседание
17.05.2018[Адм.] Предварительное судебное заседание
17.05.2018[Адм.] Судебное заседание
22.05.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.05.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.05.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее