Решение по делу № 33-10158/2019 от 26.07.2019

Судья: Попов С.Б. Дело № 33-10158/2019

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.НижнийНовгород 27 августа 2019года

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего судьи: Пятовой Н.Л.,

судей: Крашенинниковой М.В., Чиндяскина С.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем: Куракиной Т.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по апелляционной жалобе главы администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области Демина В.И.

на решение Арзамасского городского суда Нижегородской области от 20 июня 2019 года

гражданское дело по иску Арзамасского городского прокурора в интересах Якуниной Валерии Игоревны к администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области о понуждении предоставить жилое помещение,

и, заслушав доклад судьи Крашенинниковой М.В., выслушав заключение прокурора Зудина А.Н., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Арзамасский городской прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту прав и законных интересов Якуниной В.И. обратился в суд с иском об обязании администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области предоставить Якуниной В.И. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью не менее 30-ти квадратных метров.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Арзамасского района проведена проверка по обращению Якуниной К.И. о защите её жилищных прав как лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Проверкой установлено, что Якунина К.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Её мать – Якунина Л.А. лишена в отношении её родительских прав, сведения об отце внесены по заявлению матери, что подтверждается свидетельством о рождении и записью акта о рождении.

Согласно Постановлению администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области № 1232 от 04.10.2016 Якунина В.И. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Арзамасского муниципального района Нижегородской области.

В соответствии с действующим законодательством дети-сироты, включенные в список, должны получить соответствующее жилье по достижении 18 лет. Якуниной В.И. в 2016 году исполнилось 18 лет, в 2016 году она включена в список, в связи с этим, именно в 2016 году ей должно было быть предоставлено по договору найма жилое помещение. Соответствующее жилье ей предоставлено не было.

Арзамасский городской прокурор Нижегородской области просил обязать администрацию Арзамасского муниципального района Нижегородской области предоставить Хомутовой К.И. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью не менее 30-ти квадратных метра.

Решением Арзамасского городского суда Нижегородской области от 20 июня 2019 года постановлено: исковые требования Арзамасского городского прокурора удовлетворить.

Обязать администрацию Арзамасского муниципального района Нижегородской области предоставить Якуниной Валерии Игоревне жилое помещение на территории Арзамасского муниципального района Нижегородской области, отвечающее требованиям, предъявляемым к благоустроенным жилым помещениям, размером не менее 30 кв.м, на основании договора найма специализированного жилого помещения.

В апелляционной жалобе представителем администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области поставлен вопрос об отмене постановленного по делу судебного решения как незаконного и необоснованного, вынесенного с нарушением норм материального права. Заявитель указал, что ответчик не оспаривает право истца на получение благоустроенного жилого помещения, вместе с тем, судом подлежит учету то обстоятельство, что предоставление Хомутовой К.И. жилого помещения должно осуществляться в порядке очередности, поскольку в противном случае будут нарушены права лиц, включенных в список, у которых основания для обеспечения жилым помещением наступили ранее, чем у Хомутовой К.И.

В возражениях на апелляционную жалобу Арзамасской городской прокуратурой Нижегородской области указано на необоснованность доводов жалобы и оставлении решения суда без изменения.

На основании положений ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (ч.1).

В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части (ч.2).

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, и поступивших на нее возражений, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Якунина В.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, т.к. ее мать Якунина Л.А. лишена в отношении нее родительских прав решением Арзамасского городского суда от 27.10.2005 года, сведения об отце в актовую запись о рождении внесены по заявлению матери, что подтверждается: свидетельством о рождении и записью акта о рождении, постановлением администрации Арзамасского района Нижегородской области от 21.11.2005 года № 178 об установлении опеки, которым за Якуниной В.И. сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес> ; постановлением администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области от 06.04.2015 года № 493 об установлении попечительства ; решением Арзамасского городского суда от 27.10.2005 года.

На основании договора купли-продажи жилого дома и земельных участков от 05.10.2004 года и соглашения к договору купли-продажи жилого дома и земельных участков от 23.11.2004 года Якунина В.И. является собственником жилого дома площадью 21.3 кв.м, расположенного по адресу: Нижегородская <адрес>, что подтверждается: свидетельством о государственной регистрации права от 07.12.2004 года и выпиской из ЕГРН от 15.09.2016 года.

Решением сельского Совета Слизневского сельсовета Арзамасского района от 16.11.2010 года № 24 на территории Слизневского сельсовета Арзамасского района установлена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 18 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека.

01.07.2016 года у Якуниной В.И. родилась дочь Чесалкина Д.Р. (л.д.33), которая зарегистрирована по месту жительства по вышеуказанному адресу, что свидетельствует о том, что общая площадь жилого помещения на одного человека по указанному адресу составляет 10.65 кв.м., что менее учетной нормы.

Постановлением администрации Арзамасского муниципального района от 22.09.2016 года № 1186 в соответствии с заявлением Якуниной И.В. от 23.08.2016 года (общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одного человека, менее учетной нормы) на основании п.3 ч.4, ч.5 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ, п.2.3 Порядка признан факт невозможности проживания Якуниной В.И. в ранее занимаемом жилом помещение по адресу: Нижегородская <адрес>.

Постановлением администрации Арзамасского муниципального района от 04.10.2016 года № 1232 Якунина И.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Арзамасского муниципального района Нижегородской области., что также подтверждается соответствующим списком.

Сведений о том, что Якунина В.И. является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя иного жилого помещения по договору социального найма, либо собственником иного жилого помещения, в материалах дела не имеется, в соответствии со справкой ГП НО «Нижтехинвентаризация» от 08.08.2017 года сведений о зарегистрированных правах собственности Якуниной В.И. в реестровой книге БТИ не имеется.

До настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено.

Доказательств того, что жилищные условия истца с момента постановки на учет изменились, в материалах дела не имеется.

Разрешая спор по существу и принимая решение об удовлетворении заявленных по делу требований, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необходимости возложения на ответчика обязанности предоставить истцу жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

В соответствии с ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Так, согласно ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п.1 настоящей статьи.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом п.1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с п.1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п.1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), на территории Нижегородской области регулируются законами Нижегородской области от 10.12.2004 г. №147-З «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нижегородской области», от 07.09.2007 г. №123-З «О жилищной политике в Нижегородской области», содержащими аналогичные вышеприведенным положения.

Кроме того, постановлением Правительства Нижегородской области от 28.05.2010 г. №315 утверждено Положение о порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, которое предусматривает, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется органами местного самоуправления муниципального района (городского округа) Нижегородской области, осуществляющими государственные полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, однократно по месту жительства, а в случае отсутствия регистрации по месту жительства в Нижегородской области - по месту выявления и первичного устройства детей-сирот за счет средств областного бюджета и федерального бюджета путем строительства жилых помещений для детей-сирот на территории муниципальных образований Нижегородской области, приобретения жилых помещений для детей-сирот на рынке жилья на территории муниципальных образований Нижегородской области либо предоставления жилых помещений из состава имеющегося муниципального жилищного фонда.

Формирование названного списка и включение в него конкретных лиц означает констатацию наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации их права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Положения приведенных выше норм не содержат указания на конкретный срок предоставления жилого помещения данной категории граждан, что предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения. Именно поэтому с момента включения истца в список на получение жилья у ответчика возникла обязанность по предоставлению ему жилого помещения, тогда как необходимости повторного обращения для реализации права на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения закон не устанавливает.

Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц. При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения. В этой связи судебная коллегия отмечает, что осуществление конституционных прав граждан на обеспечение жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от условий финансирования уполномоченного органа. По мнению судебной коллегии, отсутствие материальных ресурсов не должно влиять на гарантированное истцу право на предоставление жилого помещения в установленном законом порядке.

Вопреки доводам ответчика, предоставление жилых помещений указанной категории граждан законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий.

Действующее законодательство не ставит предоставление жилья в зависимость от наличия каких-либо дополнительных условий.

Более того, денежные средства на реализацию переданных государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете. При этом отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, возникающие между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений. Реализация прав на жилое помещение лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлена в зависимость от взаимодействия бюджетов органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Анализ федерального законодательства позволяет сделать вывод о том, что основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяет федеральный законодатель. Вместе с тем, федеральный законодатель не установил, что предоставление указанным лицам специализированного жилья должно зависеть от какой-либо очередности, такое предоставление законодатель связал только с возрастом и окончанием срока пребывания в образовательной организации и иных учреждениях.

Таким образом, установив, что истец, включенный в список и достигший совершеннолетия, до настоящего времени жильем не обеспечен, суд первой инстанции обоснованно возложил на ответчика обязанность предоставить ему благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции и не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, основаны на неверном толковании норм материального права, а потому не являются основанием для отмены решения суда.

Судом первой инстанции с достаточной полнотой исследованы все обстоятельства дела, в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации всем представленным доказательствам дана оценка.

Поскольку нормы материального и процессуального права применены судом правильно, предусмотренных ст.330 ГПК РФ оснований к отмене решения в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Арзамасского городского суда Нижегородской области от 20 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области Демина В.И. - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий:

Судьи:

33-10158/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Арзамасский городской прокурор
Якунина В.И.
Ответчики
администрация Арзамасского района
Другие
Министерство социальной политики Нижегородской области
Суд
Нижегородский областной суд
Судья
Крашенинникова Марина Валентиновна
Дело на сайте суда
oblsud.nnov.sudrf.ru
27.08.2019Судебное заседание
27.08.2019Судебное заседание
02.09.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.09.2019Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее