Дело № 2а-112/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИ
15 июня 2017 года. с. Красноселькуп
Красноселькупский районный суд
Ямало-Ненецкого автономного округа
в составе: председательствующего судьи -Себеховой И.В.,
с участием: и.о. прокурора Красноселькупского района -Колочева А.М.,
представителя третьего лица ОяМВД России по Красноселькупскому району
действующей на основании доверенности от 15.06.2017г. - Пановой А.П.,
при секретаре -Новопашиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению
прокурора Красноселькупского района действующего в интересах неопределенного круга лиц к Четыркину Ивану Ивановичу о приостановлении действия права на управление транспортными средствами до прохождения внеочередного медицинского обследования, и получения медицинского заключения об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Красноселькупского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Четыркину И.И. о приостановлении действия права управления транспортными средствами до прохождения внеочередного медицинского обследования, и получения медицинского заключения об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами.
В обоснование требований указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения, при которой выявлено, что Четыркин И.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р. имеет водительское удостоверение № на право управления автомобилем категории «В, В1 (АS), С, С1, D1, BE, CE, C1E, DE, D1E» со сроком действия 20 лет, до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно информации ГБУЗ ЯНАО «Красноселькупская центральная районная больница» Четыркин И.И. с ДД.ММ.ГГГГ состоит на диспансерном учете у врача-нарколога с диагнозом алкоголизм («зависимость от алкоголя, средняя стадия (F10,252) Оснований к снятию его с учета в настоящее время не имеется. Для снятия с учета необходима подтвержденная ремиссия на протяжении не менее 3-х лет. Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности связанной с источником повышенной опасности, утвержденный Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 28 апреля 1993 № 377 (в ред. Постановления Правительства РФ от 23 сентября 2002 № 695) (далее – Перечень) гласит: медицинским противопоказанием для водителей автомобилей категорий «А,В,С,D,Е» является алкоголизм. Проверкой установлено, что Четыркин И.И. в настоящее время страдает алкоголизмом и данное заболевание в соответствии с Перечнем, является противопоказанием для допуска к водительской деятельности. Наличие у Четыркина И.И. данного диагноза означает, что он имеет ограничение к осуществлению водительской деятельности по медицинским показаниям, документов, свидетельствующих о наличии стойкой ремиссии в ГБУЗ ЯНАО «Красноселькупская ЦРБ» не имеется. В соответствии с положениями Федерального законодательства «О безопасности дорожного движения» просил приостановить действие права управления транспортными средствами у ответчика до получения медицинского заключения об отсутствии у него медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами; изъять у ответчика водительское удостоверение; взыскать с ответчика государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования Красноселькупский район.
В судебном заседании и.о. прокурора Колочев А.М. поддержал заявленные требования по изложенным в административном иске доводам, просит исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Ответчик Четыркин И.И. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, что подтверждается распиской в получении повестки, об уважительных причинах неявки в суд не сообщил и не просил о его отложении. Письменных возражений относительно заявленных в отношении него требований не высказал.
Представитель третьего лица Отделения МВД России по Красноселькупскому району Панова А.П., действующая на основании доверенности, поддержала исковые требования прокурора в полном объеме.
Заслушав административного истца – и.о. прокурора Красноселькупского района, представителя третьего лица –ОМВД России по Красноселькупскому району, исследовав представленные материалы, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
С 15 сентября 2015 года вступил в силу Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).
Согласно положениям ч.1 ст.1 указанного Закона, настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
В силу положений ст.39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Статьей 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в г. Вене 08 ноября 1968г. установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
Часть 3 статьи 55 Конституции РФ предусматривает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статьей 24 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ (в ред. от 13.07.2015) "О безопасности дорожного движения" (далее – Федеральный Закон) определено, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
В силу ст.5 указанного Федерального Закона, обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно ст.23 указанного Федерального закона, медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя: обязательное медицинское освидетельствование кандидатов в водители транспортных средств.
Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств ) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
Порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования, форма медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, порядок выдачи указанного медицинского заключения, порядок направления на внеочередное обязательное медицинское освидетельствование, порядок приостановления действия и аннулирования медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, порядок организации и проведения санитарно-просветительной работы по вопросам профилактики управления транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Обязательное медицинское освидетельствование проводится в медицинских организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность по оказанию соответствующих услуг (выполнению работ).
Обследование врачом-психиатром, врачом психиатром-наркологом осуществляется в специализированных медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения по месту жительства либо месту пребывания водителя транспортного средства (кандидата в водители транспортного средства).
По результатам обязательного медицинского освидетельствования медицинскими организациями выдается медицинское заключение о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств ) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
В силу положений пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются истечение установленного срока действия водительского удостоверения; ухудшение здоровья водителя, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами, подтвержденное медицинским заключением; лишение права на управление транспортными средствами.
Частью 1 статьи 23.1 вышеуказанного Федерального закона установлено, медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством. Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно Перечню медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 № 377 (в ред. от 23.09.2002 № 695) «О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"» общими медицинскими психиатрическими противопоказаниями к управлению транспортными средствами являются хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, эпилепсия с пароксизмальными расстройствами. Выраженные формы пограничных психических расстройств рассматриваются в каждом случае индивидуально. Дополнительные противопоказания алкоголизм, наркомания, токсикомания.
Согласно Инструкции о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания, утвержденной приказом Министерства здравоохранения СССР от 12 сентября 1988 года № 704, следует, что диспансерному учету и динамическому наблюдению в амбулаторных наркологических учреждениях (подразделениях) подлежат все лица, которым установлены диагнозы: хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания.
Таким образом, из системного толкования выше приведенных норм права и международного законодательства следует, что установление у гражданина прямого противопоказания к управлению транспортными средствами безусловно свидетельствует о наличии непосредственной угрозы для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.
Согласно представленных справки и карточки на водителя из ОМВД России по Красноселькупскому району ЯНАО, на имя Четыркина И.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 13.01.2017г. ему было выдано водительское удостоверение № категории «В, В1 (АS), С, С1, D1, BE, CE, C1E, DE, D1E» со сроком действия 20 лет, до ДД.ММ.ГГГГ. Также имеет удостоверение тракториста-машиниста серии № категории «А1,В,С,D,Е», выданное 28.12.2016г. Красноселькупской инспекцией технадзора, срок действия до 28.12.2026г.(л.д.29-32).
В судебном заседании установлено, что Четыркин И.И., 1970 года рождения, состоит на диспансерном наблюдении у врача нарколога в ГБУЗ «Красноселькупская ЦРБ» с ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом: «зависимость от алкоголя, средняя стадия (F10,252) (л.д.17-20,22).
Из представленной суду копии медицинской карты Четыркина И.И. и выписных эпикризов следует, что Четыркин И.И. находился на лечении в ЦРБ с диагнозом <данные изъяты> в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.23-28).
23.05.2014г. Четыркин И.И. под расписку был ознакомлен с правилами диспансерного наблюдения и предупрежден, что на период диспансерного наблюдения ему запрещено управление автотранспортом (л.д.21).
Согласно информации ГБУЗ ЯНАО «Красноселькупская ЦРБ» оснований для снятия с диспансерного и профилактического наблюдения у Четыркина И.И. в настоящее время нет. Медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами у него также нет (л.д.15-16).
Ответчиком Четыркина И.И. также не предоставлено доказательств наличия у него ремиссии или стойкой ремиссии, а судом таких доказательств не добыто.
Поскольку ответчик состоит на диспансерном наблюдении в ГБУЗ ЯНАО «Красноселькупская ЦРБ» у врача нарколога с диагнозом: «зависимость от алкоголя, средняя стадия», то он имеет противопоказания к управлению транспортными средствами, следовательно имеются основания для приостановления действия права управления транспортными средствами в соответствии с водительским удостоверением, выданным ему 13.01.2017г., поскольку управление ответчиком транспортными средствами создает реальную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, либо причинения иного имущественного ущерба, чем могут быть нарушены как права и законные интересы граждан, так и интересы общества и государства.
При таких обстоятельствах требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц в данной части суд считает законными и обоснованными.
В соответствии с положениями ст.114 КАС РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
суд
Р Е Ш И Л :
Требования прокурора Красноселькупского района в интересах неопределенного круга лиц к Четыркину Ивану Ивановичу о приостановлении действия права на управление транспортными средствами до прохождения внеочередного медицинского обследования, и получения медицинского заключения об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами удовлетворить.
Приостановить право Четыркина Ивана Ивановича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения на управление транспортными средствами до прохождения им внеочередного медицинского обследования и получения медицинского заключения об отсутствии у него медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами.
Изъять у Четыркина Ивана Ивановича водительское удостоверение № на право управления автомобилем категории «В, В1 (АS), С, С1, D1, BE, CE, C1E, DE, D1E», выданного ОГИБДД МВД России по Пуровскому району со сроком действия 20 лет, до 13.01.2027 года.
Взыскать с Четыркина Ивана Ивановича государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей в бюджет муниципального образования Красноселькупский район.
Решение суда направить для исполнения в ГИБДД ОМВД России по Красноселькупскому району ЯНАО для изъятия водительского удостоверения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 1 (одного) месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Красноселькупский районный суд.
Судья И.В. Себехова
Решение в окончательной форме принято 19 июня 2017 года.