Решение от 19.10.2021 по делу № 33а-3079/2021 от 06.09.2021

Дело №33а-3079/2021 судья Левенкова Е.Е.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 октября 2021 года г.Тула

Судебная коллегия по административным делам Тульского областного суда
в составе:

председательствующего Назарова В.В.,

судей Исаковской Э.Л., Ретинского Д.А.,

при секретаре Кузнецовой Н.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика Черняева А.А. на решение Алексинского городского суда Тульской области от 15 июня 2021 года по делу по административному иску УФНС России по Тульской области к Черняеву А.А. о взыскании недоимки и пени по транспортному налогу.

Заслушав доклад судьи Исаковской Э.Л., судебная коллегия,

установила:

Управление Федеральной налоговой службы по Тульской области (далее – УФНС России по Тульской области) обратилось в суд с административным иском к Черняеву А.А. о взыскании недоимки и пени по транспортному налогу. В обоснование исковых требований указала, что в соответствии с п. 4 ст. 85, 357 Налогового кодекса РФ в УФНС России по Тульской области поступили сведения о том, что налоговым агентом за 2018 год с Черняева А.А. не удержан транспортный налог в размере 8 595,00 руб. На основании ст.228 НК РФ налоговым органом исчислен транспортный налог за 2018 года, Черняеву А.А. направлено налоговое уведомление № от 04.07.2019 по сроку уплаты 02.12.2019. Черняев А.А. начисленный налог не оплатил, в связи с чем, в соответствии со ст.69 НК РФ ему направлено требование № на сумму недоимки в размере 8595,00 рублей и пени в размере 101 рубль 21 копейка по сроку уплаты до 10.03.2020, которое было оставлено без удовлетворения. Указанная задолженность взыскивалась в порядке приказного производства, однако после поступления от Черняева А.А. возражений, судебный приказ определением мирового судьи судебного участка № 2 Алексинского судебного района от 20.08.2020 был отменен. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим административным иском. Ссылаясь на изложенные обстоятельства и нормы права, административный истец просит взыскать с Черняева А.А. недоимку по транспортному налогу в размере 8595 рублей и пени в размере 101 рубль 21 копейку.

Представитель административного истца УФНС России по Тульской области в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором указал, что административные исковые требования поддерживает в полном объёме.

Административный ответчик Черняев А.А. в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени дне рассмотрения дела извещался надлежащим образом.

Решением Алексинского городского суда Тульской области от 15.06.2021 административные исковые требования удовлетворены, постановлено взыскать с Черняева А.А. в пользу УФНС России по Тульской области задолженность по транспортному налогу за 2018 года в размере 8 595 рублей 00 копеек и пени в размере 101 рубля 21 копейки.

Этим же решением с Черняева А.А. в доход бюджета муниципального образования муниципального образования город Алексин взыскана государственная пошлина в размере 400 рублей.

В апелляционной жалобе административный ответчик Черняев А.А. выражая несогласие с решением суда указал, что автомобиль «Ниссан», за который взыскан транспортный налог был продан, в связи с чем решение постановлено при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.

На данную апелляционную жалобу административным истцом поданы возражения.

Административный истец Черняев А.А. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, в соответствии с частью 1 статьи 96 КАС РФ - заказным письмом с уведомлением. Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № отправление ожидает адресата в месте вручения.

Также информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с частью 7 статьи 96 КАС РФ размещена на сайте Тульского областного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Согласно пункту 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" бремя доказывания того, что судебное извещение или вызов не доставлены лицу, участвующему в деле, по обстоятельствам, не зависящим от него, возлагается на данное лицо (часть 4 статьи 2, часть 1 статьи 62 КАС РФ).

Судебное извещение административному истцу Черняеву А.А. направлено своевременно и не получено им по обстоятельствам, зависящим от него, в связи с чем он считается извещенным о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Согласно части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, и их представителей, участвующих в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу.

В соответствии со ст.150 КАС РФ судебная коллегия рассмотрела административное дело по апелляционной жалобе в отсутствие извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом и не просивших об отложении судебного разбирательства представителя административного истца УФНС России по Тульской области, административного ответчика Черняева А.А.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ст.57 Конституции Российской Федерации, ст. 3, подп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с п. 1 ст.45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или налогоплательщику требования об уплате налога.

Пунктом 2 статьи 45 Налогового кодекса РФ закреплено, что если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч.1 ст.286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Как установлено судом и следует из материалов дела, за Черняевым А.А. были зарегистрированы на праве собственности в 2018 году транспортные средства: <...> государственный регистрационный знак №, <...> государственный регистрационный знак №.

Тем самым, Черняев А.А. является налогоплательщиком в 2018 году транспортного налога.

Как у собственника указанного имущества у Черняева А.А. возникла обязанность по уплате транспортного налога за 2018 год, в связи с чем, налоговым органом в его адрес было направлено налоговое уведомление № от 04.07.2019 о необходимости его уплаты в размере 8595 рублей не позднее 02.12.2019.

В связи с неуплатой налога налоговым органом в адрес Черняева А.А. направлено требование № об уплате задолженности по состоянию на 28.01.2020 по транспортному налогу за 2018 год в размере 8595 рублей, исчисленных на данную сумму пени в размере 101 рубля 21 копейки со сроком исполнения требования до 10.03.2020.

Данное требование Черняевым А.А. исполнено не было.

Ст.356 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что транспортный налог является региональным налогом, вводится в действие в соответствии с названным Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате только на территории субъекта Российской Федерации. Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных указанным Кодексом, порядок и сроки его уплаты. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

На основании п.п. 1 п. 1 ст.359 Налогового кодекса РФ, налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

На основании п. 1 ст.361 Налогового кодекса РФ, налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства и могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз.

На основании п. 1, п.2 ст.362 Налогового кодекса РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации, и исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с п.1 ст.361 Налогового кодекса РФ и п.1 ст.5 Закона Тульской области от 28 ноября 2002 года №343-ЗТО «О транспортном налоге», транспортный налог исчисляется с учетом мощности двигателя указанного транспортного средства и налоговой ставки.

Пунктом 2 ст. 52 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

Исчисление транспортного налога производится налоговыми органами.

На основании приказа Управление Федеральной налоговой службы по Тульской области от 16 сентября 2020 года №01-09-98@ Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №8 по Тульской области, обслуживающая налогоплательщиков, в том числе и Алексинского района Тульской области, реорганизована путем присоединения к УФНС России по Тульской области, которое является правопреемником Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Тульской области.

С учетом установленных обстоятельств и в соответствии с приведенными положениями закона, взыскиваемая сумма налога за 2018 год исчислена налоговым органом в налоговом уведомлении № от 04.07.2019 верно, в связи с чем транспортный налог подлежал уплате Черняевым А.А. в установленные в нем сроки.

В связи с неисполнением налогоплательщиком возложенных на него законом обязанностей по уплате налогов на основании ст. 69 Налогового кодекса РФ и в установленные п. 1 ст. 70 Налогового кодекса РФ сроки налоговым органом административному ответчику выставлено требование № по состоянию на 28.01.2020, в котором Черняеву А.А. предложено добровольно уплатить до 10.03.2020 транспортный налог за 2018 год в размере 8595 рублей, а также исчисленные на основании ст.75 пени в сумме 101 рубль 21 копейка.

В силу п.п.1 - 3 ст.75 Налогового кодекса РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Размер пени, исчисленных в налоговом требовании на недоимки по транспортному, земельному налогам, а также по налогу на имущество физических лиц за 2018 год является математически верным и соответствует положениям ст.75 Налогового кодекса РФ.

Налоговое уведомление и требование направлены Черняеву А.А. путем направления заказной корреспонденцией.

Данные обстоятельства подтверждены материалами дела и не оспаривались административным ответчиком в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, а также в апелляционной жалобе, поданной в Тульский областной суд.

Проверяя соблюдение порядка принудительного взыскания исчисленных налоговым органом сумм недоимок и пени по соответствующим видам налогов, судебная коллегия полагает, что он, не нарушен.

Согласно ч.1 ст.48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (ч. 2 ст.48 Налогового кодекса РФ)

В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Согласно материалу № 2а-1289/20 05.08.2020 Межрайонная ИФНС России № 8 по Тульской области обратилась к мировому судье судебного участка №2 Алексинского судебного района Тульской области за выдачей судебного приказа.

Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 2 Алексинского судебного района Тульской области от 06.08.2020 года с Черняева А.А. взыскана недоимка за 2018 год по транспортному налогу в размере 8595 рублей, пени в размере 101 рубль 21 копейка.

В связи с поступившими от Черняева А.А. возражениями определением мирового судьи судебного участка № 2 Алексинского судебного района Тульской области 20.08.2020 данный судебный приказ отменен.

Из исследованного административного дела № 2а-263/2021 следует, что после отмены судебного приказа налоговый орган 16.02.2021 обратился в Алексинский городской суд с административным иском о взыскании с Черняева А.А. недоимки за 2018 год по транспортному налогу в размере 8595 рублей, пени в размере 101 рубль 21 копейка.

Определением от 30.03.2021 поданное налоговым органом административное исковое заявление было оставлено без рассмотрения.

15.04.2021 налоговый орган вновь обратился в Алексинский городской суд с административным иском к Черняеву А.А. с аналогичными административными требованиями.

В данном случае обращение к мировому судье за выдачей судебного приказа, является обязательным, а обращение налогового органа в суд с административными исковыми требованиями, исходя из положений п.3 ст.48 Налогового кодекса РФ, возможно в течение шести месяцев со дня отмены судебного приказа.

Таким образом, в рассматриваемом случае указанные сроки соблюдены.

Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доводы по существу спора и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении административных исковых требований УФНС России по Тульской области.

Этот вывод мотивирован судом в постановленном по делу решении, подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами и не противоречит требованиям материального закона, регулирующего спорные правоотношения.

Судом первой инстанции правильно признаны несостоятельными доводы о том, что транспортный налог не подлежал исчислению в отношении автомобиля «Ниссан» государственный регистрационный знак М432ХВ71, поскольку данное транспортное средство административному ответчику не принадлежит.

Данные доводы опровергаются представленными в материалах дела доказательствами, согласно которым владельцем указанного транспортного средства является Черняев А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированный по адресу: <адрес>.

Судом верно обращено внимание на то, что в соответствии с положениями ст.357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст.358 указанного Кодекса, если иное не предусмотрено названной статьей.

В соответствии с п.4 ст.85 Налогового кодекса РФ на органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств возложена обязанность сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения.

Обязанность по уплате транспортного налога находится в зависимости от факта регистрации транспортного средства, а не от фактического владения, за исключением случаев, установленных налоговым законодательством.

Продажа либо утрата транспортного средства без снятия его с учета в регистрирующем государственном органе не освобождает налогоплательщика, являющегося физическим лицом, на которого зарегистрировано это транспортное средство, от обязанности по уплате транспортного налога.

Административным ответчиком не представлено доказательств, при наличии которых автомобиль <...> государственный регистрационный знак №, не мог являться в спорный налоговый период объектом налогообложения транспортным налогом (в том числе, обстоятельств, установленных п. 7 ч. 2 ст. 358, п. 17.4 Методических рекомендаций по применению главы 28 части второй Налогового кодекса РФ, утвержденных приказом МНС РФ от 9 апреля 2003 года), судом таких обстоятельств правомерно не установлено.

В соответствии с п.п. 60, 60.4 Административного регламента МВД Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД Российской Федерации от 07 августа 2013 года №605 (утратил силу с 1 января 2020 года), регистрация транспортного средства прекращается, в том числе, по заявлению прежнего владельца транспортного средства.

Доказательств невозможности снятия с регистрационного учета вышеуказанного транспортного средства по объективным причинам, административным ответчиком суду не представлено, равно как и доказательств обращения налогоплательщика в органы регистрации транспортных средств с заявлением о снятии спорного автомобиля с учета.

По аналогичным основаниям нельзя согласиться и с доводами административного ответчика о неправильном исчислении налога в отношении указанного транспортного средства, поскольку указанные суждения опровергаются представленными в налоговый орган в порядке ст.85 Налогового кодекса РФ сведениями, которые также проверены судом первой инстанции.

Факты получения налогового уведомления, требования, Черняевым А.А. не оспариваются.

Судом первой инстанции надлежащим образом определены налоговый период, налоговая база, проверен порядок взыскания суммы недоимки за 2018 по транспортному налогу, транспортный налог рассчитан налоговым органом математически верно, исходя из действующих налоговых ставок и сведений о регистрации имущества на имя административного ответчика.

Суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для дела, применил нормы материального права и дал надлежащую оценку установленным по делу обстоятельствам.

Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с решением суда, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к названным выводам со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом решении, и их правильность не вызывает сомнений у судебной коллегии.

Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, а также нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения. Оснований для признания ее неправильной судебная коллегия не находит.

Материалы дела свидетельствуют о том, что основания, предусмотренные ст. 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке отсутствуют.

Руководствуясь ст. ст. 308, 309, 310 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 15 ░░░░ 2021 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ 2 ░░░░░░ 318, ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 319 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33а-3079/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
УФНС по Тульской области
Ответчики
Черняев А.А.
Суд
Тульский областной суд
Судья
Исаковская Эльвира Львовна
Дело на сайте суда
oblsud.tula.sudrf.ru
06.09.2021Передача дела судье
05.10.2021Судебное заседание
19.10.2021Судебное заседание
02.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.11.2021Передано в экспедицию
19.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее